Эренбург анализ. Сборник, автор выступает свидетелем событий, который не только описывает увиденное, но который оказывается сопричастен трагическим
Скачать 14.42 Kb.
|
2. И. Эренбург сб «Война» анализ жанра памфлета (на конкретном примере) Памфлет - Злободневная острая сатирическая статья, брошюра, обычно политического характера, направленная против кого-чего-н. В статье под названием «В первый день» (1941), открывающей сборник, автор выступает свидетелем событий, который не только описывает увиденное, но который оказывается сопричастен трагическим событиям истории: «Германские фашисты подчинили своему игу много стран. Я видел, как пал Париж, – он пал не потому, что были непобедимы немцы. Он пал потому, что Францию разъели измена и малодушие <…> Я был в разоренных немцами странах. Повсюду я видел горящие гневом глаза…» Обратим внимание на внутреннюю паузу в речи автора. Пауза делает акцент на формуле, звучащей почти афористично: «Я видел как пал Париж». Сама краткость и емкость этой формулы как бы передает огромное душевное потрясение. Стиль Эренбурга явно тяготеет к таким словеснообразным формулам. С первых строк автор сливается с со своим народом. Не случайно меняется и субъект речи: «С негодованием, с гневом узнали мы о разбойном нападении германских фашистов на наши советские города». Здесь можно услышать уже отголоски новостного слова. Тональность речи здесь явно напоминает голос главного военного диктора Ю. Левитана. Автор и читатель публицистического текста – единомышленники, их объединяет общее чувство, это подчеркивается использованием местоимения «мы». В конце автор статьи усиливается ораторский тон, лексика возвышена и патетична: «Мы не дрогнем, не отступим. Высокая судьба выпала на нашу долю – защитить нашу страну, наших детей и спасти измученный врагами мир» Автор выступает здесь в роли оратора, призывающего к священной войне за всю мировою цивилизацию: «Наша священная война, война, которую навязали нам захватчики, станет освободительной войной порабощенной Европы». И здесь мы встречаем переклички со знаменитой песней В.И. Лебедева- Кумача. Голос автора словно вбирает в себя голоса всех людей своей эпохи. Прямая оценочность его речи выражается в том, что в памфлетах Эренбург часто называет фашистов ордой, шайкой, бандой, дикарями. Например, в статье под названием «Час настал» автор характеризует захватчиков и называет их «ордой современных дикарей», которая разрушает все на своем пути. Из-за частых повторений и вариаций подобной характеристики это уже перерастает в перифраз. Причем и здесь мы видим очень интересный прием – он как бы использует и голоса фашистов, передавая их в саркастическом ключе: «Они убивают методично, аккуратно, изо дня в день. Бельгийцев юношу Лефевра и девушку Гуни — казнить: они прятали подозрительных людей. Вот француз Дюкан — казнить: он слушал английское радио. Вот поляк Стрешевский — казнить: он не уступил дороги господину обер-лейтенанту. Они неистовствуют в Бергене и в Белграде — от моря до моря» Это очень горький сарказм, исполненный гневом, болью и ненавистью. Эренбург, передавая слово фашистов, как бы вскрывает зловещую сущность нового миропорядка. |