Главная страница

самостоятельная работа по теме 3.1. Самостоятельная работа по теме Обучающийся Гаврилова Мариалина Сергеевна Преподаватель


Скачать 2.61 Mb.
НазваниеСамостоятельная работа по теме Обучающийся Гаврилова Мариалина Сергеевна Преподаватель
Дата04.01.2023
Размер2.61 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файласамостоятельная работа по теме 3.1.doc
ТипСамостоятельная работа
#872775

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Культурология

Самостоятельная работа по теме 3.1.


Выполнил:

Обучающийся Гаврилова Мариалина Сергеевна

Преподаватель:

Чепрунова Дарья Владимировна


Задание 1. Выдающиеся мастера эпохи Возрождения

Рафаэль (Раффаэлло Санти) (Raphael (Raffaello Sanzio)) (1483-1520 гг.), итальянский живописец и архитектор. В творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения (Ренессанс). Работал в мастерской Перуджино. С 1504 по 1508 гг. жил главным образом во Флоренции, где под влиянием Леонардо да Винчи и Микеланджело его творчество обрело зрелость. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду ("Мадонна Грандука").

В 1508 г. по приглашению папы Юлия II приезжает в Рим - именно в этом городе художнику предстояло прожить до конца жизни. По приезде немедленно приступил к выполнению чрезвычайно почётного заказа - росписи парадных залов (станц) Ватикана. В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие ("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила") (1509-1511 гг.), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество.

До конца жизни у Рафаэля было много заказов, и ему приходилось прибегать к услугам помощников, преимущественно для декоративных работ. Уровень его мастерства последних лет лучше виден в портретах, которые ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека. Кроме живописи, Рафаэль получил также всеобщее признание как архитектор, заняв в 1514 г. после смерти Браманте пост архитектора собора Св.Петра. Несмотря на раннюю смерть, в возрасте 37 лет, Рафаэль оказал огромное влияние на творчество и образование художников, как своего времени, так и последующих веков.

Картины Рафаэля:


Три Грации Мадонна Грандука Святой Михаил и дьявол

1505 г. 1505 г. 1518 г.


Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519 гг.), итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным произведением "Поклонение волхвов" (Галерея Уффици, Флоренция). С 1481 до 1499 г. состоял на службе герцога Лодовико Моро, занимался вопросами гидротехники, организацией придворных фейерий.

В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (около 1495-1497 гг.). Из-за особенностей применённой им техники - масло с темперой - это произведение считают вершиной европейского искусства, сохранилось в сильно повреждённом виде. До 1506 г.

Леонардо да Винчи работал во Флоренции. В портрете Монны Лизы ("Джоконда", около 1503 г.) воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния. Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-1507 гг.), "Иоан Креститель" (около 1513-1517 гг.) и другие. В 1516 г. по приглашению Франциска I уехал во Францию, где скончался.

Многие из его произведений остались незаконченными, тем не менее они оказали огромное влияние как на современников, так и на последующие поколения художников. Леонардо да Винчи оставил огромное количество рисунков, которые хранятся главным образом в Королевской коллекции в Виндзорском замке. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи.

Картины Леонардо да Винчи


Монна Лиза(Джоконта) Дама с горностаем

Около 1503 г. 1490 г.

Лувр

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564 гг.), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выдающийся мастер эпохи Ренессанса. Учился во Франции у Гирландайо, испытал значительное влияние работ Джотто и Мазаччо, с которых увлечённо писал копии. В1496 г. Микеланджело переехал в Рим, где и создал свой первый шедевр - скульптуру "Пиета" (1498-1499 гг.) для собора. Св.Петра. Его мраморная статуя "Давид" (1501-1504 гг.) стала одной главной достопримечательностью Флоренции.

В 1505 г. Микеланджело получил от папы Юлия II два крупных заказа и снова уехал в Рим. Один заказ - на изготовление папской усыпальницы, однако, для неё была выполнена только скульптура "Моисей" (1513-1516 гг.). Вторым заказом была роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Именно эта грандиозная работа 1508-1512 гг., выполненная с поразительным совершенством, принесла Микеланджело славу величайшего художника своего времени.

