Главная страница
Навигация по странице:

  • Международная научная конференция

  • HOMO LOQUENS: ЯЗЫКИ КУЛЬТУРА ДИАЛОГ КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО МИРА Сборник докладов и сообщений Международная научная конференция

  • Mettini Emiliano

  • Потерянное слово: в поисках истины в трудах Данте Алигьери. Меттини - СПб 2021. Сборник докладов и сообщений Международная научная конференция


    Скачать 466.01 Kb.
    НазваниеСборник докладов и сообщений Международная научная конференция
    АнкорПотерянное слово: в поисках истины в трудах Данте Алигьери
    Дата13.07.2022
    Размер466.01 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМеттини - СПб 2021.pdf
    ТипСборник
    #630185
    РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ФАКУЛЬТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ ДИАЛОГ КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО МИРА Сборник докладов и сообщений
    Международная научная конференция
    Санкт-Петербург, 8 апреля 2021 год Выпуск 6
    Санкт-Петербург
    2021
    РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ФАКУЛЬТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ
    HOMO LOQUENS: ЯЗЫКИ КУЛЬТУРА ДИАЛОГ КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО МИРА
    Сборник докладов и сообщений
    Международная научная конференция
    Санкт-Петербург, 8 апреля 2021 год Выпуск 6 ПОСВЯЩАЕТСЯ пересечению двух великих юбилеев
    200-
    летию рождения Ф. М. Достоевского и
    700-
    летию смерти Данте Алигьери, а также памяти Ирины Борисовны Руберт
    Санкт-Петербург
    2021

    5 СОДЕРЖАНИЕ ПАМЯТИ ИРИНЫ БОРИСОВНЫ РУБЕРТ От редакционной коллегии
    Руберт И. Б, Третьякова Т. П. Квантование информации и синтез смыслов в современной коммуникации
    HOMO LOQUENS КАК СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР И ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ Высоцкий В. Б. Свобода слова и печати как ценностная основа европейской культуры
    Капилупи СМ. Средневековый алмаз дантовской веры раненное историей Провидение у
    Мандзони; труд искупления у Достоевского сравнение эпохи менталитетов ……………………………………………………………….....28
    Меттини Э. Потерянное слово в поисках истины в трудах Данте Алигьери……..........41
    Пассарини Л.
    Афористика как главный стилистический и поэтический прием Заметок Ф. Гвиччардини…………………………………………….............................53 Пило Боил ди Путифигари Ч.

    Данте и современность. По материалам современной италианистики…………………………………………………………...........63
    Романова Е. С. Тема возраста в поэзии Александра Межирова……………………….........70
    Пирола Д.
    Ars rhetorica
    Данте Алигьери: de vulgari eloquentia .………………………..76

    41
    УДК 130.2
    Меттини Эмилиано кандидат педагогических наук Российского национального исследовательского медицинского университета им. НИ. Пирогова Минздрава России,
    emiliano@inbox.ru ПОТЕРЯННОЕ СЛОВО В ПОИСКАХ ИСТИНЫ В ТРУДАХ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В статье рассматривается вопрос о том, как в трудах Данте Алигьери можно обнаружить скрытые смыслы, имеющие рельефно эзотерический и мистический характер, что позволяет изучать труды великого итальянского поэта с новой точки зрения и понимать реальное значение таких произведений, как Божественная комедия и Новая жизнь. Автор старался изучать тему в рамках политического и философского учения Данте Алигьери, раскрывая его принадлежность движению Верных любви, близкому тамплиерам. Ключевые слова
    Данте Алигьери, эзотеризм, Беатриче, Тамплиеры, Божественная комедия.
    Mettini Emiliano
    The lost work: searching for Truthin Dante Alighieri’s works
    The article deals with questions of how it is possible to detect in Dante Alighieri’s works hidden meanings having huge esoteric and mystical characters, which allows studying works of great Italian poet from a new point of view, and understanding real importance of such oeuvres like the “Divine Comedy” and “The new life”. Author tried to examine the topic in the framework of political and philosophical teaching of Dante Alighieri, revealing his appurtenance to movement of “Faithful of love” that was near to Templers.
    Keywords: Dante Alighieri, esotericism, Beatrice, Templers, Divine Comedy. Тема нашей статьи — рассмотрение вопроса о том, что ядром трудов итальянского мыслителя, поэта и философа Данте Алигьери является определенная символика, которая скрывает его принадлежность к движению Верных любви (Fedeli d’amore), приравниваемому к таинственному ордену, намеревавшемуся проводить жесткую борьбу против коррумпированной католической Церкви, полностью потерявшей свои духовные функции и сосредоточенной только на мирских целях и богатстве. Целесообразно подчеркнуть, что мы выбрали за основу нашего исследования аллегорический и анагогический смыслы, потому что оба они относятся к высшему символу и символизму, которые не все способны увидеть и которые требуют от читателя или комментатора духовного и

