Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Охарактеризуйте основные этапы эволюции политических учений и заполните таблицу

  • Задание 1. С указанием источника информации


    Скачать 26.68 Kb.
    НазваниеС указанием источника информации
    Дата24.10.2020
    Размер26.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание 1 .docx
    ТипУчебник
    #145284

    1. Приведите не менее пяти примеров определения понятия «политика» с указанием источника информации (учебник, учебное пособие, электронный ресурс). б) Выберите одно определение политики и проведите экспликацию (лат. - развёртывание), то есть дайте своё понимание содержания и предназначения политики.

    А) ПОЛИТИКА - (греч. - государственные или общественные дела) - деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области государственного управления и международных отношений, определяемая классовыми интересами этой власти, партии, группы.

    Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

    ПОЛИТИКА - гр. politika искусство управления общественными делами) – одна из важнейших сфер жизни общества, связанная с согласованием интересов различных социальных групп («согласительное искусство») и формированием и реализацией общезначимых интересов, борьбой за политическую власть.

    Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

    ПОЛИТИКА - средства (силовые, экономические, информационные и др.), с помощью которых власть оказывает влияние на сущность и содержание правительственной деятельности. Сфера политики включает действия не только тех, кто осуществляет непосредственное правление, но и многих других социальных групп. Существуют различные способы, с помощью которых люди, не входящие в аппарат управления, могут оказывать влияние на политику (лоббирование).

    Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

    ПОЛИТИКА - (греч. «politika» – искусство управления обществом) – сфера деятельности, включающая отношения между социальными группами, политическими партиями, нациями и государствами, внутри общества и на международном уровне по поводу организации, завоевания, удержания политико-государственной власти.

    Источник: Мировая политика и международные отношения

    ПОЛИТИКА -(от греческого politika — государственные или общественные дела; полис — государство, политес — гражданин, полития — конституция). В современном понимании политика:
    -сфера публичных интересов и отношений;
    -целесообразная деятельность по реализации коренных интересов, выходящая за пределы внутреннего мира субъекта и охватывающая своим воздействием других участников отношений, имеющая публичное свойство, публичный характер;
    -искусство управления государством;
    -формирование и осуществление власти;
    -деятельность по достижению социально значимых целей;
    -отношения между большими социальными группами, институтами, государствами, в основе которых лежит регулирование их социального статуса и отношение к власти.

    Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

    Б) ПОЛИТИКА - (греч. «politika» – искусство управления обществом) – сфера деятельности, включающая отношения между социальными группами, политическими партиями, нациями и государствами, внутри общества и на международном уровне по поводу организации, завоевания, удержания политико-государственной власти.

    Источник: Мировая политика и международные отношения

    Важное предназначение политики - управление обществом в целом. Без политического руководства жизнь общества превратилась бы в бессистемное, анархическое, конфликтное столкновение разнообразных частных и групповых интересов. Поэтому, в первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества. Ее главное предназначение - урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов.

    2. Охарактеризуйте основные этапы эволюции политических учений и заполните таблицу:


    Этапы эволюции политических учений

    Содержание

    Представители политической мысли

    Основные работы

    Содержание политико-правового учения

    1. Политические теории Античности.


    Платон

    Аристотель

    Марк Туллий Цицерон

    “Государство”, “Политик”, “Законы”

    “Политика”

     “О государстве” и “О законах”

     Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал современную аристократию - правление философов-мудрецов. Именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Другие четыре формы государства – тимократия, олигархия, демократия, тирания - являются несовершенными. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений.

      Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как “политического животного”, в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан.

    Государство Цицерон трактовал  как “соединение многих людей, связанных  между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Их согласие основано на присущих человеческой природе качествах - разуме и справедливости, которые составляют естественное право, высший, истинный закон. Истинный закон, писал Цицерон, есть “разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая”.


    2. Политические теории Средневековья.



    Фома Аквинский

    Н. Макиавелли

    Томас Мор


    «О правлении властителей», «Сумма теологии»,

    “Государь”,

    “Размышления о первой декаде Тита Ливия”, "Утопия"


    Фома Аквинский обосновал существование общественного неравенства Божьей волей. Монархия, по Фоме Аквинскому, также установлена Богом, но светской власти принадлежат только тела людей, а их души – Богу через посредство церкви в лице папы. Поэтому папе должны подчиняться все, в т.ч. и монархи. Фома Аквинский был современником всплеска ересей и поэтому поддерживал инквизицию и казни еретиков. Он выступал за божественный характер власти, но полагал, что если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право сопротивляться такой власти.

    Н. Макиавелли - политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.