Прожив во Флоренции с 1516 по 1534 г., Микеланджело вернулся в Рим, получив заказ написать фреску "Страшный Суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-1541 гг.). Это произведение с массивными фигурами устрашающей силы по духу было совершенно иным, чем фрески на своде капеллы. В тот период Микеланджело оставил живопись и отдавал много сил архитектуре. С 1546 г. руководил перестройкой собора Св.Петра, работал над проектом его купола.

Поэтические произведения Микеланджело, впервые опубликованные его внучатым племянником в 1623 г., дают возможность оценить другие аспекты многогранной личности великого мастера, глубже понять его отношение к вере, искусству и любви. Современники Микеланджело считали его гением наряду с великими Леонардо и Рафаэлем.

Картины Микеланджело:


Распятие Святого Петра Положение во гроб

1550 г. 1510 г.

Тициан (Тициано Вечеллио) (Titian (Tiziano Vecellio)) (около 1485-1576 гг.), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Глава венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). Когда Беллини умер (1516 г.), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. В Венеции создал великолепные монументальные алтарные образы ("Вознесении Марии", около 1516--1518 гг., церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари).

В 1533 г. император "Священной Римской империи" Карл V назначил его своим официальным художником. В 1548 и 1550 гг. Тициан посетил императорский двор в Аугсбурге, и во время второго визита познакомился с сыном Карла, будущим королём Испании Филиппом II, который стал его покровителем. Тициан продолжал активно работать до конца жизни, и pieta, которую он написал для собственной гробницы и которая осталась незаконченной, представляет собой одно из замечательнейших завещаний, когда-либо оставленных художником миру.

Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты, например "Оплакивание Христа" (около 1573-1577 гг.). Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита. Тициан в совершенстве владел масляной живописью и был первым мастером, наиболее полно использовавшим её художественные возможности; последние работы Тициана отличает поразительно свободная манера письма. О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно, и денег).

Картины Тициана:


Динарий Кесаря Любовь земная и Любовь небесная

1516 г. 1514 г.

Сандро Боттичелли (1444 – 1510) – флорентийский художник эпохи ренессанса, чьим настоящим именем было Алессандро ди Мариано Филипепи.

В своей биографии Боттичелли учился у Фра Филиппо Липпи, чья изысканная цветовая гамма проявляется в ранних работах художника. Такую тенденцию можно заметить на полотнах «Adoration of the Kings» (Национальная галерея, Лондон), «Chigi Madonna» (музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон).

Элементы более сильного стиля Поллайоло, Верроккьо вскоре стали проявляться в таких работах Боттичелли: «Fortitude» (галерея Уффици), «St. Augustine», «Portrait of a Young Man» (Уффици).

Боттичелли был одним из величайших колористов Флоренции, мастером ритмичных линий. Вскоре художник стал фаворитом Медичи.

В 1481 году папа Сикст IV попросил Боттичелли помочь в оформлении Сикстинской капеллы. Тогда Сандро Боттичелли было выполнено три библейских фрески. После этого он вернулся во Флоренцию, где наблюдался пик его популярности.

Затем Боттичелли поддался идеям Фичино и Полициано. Его мифологические аллегории «Spring, Birth of Venus, Mars and Venus», «Pallas Subduing a Centaur» упоминаются в основном как триумф любви над зверскими инстинктами. Вероятно, в 1490х годах художник работал над мечтательными иллюстрациями к «Divine Comedy». Он нарисовал несколько фресок для вилла Торнабуони в Лувре, создал серию излучающих свет Мадонн («Magnificat», «Madonna of the Pomegranate»). Согласно описаниям тех времен, Боттичелли восстановил знаменитую античную работу «The Calumny».

