Главная страница

Сборник игр на коммуникацию. сборник игр коммуникативные УУД. Сборник игр непоседы


Скачать 5.11 Mb.
НазваниеСборник игр непоседы
АнкорСборник игр на коммуникацию
Дата24.05.2023
Размер5.11 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файласборник игр коммуникативные УУД.docx
ТипСборник
#1157709


Сборник игр
«НЕПОСЕДЫ»



(Игры, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в группе продленного дня )

Москва 2021г.

Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………


3

Глава 1. Сюжетно-ролевые игры………………………………………


4

Глава 2. Коммуникативные игры ……………………………………..


14







Список литературы……………………………………………………………….


30


Пояснительная записка
Формирование умения коммуникативных универсальных учебных действий является актуальной проблемой нового века. Существует значительное количество разработок, методик в данном направлении. Мы хотим отметить, что решение данной проблемы очень важно не только на уроках, но и вне урока.

Формирование умений общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, полно и ясно выражать свои мысли, дополнять ответы других и высказывать свои версии, разрешать конфликты, правильно задавать вопросы. Именно данные умения составляют универсальные учебные действия и необходимы для освоения каждым школьником. Решение данной проблемы является важной в современной школе. Именно формирование данных умений диктуется Федеральным государственным образовательным стандартом, так как коммуникативные умения подготовят учащихся к самостоятельному взаимодействию с другими людьми во взрослой жизни[1].

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, прежде всего партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми[2].

Чтобы учащиеся могли развивать свои коммуникативные умения не только на уроке, нами был разработан сборник игр, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в группе продленного дня под названием «Дружба».

Данный сборник состоит из двух частей. Первая часть содержит перечень коммуникативных игр в команде. А вторая часть содержит перечень коммуникативных игр в парах. Каждая игра содержит описание цели, хода игры, инструкции и комментария. Данные игры направлены на взаимодействие, сотрудничество, распределение ролей, выполнение совместной деятельности.

Использование данных игр позволит развивать имеющийся уровень коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в группе продленного дня.


Глава 1. Сюжетно-ролевые игры



«Мост»
Цель: развитие умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками, брать на себя ответственность за себя и за других.
Участники: 3- 4 класс
Оборудование: ватман – 2шт., ножницы –2 , линейка – 1, скотч – 1, клей – 1, любой подручный материал – пустые коробки, стиплеры, цветная бумага, скрепки, самоклеющаяся бумага.
Ход игры: Все участники игры делятся на 2 группы (команды), каждая из которых строит свою половину единого моста. По истечении 40 минут команды встречаются и соединяют свои половины моста. Затем происходит обсуждение
Инструкция для команд: Вы должны строить обе части моста одновременно; - каждая команда строит только ½ часть моста; - вы используете только выданные материалы; - в итоге должен получиться мост шириной не менее 15 см, расстояние над которым будет стоять мост 15 см; - после постройки, половины моста должны сойтись ровно посредине; - мост оценивается по критериям: устойчивость и красота. Так, например, мост должен выдержать ½ стакана воды; - команды не должны видеть работу друг друга; - за время работы должно быть максимум 4 встречи; - встреча длится 1 минуту; - делегаты встречаются на нейтральной территории так, что бы они не могли видеть работу другой команды; - каждая команда будет иметь наблюдателя, который наблюдает действия команды и слушает, как разворачиваются события; - наблюдатель не может вмешиваться в обсуждение и отвечать на вопросы команды; - у вас есть только 50 минут, чтобы построить мост.




Комментарий: При проведении игры учитель должен координировать работу групп, поощрять за умение сотрудничать, также необходимо на протяжении всей игры напоминать , что залог успешной работы- слаженность всей команды
«День рождения»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Участники: 1-3 класс (игровые роли: именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, учительница, братья, сестры, гости)
Оборудование: игрушечная посуда, колпаки, шарики
Ход игры: разыгрывается день именин.
Инструкция: Педагог предлагает ребятам самостоятельно составить план игры. Выслушав предложения ребят, педагог может навести детей на мысль объединить сразу три игры: в семью, школу и в день рождения. Распределяются роли, ребята делятся на группы.