    42 интеллектуального напряжения в целях их истинного понимания. Путь нами выбран не из самых легких, потому что в используемой нами литературе мы находим противоречивые сведения и/или рабочие гипотезы, которые не позволяют пролить верный свет на данный вопрос. Соответственно, мы намереваемся избежать упрощенных ответов на изучаемую тему, а также некритично воспринимать мнения, высказанные авторитетными авторами. Наш скромный анализ творческого наследия
    Данте Алигьери будет сосредоточенна трех произведениях Данте
    Алигьери: Божественная комедия, Пир и Новая жизнь. В этих работах мы можем обнаружить более или менее видимые следы глубокого душевного испытания, которому подвергался дивный поэт в поиске Света и высвобождения себя от тьмы земного мира для окончательного триумфа истинной религии на новом духовном уровне. Но постараемся подойти поближе к заданной теме и зададимся первым скандальным вопросом а кто же были Верные любви Исходя из имеющихся источников, можно считать, что Верные любви представляли собой духовное движение, или настоящий орден, уходящий своими корнями к трубадурам Прованса, ив частности к ветви данного культурного движения, связанной с Арнаутом Даниэлем и выражающейся вскрытый язык музыки, скрывающем в себе определенную схему соответствия, которая должна быть понятной только узкому кругу людей, или посвященным людям. Интересно заметить, что Прованс, как бо́льшая часть Южной Франции, в XII веке был центром распространения альбигойской ереси, видоизменения катарского религиозного движения, которое официальная Церковь считала порождением манихейства. Как справедливо замечает М. Элиаде в своей Истории веры и религиозных идей, в куртуазной любви впервые после гностиков II и III вв. превозносится духовное и религиозное достоинство Женщины. По мнению многих ученых, трубадуров Прованса вдохновляла арабская поэзия Испании, прославлявшая женщину и внушаемую ею духовную любовь. Но необходимо также учитывать кельтские, восточные и гностические элементы, которые были вновь открыты или переосмыслены в XII в. [5, т. 3, § 270, с. Столицей Верных любви можно считать Болонью, где жил поэт
    Гвидо Гвиницелли, а потом Флоренцию, город, в котором лидером Верных любви был поэт Гвидо Кавальканти вместе с Данте Алигьери и
    Лапо Джанни. Целесообразно подчеркнуть, что на данном этапе Верные любви возглавляли новое духовно-политическое движение, которое смогло бы преодолеть партизанство времени Данте Алигьери, учитывая, что еще остро чувствовались последствия борьбы за инвеституру,

