Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3 по дисциплине «История государства и права России»

  • ФИО студента Волкова Луна Александровна Направление подготовки

  • Группа ЮФ-ЮСТ-Б-2-Д-2021-1 Москва Оглавление

  • Введение В начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало Смутное время

  • Самозванчество

  • Основная часть

  • Василий Иванович Шуйский

  • Список литературы

  • Реферат по истории государства и права на тему: «Самозванчество в России. Причины и влияние». практическое задание (3). Самозванчество в России. Причины и влияние


    Скачать 48.89 Kb.
    НазваниеСамозванчество в России. Причины и влияние
    АнкорРеферат по истории государства и права на тему: «Самозванчество в России. Причины и влияние
    Дата17.01.2022
    Размер48.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическое задание (3).docx
    ТипРеферат
    #333748






    Российский государственный социальный университет





    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3

    по дисциплине «История государства и права России»

    Реферат на тему: «Самозванчество в России. Причины и влияние»


    ФИО студента

    Волкова Луна Александровна

    Направление подготовки

    Юриспруденция: Гражданско- Правовой профиль

    Группа

    ЮФ-ЮСТ-Б-2-Д-2021-1



    Москва


    Оглавление
    Введение…………………………………………………………….3

    Основная часть……………………………………………………....5

    Заключение………………………………………………………….12

    Список литературы………………………………………………….14

    Введение

    В начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Государство пережило национальную катастрофу. Оно стояло на грани распада.

    Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, – вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-спасителя.

    Самозванство на Руси, по словам В.О. Ключевского, с легкой руки Лжедмитрия стало хронической болезнью государства.

    Самозванчество - незаконное дитя опричнины: для тех и для других происходит присвоение чужого имени и отречение от Бога. С другой стороны, самозванчество – это народная оболочка старинных русских бунтов, которые не только социальны, но и религиозны. Существует мнение о том, что начало самозванству на Руси положил Борис Годунов - человек, оказавшийся на троне, не принадлежа правящей династии. Чаадаев одной

    из причин самозванства считал отсутствие у русского народа идеи законности и права.

    Мне бы хотелось о самозванчестве рассказать на нескольких примерах, таких как, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II-«Тушинский вор», Емельян Пугачев и Княжна Тараканова. Предпосылки к появлению каждого из них имеют свою историю, каждый достиг определенных успехов и каждый потерпел неудачу.
    Говоря, о самозванцах следует сказать, что феномен самозванчества принадлежит не только русской истории. На протяжении тысячелетий разные люди, обитатели разных стран принимали имена убитых, умерших или пропавших без вести правителей. Судьбы самозванцев были несходными, но большинство из них ждал печальный конец, расплатой за обман чаще всего становились казнь или заточение.

    В русском самозванчестве много уникального. Сакрализация царской власти в общественном сознании русского средневековья не только не препятствовала распространению этого явления, но и способствовала ему. Уже при первом российском самозванце Лжедмитрии I проявляются элементы религиозной легенды о царе-избавителе, царе-искупителе.

    Актуальность темы самозванства в России является достаточно разработанной и интересной. С культурологической точки зрения этот феномен уже изучался, но исследование его далеко не закончено. Остается еще много нерешенных вопросов в истории этого явления и вряд ли когда-нибудь все они будут решены. Одна из наиболее загадочных страниц в истории самозванства это его истоки.

    Основная часть

    Причины появления самозванчества

    Для того чтобы понять, откуда и зачем пришли самозванцы, следует обратить внимание на власть (самодержавие). В истории недоверие к прежней власти может достигать такой силы, которая сама по себе объединяет общину и воплощает единство нации, народа, страны.

    Именно этот «раскол единого» с самодержавием произошел вскоре после смерти Ивана: «духовное приложение» кроткого и блаженного Феодора, подавление династической ветви "Рюриковичей" в связи со смертью царевича Дмитрия, жестокое царствование Бориса Годунова – «чужака» и своеобразного «самозванца», явилось этапом упадка авторитета монархии, привело к появлению настоящего самозванца – окруженного иноземными войсками, честолюбивого дворянства, изменившего непопулярному Годунову и жаждущего власти, мести и народ.