БИОГРАФИЯ ТИНТОРЕТТО

Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами. Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка. А вот дата его появления на свет остается загадкой: церковные записи говорят одно, биографы – другое, посему принято считать, что случилось это радостное событие в 1518 году. Наиболее полным источником информации о жизни художника остается книга Карло Ридольфи, который и сам большинство сведений получил у сына Тинторетто, Доменико. К тому же не исключено, что некоторые моменты биографии были подвергнуты правке ввиду неравнодушия Ридольфи к творчеству венецианца. О детстве Якопо известно очень мало, биограф ограничился заметкой о любви Тинторетто к рисованию и наблюдениям за работой отца. Уже подростком он решил обучаться живописи у Тициана, но был изгнан из мастерской спустя всего 10 дней. Бытует мнение, что причиной стала творческая ревность мастера, увидевшего талант юного художника, однако более вероятно, что произошел так называемый конфликт характеров. Имена дальнейших учителей в книге не раскрываются, хотя обучение как таковое, скорее всего, состоялось. Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца». В 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей. Ридольфи описывает жену художника особой прагматичной и в чем-то даже жесткой, но, видимо, он сумела стать доброй спутницей жизни и хорошей матерью. С самим Тинторетто смерть случилась в 1594 году, 31 мая, и до последнего дня он не прекращал творить. Отдать последние почести пришли его товарищи по цеху, представители городской знати и просто близкие люди.

ТВОРЧЕСТВО ТИНТОРЕТТО

В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков («Чудо св. Марка», 1548, Галерея Академии, Венеция). В 50-60-х гг. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину, использует мощные светотеневые эффекты. Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряжённость, переливы холодных изысканных оттенков (картины на темы легенды о св. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен. Главная работа Тинторетто — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88); в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. Лучшие портреты Тинторетто. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации.

Живописный язык Тинторетто воспринял ряд приёмов маньеризма, однако ему был чужд холодный формализм маньеристов. Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко. Многогранность и смелость исканий, яркая индивидуальная художественная манера Тинторетто делают его творчество значительным этапом искусства Позднего Возрождения.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Художник Тинторетто нарисовал 22-метровую картину. «Рай» был создан для Дворца Дожей. Для того, чтобы написать картину, Тинторетто нанял нескольких помощников. Когда работа была закончена, она стала самой большой в мире картиной, написанной маслом. На «Рай» ушло 10 лет. Работа была закончена и принята в 1588 году. Предварительный эскиз картины, сделанный художником, находится в Лувре.

В церкви Санта-Мария-делла-Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute) в Венеции хранятся работы Тициана, Луки Джордано, Пьетро Либери, Тинторетто «Брак в Кане». В 2010 году во время пожара в церкви пострадала картина Тициана «Давид и Голиаф» — ее залило водой. Венецианскую церковь Мадонна делл’Орто (Chiesa della Madonna dell’Orto) возвели в XIV веке. Изначально она носила имя Святого Христофора. Но в XV веке ее переименовали. В нескольких метрах от церкви была найдена статуя Мадонны с младенцем, которую позднее установили в храме. Считается, что статуя обладает чудодейственной силой. В церкви находится гробница Тинторетто.

Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди), флорентийский живописец раннего Возрождения, родился 21 декабря 1401 года в местечке Сан Джованни ди Вальдарно недалеко от Флоренции.

Его отец, молодой нотариус Джованни ди Моне Кассаи, умер в 1406 году, и вдова мона Джакопа вскоре вторично вышла замуж за пожилого состоятельного аптекаря. Томмазо и его младший брат Джованни, ставший впоследствии также художником, жили с семьей в собственном доме, окруженном небольшим участком земли.

Короткая жизнь Мазаччо – в его творчестве, так как биографических сведений о нем почти не сохранилось. Это был человек, одержимый искусством, безразличный ко всему, что лежало за его пределами, беспечный и рассеянный, и за эту рассеянность его и прозвали Мазаччо (ит. – мазила), но он был уважаем товарищами. Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства.

Предполагаемый учитель Мазаччо – флорентиец Мазолино. Огромное воздействие на юного художника оказало искусство Джотто, а также творческий контакт со скульптором Донателло и архитектором Брунеллески, который был одним из значительнейших деятелей флорентийского кватроченто (XV века). Видимо, Брунеллески помог Мазаччо в разработке сложной проблемы перспективы.

