Главная страница

СРС основы выр чтения. Самостоятельная работа по дисциплине Основы выразительного чтения


Скачать 272.32 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа по дисциплине Основы выразительного чтения
Дата18.01.2023
Размер272.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСРС основы выр чтения.docx
ТипСамостоятельная работа
#892634
страница2 из 2
1   2
Тема 2.2. Правила для согласных звуков (10 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №5

Сделать письменный разбор отрывка из драматического произведения А.С.Грибоедов. "Горе от ума"

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Тема 3.1. Понятие «речевое звено». Паузы, люфт – паузы (10 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №6

Конспект «Знаки препинания, грамматические паузы»

РАЗДЕЛ II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.

Студенту следует знать, что знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора.

При чтении «про себя» мы не замечаем, как воспринимаем текст, не думаем о том, почему автор поставил тот или иной знак препинания. Над этим вопросом мы задумываемся лишь тогда, когда нам предстоит сделать текст «своим», усвоить способ автора выражать свои мысли; это нам нужно для того, чтобы точно передать мысли автора в устной форме.

Ведущим принципом современной пунктуации является логико-грамматический. Но интересы и исследования в области ритмомелодики речи в связи с пунктуацией. Эти исследования непосредственно связаны с выразительностью устной речи, что особенно важно для педагога. Мы учимся рассказывать, говорить. Поэтому нам особенно ценны те свойства пунктуации, которые помогают рождению живой и выразительной интонации.

А.П.Чехов называл знаки препинания «нотами при чтении». Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания на письме, то в педагогических вузах следует развивать особое внимание к индивидуальной авторской пунктуации, понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания при воплощении авторского текста в устный рассказ.

Мысль является главным возбудителем чувства. Чем глубже и ярче мысль, тем острее оценка фактов, тем выразительнее и разнообразнее речь.

Студенты педагогических вузов должны воспитывать в себе способность к образному мышлению, развивать фантазию, приучаться «выстраивать» свой рассказ по перспективе в определенной автором логике, последовательности.

Большую помощь в такой работе оказывает пунктуация. Но не следует рассматривать само значение правил пунктуации как ключ, которым можно открыть любую дверь. Этот ключ действует только в руках мыслящего, творческого, много практически работающего человека.

Знаки препинания возникли сначала из потребности разделить письменный текст на определенные части в соответствии со смысловой структурой устной речи. А затем, с развитием литературы, возникла необходимость указать на связь одной мысли с другой, на выражение определенных чувств.

ТОЧКА


Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа.

Голосовые изгибы, не подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны, как бы низко мы не опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на вопросе.

Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчивающиеся точкой, помогают созданию энергичного ритма речи.

ЗАПЯТАЯ


Запятая ставится только внутри предложений. В простом предложении Она отделяет однородные члены предложения друг от друга, уточняющие обстоятельственные слова от общего обстоятельства места, времени и т.д., вводные слова, обращение и пр.

В сложном предложении она может отделять простые предложения внутри него, располагаясь перед союзом или союзным словом.

В бессоюзном сложном предложении запятая ставится преимущественно тогда, когда простые предложения, входящие в его состав, объединены сочинительной связью и эта связь между ними очень тесна.

В случаях противопоставления или уточнения смысла первой части сложного предложения во второй и т.д. запятая в бессоюзном предложении заменяется тире или двоеточием.

При относительной самостоятельности частей сложного предложения запятая заменяется точкой с запятой.

Запятая очень многозначна и потому требует в разных случаях разной интонации. Так, при перечислении, она требует последовательного повышения голоса. Это особенно важно помнить при передаче сложного синтаксического построения – периода.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ


Внимательно читая, например, произведения И.С. Тургенева, мы видим, как часто он прибегает к точке с запятой, когда рисует широкое полотно, в котором каждая подробность неотделима от всей картины.

Выделяя внутри большого куска текста какую-нибудь подробность, Тургенев приостанавливает на ней наше внимание, а потом ведет дальше и дальше, из отдельных картин составляя единое целое.

ДВОЕТОЧИЕ


Двоеточие часто соперничает с тире. Оба знака служат пояснению.

ТИРЕ


    Знакомясь с историей русской пунктуации, мы узнаем, что ученик М.В.Ломоносова А.А.Барсов впервые указал на новый знак препинания – «молчанку»; этот знак позже получил название «тире».

«Эта молчанка, - писал Барсов, - начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию впоследствии».

    Со временем эмоциональная наполненность тире несколько сгладилась, «жестокая страсть» чаще стала обозначаться с помощью других знаков, а вот «приготовлением к какому-либо неожиданному слову или действию» осталось. Паузы на тире обычно бывают значительными, с большой психологической нагрузкой, интонации яркие и выразительные.

    Тире относится к знакам, стоящим обычно внутри предложения. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений.

Два тире являются знаками выделяющими; ими отмечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение.

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК


    Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем, наряду с точкой, восклицательный знак служит разграничителем предложений.