    Сама идея царской власти была разделена. Есть реальный царь, интерпретируемый как «незаконный», «неправедный», «плохой» и есть желаемый царь, противопоставленный реальному, который представлен как «хороший», «праведный», а потому «законный» и «истинный». Первый царь, несмотря на свою "реальность", понимается как злодей и должен быть свергнут как не отвечающий идеалу царя; другой царь, пусть и самозваный, претендует на место царя "неистинного", ложного и в общественном мнении выглядит как идеал настоящего царя, а потому признается реальным.

    В неблагоразумном ходе правительства и общества, столь печально поддерживаемом самой природой, обнаружился такой беспорядок общественных отношений, такой общественный беспорядок, с которым на стыке династий трудно было справиться обычными правительственными средствами. Эта вторая причина Смуты, общественно-политическая, в сочетании с первой, династической, сильно, хотя и косвенно, поддерживала Смуту, усугубляя действие первой, выразившееся в успехе самозванцев. Таким образом, самозванство также может быть признано производной причиной беспорядков, возникших в результате совместных действий обеих сторон.

    Лжедмитрий 1

    В 1602 году в Речи Посполитой появился человек, назвавшийся чудом уцелевшим царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV, умершего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности самозванцем был галицкий дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, ставший монахом Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву. Возможно, он был ставленником опальных бояр Романовых.

    Поначалу польский король Сигизмунд III помогал самозванцу тайно. Лжедмитрию, принявшему католичество, с помощью сандомирского воеводы Юрия Мнишека, на дочери которого – Марине – он обещал жениться, удалось собрать отряд наемников из 4 тысяч человек.

    Он знал, как вдохновлять военные массы своей работой, как подчинять их своим приказам и обуздывать дисциплину, насколько позволяли общие условия места и времени; он был настоящим вождем поднятого им движения.

    В октябре 1604 года Лжедмитрий вступил в южные предместья, охваченные волнениями и восстаниями. Ряд городов перешел на сторону самозванца, он получил пополнение за счет отрядов запорожских и донских казаков, а также местных повстанцев. К началу 1605 года под знаменами "царевича" собралось более 20 тысяч человек.

    21 января 1605 года в окрестностях села Добрыничи Камарицкой волости произошло сражение между отрядами самозванца и царским войском во главе с князем Мстиславским. Разгром был полным: Лжедмитрий I чудом спасся в Путивле.

    В этот критический для самозванца период, 13 апреля 1605 года, скоропостижно скончался царь Борис Годунов, и на престол взошел его 16-летний сын Федор. Бояре не признавали нового царя. 7 мая царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными перешло на сторону Лжедмитрия. 1 июня 1605 года боярские заговорщики организовали государственный переворот и вызвали народное возмущение в столице. Царь Федор был свергнут с престола и задушен вместе со своей матерью.

    1 июня 1605 года Москва присягнула самозванцу, поселившемуся в Кремле. Однако вскоре надежды на «доброго и справедливого» царя рухнули. На русском троне сидел польский ставленник. Иностранцы, вторгшиеся в столицу, вели себя так, словно находились в завоеванном городе. По всей стране говорили, что шапкой Мономаха завладел беглый монах. Бояре тоже больше не нуждались в царе-авантюристе. Новому сюжету предшествовала свадьба Отрепьева с Мариной Мнишек – католичка была увенчана царской короной православного государства.

    Через шесть дней бояре и весь синклит двора, устроив собрание, предали этого царя Димитрия позорной смерти. Они сорвали с него царские одежды, выволокли голого из дворца на улицу и оставили на площади. Все, кто видел его, насмехались над ним и называли его преступником, лжецом и козлом отпущения. После его позорной смерти народ его, не дальновидный, отдал свите ее царицу Марию, которая была причиной всех бед, как некогда Елена была для великого города Трои, не предвидя от близорукости того, что может произойти отсюда.

    Димитрий царствовал в великой Москве десять месяцев, а до свадьбы на царство восемь месяцев и двенадцать дней. Царствование не принесло ему пользы, а скорее причинило ему вред.

    Первый самозванец правил активно и твердо, но не оправдал боярских ожиданий. Он действовал слишком независимо, осуществлял свои особые планы независимо от бояр, часто смеялся над ними в Боярской думе и – что было для них самым досадным-приближал к себе чужеземцев и иноземцев.