    43 прорвавшую самую суть христианского мира, раздирая его двумя мечами
    — один в руках императора, а другой в руках папы римского. Следовательно, Верные любви, которые не представляли собой, как считало небольшое число ученых, «гибеллинскую секту под руководством Фридриха II, Stupor mundi, заточенного Данте Алигьери в аду вместе с Пьером делла Винья, а скорее всего, они были мыслителями, философами и политическими деятелями из гибелинского и гвельфского лагеря, объеденными идеей подставить под начало новых этических принципов курс итальянской политики, чье состояние нам хорошо известно по стихам VI песни Чистилища. Верные любви были тайным духовным воинством, их целью стало исповедание культа несравненной Дамы и посвящение в таинство любви. В данном отношении к Любви, как выражению божественной Мудрости, мы можем обнаружить исторически и документально утвержденное сходство с источниками суфийской мистики. Орден Верных любви воплощал в себе как провансальскую (мистическую) традицию, таки суфийскую традицию, носящую глубокие элементы мистицизма. Как верно отмечает Ю. Эвола в своей работе Метафизика пола, суфийская поэзия проникла на Запад вовремя крестовых походов, за которыми шли слова и учения известных мыслителей Ибн Араби,
    Аверроэса [4, с. 133]. Другим важным источником мистического символизма и поэзии о любви можно считать труды Рузбихана Бакли
    Ширази (1128–1209), автора трактата Жасмин влюбленных, в котором автор пишет, что Когда душа получила воспитание человеческой любовью и упрочилась втайне любви, а сердце в огне любви закалилось против низменных и порочных мыслей, от ударов гнева любви душа приказывающая стала успокоившейся [2, с. 66]. Суфийское учение, старающееся приближать человека к «Оности» Бога [3, с. 59], к тому месту, которому он принадлежит, очень гармонично соединилось с традицией куртуазной любви, под которой, как мы уже заметили, можно подразумевать мистическое, инновационное движение. Соответственно, на Любовь и Мудрость можно смотреть как на два лика Бога, на Пения и Порос, о которых в свое время написал Платон в Пире, и, если брать Эрот как вечное желание знать, возвысить себя на самого себя и, следовательно, приблизиться к Единому, к Высшему Благу, мы можем считать, что такая традиция имеет долгую историю, нуждающуюся в дополнительных исследованиях философского и экзотерического характера, которые давно нас занимают. В данном идеологическом ключе Женщина, в провансальском языке Dompna, госпожа, повелительница, является воплощением Мудрости, того идеала, к которому необходимо стремиться, чтобы достичь настоящего Я вне

    44 суеты тленного мира. Главное — подчеркивать то, что воспетая поэтом или трубадуром замужняя женщина не может принадлежать ему полностью, потому что невозможно владеть мудростью, что представляет собой конечную цель жизни посвященного (адепта. Женщина — роза, мистическая роза, символ, взятый у суфизма, и должна доводить своего возлюбленного (адепта) до экстаза (еще одно слово арабского происхождения, до уровня духовного возвышения, когда предоставляется человеку единственная возможность увидеть Божество во всей его полноте и открывается перед глазами анагогический смысл. Женщина символизирует возвышенный интеллект, мудрость. Любовь к женщине пробуждает адепта от летаргического сна, представляет собой тот момент, когда пелена падает сглаз, как в трепетном моменте посвящения, когда, наконец, Свет не ослепляет, а окружает адепта, ставшего членом ордена. Другой особенностью движения Верных любви, как мы уже мимоходом заметили, является то, что они, как трубадуры и труверы, использовали секретный язык (parlar clus), чтобы их доктрина не открылась черни, la gente grossa, по выражению Франческо да Барберино
    (1264–1348) [15, т. 3, § 270, с. 54], понятие, которое мы можем найти и у Дж. Боккаччо, тоже члена ордена Верных любви. Мощным помощником в исследовании пути к мудрости нам служит интереснейший труд Л. Валли Тайны язык Данте и Верных любви
    (1928), который вострой полемике с романтическими позитивистским толкованием трудов представителей Сладостного нового стиля
    (DolceStilnuovo
    ) доказывает, как в языке всех писателей и мыслителей, принадлежащих этому движению, использовались символы и метафоры, скрывающие за собой более глубокий смысл, определяющий их общее членство в ордене Верных любви, и проводит тщательный анализ тех слов, под которыми можно подразумевать и более эзотерические элементы, и врагов движения, в первую очередь Церковь. К сожалению, внезапная кончина Л. Валли (1931) не позволила ему довести до конца свою кропотливую работу, но труды, оставленные им, дают нам пищу для размышлений о Данте Алигьери как главе Верных любви и вдохновителе движения, которое стремилось к новому политическому курсу. Следовательно, в дальнейшем мы будем затрагивать такие темы, как Беатриче, эзотеризм Данте, Вечная Мудрость и другие. Нашей целью не является поиск ответа на вечный вопрос о том, существовала ли в действительности Донна Беатриче. Главное для нас — то, что она представляет собой почитание Святой Девы, доминировавшее в ту эпоху. Мадонна Беатриче является воплощением Dompna, Вечной Мудрости, до которой необходимо дойти через сложный экзистенциальный путь, совершавшийся мистическим видением,