    Так же как точка, восклицательный знак обычно завершает предложение. Он может быть выражен в устной речи очень разнообразно, в зависимости от содержания и действенных задач.

Взволнованный человек обычно широко пользуется всем диапазоном голоса, но даже на самых высоких нотах при восклицании слышится завершающая интонация. Голос не «повисает», как это бывает при многоточии, - он звучит определенно, конкретно, утвердительно.

    И все-таки интонация зависит прежде всего от контекста. Чувство – всегда результат оценки определенных событий.

 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК


    Вопросительный знак чаще всего ставится в конце предложения, заключающего в себе прямой вопрос, т.е. вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа.

Вопросительный знак имеет множество оттенков, зависящих от того, что спрашивается, кем, у кого, с какой целью.

Независимо от этого слова, в которых заключен вопрос, отмечаются в речи повышением голоса:

- Ты откуда, товарищ?

- Я здешний, из городка.

    Следует помнить, что верно поставленный вопрос активно требует ответа, добивается его. О том, как именно задает вопрос герой литературного произведения, мы обычно узнаем из ремарки автора.

    Вопросительная форма не всегда заключает в себе прямой вопрос. Часто она используется как особый прием эмоциональной речи – риторический вопрос.

 

МНОГОТОЧИЕ


    Для многоточия характерна интонация незаконченности. Этот знак требует т исполнителя большого мастерства, умения переключать звучащую речь в мысленную и снова продолжать говорить вслух. Обычно многоточие требует и длительной паузы.

    Причин, вызывающих перерыв в речи, много, и в зависимости от причины изменяется голосовое выражение многоточия. Перерыв в речи может объясняться волнением, а может и скудостью мысли.

В первом случае остановка может потребоваться в момент кульминации, а во втором интонации могут быть очень бедными, монотонными, однообразными.
Тема 3.2. Логическое ударение (10 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №7

Выберите художественное произведение, стихотворение, басню, сказку для дальнейшего исполнения, определить логическое ударение в предложениях.

Тема 4.1. Понятие литературный монтаж (5 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №8

  1. Дать определение понятия «Литературный монтаж».


МОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ (montage — по-французски «сборка», «подбор») — сборник хрестоматийного типа, тематически объединенный одним стержнем. От других типов сборника М. л. отличается своей установкой на показ того лица или события, которое взято тематически стержнем М. л. Отсюда и использование для обозначения сборников этого типа термина «монтаж», возникшего в кинотехнике и обозначающего соединение — в наиболее эффектной последовательности — отдельных заснятых моментов («кадров»).
Монтироваться может весьма разнообразный и часто разнородный материал: мемуары, официальные документы, автобиографические записи, произведения самих писателей, отзывы критиков, отрывки из исследований и пр.Иногда М. л. осложняется аппаратом примечаний, вводных и заключительных статей, хронологической канвой, вспомогательными ключами и т. п. В этой историко-литературной своей части М. л. иногда может представлять известную ценность. Документализм историко-литературного М. нисколько не снимает субъективности в освещении поставленной проблемы, освещении жизни писателя. Литературный же материал М. л., соединяя вырванные из контекста отрывки, художественно не претворенные, представляет обычно весьма спорную научную и художественную ценность. Преувеличенное значение М. л., составленному из отрывков художественного текста, придавали формалисты-лефовцы. Эта неверная точка зрения основывалась на деидеологизации искусства, на понимании литературы как фактографии.

Иногда Млосложняется аппаратом примечанийвводных и заключительных статейхронологической канвойвспомогательными ключами и тпВ этой историко-литературной своей части Млиногда может представлять известную ценностьДокументализм историко-литературного Мнисколько не снимает субъективности в освещении поставленной проблемыосвещении жизни писателяЛитературный же материал Мл., соединяя вырванные из контекста отрывкихудожественно не претворенныепредставляет обычно весьма спорную научную и художественную ценностьПреувеличенное значение Мл., составленному из отрывков художественного текста



  1. Составить план «Литературного монтажа».

Процесс создания видеоролика подразделяется на три этапа: написание сценария, съемка, монтаж и озвучивание.

1 – этап - Сценарий

  • Составление сценарного плана

Сценарный план - это набросок будущего сценария, в котором кратко описаны основные сцены и элементы действия, в той последовательности, в которой действие будет происходить

Необходимо указать: идею, цель (для чего), целевую аудиторию (для кого), хронометраж ролика (мах кол-во времени на ролик), технологию создания.

  • Написание литературного и режиссерского сценария

Любой фильм имеет завязку (начало), развитие действия (основная часть) и развязку. Необходимо продумать начало, причем не начинать повествование издалека (потеря темпа фильма - это потеря зрителя). Основная часть - развитие действия, здесь протекают все главные события. Развязка - окончание фильма, герой достигает цели, выполняет поставленную задачу (или нет), т. е. происходит развязка действия.