    Лжедмитрий II

    В 1606-1610 годах на русском престоле находился Василий Иванович Шуйский. Царь Василий пришел к власти после боярского заговора в то время, когда был убит самозванец Лжедмитрий, выдававший себя за сына Ивана Грозного. Чтобы избавиться от ложных слухов, Шуйский приказал торжественно привезти из Углича в Москву мощи настоящего Дмитрия. Опять пошли слухи, что сын священника убит, а настоящий Дмитрий жив и здоров и прячется где-то, чтобы набраться сил, отомстить царю Василию.

    Власть Шуйского была очень шаткой. Скупой, хитрый и коварный старик не пользовался популярностью в народе. Кроме того, страна была неспокойной, с бандами смутьянов и разбойников на дорогах. Народ ждал нового «избавителя».

    Летом 1606 года на юге России вспыхнуло восстание под предводительством бывшего крепостного Болотникова. С большим трудом царским войскам удалось подавить волнения. Не успел царь Василий оправиться от болотниковской смуты, как его ждал новый удар: наконец появился новый «царь Дмитрий». В мае следующего года отряды Лжедмитрия II разгромили войска Василия Шуйского под Волховом и вплотную подошли к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушино, за что получил прозвище «Тушинский вор». Свое воровское имя он заслужил именно потому, что все части его армии одинаково отличались, по московской оценке, «воровскими» свойствами.

    В стране сложилось двоевластие: царь Василий выл, не в силах справиться с тушинцами, а Лжедмитрий не мог взять Москву.

    В Тушино Лжедмитрий II сформировал собственное правительство, состоявшее из нескольких русских феодалов и чиновников. Приехали и многие поляки, в том числе Марина Мнишек. Она узнала в новом самозванце своего мужа.

    Лжедмитрий II не обладал способностями своего предшественника и вскоре оказался игрушкой в руках польских наемников. К 1608 году тушинцы установили контроль над довольно обширной территорией.

    Тем временем сам польский король Сигизмунд III начал военные действия против России. Он не хотел помогать легкомысленному Лжедмитрию II и надеялся посадить на русский престол своего сына Владислава. В сентябре 1608 года польские войска осадили Смоленск. Незваным гостям вовсе не нужен был самозванец. В декабре 1609 года самозванец бежал из Тушина в Калугу. Но через полгода, когда поляки разгромили войска Шуйского при Клушине, Лжедмитрий II снова отправился в Москву. 17 июля 1610 года царь Василий Шуйский был низложен с престола. Власть перешла к рыцарскому правительству – «Совету семи». Она заключила договор с Сигизмундом III, признала его сына Владислава русским царем и в сентябре предательски впустила польскую армию в Москву.

    Лжедмитрий II вновь бежал в Калугу, где 11 декабря 1610 года был убит одним из своих приближенных.

    Емельян Пугачев

    В 1772 году другой известный русский самозванец – Емельян Пугачев был в известной мере антиподом Григория Отрепьева. Сильная и независимая фигура, Пугачев согласился объявить себя императором Петром III прежде всего потому, что принял доводы восставших казаков, которым самозванство казалось «надежной пружиной» их дела. Поэтому предложение объявить себя императором исходило не от каких-то титулованных заговорщиков, а от людей из низших слоев общества, мятежников, которым нужен был вождь.

    Пугачев был не первым и не последним «императором Петром Федоровичем». Но никто не может сравниться с Пугачевым. Он был достаточно независим и самодостаточен, чтобы полностью вписать свои действия в легенду о сбежавшем императоре. Но удача отвернулась от смельчака. Для этого были исторические причины: Пугачев родился слишком поздно. Время восхождения самозванцев на престол прошло. Вместо трона Пугачев взошел на плаху.
    Княжна Тараканова

    Таинственная особа, известная под именем княгини Таракановой, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского.

    В 1767 году князь Казимир Радзивилл взял под свою опеку дочь Елизаветы Петровны, которая якобы жила за пределами России. Кого он взял под этим именем, неизвестно. Одни утверждали, что таинственная девушка была дочерью султана, другие-что ее родители были знатными поляками. В загадочной девушке всех поражало недюжинное образование, необыкновенное умение вести политические интриги, знакомство с дипломатическими секретами кабинетов, умение вести себя как король не только перед высокопоставленными чиновниками, но и перед немецкими государями.

    Самозванка была вовлечена в обман, и она верила в свое таинственное происхождение.