    45 стиравшим память того, кто был допущен близко к Божеству. Уже имя
    Беатриче (дарившая блаженство, создавшая блаженство) указывает на некий проект самого Данте Алигьери, который вложил в нее все высшие градусы совершенства, ведущие человека к освобождению от тяжести
    «профанского» (позвольте использовать такое выражение) мира до состояния мистического видения. Зададимся тогда несвоевременным вопросом о Любви Данте
    Алигьери к Беатриче, и, может быть, тогда сумеем пролить новый свет на эту Любовь. Начнем с такого общеизвестного произведения, как Новая жизнь (La Vita Nova), которое можно считать первым трудом, где Данте
    Алигьери говорит о своем входе в орден Верных любви. После первой встречи Данте Алигьери и Мадонны Беатриче прошло девять (!) лет до того, как они вновь встретились иона подарила ему своё приветствие. Это свидетельствует о том, что Данте Алигьери прошел длинный путь инициации до своего окончательного посвящения в орден Верных любви, когда началась его дорога к настоящей Мудрости под знаком мистической Любви. В упомянутом нами труде Л. Валли приводится интересный факт, который он заметил у Г. Россетти (1783–1854), первооткрывателя Верных любви в литературе, и излагает следующим образом
    Россетти напоминает, например, что по драгоценному сборнику Масонства возраст адепта — 9 лет, что указывает на уровень взросления и усовершенствования, и само собой разумеется, что данный возраст представляет собой мистическое число, являющееся квадратом числа 3 [7, с. Скорее всего, как объясняет итальянский литературовед, ссылаясь на стихотворение Дж. да Лентини, девять лет новоиспеченным адептам ученикам) было запрещено писать, употребляя мистически- символический язык ордена, чтобы из-за неопытности и рвения к Мудрости они не скомпрометировали своих собратьев в профанском мире. А значит можно предположить, что за эти девять лет, которые можно считать условными, адепт должен был хранить ритуальное молчание до того, пока он не был бы уже посвящен в градус повыше и смог бы более уверенно излагать свои мысли в безопасной форме. Следовательно, новая жизнь представляет собой переход от одного статуса к другому, когда человек рождается заново в лоне ордена, которому он хочет принадлежать. Потеряв память о себе, человек может стать кем-то другим, оставляя за собой ветхого человека, заблудившегося в ложном мире непосвященных. Такая перспектива интересна тем, что Беатриче было 8 лета Данте Алигьери — 9 лет, когда они впервые встретились (еще одна