Литературный сценарий - это литературно-драматическое произведение, служащее основой для постановки. В литературном сценарии нет четкой разбивки на планы, как в режиссерском. Он представляет собой словесное описание непрерывного действия, которое будет происходить на экране, включая диалоги и авторские ремарки. Литературный сценарий широко используется как основа для киносценариев и постановочных сценариев документальных фильмов.

РЕЖИССЁРСКИЙ сценарий чаще всего представляет собой таблицу из двух рядов, в одном из которых отображается словесное описание плана (видео), а во втором - все что касается звука (аудио): закадровый текст, диалоги, музыка, звуковые и шумовые эффекты. Режиссерский сценарий часто дополняется раскадровкой.

  • Раскадровка

Раскадровка - представляет собой небольшие рисунки кадров в той последовательности, в которой они будут представлены на экране. Она дает режиссеру четкое представление, что и как нужно снимать и является важным дополнением к режиссерскому сценарию

В описании плана обязательно обозначается его крупность – общий план (ОП), средний план (СП), крупный план (КП). Все планы имеют четкие границы. Также схематично обозначаются предполагаемые операторские приемы внутрикадрового монтажа (отъезд, наезд, панорама и т.д.).

  • Выбор типа видеоролика:

        Ролик-заставка  (статичный кадр, титры, закадровый голос)

Ролик-инструкция. (несколько статичных кадров)

Анимация. Здесь может быть 3 варианта: трехмерная анимация и двухмерная анимация, а также совмещение с видео.

Игровой ролик. Такие рекламные видеоролики еще называют постановочными.

2 - этап Съемка  

Съемка - один из самых ответственных этапов в создании фильма. События, которые вы собираетесь запечатлеть, неповторимы, поэтому нужно постараться, снимая их, не допустить ошибок, иначе на следующем этапе (монтаже) у вас могут возникнуть проблемы.

Основные приемы видеосъемки 

Наиболее употребительное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный.

Общий план показывает пространство, характеризует среду, в которой действует герой.

Средний план дает информацию о действии, Видна обстановка, участники и сам процесс действия во времени и пространстве.

Крупный план главный источник изобразительной информации о герое. Журналист и оператор решают, кого и что снимать, определяют роль крупного  плана. Момент раскрытия характера, эмоциональное состояние героя улавливается  разными методами и способами съемки «с провокацией», с помощью «привычной», «скрытой» камеры и т.д.

Наиболее точное – на шесть видов:

1) дальний план (человек и окружающая его обстановка),

2) общий план (человек во весь рост),

3) средний план (человек до колен),

4) поясной план (человек до пояса),

5) крупный план (голова человека),

6) макроплан (деталь, например глаз).

Здесь необходимо заметить, что на некоторых телестудиях слово «план» употребляется как понятие, выражающее протяженность во времени, которое следовало бы выражать словом «кадр» в его втором значении (т. е. часть фильма или передачи, снятая «одним взглядом» камеры). Так говорят о «длинном (или коротком) плане», тогда как следует говорить о длинном (или коротком) кадре. План же может быть более или менее крупным, но не может быть более или менее длинным.

Деталь – имеет большую смысловую нагрузку. Многозначительность. До и после детали должен быть показан средний или общий план для соизмерения с объектом.

Ракурс - технический и творческий операторский прием, выражающий смысловое и эмоциональное  отношение к предмету. Например, великий, торжествующий - нижний ракурс, несчастный, побежденный верхний ракурс.

Кроме этого определенный ракурс может быть использован для наилучшего осмотра объекта, для пространственной ориентации.

Плавающий фокус – перевод фокуса с объекта переднего плана на объект в глубине кадра или наоборот возникает пространственный эффект за счет использования принципа малой глубины резкости.

 Панорама - поворот или наклон камеры для изменения направления съемки. Любая панорама должна начинаться и заканчиваться статичным планом (без движения камеры) - иначе предыдущий и последующий планы плохо смонтируются с панорамой. Важно отметить, что движение камеры во время панорамирования должно быть равномерным, без рывков и остановок, таким, как если бы по этой траектории скользил только наш взгляд.

Стабильность изображения. Обычно у маленьких любительских камер есть большая проблема – неустойчивость изображения, рывки, дрожание камеры даже у тех, что имеют оптические стабилизаторы. Этого можно избежать используя различные штативы: триподы, моноподы, штативы с упором в плечо или в грудь.

ZOOM - это больное место начинающих видеосъемщиков. Кнопка трансфокатора притягивает как магнит, и ее начинают использовать без всякой меры. Кроме того, что многочисленные "наезды" и "отъезды" совершенно неуместны, вы получите еще и ухудшение качества. При увеличении объекта значительно усиливается дрожание, это физическая закономерность

Часто оператор, включив камеру, подолгу ходит, переводя ее с объекта на объект, пользуясь трансфокатором. Это называется "длинный кадр". Такое видео производит удручающее впечатление. Обратите внимание, что в любом фильме кадр сменяется примерно через 5 секунд, а то и чаще. Сегодня, когда будете смотреть телевизор, считайте, сколько длится отдельный кадр, насчитаете в среднем 5 секунд.