В то время, как Мазаччо начал свою деятельность, во Флоренции больших успехов достигла скульптура.

В живописи же, несмотря на реформу Джотто, все еще сильны были традиции старого. Мазаччо вместе с Брунеллески и Донателло возглавил реалистическое направление во флорентийском искусстве Возрождения.

Самое раннее из сохранившегося творческого наследия Мазаччо – картина, написанная около 1420 года для церкви Сант Амброджио, «Мадонна с младенцем и со св. Анной» (Уффици, Флоренция). Уже здесь он смело ставит те проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении всего XV столетия.

В 1422 году Мазаччо вступает в цех медиков и аптекарей, куда принимали и художников, а в 1424 году – в товарищество живописцев св. Луки.

В 1426 году он выполнил большой, состоящий из нескольких частей алтарь (так назывемый полиптих) для церкви дель Кармине в Пизе, части которого ныне рассеяны по музеям и собраниям разных стран мира (Лондон, Неаполь, Пиза, Вена, Берлин).

Основным трудом всей жизни художника были росписи капеллы Бранкаччи. Во Флоренции, на левом берегу Арно, стоит старинная церковь Санта Мариа дель Кармине. Здесь в 1424 году Мазолино начал роспись капеллы, расположенной в правой части трансепта. Затем работу продолжал Мазаччо, а после его смерти, много лет спустя, закончил Филиппино Липпи.

Две фрески – «Изгнание из рая» и «Чудо с динарием» (так наз. «Il tributo», иногда переводится как «Чудо со статиром») – бесспорно, написаны собственноручно Мазаччо около 1427 года. Им же частично исполнены и некоторые другие фрески по мотивам легенд о жизни святого Петра.

В «Изгнании из рая» (208 на 88 см) Мазаччо разрешил труднейшую для своего времени задачу правильного изображения и постановки обнаженной фигуры. В то время, как другие живописцы по средневековой традиции изображали человеческие фигуры так, что «ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках» (Вазари), Мазаччо придал им устойчивость.

Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их естественны, позы выразительны. Они бредут, спотыкаясь, охваченные безысходным отчаянием, покорные судьбе, преследуемые парящим над их головами ангелом с мечом в руках. Фигура ангела дана в сложном ракурсе: он несется из глубины, вперед на зрителя, чем усиливается иллюзия пространства.

Другая монументальная композиция «II tributo» (255 на 598 см) передает евангельскую легенду, в которой рассказывается о том, что сборщик податей, остановив Христа, идущего с учениками, потребовал с него подать. Христос приказал своему ученику апостолу Петру выловить рыбу из озера, вынуть из нее динарий (статир) и отдать монету сборщику. Эти три эпизода представлены в пределах одной фрески: в центре – Христос в кругу учеников и преграждающий ему путь сборщик; слева – апостол Петр вынимает из рыбы динарий; справа – Петр вручает сборщику деньги.

Мазаччо не нагромождает фигуры рядами, как это делали его предшественники, а группирует их сообразно замыслу своего повествования и свободно размещает в пейзаже. Одежды ложатся немногими спокойными складками, не скрывая, а подчеркивая «телесность» фигур и сообщая им строгую монументальность. С помощью света и цвета он уверенно и мягко лепит форму предметов. Причем свет, как и в «Изгнании из рая», падает соответственно направлению естественного освещения, источником которого являются окна капеллы, расположенные высоко справа.

Герои Мазаччо – суровые мужественные люди. Их лица портретны: один из апостолов – апостол Фома – изображение заказчика Феличе Бранкаччи, в другой фреске («Проповедь Петра с кафедры») безбородый юноша в красной одежде напоминает самого художника.

Теперь обе фрески поблекли, краски их как будто стерлись, но в свое время это были шедевры, открывшие новую эпоху в живописи. Капелла Бранкаччи стала школой для многих поколений художников Тосканы. Сюда приходили учиться и Леонардо, и Боттичелли, и Рафаэль. Здесь в пылу ожесточенного творческого спора молодой скульптор Пьетро Торриджано нанес Микеланджело страшный удар, навек обезобразивший ему лицо.