Например, дети, играющие в семью, могут разыграть эпизод утра: все встают, завтракают, затем дети-ученики уходят в школу, а младшие остаются дома. Они помогают старшим членам семьи готовиться ко дню рождения.

Школьники и гости (товарищи именинника) где-то рядом в группе могут играть в школу. Кого-то выбирают на роль учителя, остальные — ученики. Таким образом, пока дома готовятся ко дню рождения, старшие братья и сестры, именинник и его товарищи учатся в школе.

Когда дома все готово, зовут именинника и гостей. Все остальные игры свертываются, ребята начинают играть в день рождения: именинника тепло поздравляют родственники и друзья, дарят ему подарки, окружают вниманием, угощают, предлагая все самое лучшее. Члены семьи и сам именинник заботятся о том, чтобы гостям было весело и хорошо. Они заранее договариваются, кто и как будет развлекать гостей, придумывают игры, аттракционы, читают стихи, загадывают загадки и т. д. Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться. Члены семьи ложатся спать.
Комментарий : По окончании игры участники делятся своими впечатлениями об игре, обсуждают интересные моменты и ошибки, допущенные в игре. Игра может видоизменяться по ходу.
«Детективное агентство»

Цель: формирование коммуникативной компетенции, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Участники: 3- 4 класс (Детектив ,клиент, помощники детектива, свидетели, полицейский)
Оборудование: каталог с отпечатками следов животных, карта, таблички с надписями животных, подслушивающее устройство, компас, фонарик-ручка, бинокль, секретное досье, лупа, усы для маскировки, очки, ручка-фонарик, чемоданчик для детектива, телефон, набор диких животных, фуражка и т.д.
Ход игры: Учитель принимает на себя роль директора зоопарка, который обращается к детям за помощью в розыске пропавшего животного. В игровом городке открывается детективное агентство, которое начинает вести расследование данного происшествия.
Инструкция: Обогащение содержания игры: - приход сотрудников вневедомственной охраны с требованием установить сигнализацию, видеокамеры.

Проблемные ситуации: - Пропали улики, сломался автомобиль во время слежки, во время слежки помощник детектива подвернул ногу.

Окончание игры 1-й вариант. Удачно проведено расследование, животное возвращено в зоопарк. 2-й вариант. Преступник осознал свою вину и вернул животное в зоопарк.

Комментарий: При подготовке и проведении игры учитель должен учитывать, что все дети хотят выполнять роль детектива, поэтому нужно научить ребят договариваться. Кроме того, после игры необходима рефлексия (что понравилось, а что нет; что планировали, а что получилось, почему так вышло, что надо сделать по-другому?)

«Пиццерия»

Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом

Участники: 1-4 класс (повар, официанты, посетители кафе, администратор, посудомойщица , ди-джей, промоутер, фасовщик , доставщик пиццы )
Оборудование: скатерти, разносы, полотенца, папки-меню; муляжи из пластмассы и соленого теста пиццы, фруктов, ягод, мороженого, игрушечная посуда; салфетки, колпак и фартук для повара; кошельки, сумки, деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов.
Ход игры: Клиент пиццерии – приходит в пиццерию, выбирает понравившийся столик, выбирает в меню пиццу, делает заказ, соблюдает правила этикета, ждет своего заказа, кушает, благодарит, расплачивается за оказанные ему услуги, делает записи в книгу жалоб и предложений.
Инструкция: Варианты начала игры 1-й вариант. Объявить о том, что в нашем городе открывается пиццерия, в которую требуются сотрудники. 2-й вариант. Принять на себя роль диктора телевидения и пригласить жителей города встретить Новый год и отведать праздничную пиццу. Обогащение содержания игры: – клиент на свой день рождения заказал в пиццерию клоуна из цирка; – администратор делает по телефону заказ менеджеру по доставке продуктов; – приход дизайнера для оформления пиццерии к новогодним праздникам. 2. Создание проблемных ситуаций: вам принесли не то, что вы заказывали; не понравилось качество обслуживания; долго не несут заказ.