Освещение (свет) Правильно подобранное освещение позволяет наиболее полно передать эмоциональный характер сцены, выражение лиц действующих персонажей, окружающую их обстановку. Мы видим пространство и предметы в нем объемными, и передать эту трехмерность на плоском телеэкране помогает не только правильная композиция кадра, но и освещение. Рисующий свет - направленный пучок параллельных лучей. Это основной вид освещения: он формирует у зрителя представление о том, откуда исходит главный источник света, образует полутени или резкие тени, за счет чего усиливается воспроизведение объемных форм. Такое освещение можно наблюдать в солнечную погоду (рассеянный свет небесной сферы и направленный свет пучка параллельных солнечных лучей). Менее яркие приборы с рассеивающими сетками составляют моделирующий свет. Заполняющий свет - рассеянный световой поток, не образующий теней на объектах съемки. Такой свет можно наблюдать в облачную погоду. Заполняющий свет создается осветительными приборами рассеянного света для того, чтобы высветить затененные участки и обеспечить достаточную проработку деталей объекта. Заполняющий и рисующий приборы, как правило, располагают по разные стороны оптической оси камеры. Контровой свет дает прибор, расположенный сзади объекта съемки и освещающий его сверху. В результате на объекте образуется светлая окантовка, которая придает изображению живописный вид и позволяет отделить его от фона. Фоновый свет получают от приборов, направленных на фон - то, что расположено сзади главных объектов. Соотношением рисующего и заполняющего света будет определяться характер освещения.

Чтобы съемка получилась качественной и меньше работы было при монтаже:

  • Держим камеру жестко или пользуемся штативом.

  • Не снимаем на ходу.

  • Зумом не злоупотребляем , а если пользуемся, то плавно.

  • Очень осторожно и аккуратно снимаем панораму, не спешим, в начале и конце делаем остановки.

  • Не снимаем "длинный кадр", меняем ракурсы.

  • Держим вертикаль, не заваливаем камеру набок.

  • Не допускаем резких перепадов освещенности, следим за балансом белого цвета.

  • Следим за состоянием камеры.

3-этап Монтаж и озвучивание

Монтаж осуществляется в таких программах как:  Windows Movie Maker,  Pinnacle Studio

Функция монтажа сводится к отбору материала к тому, чтобы с помощью последовательного соединения изображений передать логику развития происходящих на экране событий, т.е. Монтаж - компоновка отдельно снятых "кусков", беспорядочные и несвязные, в одно целое, сопоставляет отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмичной последовательности

Кадр – основная ячейка экранного произведения. Монтажный кадр часть большого целого (эпизода, фильма, телепередачи) – звено в монтажной цели.

Монтаж – это ряд операций, в результате которых отснятые в разное время эпизоды соединяются согласно сценарию в единое целое

Для монтажа используется монтажный лист. В нем прописаны последовательность кадров (раскадровка), все реплики, музыкальные вставки, титры и пр. В соответствии с кадрами.

Перечислим некоторые из типичных приемов, поскольку возможности монтажа безграничны.
  Простейшим является метод последовательности повествования, когда эпизоды монтируются в хронологическом порядке. Сюжет может включить большой отрезок времени и оказаться сжатым, к примеру, до одной части, т.е. десяти минут.

  Метод параллельного монтажа заключается в том, что два события, связанные между собой по сюжету, показываются попеременно, одно за другим.

  Используя метод строящего монтажа, можно так оригинально скомпоновать отснятый материал, что кадры приобретут совершенно новый смысл, которым до этого не обладали.

  Метод интеллектуального монтажа – наиболее сложный, был теоретически обоснован С.Эйзенштейном. Выдающийся режиссер считал, что вместо соединения кадров в плавной последовательности повествование должно строиться по принципу столкновения содержания кадров. По его мнению, «от столкновения двух данностей возникает мысль».

часто применяется клиповый монтаж - очень плотная нарезка, хронометраж каждого плана может быть несколько кадров. Часто в рекламных фильмах и роликах применяется внутрикадровый монтаж. В кино его называют комбинированными съемками. Это компоновка в одном кадре нескольких  изобразительных составляющих. Также в кадр вводятся дополнительные спецэффекты, титры и различные вставки. Простой пример - рекламный ролик, где все действие снято на видео или кинопленку, а затем в кадр вводится какой-нибудь мультипликационный персонаж, являющийся главным героем действия. Часто применяют межкадровый видео монтаж. Популярный вид видео монтажа , когда планы монтируются в определенной последовательности чтобы подчеркнуть или ярко выделить какую-либо деталь или передать настроение. Примером может служить такой видеоряд: выход из затемнения плана полупустого парка, на камеру идет женщина средних лет, о чем-то думает, она идет мимо скамейки на которой сидит влюбленная парочка, они оборачиваются на женщину, героиня не смотря на них идет дальше, погруженная в свои мысли. За время ее прохода видеоряд может меняться, допустим, с дерева полетел лист, мужчина выгуливает собаку, провожает взглядом женщину, дворник подметает опавшую листву, как-бы расчищает перед ней дорогу и т.д. Мы ясно даем понять зрителю, что из всех, находившихся в парке важна именно эта женщина, которая отрешенно идет, обдумывая на ходу какую-то проблему.