    46 черта романов об инициации, что предполагает зрелость, достигнутую поэтом в первом этапе к своему новому существованию в новой жизни. Кроме того, нельзя не заметить, что в этом контексте большую роль играют убеждения Данте Алигьери, который придерживался аристотелевско-томистских идей, особенно что касается активного ума
    (nous poietikos / intellectus activus), и здесь мы ничего нового не откроем. В данном контексте Беатриче представляет именно его, а Данте Алигьери, соответственно, пассивный ум индивидуума, внутри которого отражается первый, и отсюда следует, что Данте Алигьери и Беатриче находятся в определенном соотношении, объясняющем их объединение. Беатриче представляет собой spes aeternae contemplationis надежда в вечное созерцание, как выразился Августин Блаженный, те. Вечную мудрость, достижение которой является конечной целью Данте Алигьери, показывающего путь своим собратьям в стихотворении Вы, жены, те, кому любовь понятна (Donne ch’avete intelletto d’amore), где жёны — это некто иной, как собратья Данте Алигьери в ордене Верных любви. В конце этого произведения Данте Алигьери пишет, что придет повелительница (Беатриче) к источнику учения, к мистическому фонтану учения, являющемуся той рекой, в которую смотрела Любовь с Данте. Если в дремлющее сердце войдет Любовь, остроумно отмечает Л. Валли, сердце поворачивается к ней, и естественная любовь человека к Святой Мудрости переходит из потенции в акт [7, c. 355]. Нужно подчеркнуть, что Данте Алигьери считал активный интеллект чем-то общим всему человеческому роду, которому неким образом можно научить человеческий род в целях его постоянного усовершенствования, а это приводит нас к заключению, что такой процесс реален лишь при очищении сердца от пороков, которые угнетают человека. Мы также согласны с трактовкой понятия активный интеллект, предлагаемой итальянскими учеными А. Беккаризи и Э. Берти, подчеркивающими, что активный интеллект является вечной и нетленной совокупностью первых аксиом, основой любой наукой, благодаря которым человеческий интеллект, те. пассивный интеллект, переходит из потенции кактус, поскольку активный интеллект представляет собой габитус не столько души каждого взятого человека, а, скорее всего, габитус человеческой души как видав целом является святой святых вечных истин, ставших известными человеку, которые человек сам продолжит открывать себе там же. На наш взгляд, здесь возможно выдвинуть новую интерпретацию учения Данте Алигьери, на которое можно смотреть как на путь к искуплению грехов и пороков благодаря осознанию себя как рационального существа (подобное этому учение мы можем найти в

    47 произведении О монархии. Данте Алигьери живет Любовью к Беатриче потому, что смотрит на нее сточки зрения, которая не может быть понята простыми людьми, учитывая, что под Любовью мы можем еще подразумевать сам орден, который посвящает и принимает в свои ряды
    Данте Алигьери, который пожертвовал Беатриче (Мудрость) свое сердце. Но вернемся к Данте Алигьери и мадонне Беатриче, которая умерла в
    1290- м (опять число 9!). Ее смерть была ужасным потрясением для Данте
    Алигьери, а на это мы тоже хотели бы посмотреть с эзотерической точки зрения, потому, что под смертью мадонны Беатриче мы можем подразумевать ритуальную смерть и возрождение Данте при его посвящении в высшие градусы ордена, когда ему явилось ведение Всевышнего во всей полноте. Как предполагает Л. Валли, поэт дошел до высочайшего мистического состояния, а может, и до экстаза [6, с. 368], представляющих собой такое тяжелое испытание для духа, что человеческая память не может выдержать воспоминаний о них. После приобретения мистического опыта Данте Алигьери потрясен, растерян. В
    21- й главе Новой жизни он рассказывает о том, что встретил еще одну благородную Даму, которая одновременно является Беатриче и не есть
    Беатриче. Начинаются терзания, сомнения, и поэтому кажется, что он готов посвящать себя философии, более земному предприятию, нежели исполнению обязанности Верховного жреца Любви. Но этот туман быстро рассеивается, и Данте Алигьери продолжает свою миссию Верного любви [1, с. 72]. Впервые в стихах данной главы Новой жизни мы можем заметить тему об улыбке, представляющей собой высшую степень блаженства, о которой речь идет в Божественной комедии, в третьей ее части. Раз
    Беатриче (Святая мудрость) вознеслась на небеса и ее дети (Верные любви) лишились ее, необходимо, чтобы все старались разыскивать ее в земных явлениях, в людях, в сердцах людских, и утех, кто не оплакивает ее смерть, у них каменное сердце, поскольку они не слушают настоящего Гласа Божьего, словосочетание, определяющее принадлежность земной Вавилонской Церкви Мамоне. Целью Верных любви является утешение и восстановление Церкви духовной, другой вдовы, о которой говорили как
    Джоаккино да Фьоре (Иоахим Флорский), таки Франческо да Барберино. У Верных любви мы встречаем туже самую тему вдовы, которая звучит ив легенде о Граале, если учитывать, что имя «Парсеваль» значит сын вдовы. В интерпретации данного словосочетания мы согласны с Ю. Эвола, предпочитая не связываться с падшими ангелами, как сделал М.
    Серрано, дав толкование под вдовой он подразумевал покинутую традиционную мудрость, к которой следует вернуться, о чему Данте