Окончание игры 1-й вариант: подходит время закрытия пиццерии, официант просит оплатить счет. Посетители расплачиваются и уходят; 2-й вариант: празднование дня рождения удачно завершено, клиенты довольны.

Комментарий : эта игра даёт огромные возможности для совершенствования коммуникативных УУД(игра может быть в игре, )

Анализ игры: – интервьюирование клиентов пиццерии: почему они посещают именно эту пиццерию, что нравится, что нет?

«Салон сотовой связи»

Цель: формирование коммуникативной компетентности, учить детей самостоятельно распределять роли в соответствии с игровым замыслом.

Участники: 1-4 класс (Клиент, менеджер, оператор-кассир, продавец –консультант, мастер по ремонту и установке)
Оборудование: сотовые телефоны, шнуры, коробки от телефонов, бейджики для сотрудников, игрушечные инструменты для ремонта телефона
Ход игры: проигрывание диалогов в салоне сотовой связи
Инструкция: 1 уровень сложности – короткие диалоги, действия с игровым предметом минимальные.

  • «Приём сломанного телефона»

  • «Пополнение счёта в терминале»

  • «Выбор и покупка телефона»

  • «Выбор оператора и тарифного плана

2 уровень сложности - с двумя ролями:

  • «Рабочий день салона сотовой связи»

  • «Ремонт сотового телефона» (разрешение конфликтной ситуации) Клиент: (с недовольством) Здравствуйте, у меня сломался телефон! Продавец: Здравствуйте, не волнуйтесь, сейчас разберёмся! Что с ним случилось? Клиент: Не знаю, не показывает экран! Продавец: Вы его не роняли? Не попадал под воду?

Комментарий : учитель ,организовывая данную игру, должен учитывать малое количество персонажей, поэтому чтобы дети не заскучали , необходимо по ходу менять сюжет, создавать проблемные ситуации

«Швейное ателье»

Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом

Участники: 2-4 класс (Заказчики, закройщица, швея, гладильщица, модельер, стилист, манекенщица, фотограф)
Оборудование: ножницы, метр, ткани, мелки, образцы лент, замков, тесьмы, кружев, пуговиц, элементы декора, швейные машины, фурнитура, каталоги, готовые изделия, стойка для платьев, журналы мод, манекен для кукол, зеркало, бумажные куклы
Ход игры: 1-й вариант. В магазин «Ткани» приходит покупатель, который покупает ткань для костюма, продавец выслушивает пожелания и предлагает покупателю несколько видов ткани, отмеряют необходимый метраж ткани, отрезают. Пробивают чек. После чего покупатель идёт в ателье и делает свой заказ. 2-й вариант. «Швейное ателье». В ателье приходит заказчик, который подходит к приемщику. Приемщик делает прием заказа. Закройщик снимает мерки с заказчика, демонстрируется каталог одежды. Если нет подходящих вариантов, то к заказчику приходит модельер и вместе с заказчиком делают рисунок одежды. Затем эскиз отдается закройщику, следом швее. Позже приходит заказчик на примерку, а потом забирает готовый заказ. 3-й вариант. Демонстрация одежды. В городе проходит показ мод. В нем участвуют знаменитые модельеры города6-й вариант. Создать проблемную ситуацию: порвалось платье или куртка, обратиться за помощью в швейное ателье

Инструкция: Окончание игры 1-й вариант. Рабочий день закончен. 2-й вариант. Ателье закрывается на перерыв, после чего мы опять продолжим. Анализ игры: вопросы по организации игры: что планировали, что получилось, что нет, почему так вышло, что нужно сделать по-другому.

