Главная страница

Стрела 2013. Сценарий реконструкции народного праздника проводов весны и встречи лета Обряд заклички


Скачать 77 Kb.
НазваниеСценарий реконструкции народного праздника проводов весны и встречи лета Обряд заклички
Дата16.03.2019
Размер77 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтрела 2013.doc
ТипСценарий
#70602

Похороны Стрелы

Сценарий реконструкции

народного праздника проводов весны и встречи лета

  1. Обряд заклички

Из раскрытых окон и с крыльца школы раздается свист свистулек Это сигнал к началу праздника. Затем все участники запевают весенние заклички («Весна красная»). После закличек на крыльце появляются Хозяин и Хозяйка, стучат по железу (символический удар грома).

На крыльце за Хозяином и Хозяйкой стоят десять пар, решивших соединиться узами брака в этом году.

2. Обряд благословления

Хозяин с Хозяйкою, в пояс кланяются. Звучит удар грома.

Хозяин. Здравствуйте, люди добрые, селяне да горожане!

Хозяйка. Здравствуйте, красны девицы, молодцы добрые да детушки малые!

Хозяин. Позвали мы вас весну провожать, лето встречать.

Хозяйка. Будем громовника Перуна величать, стрелы острые хоронить.

Хозяин. Сегодня громовник Перун со змеем Велесом сражается.

Хозяйка. Сегодня огонь с водой силою меряются.

Хозяин. Все желают друг другу погоды хорошей, урожая обильного да здоровья крепкого.

Хозяйка. Сегодня не простой праздник. Во десятый раз мы с вами, друзья, в этом месте стрелы водим, да за это время много хорошего в наших с вами судьбах произошло.

Хозяин. А сегодня здесь стоят 10 молодых пар, у которых все5 самое лучшее еще только впереди.

Хозяйка. Это будущие семьи! Эти смельчаки соединят свои судьбы узами брака в этом году!

Хозяин. Вот и пришел черед вам, молодым, вперед отправляться, - на поляну ритуальную.

Хозяйка. Ну, а мы следом за вами пойдем, по стрелам трем разобравшись. А стрелы те символизируют Огонь, Воду, да Замлю-матушку.

Хозяин. Эх, люд честной, айда весну провожать, лето встречать!

Удар грома. Участники праздника с пением расходятся по главным улицам.
4. Открытие главной площадки праздника (места сакрального действа)

Три стрелы подходят к ритуальной поляне. Начинают петь додолы (помощницы) «Не свивайся», под их пение на крыльцо выходят семь пар девушек с решётами, на дне которых зерно, и кувшинами с водой. Девушки встают в семи условных воротах (входах) на центральную площадку. Ворота сделаны в виде сплетённых дугой и перевитых лентами ветвей. Первыми проходят додолы, потому что они организуют на площадке общий хоровод. Они же и показывают всем остальным пример – как нужно совершать омовение. Совершая обряд омовения, через них проходят все участники праздника (девушки через решёта с зерном льют на руки участникам воду) и заполняют поляну.

В центре площадки грубой верёвкой, обвитой вокруг вбитых в землю стрел, огорожен круг, в котором будет происходить сакральное действо. По внешнему кругу хороводом с песнями ходят додолы, постепенно принимая в хоровод приходящих, формируя несколько кругов вокруг центральной площадки. Внутренний и внешний круг ходят посолонь, срединный закручивается в другую сторону.

Хозяин. Проходите, люди добрые, да в круг становитесь.

Хозяйка. Мы весну провожаем, лето встречаем, добрым людям ещё больше добра желаем! Чтобы здравы были да богаты, чтобы детки росли умными да красивыми, чтобы красны девицы и добры молодцы хорошую пару себе нашли, новое гнездо свили! В огороде, вырастет всё пышное да сладкое, урожай принесёт сторицею, скотинка да птица расплодятся несчётно.

Хозяин. Мы вобьём в сыру землю стрелы острые, защитимся от молнии, от лихого пламени, от беды-болести.

Хозяйка. А сейчас действо невиданное начнется, Перуну во славу, да Велесу вопреки.

Звучит удар грома. Хоровод останавливается. 3 пары додол размыкают круг и открывают проход в центр. В центр круга выходит Хозяин и вбивает в центр большую позолоченную стрелу. К нему подходит Хозяйка.

Хозяин. Солнце красное, распали огонь!

Хозяйка. Обними теплом землю-матушку!

Кланяются на восток. Додолы расстилают на востоке на внутренней стороне круга кусок красной ткани и выкладывают на него символические предметы: кремень и кресало. Слева около символов огня во внутренней части круга встаёт юноша-страж.