При монтаже учитывается также движение и действие в кадрах. Если две сцены, связанные по смыслу, монтируются последовательно, то положение движущихся и неподвижных объектов не должно нарушить цельности восприятия.

 Как правило, не сочетаются куски, если они не совпадают по темпу и ритму. Задачи темпоритма определяются еще до съемки. Учитывая, что кадр должен демонстрироваться в течение определенного минимума времени, необходимого для нормального восприятия, каждый автор тем не менее сам устанавливает длительность кадров. Таким образом, продолжительность кусков в фильме зависит от его концепции, поставленных задач, контекста и уровня зрительского восприятия. При монтаже следует помнить, что длина куска – это элемент ритма сцены.

  Обычно, если первый кадр композиционно более сложный, то следующий за ним должен быть проще и короче. Единого ритма в фильме можно добиться путем сокращения кадров до минимально возможной длины. Это самый элементарный прием. Однако монтаж – это не только сборка кусков, составляющих картину, но и органичное чередование статики и движения разнообразных объектов и действий, смена которых и есть темпоритм законченного произведения.

  Монтаж включает в себя и тональное решение картины. в процессе монтажа кадры, расположенные рядом, не должны резко отличаться по освещенности, тональности и цвету.

                Озвучивание

Звуковые дорожки: прямо с видео, музыкальная подложка, отдельная «озвучка».

Для полной картины, итога необходимы и важны такие способы озвучивания как:

  1. Музыка. Музыкальное сопровождение какого-либо видео действия.

  2. Шумовое сопровождение - спецэффекты. Звуки природы, города, для большей реалистичности восприятия.

  3. Голос за кадром. Должен соответствовать всей композиции ролика

Ко всему прочему, все это должно укладываться по продолжительности, голос и музыка сочетаться с действием.

Тема 4.2. Понятие литературная композиция ( 5 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №9

  1. Дайте определение понятию «Литературная композиция».

Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, — это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, «система соединения знаков, элементов произведения». Композиционные приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом, направленно «подают» читателю воссозданную предметность и словесную «плоть». Они обладают уникальной энергией эстетического воздействия. Термин произошел от латинского глагола componere, что значит складывать, строить, оформлять. Слову «композиция» в его применении к плодам литературного творчества в большей или меньшей мере синонимичны такие слова, как «конструкция», «диспозиция», «компоновка», «организация», «план». Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Это, утверждает П.В. Палиевский, — «дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое Ее цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи».



  1. Перечислите способы построения материала литературной композиции.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы:

  • действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");

  • автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);

  • автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);

  • нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;

  • автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";

  • композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");

  • нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Блока "Незнакомка" полностью, иначе наши рассуждения будут вам непонятны. Обратите внимание на первую и седьмую строфы, вслушиваясь в их звучание:


1-я строфа

      

7-я строфа

По вечеРам над РестоРанами
ГоРячий воздух дик и глух,
И пРавит окРиками пьяными
Весенний и тлетвоРный дух.

      

И кАждый вечер, в чАс нАзнАчеННый
(Иль это только снится мне?),
Девичий стАн, шелкАми схвАчеННый,
В тумАННом движется окне.

Резко и дисгармонично звучит первая строфа - из-за обилия [р], которое будет, как и другие дисгармоничные звуки, повторяться и в следующих строфах вплоть до шестой. Иначе и нельзя, ведь Блок здесь рисует картину отвратительной обывательской пошлости, "страшного мира", в котором мается душа Поэта. Так представлена первая часть стихотворения. Седьмая строфа знаменует переход в новый мир - Мечты и Гармонии, и начало второй части стихотворения. Этот переход плавен, сопровождающие его звуки приятны и мягки: [а:], [нн]. Так в построении стихотворения и с помощью приема так называемой звукописи Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

Композиция произведения может быть тематической, при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше характерен лирике. Различают три вида такой композиции:

  • последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения ("Цицерон", "Silentium", "Природа - сфинкс, и тем она верней…" Тютчева);

  • развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения ("Море" Жуковского, "Я пришел к тебе с приветом…" Фета);

  • сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие ("Незнакомка" Блока); такая композиция строится на приеме антитезы, или противопоставления

Тема 5.1. Художественное слово как вид искусства в системе работы над сценической речью. ( 5 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №11

Прозаический материал для дошкольников с позиции формирования их дальнейшего репертуара.

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями является неотъемлемым компонентом воспитательной работы детского сада.