Комментарий : при проведении игры не стоит руководствоваться гендерным принципом. Учитель, наоборот, должен напоминать, что самые знаменитые модельеры- мужчины

«ГИБДД»

Цель: формирование коммуникативной компетенции, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Участники: 1-4 класс (дети, бабушка, сотрудник ГИБДД, водители, кондуктор автобуса.)
Оборудование: дорожные знаки, светофор, рули, стульчики, игрушки-машины, полицейская фуражка, жезл, жилетка с надписью «ГИБДД»,
Ход игры: Варианты начала игры 1-й вариант. Учитель берёт на себя роль мамы. Дети по желанию берут на себя роль Маши и Саши. Мама просит детей навестить бабушку. Дети, ориентируясь по плану-схеме, путешествуют по городу, соблюдая правила дорожного движения. 2- й вариант. Один ребёнок берёт на себя роль сотрудника ГИБДД, который находит на остановке приглашение на день рождения, адресованное Маше и Саше. Спрашивает у детей, кто его потерял? Дети берут на себя роль Маши и Саши и отправляются в гости на день рождения.
Инструкция: 1. Обогащение содержания игры: - Маша и Саша идут в магазин за подарком. - Маша и Саша идут в салон красоты, чтобы выглядеть нарядно. - пригласить на день рождения фотооператора. - на день рождения пригласить клоуна. 2. Создание проблемных ситуаций:

  • Что делать, если вы опаздываете на день рождения?

  • Если вы оставили сумку в автобусе, что делать?

  • Что делать, если вас на пешеходном переходе не пропускают машины?

  • Во время поездки на автобусе произошла авария.

Окончание игры 1-й вариант. Маша и Саша благополучно добираются до бабушки или на день рождения. 2-й вариант. Наступает вечер, и дети возвращаются из гостей домой.

Комментарий : Учителю необходимо следить, чтобы игра не была скучной, для этого надо предлагать проблемные ситуации.

«Фармсервис»

Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом

Участники: 1-4 класс (аптекарь, покупатель)
Оборудование: касса, деньги, витрина аптеки с разными лекарствами и предметами ухода за больными, предметами личной гигиены, пузырьки, колбочки, мерные стаканчики, пинцет, пипетка, резиновая груша, воронка, электронные весы, бланки рецептов, штамп или печать, белый халат аптекаря, рецепты – картинки с изображением лекарств, предметов ухода за больным.
Ход игры: Покупатель – покупает лекарство, расплачивается, просит дать справку о применении того или иного лекарства, показывает рецепт, ждёт пока изготовляют лекарства, аптекарь – принимает рецепт и заказ от покупателей, даёт справку о дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства, выдаёт лекарства по рецепту.
Инструкция: Варианты начала игры: 1- й вариант. В нашем городе открывается «Фармсервис», в который требуются сотрудники. 2-й вариант. Компания «Фармсервис» проводит в январе акцию: при покупке продукции на сумму 1000 рублей – подарочный сертификат в подарок.

Обогащение содержания игры:

  • открытие нового отдела в «Фармсервисе» – отдела косметики (оптики);

  • оказание новой услуги населению – заказ лекарства по телефону или через Интернет;

Создание проблемных ситуаций:

  • Что делать, если ваш заказ привезли не вовремя?

  • Что делать, если в компании нет нужного лекарства?

  • Потеряли рецепт. Что делать?

Комментарий : при проведении игры учитель следит, чтобы ответы детей были развернутыми.

«Цирк»

Цель: Развивать умение детей распределять роли между собой, действовать с воображаемой игровой ситуацией, умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

Участники: 1-3 класс (Конферансье, жонглёр, дрессировщик, клоун, фокусник, силач, гимнаст, наездник, кассир, контролёр, гардеробщица, продавцы цветов, игрушек, сладостей, фотограф.)
Оборудование: афиши, вывески, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки», гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.); атрибуты для цирковых артистов
Ход игры: Варианты начала игры 1-й вариант. В игровом городе построили новый цирк, в который требуются артисты. После распределения ролей и составления программы вывешивается красочная афиша и жителей города приглашают на цирковое представление. 2-й вариант. Учитель – конферансье объявляет в рупор: «Внимание, внимание! Уважаемые жители игрового города к нам приехал цирк «Шапито». Вы увидите волшебное представление. На арене цирка выступят весёлые клоуны, ловкие жонглёры, смелые акробаты, знаменитый дрессировщик со своими африканскими животными и загадочный фокусник! Приглашаем вас принять участие в цирковом представлении.