Хозяин и Хозяйка поворачиваются лицом на запад.

Хозяин. Волны синие, воды чистые, и небесные, и подземные!

Хозяйка. Напоите вы травы вольные, и хлеба, и леса высокие!

Кланяются на запад. Додолы расстилают на западе на внутренней стороне круга кусок синей ткани и выкладывают на него символический предмет: деревянную чашу с водой. Слева около воды во внутренней части круга встаёт юноша-страж.

Хозяин и Хозяйка поворачиваются лицом на юг.

Хозяин. Восшумите, леса зелёные, чащи тёмные, рощи светлые!

Хозяйка. Землю с небом свяжите накрепко, чтобы мир стоял, не шелохнулся!

Кланяются на юг. Додолы расстилают на юге на внутренней стороне круга кусок зелёной ткани и выкладывают на него символический предмет: спил дерева. Слева около дерева во внутренней части круга встаёт юноша-страж.

Хозяин и Хозяйка поворачиваются лицом на север.

Хозяин. Как стоит Урал белокаменный, не тревожится, не шатается!

Хозяйка. Так и нам стоять на родной земле, дедам-прадедам, внукам-правнукам!

Кланяются на север. Додолы расстилают на севере на внутренней стороне круга кусок белой ткани и выкладывают на него символический предмет: белый камень. Слева около камня во внутренней части круга встаёт юноша-страж.

Таким образом обозначается пространство, в котором будет происходить мистериальное действо.

5. Жеребьёвка – выбор мистериальных актёров
Удар грома. В круг с четырёх сторон проходят четверо юношей, стоявших ранее у символических предметов, а за ними четырьмя цепочками в круг выходят додолы. Цепочки додол (по 4 с каждой стороны) замыкают другие юноши, которые становятся у символических предметов взамен ушедших (первых стражей). Додолы становятся кружком вокруг места состязания, но так, чтобы происходящее можно было увидеть из внешнего круга.
Хозяин. Кто стрелу из земли вытянет, тому быть громовником Перуном на нашем празднике!

Юноши по очереди стараются вытянуть стрелу из земли. Хозяин берёт за правую руку вытянувшего стрелу, проводит по часовой стрелке по кругу додол, которые кланяются ему.
Додолы. Слава тебе, Перун-батюшка!
Перун в центре круга ставит стрелу вертикально, держа её одной рукой за охвостье, а другой – за наконечник.
Хозяин. Кому на стреле последним быть, тому и Велесом стать!
Юноши «меряют» стрелу кулаками снизу вверх – чей кулак коснётся верхнего кулака Перуна, тот и будет Велесом. Хозяин берёт последнего на стреле за правую руку, против часовой стрелки проводит по кругу додол, которые кланяются ему.
Додолы. Поклон тебе, Велес премудрый!
6. Мистериальная борьба Перуна и Велеса
Вся сцена проходит в сопровождении ударных – бубна или барабана. Додолы разводят Перуна на юг, Велеса на север, и облачают их в ритуальные одежды. Затем додолы выходят за круг (вход и выход в сакральное пространство происходит строго с левой стороны от символических предметов, по часовой стрелке сакрального круга).

Перун со стрелой выходит в круг, рядом с ним становятся шестеро юношей – его дружина (двое из первых и вторые стражи). Юноши вооружены ремнём, топором, молотом. Двое будут греметь железом, имитируя гром. Движение дружин Перуна и Велеса происходит по кругу, посолонь.

Велес в это время подходит к сакральному знаку севера и берёт в руки камень.
Велес. Белый камень брошу в небо – упадёт на землю солнце! Я воссяду на престоле! Мне хвалы и приношенья!

Перун. Бей, небесный молот! Камень в прах расколот! Воротись под землю, Велес!
Перун взмахивает копьём – его дружина поражает Велеса: звучит удар по железу, имитирующий гром, камень разбивается молотом.

Велес с дружиной подходит к сакральному знаку востока и берёт в руки кремень и кресало.
Велес. Я сожгу твои хоромы! Я пущу огонь на волю! Я воссяду на престоле! Мне хвалы и приношенья!

Перун. Свяжите ремнями свободное пламя! Воротись под землю, Велес!
Перун взмахивает копьём – его дружина поражает Велеса: звучат два удара по железу, имитирующие гром, кремень и кресало стягиваются ремнём.

Велес подбегает к сакральному знаку юга и берёт в руки дерево.
Велес. Я пошлю леса на битву! Я сомну твои дружины! Я воссяду на престоле! Мне хвалы и приношенья!