    48
    Алигьери видим в XXXIX главе Новой жизни, где он описывает поэта, когда ему около девяти часов было второе могучее видение Беатриче [1, с. 93]. Соответственно, мы можем заметить третью тему, о которых поговорим далее, а именно об улыбке, представляющей собой самую тесную связь со Святой Мудростью, обращенную к евангельским истокам Церкви и Любви, которая движет солнце и прочие звезды в поисках потерянного слова, того, чего недостает тому, кто не умеет искать в себе
    Мудрость.
    Первые стихи первой песни Рая представляют собой качественный переход от старого уровне сознания (от градуса пониже) к уровню повыше, потому что Лучи того, кто движет мирозданье, Все проницают славой и струят Где — большее, где — меньшее сиянье [1, с. 369]. Здесь не только замечаем критический намек в отношении нескольких собратьев Данте Алигьери, которые еще не полностью горели рвением к ордену, и поэт, на наш взгляд, указывал на то, что пора развиваться до наивысшего уровня, дойти до Врат Божьих, за которым человек теряет окончательно себя и сливается с Ним, чтобы смерть Беатриче-Рахили в смысле самого высоко развития мистической Мудрости) произошла не зря. Следуя за Р. Геноном, мы можем заметить, что Рай представляет собой Церковь торжествующую, когда ад и чистилище являются представлениями Церкви страдающей и Церкви сражающейся соответственно. Формулировка дана французским философом интересная, потому что определенным образом может служить и метафорой пути адепта, идущего по дороге, ведущей от низостей Бытия (профанское состояние) к состоянию нахождения и открытия для себя небес, которые, в свою очередь, суть высший уровень Бытия самого. Но пока перейдем от размышлений Р. Генона к рассуждениям Л. Валли, который писал по поводу символизма Божественной комедии, и особенно в отношении двух символов Крести Орел. Итальянский литературовед справедливо замечает, что из-за грехопадения человек больше неспособен правильно думать (rectescire) и правильно действовать (rectefacere), то, что Августин Блаженный называл ignorantia невежество) и difficultas (неспособность правильно действовать) [7, с. 452].

    49 Искупление грехов через Иисуса Христа исправило эту ситуацию, которую Данте Алигьерив в своем произведении О монархии назвал
    remedia contra infirmitatem peccati средства против слабости к грехам. В свою очередь, невежество и неспособность правильно действовать противостоят проявлению Мудрости (Sapientia) и Справедливости
    (Iustitia
    ), и противоядием им могут быть только Крест как символ настоящей Церкви и Орел как символ Империи. Здесь мы видим один важный элемент философского учения Данте Алигьери: отсутствие сильной имперской власти ведет к коррупции в Церкви и к тому, что имперская власть морально сгниет и погибнет, — это с горечью он предрек в свое время. Древо знаний может плодоносить снова, когда у его корней стоит у руля Церковь, а на его вершине сидит Орел, символ имперской власти, метафора, которой Данте Алигьери указывал на проявление нового, более справедливого, общества — главным смыслом того, что Иисус Христос оставил человеку.
    Данте Алигьери, путешествуя по сумрачному лесу, попадает в божественный лес рая, тщательно подбирая аналогии и параллели между Крестом и Орлом. Так, несправедливость (волчица) будет изгнана только при помощи созерцания и с надеждой на возвращение Орла. Многие лица в Божественной комедии соответствуют этой паре Вергилий, Энея и
    Катон — это Орел, а ангелу врат чистилища, Лючия и Беатриче представляют Крест [7, с. 455]. На наш взгляд, целесообразным является то, что в Божественной комедии Орел не может исправить то, что Крест натворили наоборот (думаем только о великом старце с Крита, или, например, в устах Люцифера вечно мучается Иуда Искариот, предавший Крести вместе с ним Кассий и Брут, предавшие Орла. Соответственно, мы можем предположить, что Божественная комедия скрывает в себе политически-мистическое видение Данте
    Алигьери, которое не все его собратья могли поддерживать и разделять, потому что для них Церковь была главным врагом, Мамоной, которого надо было сравнять с землей для начала эпохи Града Божьего. Диалектика Креста — Орла объясняет и часть пророчеств, которые мы можем найти в Божественной комедии в связи стем, что только гармоничное взаимоотношение между ними может теоретически способствовать второму пришествию Справедливости на землю и обеспечить царство
    Астреи, о котором написал Вергилий в IV книге произведения «Георгики». Справедливость, как уже подчеркивали, не может существовать, вернее, должна сосуществовать с Мудростью, а как этого можно достичь, если человек заблудился в сумрачном лесу Мы сейчас не будем проводить неосторожные и не совсем правильные сравнения леса с поискам света при посвящении во всякие ордена, в т. ч. масонские, номы можем согласиться