    Современники говорят, что она была замечательна своей красотой, хотя и щурилась на один глаз, но это не уменьшало редкой привлекательности ее лица. Она была умна, элегантна, всегда весела, любезна, кокетлива.

    Когда она закончила свое образование, прежде всего, мы видим ее в Берлине. Из Берлина какая-то скандальная история заставляет ее бежать в Гент и сменить имя девушки Сюртук на имя девушки Шель. Здесь она выходит замуж за Вентуру, сына голландского купца. Затем последовал перелет в Лондон и развод.

    Поселившись в Париже в 1772 году, она стала княгиней Владимирской и стала распространять историю о том, что она происходила из богатой русской семьи князей Владимирских, воспитывалась дядей в Персии, а когда достигла совершеннолетия, приехала в Европу, чтобы найти наследство, находившееся в России. Ее новые поклонники помогали ей веселиться около двух лет. В это время ее называли султаншей Элеонорой, княгиней Азовской и, наконец, княгиней Елизаветой Владимирской. В начале 1774 года под влиянием поляков она объявила себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны, сестрой Пугачева и претенденткой на русский престол. Для достижения своей цели она решила отправиться в Венецию, а оттуда в Константинополь, но была выброшена бурей близ Рагозы, где и прожила до конца 1774 года.

    Тем временем Орлов получил приказ от императрицы Екатерины II «схватить бродягу», что он и сделал, притворившись ее сторонником и предложив ей руку. В мае 1775 года ее доставили в Петропавловскую крепость и допросили. Она умерла от чахотки, скрыв тайну своего рождения даже от священника.


    Заключение

    Закат эпохи самозванчества напрямую связан с угасанием средневекового мировоззрения в целом, с утверждением новых взглядов на мир и человеческую личность. Развитие капитализма в России и отмена крепостного права окончательно вытеснили самозванцев с исторической арены, которую заняли новые герои и «властители народных дум».
    По мнению историков, российские самозванцы не были сознательными обманщиками. Скорее всего, что они сами верили в свое царское происхождение. Стремление покончить со злом, царящим в обществе, прямо вело к самозванчеству.

    Череда дворцовых переворотов, предшествовавших восшествию на престол всех российских императриц, подтвердила устойчивый характер самозванства как регулирующего механизма истории. Самозванство было самым удобным выходом из борьбы непримиримых интересов, возбуждаемых подавлением династии: оно механически, насильственно объединяло под знакомою, хотя и фальшивою властью элементы общества, готового к распаду, между которыми становилось возможным органическое, добровольное соглашение. Таким образом, самозванство выступало как механизм культуры, объединяющий и объединяющий общество в условиях распада, хаоса, накопления неразрешимых и накапливающихся количественных противоречий.

    О начале появления самозванцев русский историк и профессор В.О.Ключевский говорил: «Сначала бояре пытались объединить классы общества, готового к распаду, во имя нового государственного порядка; но этот порядок не соответствовал понятию других классов общества. Затем была предпринята попытка предотвратить катастрофу во имя личности, искусственно воскресив только что умершую династию, которая в одиночку сдерживала вражду и согласовывала непримиримые интересы различных классов общества. Самозванство было выходом из борьбы этих непримиримых интересов. Когда эта попытка не удалась, даже неоднократно, тогда, кажется, не осталось никакой политической связи, никакого политического интереса, во имя которого можно было бы предотвратить распад общества. Но общество не распалось: пошатнулся только государственный строй».

    Самозванство является одним из самых тяжких грехов России, центром которой является Смутное время, это золотое время для самозванцев. Их было так много, и значение некоторых из них так велико, что исследователи задавались вопросом: не был ли тот или иной из них не таким самозванцем?

    Список литературы

    1. Буганов В. И. Мир истории: Россия в XVII веке. - Москва: Молодая Гвардия, 1989-318 С.

    2. Р.Г. Скрынников. Самозванцы в России в начале XVII в., Новосибирск, 1990.

    3. Ключевский В. О. Избранные лекции "Курса русской истории". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002-672 с.

    4. Н.М. Карамзин., История государствам Российского, М.: Эксмо, 2002




    1. Кобрин, В. Лжедмитрий I// Родина. – 2005. – С. 19 – 24.



    1. Б.А.Успенский «Царь и самозванец»//Художественный язык средневековья. М.: 1982.



    написать администратору сайта