Поэтическое искусство развивает у детей эстетическое восприятие текста, чувство гармонии, красоты, фантазии, инициативы, воспитывает художественный вкус, способность эмоционально откликаться на образное говорение.

Поэзия закладывает основы духовности, патриотизма, дает возможность ребенку воспринимать окружающий мир во всем его неразрывном единстве.

Для дошкольников поэзия — это, прежде всего, открытие. Открытие образного звучания слова, поэтической рифмы, волшебной мелодии, художественного образа.

Приобщение маленького слушателя к настоящим истокам высокой поэзии является основной целью работы воспитателей. Реализация этой цели во многом зависит от самого педагога, от его умения интересно, ярко, доступно донести художественный образ до ребенка, вызвать эмоциональный отклик на этот образ, раскрыть эстетические качества поэтического произведения.

Дошкольники должны не только послушать стихи, но и ощутить их в своем сердце. К.Чуковский назвал такой процесс приобщения ребенка к поэтическому искусству «стихотворным воспитанием».

Примеры материала:

Стихи 

1. Агния Барто. У нее имеются стихотворения для малышей, это «Идет бычок качается», «Уронили мишку на пол» и т.д. 

2. Самуил Маршак. Малышам будет интересен цикл «Детки в клетке». 

3. Владимир Маяковский стихотворение «Что такое хорошо...». 

4. Корней Чуковский отечественный писатель, автор «Ежики смеются», «3 хорошенькие свинки» и т.д. 

5. Ирина Токмакова. «Медведь», «10 птичек - стайка» 

6. Борис Заходер. «Кискино горе», «Мохнатая азбука», «Подарил мне папа льва». 

Проза 

1. Владимир Сутеев - советский писатель и иллюстратор. Написал короткие рассказы «Под грибом», «Кто сказал Мяу?», «Цыпленок и утенок» и др. 

2. Геннадий Цыферов писал детские рассказы и сказки в советское время. Малышам рекомендуется почитать «Про чудака лягушонка». 

3. Мария Кутова «Сказки от слез». 

4. Русские народные сказки - это сказки на все времена. Самые известные - «Колобок», «Лиса и волк», «Теремок». 

5. Лев Толстой, как известно, тоже писал для детей. Рассказы из Азбуки будут интересны современным дошкольникам. 

6. Константин Ушинский - известный русский писатель и педагог. Написал «Рассказы о животных»,которые до сих пор являются классикой детской литературы. 

7. Евгений Чарушин - детский советский писатель. Его произведения отличаются особой добротой и теплом. Рассказы «Кошка», «Как Томка учился плавать».

Сообщение на тему «Основные принципы выбора репертуара для школьников младшего школьного возраста».

На примере фортепиано.

Отделение «Фортепиано» является одним из самых востребованных в Детской школе искусств, освоить курс обучения на котором желают многие учащиеся. Основная задача педагога – сделать занятия любимыми и интересными. Удовольствие от общения с прекрасным, удовлетворение своих эстетических потребностей, возможность проявить творчество на уроках фортепиано, все это приносит ребенку радость, а музыка становиться значимым компонентом жизни.

Пьесы малой формы согласно программным требованиям составляют значительную часть педагогического репертуара ученика-пианиста. В течение одного учебного года в младших классах изучается 10-12 пьес, в средних и старших классах 6-8 пьес различного характера, уровня сложности, стиля, жанра. Осмысленное, технически свободное исполнение произведений, с понимание замысла композитора и умением его передать, выразить в процессе музицирования, является главной целью изучения музыкальных произведений в классе фортепиано.

При выборе репертуара, предназначенного для изучения, педагог должен четко представлять, какие текущие педагогически задачи будут решаться при освоении того или иного музыкального произведения. Основные задачи:

Повышение исполнительского мастерства ученика;

Воспитание музыкального мышления, вкуса и творческого понимания музыки;

Расширение и накопление репертуара.

При выборе музыкальных произведений необходимо руководствоваться следующими принципами:

Индивидуальный подход (учет природных индивидуальных музыкальных способностей каждого ребенка);

Соответствие репертуара возрастным психолого-педагогическим особенностям ребенка;

Принцип доступности. Учет достигнутого уровня технической подготовки ребенка и его индивидуальных возможностей в скорости освоения материала. Процесс нельзя искусственно ускорять. Вместе с тем обучение не должно быть излишне легким. Уровень сложности выбирается оптимальным для мобилизации творческих сил учащегося. Все произведения нацелены на то, чтобы возможно ярче раскрыть лучшие природные задатки ученика;

Принцип последовательности и систематичности. Освоение «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Репертуар подбирается так, что параллельно развиваются техника ученика и его музыкальное мышление, происходит художественно-интеллектуальное развитие;

Принцип художественной ценности музыкального материала. Музыкальный материал, предназначенный для освоения, должен быть высокого художественного качества. Культурную и образованную личность возможно воспитать на высокохудожественных образцах мирового искусства, поскольку современная музыкальная педагогика на первое место ставит, прежде всего, воспитание личности;