Инструкция: Окончание игры 1-й вариант. Представление окончено, зрители благодарят артистов аплодисментами, дарят цветы, приобретают сувениры, фотографируются с животными, артистами. 2-й вариант. В случае пожара проводится эвакуация зрителей, животных и артистов, пожарные тушат огонь.

Анализ игры: что понравилось, а что нет?

Комментарий : Эта игра требует предварительной подготовки концертных номеров. Это могут быть просто репетиции, которые потом учитель организует в сюжетно-ролевую игру.

Глава 2. Коммуникативные игры



«Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Участники: 3- 4 класс

Оборудование: мячик.

Ход игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра.

Инструкция :Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.


Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Участники: 2- 4 класс

Оборудование: стол, стулья и т. д.

Ход игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать и т. д.

Инструкция: Пройдите с одного угла до другого, не задев ни одного препятствия

Комментарий: Учитель следит ,чтобы дети не отцепляли рук

«Газета»

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Участники: 3- 4 класс

Оборудование : газета

Ход игры. На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету.

Инструкция :В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате.

«Слепой и поводырь»

Цель: Развивать умение детей распределять роли между собой, умение понимать эмоциональные состояния сверстника,

Участники: 3- 4 класс

Ход  игры .Участники игры разбиваются на пары. Один из них исполняет роль «слепого», а другой – «поводыря». «Поводырь» в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате. Затем они меняются ролями.

Инструкция : Проводите своего товарища до дома

Комментарий: учитель просит каждого рассказать о своих ощущениях, ученики приходят к выводу, что понимание возникает тогда, когда мы испытываем те же чувства, что и другой человек, или представляем себя на его месте.

«Зеркало»

Цель: включить детей во взаимодействие,  установить близкие и доброжелательные отношения между детьми

Участники: 4 класс

Ход игры Выбирается ведущий, все остальные — «зеркала» (точнее было бы сказать — «отражения»). Ведущий перемещается по замкнутому пространству (коридор, кабинет, холл). Он смотрит в «зеркала» (на других участников игры), а они его «отражают», повторяя все действия, которые он выполняет. Важно, чтобы «зеркала» точно повторяли движения, позы, мимику «человека». Достоверность «отражения» важна для установления контакта, возникновения эмпатии. Ведущий сменяется спустя 2-3 минуты. Это необходимо для того, чтобы как можно больше игроков «примерили» на себя роль «человека» и в то же время попытались сыграть роль «отражения».

Инструкция: Вам надо посмотреть во все зеркала.

Комментарий: При проведении этой игры учитель должен учесть микроклимат в классе

.

«Робот»

Цель: сплочение коллектива, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Участники: 4 класс

Ход игры: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

Инструкция: Чтобы найти клад , необходимо выполнять указания изобретателя

Комментарий: При проведении этой игры учитель должен учить организовать пространство так, чтобы было много препятствий

«Художники»

Цель: развитие коммуникативных способностей, воображения, коллективного творчества и мышления; развитие кооперации и сотрудничества

Участники: 1-4 класс

Оборудование: карандаши, ватман

Ход игры: дети разбиваются на четвёрки и каждой четвёрке предлагается набор карандашей (пастель) и лист ватмана. Каждый ребёнок произвольно разрисовывает свой угол ватмана. Затем лист переворачивается на 90 и ребёнку предлагается для дорисовки рисунок, сделанный предыдущим художником. После этого лист снова переворачивается и повторяется то же самое задание. Таким способом необходимо "заполнить" весь лист. Затем группа придумывает название картины и демонстрирует её остальным.