Перун. В дерево гром бьёт топором! Воротись под землю, Велес!
Перун взмахивает копьём – его дружина поражает Велеса: звучат три удара по железу, имитирующие гром, дерево разрубается топором.

Велес подбегает к сакральному знаку запада и берёт в руки воду.
Велес. Я залью водой селенья! Затоплю леса и пашни! Я воссяду на престоле! Мне хвалы и приношенья!

Перун. Не грози бедою, пои пашню водою! Воротись под землю, Велес!
Перун взмахивает копьём – его дружина поражает Велеса: звучат четыре удара по железу, имитирующие гром. С четвёртым ударом Велес падает на колени и протягивает Перуну чашу с водой в знак подчинения ему.

Перун располагается в секторе круга между западом и севером. Дружинники встают по обе стороны от Перуна, а Велес вместе с вернувшимися в круг додолами разбрызгивают воду по площадке. Додолы пучки трав с разноцветными лентами обмакивают в воду и обрызгивают толпу.
Велес. Я отправлю к тебе сына! Острием копья златого Воина сразит любого! Я воссяду на престоле! Мне хвалы и приношенья!

Перун. Выйди лучший воин! Звуками грома пусть шашки воют! Искры молний высекают! Воротись под землю Велес!
На поле выходят по одному лучшему воину с каждой враждующей стороны. Происходит театрализованный бой на шашках и копьях. Побеждает воин со стороны Перуна.
Перун. Отныне инавеки земля и небо прочно стоят. Я на небе царствую и землю оберегаю.
Додолы дополняют символические предметы на окружности сакрального пространства между севером и востоком – голубой тканью и символом воздуха, громовой стрелкой Перуна.
Перун. А тебе, Велес, стада пасти да хлеба растить.
Додолы дополняют символические предметы на окружности сакрального пространства между востоком и югом – чёрной тканью и символом земли (пучок травы с цветными лентами).


7. Торжество Перуна
Додолы образуют живой коридор к крыльцу и заводят песню. Летица, жена Перуна, и помощники из свиты Перуна выкатывают колесо-кольцо с лентами. Додолы появляются с тремя длинными полосами ткани, из которых свивается на кольце знак Перуна. Звучит песня.

Додолы становятся хороводом вокруг Перуна с Летицей и его дружины. На копьё Перуна надевается кольцо с лентами, юноши и девушки парами расходятся от него на шесть сторон и ведут хоровод, славя Перуна. Во внешнем круге тоже заводится хоровод, но он не вступает в сакральное пространство. Перун втыкает копьё в землю. Додолы выносят в центр площадки длинное полотнище алого цвета. Перун взмахом мечет первую стрелу.

Перун. Лети, стрела, с неба на воду, неси воде силу чистую, пусть русла речные полнятся!
Края полотнища сужаются, в центр проходит пара – дружинник с додолой, образуется «живая стрела», ограниченная тканью. «Стрела» стоит лицом к копью. Додолы выносят в центр площадки длинное полотнище белого цвета. Перун взмахом мечет вторую стрелу.
Перун. Лети, стрела, в толщу каменну, неси камню силу крепкую, пусть земля стоит, не шатается!
Края полотнища сужаются, в центр проходит пара – дружинник с додолой, образуется «живая стрела», ограниченная тканью. «Стрела» стоит лицом к копью. Додолы выносят в центр площадки длинное полотнище красного цвета. Перун взмахом мечет третью стрелу.
Перун. Лети, стрела, в пламя вольное, неси огню силу светлую, пусть греет-кормит, не бесчинствует!
Края полотнища сужаются, в центр проходит пара – дружинник с додолой, образуется «живая стрела», ограниченная тканью. «Стрела» стоит лицом к копью.
Перун.Русский мир крепко стоит: на земле небо покоится, а земля небом кроется, стрелы держат царство Перуново. Всё идёт своим чередом: за зимой весна, за весной лето красное. Провожайте весну, хороните стрелы калёные, славьте землю родную и богов её могучих!
8. Обряд вынесения стрел
В центр площадки выходят Хозяин с Хозяйкою, они выносят сухое дерево (олицетворяющее древесную стихию), на котором привязаны к веткам цветными лентами пучки маленьких стрел – на раздачу участникам праздника, а к стволу тремя лентами – белой, красной, синей – большие стрелы с соответствующим оперением. Произносят заговор на древо.
Хозяин.Дай нам, дерево, стрелы острые, точёные, для защиты от грозы-молнии, беды-горести: оберечь хлеба, остеречь дома, отвести войну от родной семьи и от всей земли.