Принцип педагогической целесообразности. В репертуар должны входить разнообразные произведения: полифонические, крупной формы, этюды, пьесы характерные и кантиленного характера. Все они служат для овладения спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм, освоения современные виды исполнительской техники игры на инструменте, овладения как можно большим и разнообразным по стилю, жанрам и форме музыкальным материалом, расширения багажа музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений;

Принцип активности. Ученику предоставляется в некоторой степени возможность свободы выбора. Репертуар выбирается с учетом его музыкальных пристрастий, интересов, вкуса, характера, пожеланий;

Перспектива дальнейшего концертного выступления. Важно учитывать, какое произведение в дальнейшем будет вынесено на зачет или экзамен, что будет исполнено на классном концерте, какие пьесы следует готовить для конкурсного выступления. Некоторые из произведений предназначены для ознакомительного изучения, другие доводятся до возможной степени законченности.

Изучаемый репертуар необходимо соизмерять с возрастом ребенка. В младших классах целесообразно разучивать небольшие пьесы-действия с подтекстовкой, в основе которых лежат образы и действия, близкие и знакомые ему в эмоционально-ассоциативном восприятии. Это могут быть пьесы, вязанные с образами животных, природы, сказочными персонажами. Программные пьесы широко включаются в репертуар учеников младших классов. Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. В старших классах ученики активно воспринимают пьесы, требующие абстрактного мышления, воображения, фантазии. Эмоциональное восприятие усложняется и расширяется. В репертуар включаются непрограммные произведения.

В репертуаре младших классов большое место занимают пьесы жанровые, т.е. пьесы имеющие ярко выраженную жанровую принадлежность: марш, песня, танец.

Начало обучения плодотворно начинать с такого жанра, как марш. Шаги под музыку – знакомо, понятно и доступно детям с самого раннего возраста, с занятий в детском садика. Восприятие метра, ритма, пульса, размера в таких произведениях не составляет труда для детей, способствует поддержанию интереса к занятиям, и служит базой для восприятия и развития более сложных понятий. На подобном репертуаре хорошо формируется координация движений. Легко и доступно исполнение маршевых пьес в ансамбле с педагогом. Художественный образ и исполнительские задачи понятны ребенку и вызывают интерес.

Пьесы танцевального жанра также с удовольствием воспринимаются учениками младших классов. Чаще всего в сборниках по фортепиано можно встретить польки, вальсы, мазурки. Пьесы танцевального характера позволяют познакомить ученика с разнообразными доступными приемами аккомпанемента: бас-аккорд (интервал), разложенное трезвучие, аккордовое сопровождение. Все эти приемы пригодятся ученику в дальнейшей практике. Вырабатывается навык исполнения аккордов и двойных нот, укрепляются аппликатурные навыки, осваиваются различные метро-ритмические комбинации. Чаще всего именно в таких пьесах происходит первое знакомство с педализацией в простом приеме – соединение баса с аккордами.

На протяжении всего периода обучения в репертуар обязательно включаются пьесы кантиленного характера («песня»), в основе которых, как правило, лежат приятные красивые мелодии. Фортепиано – инструмент ударно-клавишный, поэтому умение «петь» на фортепиано – один из важнейших навыков. На кантилене вырабатывается один из самых основных приемов звукоизвлечения - legato. Кантиленные пьесы необходимо постоянно включать в репертуар учащихся во всех классах, для выработки осознанного отношения к фразировке, «дыханию» мелодии, развития слухового контроля.

Программные названия пьес, увлекательные и красочные, возбуждают фантазию, воображение и интерес ребенка: А. Жилинскис «Марш зайчиков», И. Беркович «Танец куклы», К. Лонгшамп-Друшкевичова «Марш дошкольников», Б. Берлин «Марширующие поросята», «Песенка цветов», Э. Сигмейстер «Песня в темном лесу»,Н. Бараускас «Колыбельная моей черепашечки», Е. Накада «Танец дикарей» и др.

Программные характерные пьесы, подвижные, энергичные, с интересными названиями стимулируют творческую инициативу ребенка, вызывают желание их освоить. В процессе работы над характерными пьесами происходит закрепление основных приемов звукоизвлечения различными штрихами, освоение динамических оттенков, педализации, понимание гармонических особенностей, осознание важности цезур и «дыхания» в музыке. Происходит знакомство с национальной музыкой. Все это особенно важно на начальном этапе обучения, так как служит базой для дальнейшего развития пианистических навыков.

Неотъемлемой частью педагогического репертуара учащихся в последние годы стали пьесы эстрадно-джазового направления, популярные переложения современной эстрадной музыки, музыка из кинофильмов и мультфильмов. Джазовые произведения значительно отличаются от классической музыки по метро-ритмическому построению, приемам звукоизвлечения, характеру, педализации, агогике, таким образом расширяют кругозор и технические возможности учеников. Нотная литература предоставляет педагогу широкий выбор пьес, этюдов, переложений в джазово-эстрадном стиле.