Инструкция Вспомните уроки декоративного рисования и оформите свою часть листа

Комментарии: важно, чтобы учитель следил за своевременной сменой положения листа; при обсуждении задать позитивный тон оценки произведений друг друга.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Участники : 1-2 класс
Ход игры :Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Инструкция :Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Комментарий: При проведении лучше использовать музыку для релаксации

«Коровы, собаки, кошки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров

Участники: 2-4 класс

Ход игры: Детям надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы.

Инструкция : Встаньте широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. Теперь закройте глаза. Забудьте на время человеческий язык. Через минуту я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других участников, «говорящих» на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Навострите ушки и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой... Начали!

Комментарий : второй вариант игры- дайте каждому игроку свернутую карточку, на которой будет написано имя какого-нибудь животного (количество карточек с определенными животными должно быть равным, т.е. 5 коров, 5 поросят, 5 лошадей т.п.). Никто не должен смотреть, имя какого животного там записано. Все сидят на стульях и ждут дальнейших инструкций. Когда все получат карточки, ведущий просит всех посмотреть на название животного и затем выключает свет. В этот момент все встают и начинают воспроизводить звук своего животного. Задача игроков: «воссоединится с остальными представителями данного вида». Выигрывают «животные», которые первые отыскали «своих».

«Дорисуй»

Цель: развитие коммуникативных способностей, воображения, коллективного творчества и мышления;

Участники: 1-4 класс

Инструкция : задумайте образ и зафиксируйте его в памяти , никого не посвящайте в свои планы.

Ход игры: Каждый участник игры задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый участник дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам. При обсуждении сравниваются первоначальный замысел и его воплощение как результат понимания и уважения чужой идеи или наоборот — желания сделать все по-своему.

Комментарий: С помощью игры можно также подойти к проблеме соотношения жизненных планов и результатов деятельности (или этапа жизни).

«Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Участники: 1-4 класс

Инструкция : когда клубок окажется у вас, бросьте его тому, с кем чаще всего предпочитаешь общаться, оставив себе кончик нитки.

Ход игры: Группа стоит в круге. Один из членов группы получает клубочек ярких прочных ниток. Получивший клубочек бросает его следующему, не выпуская нитку из руки.

Комментарий Клубочек постепенно разматывается, образуя структуру взаимоотношений в группе. Эта игра –своеобразная социометрия.

«Полслова за тобой»

Цель :развитие коммуникативных способностей, воображения, коллективного творчества и мышления;

Участники: 1-4 класс

Оборудование : мяч

Ход игры Участники садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать вторую его половину. Например, паро-воз; теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.

Инструкция: Чтобы было интересно, не задумывайтесь и не подбирайте комбинации , говорите первое, что приходит на ум.

Комментарий: Учитель следит за культурой речи учеников и поощряет за интересное не примитивное слово.

«Веревочка»

Цель: развитие коммуникативных способностей, кооперации и сотрудничества

Участники: 3-4 класс

Оборудование: веревка

Ход игры: Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. Все встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга.

Инструкция :«Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник».

Комментарий: Сначала возникает пауза и полное бездействие, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Подписи»

Цель :включить детей во взаимодействие

Участники:1-4 класс

Оборудование : листы бумаги и принадлежности, в количестве, соответствующем числу участников.

Ход игры Построение: большой круг, по сигналу каждый участник должен заполнить свой лист бумаги подписями всех остальных присутствующих. Тот, кто закончил, объявляет «Есть». Окончание игры: все встают в круг снова, первый окончивший пытается расшифровать все имена, написанные на листе, проверяя, кто из присутствующих относится к каждой из подписей.

Инструкция : Соберите все подписи за определенный промежуток времени

Комментарий: Учитель перед игрой должен также собрать все подписи, чтобы не было потом путаницы

«Из спичек – имена»

Цель :включить детей во взаимодействие

Участники:3-4 класс

Оборудование : Спички

Ход игры : ребята надо выложить из спичек имена всей группы.

Инструкция : "Вот лежит коробок спичек. Ваша задача в течение 10 минут из этих спичек выложить имена всех здесь присутствующих, использовав все спички, лежащие в коробке. Спички ломать нельзя".