В 1428 году Мазаччо отправился в Рим, откуда вскоре пришло известие о его смерти. Ему едва минуло двадцать семь лет.

Внезапная смерть гениального художника в столь молодом возрасте вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию и сообщает Вазари.

Мазаччо был одним из тех, чье творчество обеспечило Флоренции ведущее место среди художественных школ Италии XV столетия. «Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим совершенным произведением, что те, кто вдохновлялись не природой, учительницей учителей, трудились напрасно», – писал Леонардо да Винчи.

Доменико Гирландайо (Ghirlandaio) (настоящее имя ди Томмазо Бигорди, di Tommaso Bigordi) (1449-94), итальянский живописец флорентийской школы Раннего Возрождения. Ясные по композиции, мягкие по колориту фрески (в церк. Санта-Тринита), 1483-90), во Флоренции) изобилуют жанровыми мотивами, деталями современного ему быта.

БИОГРАФИЯ

Гирландайо (Ghirlandaio), семья итальянских художников и мозаичистов, живших и работавших во Флоренции в 15-16 вв. Их настоящая фамилия - Бигорди (Bigordi). Cамый старший и наиболее талантливый - Доменико (1449-1494), учитель Микеланджело; его братья - Давид (1452-1525) и Бенедетто (1458-1497). Доменико, будучи главой мастерской, получал заказы на многочисленные декоративные работы, которые выполнял вместе с братьями. Он сам делал эскизы для большинства произведений, писал образы главных персонажей и наиболее значительные эпизоды и наблюдал за тем, как братья исполняли картины по его эскизам и рисункам.

Доменико работал и в технике темперной живописи, и в технике фрески. Он обладал удивительной способностью легко и точно схватывать внешний облик людей и вещей. Его темперамент и не слишком строгие требования к своей работе давали ему возможность писать очень быстро; эти особенности его творческой манеры заметны в нескольких больших фресках, например, в росписях капеллы Санта Фина церкви Сан Джиминьяно (1475), а также во фресках капеллы Сассетти церкви Санта Тринита во Флоренции (1483-1486) и капеллы Торнабуони церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1485-1490).

Доменико Гирландайо часто работал вместе с Боттичелли : он написал фреску "Св. Иероним" по заказу Веспуччи напротив Св. Августина Боттичелли в церкви Оньисанти во Флоренции (1480). В 1481 Гирландайо и Боттичелли работали вместе над фресками Сикстинской капеллы в Ватикане. В 1490 Доменико и Давид Гирландайо вместе выполнили мозаику для украшения Порта делла Мандорла флорентийского собора. После смерти Доменико 11 января 1494 мастерскую возглавил Давид.

Сын Доменико Гирландайо, Ридольфо, родился во Флоренции 4 января 1483. Он известен в основном как портретист. Примерами его стиля могут служить картины "Ювелир" и "Женский портрет" (1509) (обе в галерее Питти во Флоренции). Умер Ридольфо во Флоренции 6 января 1561.

Андреа Верроккьо

Флорентийский скульптор, художник и ювелир Андреа дель Верроккьо — знаковый мастер эпохи флорентийского Возрождения, который стоит в одном ряду с Донателло и Микеланджело. Чего стоит только упоминание учеников Вероккио, среди которых были знаменитые Леонардо да Винчи, Перуджино, Сандро Боттичелли, Гирландайо и другие мастера. В эпоху кватроченто мастер прославился благодаря своим работам в классическом стиле — как в жанре живописи, так и в создании скульптур. Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони.

Ранние годы

Верроккьо появился на свет во Флоренции и, как считается, был назван в честь успешного ювелира Франческо ди Луки Верроккьо. Доподлинно не известно, кто был наставником будущего мастера. Вероятно, первые уроки он получил от тезки-ювелира или Донателло. Со временем Верроккьо стал главной опорой для своей семьи, помогая не только родителям, но и братьям, сестрам, племянникам.

