всемирная 13-15. Сборник евангельских текстов Вышеградский кодекс
Скачать 2.18 Mb.
|
Первыми славянскими государственными объединениями стали Союз семи племен и государство Са́мо, образованные в VII в. Первое Болгарское царство (681–1018). в конце X в. возникло Чешское княжество. Во второй половине X — первой четверти XI в. были заложены основы будущего Польского княжества. В середине XI в. оформлялась государственность у хорватов и сербов. Новгородцы в 862 г. призвали на княжение варяжского князя Рюрика (династия Рюриковичей - первая княжеская династия). В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев, положил начало Древней Руси (Киевской Руси). Киевский князь Владимир в 988 г. принял христианство из Константинополя Куликовская битва 1380 г. Второго Болгарского царства (1187– 1396). 15 июня 1389 г. битва на Косовом поле Принята в XI в. в Древней Руси «Русская Правда» или в Сербском царстве в 1349 г. «Законник» Стефана Душана. Съезд в Любече (1097 г.) В 831 г. крестились правители и народ Великой Моравии, с этого времени христианство закрепилось на землях Чехии. В 864 г. христианство было принято в Первом Болгарском царстве. В 966 г. польский князь Мешко был крещен, что положило начало христианизации польских земель. Киевский князь Владимир в 988 г. принял христианство из Константинополя. После этого христианство утвердилось в Полоцке и Турове. В 870 г. церковь Болгарии стала самостоятельной. Около 1000 г. собственное архиепископство возникло в Польше. В начале XIII в. Сербия получила церковную автокефалию. В 1346 г. царь Стефан Душан провозгласил сербскую патриархию. С 1448 г. церковь Московского государства стала самостоятельной. Сборник евангельских текстов «Вышеградский кодекс» (XI в.). 24 мая - День славянской письменности в память о братьях Кирилле и Мефодии. Вторая половина IX — XIV в. как «золотой век болгарской литературы». _________________________________________________________________________________________________________________ Cтарейшая археологическая культура, соотносимая со славянами, обнаружена в белорусском Полесье и датируется IV в. Основными центрами становления государственности у славян стали Древняя Русь (какое-то время в нее входили Полоцкое и Туровское княжества), Польша, Чехия, Болгария, Сербия, Хорватия. Первым крупным политическим объединением западных славян стала Великая Моравия. Через территорию проживания восточных славян проходил путь «из варяг в греки». Вдоль него возникли города, которые претендовали на роль лидера восточнославянского мира: Новгород, Киев и Полоцк. На севере центром политического притяжения стал Новгород, а на юге — Киев. В XII в. в истории славян начался период политической раздробленности (причины: введение принципа сеньората, феодальный способ производства, в основе которого лежало усиление эксплуатации феодально-зависимых крестьян, этническая неоднородность населения Древней Руси и внешнеполитические факторы, отсутствие централизованной системы управления). Во второй половине XII в. Древняя Русь окончательно распалась на ряд самостоятельных княжеств. Наиболее значимыми в то время были Киевское княжество (которое в итоге разрушительного нашествия монголов в 1237–1240 гг. утратило роль центра объединения русских земель), Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцкое княжества, Новгородская земля и некоторые другие княжества. Во главе находились представители династии Рюриковичей. а возможности к сопротивлению. Только в XIV в. стало усиливаться Московское княжество, правители которого начали вести борьбу за собирание русских. земель. На западе восточнославянские земли вошли в состав Великого Княжества Литовского. Военное влияние Золотой Орды было ослаблено Куликовской битвой 1380 г. Московский князь Дмитрий Донской возглавил войско, сформированное многими русскими княжествами, и одержал победу над монголо-татарами. В начале XI в. Византии удалось захватить ослабевшее Первое Болгарское царство. Итогом стало освобождение и образование Второго Болгарского царства (1187– 1396). Однако уже в XIV в. болгары не смогли противостоять турецким завоевателям, их земли оказались