Комментарий : Спички выдаются из расчета 10 спичек на одного члена группы. Если они не успевают за 10 минут, задается вопрос: «Сколько вам нужно времени, чтобы закончить?». Если опять не успевают, то опять вопрос и т.д.

«Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 5-7 минут.
Участники :1-4 класс
Ход игры : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Инструкция : Варианты инструкций образующимся парам:

  • Поздороваться с помощью рук.

  • Побороться руками.

  • Помириться руками.

  • Выразить поддержку с помощью рук.

  • Пожалеть руками.

  • Выразить радость.

  • Пожелать удачи.

  • Попрощаться руками.


Комментарий: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение:

  • Что было легко, что сложно?

  • Кому было сложно молча передавать информацию?

  • Кому легко?


«Построение круга»
Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом

Участники: 3-4 класс
Оборудование: Платки по количеству игроков.
Инструкция :Перемещайтесь по комнате с завязанными глазами, а после сигнала необходимо опять встать в круг
Ход игры : Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Комментарий: Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности. Психологический смысл: игра направлена на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

«Сиамские близнецы»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графиче­ских навыков.
Участники : 2-4 класс. Количество играющих: кратное двум.
Оборудование : перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Инструкция: необходимо нарисовать рисунок.
Ход игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мел­ки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата.
«Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Участники : 1-4 класс
Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Инструкция : отгадай, кто тебя позвал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомств

«Старенькая бабушка»
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.
Участники: 1-3 класс
Оборудование:платки для завязывания глаз.
Ход игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Инструкция : Проводите бабушку до дома
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.
В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

«Небоскреб»
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Участники :1-4 класс.
Оборудованиескладной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Инструкция : Постройте небоскреб, учтите в строительстве участие должны принимать все.
Ход игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

«Музыкальный крокодил»

Цель: развитие коммуникативных способностей, наблюдательности, внимания, памяти.

Оборудование: музыкальное сопровождение

Участники :1-4 класс
Инструкция : Необходимо показать музыкальное движение соседу

Ход игры :Участники игры становятся в затылок друг за другом. Ведущий становится последним и показывает под музыку любое придуманное движение предпоследнему участнику, так, чтобы не увидели остальные. Предпоследний игрок показывает это движение впереди стоящему и так далее по цепочке. Первый игрок показывает всем, что увидел. Обычно это сильно отличается от того движение, которое показывал ведущий и вызывает всеобщее веселье. Ведущим становится первый участник, а остальные сдвигаются на одного игрока вперёд.

Комментарий :Для того, чтобы результат получился смешнее, игроки стараются показывать не менее 3 движений и показывать их очень быстро.



«Знаменитости»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение задавать вопросы, невербальной коммуникации, умение разрешать проблемы.

Участники :3-4 класс

Оборудование: картинки с изображением знаменитостей (В.Путин, Л.Якубович, Е.Крид, В.Терешкова, А.С.Пушкин).

Ход игрыУчастники распределяются по парам. Каждому участнику на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитости (певца, политика и т. д.). После этого пара надо угадать , чей портрет у тебя на спине.

Инструкция: «У вас на спине прикреплен листок бумаги с именем знаменитости. Вам нужно, не снимая и не читая, что у вас там написано, угадать, о ком идет речь. Вы не можете сами посмотреть написанное имя, но это может сделать ваш партнер.Ваша задача — узнать у него это имя, задавая ему вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», например «Это женщина?», «Это политик?» и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить «да» и «нет»

Комментарий: При подготовке к игре учитель должен подобрать рисунки с учетом возрастных особенностей детей. К тому же тематика рисунков должна быть разнообразна ( сказочные герои, певцы, актеры, директор школы и т.д.)



Список литературы:

  1. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для младших школьников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 128 с



  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.



  1. Максимова, А.А. Учим общаться детей 6–10 лет. / А.А. Максимова – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 78 с.



  1. Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6-12.



  1. Курцева, З.И. Социально-коммуникативное развитие личности ребёнка в свете ФГОС // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 3. – С. 11–16.


написать администратору сайта