Ученикам важно осваивать приемы игры на фортепиано не только на примере классических, но и на основе современного музыкального языка. В репертуар целесообразно включать произведения И. Якушенко, Л. Марченко, А. Бриль, М. Шмитца, Е. Бойко, О. Петерсона, А. Коровицына, Е. Весняка, В. Балаева.

Тема 5.2. Принципы работы с текстом (5 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №1

Сообщение на тему «Основные этапы работы с текстом».

Поскольку предметом работы является пересказ как приём обучения монологической речи, а пересказа не может быть без текста, то целесообразно будет рассмотреть основные этапы работы с текстом.

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Целями дотекстового этапа или по-другому - этапа антиципации, являются определение, формулировка речевой задачи для первого прочтения; создание необходимого уровня мотивации у учащихся; по возможности сокращение уровня языковых и речевых трудностей [49].

Данный этап предполагает следующие упражнения и задания: работа с заголовком; использование ассоциаций, связанных с именем автора (Ж. Верн, Р.Л. Стивенсон, А. Кристи и т.д.); формулировка предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, ознакомление с новой лексикой и определение тематики, проблематики текста на основе языковой догадки.

По заголовку можно попросить учащихся определить тематику текста, перечень поднимаемых в нем проблем, ключевые слова и выражения и так далее.

При использовании ассоциаций, связанных с именем автора можно задать такие вопросы, как К какому жанру можно предположительно отнести этот текст, Кто, по вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и так далее), Где и в какое время может происходить действие [47, с. 143].

Целями текстового этапа являются контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений [49].

На этом этапе рекомендуется использование следующих упражнений и заданий: найти ответы на предложенные вопросы / подтверждение правильности/ложности утверждений; подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; найти подходящее по смыслу предложение, попущенное в тексте / предложения со следующими словами / грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и так далее; найти описание внешности / места события / отношения кого-либо к чему-либо; догадаться о значении слова или слов по контексту/какой из предложенных переводов/ какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте/как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста [47, с. 145].

Послетекстовому этапу соответствует такая цель, как использование ситуаций текста в качестве языковой/речевой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Отметим, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, если текст используется для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, т.е. умений говорить и писать на иностранном языке. Этот этап представляет для нас наибольший интерес, поскольку темой нашей работы является совершенствование речевых умений [6, с. 18].

На данном этапе возможно использование следующих упражнений и заданий: опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать, что…; охарактеризовать…; сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста, обосновать свой ответ; сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор; составить план текста, выделив его основные мысли; рассказать текст от лица главного героя; кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к тексту/ дать рецензию на текст и так далее; придумать, что могло бы случиться, если бы …, придумать новый конец текста; придумать новое название; подобрать/отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста; взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и так далее. [47, с. 160]

Проанализировав предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы, можно сделать вывод, что при работы с текстом использование всех трех этапов целесообразно и обязательно. Как уже отмечалось, послетекстовый этап представляет для нас наибольший интерес, так как именно на этом этапе у учащихся формируются и совершенствуются речевые умения. Более того, дети учатся мыслить критически и выражать связно свои мысли на иностранном языке.

Стоит отметить, что наличие всех трех этапов работы над текстом способно гарантировать развитие речевых умений учащихся.

Разобрать отрывок из произведения Л.Н.Толстого «Война и мир» /Описание дуба/.

Описание дуба


КнЯзь АндрЕй вИдел перЕд собОй огрОмный, в два обхвАта дуб. ОднАко сукИ и кОра его бЫли облОманы, потомУ что дЕрево бЫло довольнО стАрым. На корЕ бЫли «стАрые болЯчки».

Дуб в ромАне олицетворЯется: как человЕк, дЕрево имЕет пАльцы и рУки, котОрые бЫли «огрОмными», «неуклЮже, несимметрИчно растопЫренными», «корЯвыми».

Дуб стоЯл на краЮ дорОги, что подчЕркивает его одинОчество. Он одИн был «стАрым, сердИтым и презрИтельным урОдом» средИ «улыбАющихся» берЕз. НесмотрЯ на то что под дУбом бЫли цветЫ и травА, он все равнО стоЯл «хмУрясь, неподвИжно, урОдливо и упОрно».

ТОлько дуб, котОрый вИдел АндрЕй БолкОнский, не хотЕл «подчинЯться обаЯнию веснЫ». Он не вИдел ни эту вЕсну, ни сОлнце. Дуб бУдто бы говорИл, что все это – «глУпый бессмЫсленный обмАн» и что он не вЕрит Этим надЕждам и обмАнам.

ОднАко при слЕдующей встрЕче кнЯзя Андрея с этим же дУбом он был без корЯвых пАльцев и без болЯчек. НаоборОт, через корУ пробивАлись «сОчные, молодЫе лИстья». В нем не бЫло вИдно «стАрого гОря и недовЕрия».

1   2


написать администратору сайта