Живопись

Только одна картина, дошедшая до наших дней, может быть с абсолютной точностью приписана руке Верроккьо. Знаменитое полотно «Крещение Христа» было заказано руководством церкви Сан-Сальви во Флоренции, где она оставалась до 1530 года. На композиции, слева от Христа, расположен светлый ангел, в котором узнаваем молодой да Винчи, который работал в студии Варроккио в начале 1470-х. Некоторые критики и аналитики идентифицируют второго ангела на картине как Сандро Боттичелли

Единственной подписанной картиной художника является Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатусом (Собор Святого Зенона, 1475–1483). Хотя известно, что это работа учеников Верроккьо. Сам учитель, вероятно, занимался проектированием и созданием сложной композиции.

Скульптура

Самая ранняя скульптура мастера — бронзовая статуя Давида (1473–1475). Статую, которая была заказана семьей Медичи, часто сравнивают с более известной версией Донателло. Хотя «Давид» Донателло более чувственный, эмоциональный и элегантный, чем в скульптуре Верроккьо, невозможно отрицать ценность и изысканность последней.

Также важной работой из бронзы является «Путто с Дельфином» (1479) — восхитительная скульптура, изображающая балансирующего на одной ноге Амура. Вероятно, первоначально она была установлена на фонтан, где поворачивалась под давлением струй воды.

После 1475 года Верроккьо акцентировал внимание на скульптуре, что характеризовалось художественным ростом, начавшимся в то время, когда мастер начал работать на семью Медичи. В конце 1470-х он создал весьма реалистичный терракотовый бюст Лоренцо де Медичи. За ним последовал мраморный бюст, известный как «Леди с первоцветом». Благодаря последним произведениям Верроккьо формирует новый стиль классицизма эпохи Возрождения, работы мастера начинают напоминать древние римские скульптуры.

Самые значимые работы скульптор создает в последние два десятилетия своей жизни. В 1479 году в Венеции Верроккьо принял участие в конкурсе на создание конного памятника наемнику Бартоломео Коллени, создав восковую модель статуи в натуральную величину. Однако работу автор не завершил, скончавшись в 1488 году. Завершение проекта легло на плечи Алессандро Леопарди. Главный герой скульптуры прямо сидит на лошади, глядя в глаза невидимому врагу, его фигура полна движения. Некоторые критики считают, что данная работа повлияла на статую Давида авторства Микеланджело.

Наследие

Признание Верроккьо мастером в ювелирном деле и в скульптуре неуклонно росло даже после его смерти. Многие известные художники итальянского Возрождения занимались изучением его картин и статуй, что повлияло и на их творчество.

Год рождения: 1430

Дата смерти: 29 ноября 1516

Страна: Италия

Работы художника находятся:

Галерея Уффици

Галерея Академии

Метрополитен музей

Национальная галерея (Лондон)

Биография:

Джованни Беллини является известным итальянским живописцем, величайшим учеником школы живописи Венеции. Беллини заложил основы живописного искусства Возрождения в Венеции.

Беллини стал признанным гением еще при жизни, но его жизнь, как творческая, так и обыденная, плохо зафиксирована документально, поэтому все даты, в том числе и датировка произведений, не точны. Дата рождения по многим документам расходится: одни источники утверждают, что будущий художник родился в 1430, другие – 1426. Однако наиболее вероятен первый вариант.

Он родился в семье Якопо Беллиини, который имел трех сыновей, включая Джованни, и одну дочь. Анна Ривенски, его жена, составила завещание перед первыми родами, которое сохранилось в архивах. Однако старшим сыном считается Джентиле, поэтому даты рождения Джованни можно отнести к 30-33 годам 15 века.

Кроме того, среди исследователей были предположения, не нашедшие однако документального подтверждения, что Джованни не приходился родным сыном Анны Ривенски, а был внебрачным сыном Якопо, так как в ее последнем завещании упомянут не был, и все имущество переходило сыновьям Джентиле, Никколо и дочери Николозии.