    50 стем, что структура Рая представляет собой вдобавок ко всему путь инициации через небесные сферы, каждая из которых соответствует не только ангельским иерархиям, но и семи либеральным искусствам Луна
    — грамматика, Меркурий — диалектика, Венера — риторика, Марс — музыка, Юпитер — геометрия, Сатурн — астрономия, Солнце — арифметика или Просвещенный разум. В этом мы частично согласны с Р. Геноном, предполагающим, что данное видение совпадает с Мистической лестницей катаров, но, одновременно, не можем сходиться во мнении с французским философом, что касается его неправильного переноса этой системы в систему масонских координат. Мы склоняемся к «катарскому» толкованию потому, что нам кажется, что невозможно установить прямую связь, как многие делают, между катарами и темперами, хотя, правду сказать, можно обнаружить сходство в ритуальных формах ив учениях. Скорее всего, но это только на уровне предположения, небесные сферы представляют собой структуру ордена и одновременно градус просвещения, достигнутый адептами, поскольку, если мы хотим продолжить наше экзотерическое толкование, должны заметить, что в песне II Данте пишет Здесь не бывал никто поэту пору
    Минерва веет, правит Аполлон, Медведиц — Музы указуют взору [1, с. 393]. Еще раз видим Мудрость в эпическом облике Минервы, Аполлона, те. Солнце как мужское начало Справедливости, и Медведицы (у каждой из них 7 звезд, которые вместе с Беатриче проводят Данте в этот окончательный путь до Божества, и улыбка встречается все чаще и чаще, иона, насколько мы понимаем, стоит выше простого приветствия. И наконец-то, открывается последняя Тайна, Тайна Божества. Она представляет собой мистическую Розу, которая нам напоминает о связи ордена с восточной мистикой, где Данте, скорее, видит рядом с собой не
    Беатриче, а старика в белоснежной одежде — св. Бернарда Клервосского, который является последним вождем Данте, чье зрение (пассивный интеллект, превращающийся в активный) окрепло ион четче может видеть вокруг себя структуру Розы. Любовь здесь становится Божественной Любовью, потому что Перводвигателем Вселенной объявляется именно она, Божественная Любовь, и создатель культы Марии призывает поэта обратить взоры к изначальной любви. Идущая от нее вниз цепочка сидений занята прославленными женщинами Ветхого Завета за Марией Ева, затем Рахиль и рядом с ней Беатриче. В этом мы можем увидеть, что Ева, Дева Мария, Рахиль и Беатриче представляют собой как надежду созерцания, которой Данте Алигьери так жаждали различные