в составе Османской империи. В 1372 г. турки- османы вторглись на территорию Сербии и в скором времени захватили ее. Вначале XI в. в Чешском княжестве борьба за великокняжеский титул сопровождалась конфликтами между местными князьями. Из-за междоусобиц чешский князь в середине XI в. вынужден был признать вассальную зависимость от императора. Однако уже в 1158 г. он получил титул короля. Завершение периода раздробленности связывают с правлением чешского короля Пржемысла I Отакара (1197– 1230). Используя слабости Священной Римской империи, он добился привилегий для своего государства. Это позволило Чешскому королевству уже во второй половине XIII в. стать одним из крупнейших в Центральной Европе. В XIII–XIV вв. Чешское королевство переживало расцвет. После периода раздробленности польских земель, начавшегося в середине XII в., уже в середине XIV в. стал происходить процесс их объединения. После пресечения местной династии Пястов польская знать пошла на сближение с ВКЛ и подписание Кревской унии. В результате династического брака с польской королевой Ядвигой великий князь литовский Ягайло стал королем Польши. Ядвига умерла, не родив наследника, зато брак Ягайло с княжной Софьей Гольшанской привел к появлению европейской династии Ягеллонов. В древности основой хозяйства долгое время были подсечно-огневое земледелие, животноводство, охота и собирательство. К концу Средневековья основными занятиями всех славян были земледелие, садоводство, охота, рыболовство, бортничество. Уже в VII–VIII вв. у славян начало развиваться ремесленное производство. В XI–XIV вв. шел активный процесс заселения новых земель. Внутренняя колонизация в Чехии была связана с заинтересованностью правителей и дворянства в повышении денежных доходов от крестьянских земель, развитии трехполья, разработке рудников. В XIII–XIV вв. наблюдался экономический подъем на чешских землях, где активно развивалась добыча железной руды и серебра. В Древней Руси традиционно преобладало общинное землевладение. С конца XI в. возрастала роль крупной индивидуальной земельной собственности — вотчины. Первые городские поселения возникали как военные и административные центры. На территориях, где проходили торговые пути и был выход кморю, города появлялись раньше и развивались быстрее. Ремесленное производство развивалось начиная с VII в. Однако только к XIII в. во всех славянских землях города стали центрами ремесла. Первыми каменными строениями были церкви, а вскоре из камня или кирпича начали строить и укрепления. Укрепленный польский королевский замок — Вавель. Одним из первых описаний славянской религии является свидетельство византийского историка Прокопия Кесарийского, относящееся к VI в. Крупным религиозным языческим центром у славян был храм бога Святовита на о. Руян (современный о. Рюген в Германии). Решающую роль в распространении христианства среди славян сыграла миссия двух византийских монахов из г. Солунь (современные Салоники) — Кирилла и Мефодия, которых называют «апостолами славян». Раскол церкви на католическую и православную, произошедший в середине XI в., привел к тому, что в Польше, Чехии, Хорватии закрепилось католическое вероучение, а в Болгарии, Сербии, Древней Руси — православное. Киевский монах Нестор создал летопись, известную нам как «Повесть временных лет». Козьма Пражский в «Чешской хронике» последовательно изложил историю Чешского королевства, а Галл Аноним в «Хронике и деяниях князей или правителей польских» — Польского королевства. В Чешском королевстве популярностью пользовались сочинения богослова и ученого Яна Гуса, написанные на чешском языке. В них он призывал к «борьбе за правду Божью», восстановлению норм раннего христианства, осуждал пороки церкви и властей. Учение Яна Гуса легло в основу идеологии движения гуситов первой половины XV в. В XII–XIV вв. во Втором Болгарском царстве сложились несколько живописных школ. Главное место среди них занимала Тырновская школа. В XIII — начале XVI в. сформировалась и сербская школа живописи. Шедеврами сербской средневековой живописи признаны фрески церкви Вознесения в Милешеве и Троицкой церкви монастыря в Сопочанах. |