    Н. Макиавелли обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества. Он различал понятия “общество” и “государство”. Обозначая государство термином “stato”, он рассматривал его как политическую форму организации общества. Формы государства имеют концепцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Выделяя шесть форм государства, он рассматривал три из них как “дурные во всех отношениях” (тирания, олигархия и охлократия) и три - как “хорошие сами по себе” (монархия, аристократия, демократия). Наилучшей формой государства Н. Макиавелли считал смешанную, то есть умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении).

    Томас Мор доказывал, что все пороки и беды, все преступления в обществе исходят от частной собственности, а государство является результатом заговора богачей. Поэтому ее надо уничтожить и перестроить общество и государство на социалистических и гуманистических началах.

    3. Политические учения в период Нового времени.


    Т. Гоббс

     Ш. Монтескье

    Ж.-Ж. Руссо


    «Левиафан, или Материя, форма и власть государства»

    «О духе законов» 

    «Общественный договор»


     Т. Гоббс в своем трактате исходил из того, что в естественном, первобытном состоянии, когда нет власти, сдерживающей человеческие страсти, люди постоянно враждуют между собой. Такое положение побуждало искать выход. Люди отказались от естественных прав по самозащите, самоуправлению и добровольно перенесли их на государство. Государство, как мощное библейское морское чудовище Левиафан, держит людей в страхе, обеспечивая равную для всех справедливость путем установления законов. Граждане имеют право реализовывать свои права, делая все, что не запрещено законом. «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей...» 

     Ш. Монтескье вывел происхождение государства не из общественного договора. Для него государство возникает как закономерность постепенно развивающегося исторического процесса, одной из категорий которого является общий дух нации. На развитие духа нации воздействуют сначала физические причины затем и моральные факторы; действие последних с развитием цивилизации усиливается. Отсюда важность рационального устройства государственной власти. По Монтескье, считавшим лучшим республиканское устройство, которое он разделял на демократию и аристократию, для обеспечения законности и свободы власть следует разделить на следующие три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Самостоятельность судебной власти необходима для сдерживания первых двух, ибо только законы могут гарантировать свободу граждан.

    Ж.-Ж. Руссо в своем трактате разработал концепцию народного суверенитета. В отличие от либералов, также признававших естественное право народа на власть, которую он передает представительным органам, Руссо выступает за непосредственное управление государством всем мужским населением страны (непосредственная демократия). Верховенство (суверенитет) народа должно проявляться также в том, полагает Руссо, что он не считает себя связанным законами и в любой момент может изменить их и отстранить от власти правительство. При такой системе власти форма государства (управляет один, немногие или большинство) не имеет большого значения.

    4. Политическая наука в 19-20 веках.



     Макса Вебера

    Гарольд Лассуэл

    Г. Алмонд и С. Верба.

     

    "Экономика и общество"

    Теорию "политического психоанализа"


    Центральным понятием в системе Вебера является "господство", которое он, однако, отличает от власти, основанной на экономической силе. Господство, по его мнению, есть такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю второму путем обязующих приказов. Признавая роль насилия как основы государства, Вебер заявляет, что одного насилия недостаточно для возникновения и длительного функционирования системы господства. Для этого необходимо наличие и существование определенных ценностей, традиций, убеждений, норм и правил, на которых основывается послушание людей в обществе.

    В теории Лассуэла важнейшим фактором, обуславливающим отношение индивида к политике, является психологический механизм его личности. Опираясь на эту теорию, он разработал типологию политических личностей, выделил три типа политиков: администратор, агитатор, теоретик. Это обогатило концепцию политического лидерства.

    Г. Алмонд и С. Верба. заявляли, что в каждой общественно-политической системе и в каждой стране существует своя особая политическая культура, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление в политической жизни. Одновременно они утверждали, что смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская, а также гражданская культура, которая выступает как их смешивание на базе активистской культуры, всегда преобладают в истории.


    В таблице обязательно должна быть информация по четырём этапам эволюции политических учений:

    1. Политические теории Античности.

    2. Политические теории Средневековья.

    3. Политические учения в период Нового времени.

    4. Политическая наука в 19-20 веках.

    В каждом этапе эволюции должна быть представлена информация о трёх известных представителях политической мысли, их работах и содержании их политико-правового учения.

    3. Дайте определение понятию «гражданское общество» в широком и узком значениях. Объясните, как взаимодействуют между собой гражданское общество и государство, в чём заключаются главные проблемы их взаимодействия.

    В широком смысле гражданское общество – это всё, что не государство и прямо не подчинено государственному аппарату, поэтому в качестве главных институтов гражданского общества в данном его значении называют семью и хозяйство

    В узком смысле гражданское общество – это граждане как общественная сила, способная на равных взаимодействовать с государством и контролировать его.
    В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Основными элементами такого общества являются разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.


    написать администратору сайта