Главная страница
Навигация по странице:

  • Ожидаемый результат

  • Форма проведения

  • Ход игры 1. Мотивация.

  • 2. Содержательная часть. Информационный блок

  • Приложения Приложение 1 Правила организации интерактивного урока

  • Карточка 1. Технология проектной деятельности Проектный метод

  • самостоятельную деятельность учащихся

  • Структура и оформление проекта

  • Карточка 2. Метод мозгового штурма

  • Этапы и правила мозгового штурма

  • Карточка 3. Технология сотрудничества

  • Ссылки на электронные ресурсы

  • Сценарий педсовета. Сценарий педагогического совета Как провести интерактивное учебное занятие (урок) с использованием современных педагогических технологий


    Скачать 346.25 Kb.
    НазваниеСценарий педагогического совета Как провести интерактивное учебное занятие (урок) с использованием современных педагогических технологий
    АнкорСценарий педсовета
    Дата12.03.2023
    Размер346.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСценарий педсовета.docx
    ТипСценарий
    #981885

    Сценарий педагогического совета

    «Как провести интерактивное учебное занятие (урок) с использованием современных педагогических технологий»

    Цель: оказание методической помощи педагогам по проведению интерактивного учебного занятия (урока) с использованием современных педагогических технологий.

    Задачи:

    Способствовать формированию умений по использованию инновационных образовательных технологий в образовательной деятельности.

    Способствовать развитию педагогической компетенции педагогов.

    Ожидаемый результат: создание интерактивного урока с использованием современных педагогических технологий.

    Участники: администрация школы, учителя.

    Регламент: 1 час.

    Форма проведения: деловая игра.

    Обеспечение: демонстрационная доска для презентации интеллект-карт, бюллетеней пресс-центра, жетоны 5-ти цветов для разделения участников на группы, листы формата А4, методическая литература, карточки с ссылками сайтов, фломастеры, компьютер, проектор, экран.
    Ход игры

    1. Мотивация. Прослушивание притчи. http://www.youtube.com/watch?v=BbCYghLuxGI

    Возрождение. Притча об орле.

    Орлу от природы дано жить семьдесят лет. Но не все доживают до этого срока. К сорока годам у орла стачивается и притупляется его мощный клюв, и он уже не может разрывать им добычу. Стираются его острые цепкие когти, и он больше не может удержать ими свой улов на охоте. Его перья пропитываются жиром и больше не могут поддерживать его над землей. И есть только один способ у орла перешагнуть этот жизненный порог, способ, который длится 150 дней. Орел должен найти неприступную скалу и свить на ней гнездо. И поселившись там, счесывать свой старый клюв о камни, пока не собьет его. Затем ждать, пока вырастет новый. Новым клювом он должен вырвать свои старые износившиеся когти и выщипать отяжелевшее оперение. И ждать, пока отрастут новые острые когти и легкие перья. И если он сможет пройти через это испытание и выжить, то будет обновленным жить, летать и охотится еще тридцать лет, отведенных природой. Очень часто для того, чтобы жить, мы должны измениться, иногда этот процесс сопровождают боль, страх, сомнения, одиночество. Мы избавляемся от воспоминаний, привычек и ограничивающих убеждений прошлого. Только освобождение от этого груза позволяет нам жить и наслаждаться настоящим и подготовить себя к будущему. Известные всем фразы о каком-то человеке: «Ну, он орел!» или «Он настоящий руководитель» — конечно же, являются метафорическими. Школьный коллектив,

    как люди, проходит разные периоды своей жизни: рождение, юность, зрелость и старость. Когда наступает старость, даже в прошлом хорошая школа, может "умереть". Чтобы этого не произошло, нужны инновации.

    1. Ведущий. Уважаемые коллеги, приглашаю вас поразмышлять над притчей (обсуждение ведется в течение 2-3 минут по принципу мозгового штурма).

    - Как притча об орле, на ваш взгляд, связана с темой педсовета?

    - Чтобы продолжить предметный разговор по заявленной теме, проведем деловую игру.

    2. Создание групп. Распределение ролей.

    Каждый участник игры получает цветной жетон (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый). Всем участникам игры предлагается сесть по цвету своего жетона: зеленые – «методисты», синие – «учителя», желтые – «администрация», красные – «эксперты», «оранжевые» - пресс-служба.

    Методисты, учителя, администрация будут делиться своим мнением по предложенной теме, подавать идеи, отстаивать их, группа экспертов на основании всех высказываний создаст правила организации интерактивного урока (Приложение 1), пресс-служба выпустит информационный бюллетень (Приложение 2).

    3. Всем участникам предложено на символических «ладонях» написать свои ожидания от деловой игры по заданной теме и передать в пресс-службу.

    4. Индуктор. Составить ассоциативный ряд к слову интерактивный.

    Ведущий. Теперь подумаем: что такое интерактивный урок? Как его создать и провести? Для достижения цели нам предстоит сделать 3 шага.

    2. Содержательная часть.

    Информационный блок (1-ый шаг). Работа в группах.

    1. Сбор информации из методических пособий, Интернет-ресурсов об интерактивном обучении (понятие, психолого-педагогические условия, формы и методы, структура урока, педагогические технологии и т.д.).

    2. Систематизация информации в форме интеллект-карты (интеллект-карта может быть выполнена на листах формата А4 или в электронном формате).

    3. Презентация интеллект-карт (Приложение 4).