Творческий путь Беллини

Считается, что обучение он проходил у своего отца, который был художником, около 1449 года, а в 1459 году стал возглавлять мастерскую в Венеции.

Ранние художественные работы Джованни можно охарактеризовать как драматически острые, выдержанные в холодных оттенках. К ним относят «Оплакивание Христа», написанную около 1470. Однако к концу 70-х годов манера его письма изменяется. Толчком для этого послужил приезд в Венецию в 1475 году Антонелло да Мессины и его живопись. Работы Беллини становятся ясными и чистыми. Этому периоду его творчества присущи гармоничные величественные портреты, в том числе многочисленные портреты Мадонн, что стали для него особой темой («Мадонна с деревцами», «Мадонна», «Озерная Мадонна»), написанные на фоне великолепного пейзажа («Пиршество богов», «Стигматизация святого Франциска»).

Здесь четко прослеживаются характерные черты живописи Возрождения: четкая упорядоченная композиция и интерес к человеку. Этот период стал важным не только для творчества художника, но и для венецианской живописи в целом. Позднему периоду творчества Джованни характерны сюжеты античной мифологии («Пиршество богов»). Последней его картиной становится «Фра Теодоро да Урбино», на которой есть дата 1515. Она долго оставалась незавершенной. Лишь через 11 лет была дописана Витторе Беллиниано, которым была поставлена подпись и дата на картине.

Джованни Беллини закончил свой жизненный путь в 1516 году. 29 ноября итальянский историк Марино Санудо написал в своём «Дневнике», что утром того дня не стало Дзуана Белин, великого, прославленного во всем мире живописца.

Задание 2. Составьте опорный план-конспект по теме «Северное Возрождение». В конспекте должны быть отражены следующие моменты:

  • смысл термина «Северное возрождение»;

  • хронологические рамки периода;

  • характерные особенности представителей «Северного возрождения»;

  • основные произведения.



  • Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в германоязычных странах, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.

  • Хронологически рамки эпохи Возрождения охватывают период с XIV столетия до первых двух десятилетий XVII века. Так, в XV веке оформляется Северное Возрождение.

  • Бернхард Штригель,

Ганс Гольбейн Младший,

Ганс Мемлинг,

Герард Давид,

Жан Фуке,

Жан Эй (Муленский мастер),

Иероним Босх,

Иоахим Патинир,

Йоахим Эйтевал,

Конрад Виц,

Лукас Кранах Старший,

Мабюз,

Мартин Шонгауэр,

Питер Брейгель Старший,

Робер Кампен,

Рогир ван дер Вейден,

Ханс Бальдунг,

Хуго ван дер Гус,

Ян ван Хемессен,

Ян ван Эйк,

Ян Провост.


  • Ян ван Эйк – Мадонна каноника ван дер Пале

Ян Провост- Дева с младенцем

Ян ван Хемессен- Благословение Исаака

Хуго ван дер Гус – Грехопадение Адама и Евы, поддавшихся искушению Змея

Ханс Бальдунг-Отсечение головы Святой Дорофеи

Рогир ван дер Вейден- Погребение Христа

Робер Кампен- Дева Мария во Славе

Питер Брейгель Старший- Охотники на снегу

Мартин Шонгауэр- Мария в розовой беседке

Мабюз Ян Госсарт – Нептун и Амфитрита

Лукас Кранах Старший – Суд Париса

Конрад Виц- После бала

Йоахим Эйтевал-Лот с дочерьми

Иоахим Патинир- Пейзаж с проповедующим Св. Иоанном Крестителем

Иероним Босх- Сад земных наслаждений

Жан Эй (Муленский мастер)- Встреча у Золотых ворот

Жан Фуке- Святая Маргарита обращает на себя внимание римского префекта Олимврия

Герард Давид- Святая ночь

Мемлинг, Ганс – Святая Вероника

Ганс Гольбейн Младший – Дама с белкой и скворцом (Анна Лавелл)

Штригель, Бернхард– Срывание риз с Христа

Пермь - 2020


написать администратору сайта