    51 степени Вечной мудрости (Софии, идущей от прародительницы нашей до своей высшей степени, на наш взгляд, представленной Девой Марией как Богоматерью, носящей в себе воплощенный Логос. Важно для нас еще и то, что справа от Петра — апостол Иоанн, слева от Адама — Моисей, справа от Иоанна Крестителя — мать Богородицы Анна, слева — Лючия. Здесь обнаруживается очевидная параллель, поскольку в расположении этих лиц можно увидеть важное экзотерическое значение Адам (ветхий — непосвященный человек) очищается через Софию (Деву Марию, которая передает новую, очищенную, Мудрость Петру, те. Кейфе — Камню, уже не будучему глухими слепым орудием земной Церкви, еще Моисей и Иоанн Креститель (представители Орла и Креста, и, наконец, Анна и Лючия, являющиеся надеждой спасения и света (просвещения. Розане просто цветет — она распускается, те. открывает человеку сознание самого себя (еще один мистический и экзотерический элемент, так как к ней прибавляются новые лепестки. Наконец, души непросто пребывают в Розе — они радостно ожидают второго пришествия Христа, на которое мы смотрим как на пришествие Креста с Орлом, Мудрости со Справедливостью для получения человеком Новой жизни и, соответственно, достижения самого высокого уровня посвящения, самого высокого градуса ордена. Следовательно, мы можем считать, что последняя песнь Рая повествует о видении Троицы. Данте собирает и связывает в этой песни в один гимн многие мотивы третьей кантики.
    Бернар Клервоcский обращается с молитвой к Богоматери, он просит даровать Данте способность увидеть Бога и помочь ему в дальнейшем земном пути. Просьба встречена благосклонно, и Данте вслед за Марией погружает взор в глубины вышнего света. Данте обращает взоры к изначальной любви (primo amore). Заметим, что совершение внеземного пути Данте Алигьери представляет собой не окончание мира, а грань смерти и новой жизни, где чувствуется страхи трепет и, одновременно, усовершенствование личности после взлета в небеса. За видением Божества следует не падение человека, а вечное стремление возвращения к самому себе через переход к чему-то высшему и более значимому. В заключение мы можем сказать, что Данте Алигьери и Верные любви представляли собой крыло духовного движения, старающегося восстановить политическое влияние Италии под началом Империи и Церкви, что было и программой произведения О монархии Данте
    Алигьери, и оставляли четкий след в литературе и политике Италии (если смотреть на их работы с того ракурса, который мы старались открыть перед нашими слушателями. Такое толкование трудов Г. Гвиницелли. Ч. Д’Асколи, Ф. да Барберино, Б. Орбиччиани и других известных писателей может быть использовано для более современного понимания

    52 скрытых от глаз большинства людей политических и духовных движений пленительного края, где раздается sì! Что касается именно фигуры Данте
    Алигьери, мы можем заключить, что он был высшим выражением данного движения, учение которого он теоретизировал в своих трудах, на которые мы ссылались вовремя нашего выступления, скрывающих самую экзотерическую и мистическую суть его жизни. Вместе стем Данте
    Алигьери не полностью учитывал то, что его политическая программа реформирования могла потерпеть фиаско, потому что непросто укротить волчицу (жадность) и льва (высокомерие, что, увы и произошло. Но это не уменьшает, а может быть, и увеличивает значение Данте Алигьери как великого человека европейской величины и созидателя нового, управляемого этическими началами мира. Литература.
    Алигьери Д. Новая жизнь, Божественная комедия. Библиотека всемирной литературы. Серия Литература до XVIII века. Т. 28: Поэмы. М Художественная литература, 1967. 688 с.
    Алонцев МА. Суфийская метафизика любви в трактате Рузбихана Бакли Жасмин влюбленных // Вестник РГГУ. Серия Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2015. № 3. С. 66–73.
    3. Кириллов ГМ. Суфийская традиция становления личности в перспективе философии диалога // Исламоведение. 2014. № 1. С. 54–64.
    4.
    Эвола Ю. Метафизика пола. М Беловодье, 1996. 448 с.
    Элиаде М. История веры и религиозных идей в 3 т. Т. 3. От Магомета до Реформации. М Критерион, 2002. 352 с. Beccarisi A. La teoria dell’intelletto come fondamento di una comunità universale in Dante
    Alighieri e Meister Eckhart in Per studium et doctrinam fonti e testi di filosofia medievale dal
    XII al XIV secolo. Studi in onore di Loris Sturlese. Roma: Casa Editrice Aracne, 2018. P. 1–
    15.
    7. Valli L. Il linguaggio segreto di Dante e dei «Fedeli d'Amore», Le belle letture. 1928.
    665 p.


    написать администратору сайта