    Теоретический блок (2-ой шаг). Работа в группах построена по технологии Сотрудничества, используется метод «Ажурная пила». Группа получает задание (карточка с описанием педагогической технологии Приложение 3). Изучает задание. В группе назначается эксперт. Происходит обмен экспертами. Каждый эксперт знакомит группы со своим материалом («обучает», обходя группы по часовой стрелке). Эксперт возвращается в свою группу, члены группы «обучают» эксперта, то есть делятся тем материалом, который они получили от других экспертов. Таким образом, вся команда в полном объеме получает информацию.

    Практический блок (3-ий шаг). Работа в группах построена по Проектному обучению. Группы создают проект этапа интерактивного урока с использованием педагогических технологий, рассмотренных в теоретическом блоке педагогического совета.

    Структура интерактивного урока

    1). Мотивация (эксперты).

    2). Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов (методисты).

    3). Предоставление необходимой информации (администрация).

    4). Интерактивное упражнение – центральная часть урока (учителя).

    5). Подведение итогов, оценка результатов урока (пресс-центр).

    Презентация этапов урока.

    Ведущий. Давайте обратимся к началу деловой игры, вспомним наши ожидания от ее проведения.

    - Оправдались ли ваши ожидания? /обсуждение ведется 2-3 минуты в форме «Свободный микрофон» /
    3. Рефлексия

    1. На столах – символические «яблоки» и «камни». На «яблоках» записываем преимущества интерактивного обучения, на «камнях» - недостатки. Помещаем, озвучивая свое мнение, «яблоки» и «камни» в разные корзины, расположенные на демонстрационной доске.

    2. В это время эксперты завершают работу над созданием правил организации интерактивного урока, пресс-служба завершает работу над информационным бюллетенем о наиболее часто применяемых и перспективных педагогических технологиях, используемых при проведении интерактивного урока. Свои результаты помещают на слайд презентации к уроку или озвучивают.

    Ведущий. В качестве логического завершения наших размышлений на предложенную тему позвольте процитировать Конфуция: «Исследование без размышлений — пустая трата времени; выводы без изучения опасны».

    Приложения

    Приложение 1

    Правила организации интерактивного урока

    Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

    Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

    Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.

    Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

    Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

    Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

    Приложение 2

    Пресс-бюллетень. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференциях, семинарах, педагогических советах и т.д.

    Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в «телеграфном» стиле.

    Приложение 3

    Карточка 1.

    Технология проектной деятельности

    Проектный метод – это такой метод, при котором работа идет над разрешением жизненных проблем, способствующий развитию у школьников способностей к целеполаганию и определению путей достижения поставленных целей.

    Технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

    Структура и оформление проекта

    1. Обоснование выбранной темы (отражается анализ исходной ситуации в области проектирования, выделяются основные противоречия, определяется проблема, суть которой в расхождении идеального представления с реально существующей ситуацией).

    2. Формулировка темы проекта (в названии темы должно присутствовать действие).

    3. Постановка цели проекта (цель проекта – это решение проблемы).

    4. Формулировка гипотезы (совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых необходимо проверить).

    5. Постановка задач проекта (в соответствии с целью и гипотезой).

    6. Теоретическое обоснование проекта (историография проблемы, концепция, перечень умений и навыков, необходимых для разработки и реализации проекта).

    7. Основные этапы проектирования (I – подготовительно-организационный; II – конструк-

    торский; III – технологический; IV – заключительный).

    8. Ресурсное обеспечение.

    9. Система контроля (разработка критериев оценки результатов и методов контроля, выбор вида оценки результатов).

    10. Аннотация к проекту (описание предназначения, сферы использования, оригинальности проекта; авторы разработки).

    11. Информационное обеспечение (библиографический список, другие источники информации, используемые при проектировании).

    12. Аналитико-рефлексивный блок (наиболее полное раскрытие позиции каждого участника проекта).

    Карточка 2.

    Метод мозгового штурма

    Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

    Этапы и правила мозгового штурма

    Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

    1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

    2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

    - Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

    - Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

    - Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

    - Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

    3. Группировка, отбор и оценка идей. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

    Успех

    Успех мозгового штурма зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

    Карточка 3.

    Технология сотрудничества

    Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта.

    Роль учителя - помочь ученикам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.

    Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействовать на эмоциональную сферу личности.

    В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. Далее важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли:

    - роль ведущего (отвечающего за выполнение задания);

    - редактора (проверяющего правильность выполнения);

    - оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления) и т.д.

    Возможны разные варианты метода обучения в сотрудничестве: обучение в команде, «учимся вместе», «ажурная пила», «вертушка», исследовательская работа.

    В зависимости от количества групп число карточек может быть увеличено.

    Приложение 4




    Литература

    1. Баданов, А.Г. Интерактивные виртуальные инсталляции: различные сервисы и программные продукты для урочной и внеурочной деятельности педагога/ А.Г. Баданов, Н.М. Баданова// Школьные технологии: науч.-практ. журн.-2017.-№3.-С.52-62.

    1. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.

    2. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок. //Научно-практическое пособие.- Издательство «Учитель».-2004.

    Ссылки на электронные ресурсы

    1. https://pandia.ru/text/78/425/46379.php;

    2. https://pandia.ru/text/79/153/21610.php;

    3. https://www.syl.ru/article/326867/interaktivnyiy-urok-tehnologiya-obucheniya;

    4. https://www.kakprosto.ru/kak-85573-kak-sozdavat-interaktivnye-uroki#ixzz5rqmkAqRV;

    5. https://womanadvice.ru/interaktivnoe-obuchenie-sovremennye-metodiki-polucheniya-znaniy.


    написать администратору сайта