Хозяйка. Три стрелы калёных, три стрелы хороним: одна стрела по воде – не бывать грозовой беде! Другая стрела в землю легла – урожай сберегла. Третья стрела в огонь ушла – раздор сожгла. Мир земле родной, ясно солнышко, дождь на хлебушек. Малым деткам – радости, старым людям благости, а работникам – по труду и честь, уважение и почтение! Собирайтеся, становитеся, три стрелы хоронить, весну провожать.

Хозяин. А парам нашим младым самое время – на мост отправиться, в семью новую путь возводить!
Дерево с песнями подносится к каждой «живой стреле», додолы обламывают сухие ветки с пучками стрел и раздают стрелы участникам праздника. Группы ведут дружинники и додолы. Хозяйка с поклоном вручает большие стрелы ведущим группы стражникам с приговором.
Хозяйка. Во крутых берегах вода идёт, вода идёт, судьбу несёт. За судьбой идут красны девицы, добры молодцы. Уйдёт стрела по воде – грозу-молнию отведёт.

Хозяйка с поклоном вручает главному в живой синей стреле стражнику стрелу с синим охвостьем.
Хозяйка. А из сердца земли, нашей матушки, вода струит родниковая. И зовёт родник малых детушек – воду кормить, хоровод водить. Уйдёт стрела в землю – хлеба от пожара и разора охранит.
Хозяйка с поклоном вручает главному в живой белой стреле стражнику стрелу с белым охвостьем.
Хозяйка. Чистый огонь горит – тепло да свет дарит. Уйдёт стрела с огнём в небо ясное – будут мир и согласие на нашей земле.
Хозяйка с поклоном вручает стрелу с красным охвостьем Хозяину. Перун остаётся на центральной площадке, где будет происходить сожжение стрелы.
9. Похороны стрел в воде (на реке) и в камне (у родника)
По дороге на реку участники праздника поют песню ________. На реке в определённом месте «живую стрелу» уже ожидает Велес.
Велес. Года идут в веках, вода бежит в берегах. Полнитесь водой, русла рек русских, землю поите, хлеба растите!
Додола и стражник бросают большой венок со стрелой в воду, додола приговаривает.
Додола. Ты прими, река, стрелы острые, уведи грозу – грозу-молнию, уведи беду по воде своей. Ты плыви, стрела, до небесных врат, уноси, стрела, наши горести.

Стражник. Приноси, вода, думы чистые, да и будем все в добром здравии.

Все остальные бросают свои венки со стрелками в воду и загадывают желания. Далее снова движутся с песней ____________.

На роднике «живую стрелу» встречают Парень с Девушкой.
Парень. Стоит земля, словно дом большой, светлый да белокаменный.

Девушка. А камень тот не тревожится, не трескает, не шатается!
Стрела вбивается в землю («камень») додолой и стражником, додола приговаривает.
Додола.Ты ложись, стрела, в землю щедрую, охрани леса многошумные, сбереги поля урожайные от голодной жары, от засухи.

Стражник. Ты лежи, стрела, по все времена, и по ясен день, и по тёмну ночь. И земля цветёт, и душа цветёт, то под солнышком, то под дождиком. Силой полнится, статью славится, солнцу молится.

Додола. Земля-матушка нас кормит, и от нас заботы ждёт. Прими, родник, угощение, прими наше подношение. Пришли гости – зерна полны горсти. Делись с нами, как мы с тобой делимся – водой пои, прохладой дари, силу храни. Вот тебе рожь – храни что берёшь. Вот тебе горох – для лёгких дорог,

Вот тебе зерно маково – пои водой всякого. Вот тебе греча – славься далече. Вот тебе подсолнух – для трудов бессонных. Вот тебе овёс – чтоб здоровье принёс.

Все по очереди горстями бросают зерно в родник.
10. Сожжение стрелы.
Группы возвращаются на центральную площадку праздника. В это время дружинники уже обложили сухими ветками от сломанного дерева, с которого снимали стрелы, стрелу с красным охвостьем. Когда все встают в круг, Хозяин и Хозяйка образуют «воротца», через которые в круге появляются Перун и два дружинника. Перун в центре круга произносит слова.

Дружинники поджигают костё.

Хозяин. Ты лети, стрела, в небо синее, улетай, стрела, с дымом-пламенем. Уноси от нас всё недоброе, забирай с собой всё ненужное. Попроси для нас благоденствия, добра здравия, процветания.

Хозяйка. Как цветут по нашим лугам цветы, так и жизнь цветёт нашей радостью. Как поют жаворонки и соловьи – так и мы поём полным голосом. Как ветра кружат по родной земле – так и мы идём хороводами!
Разожжение костра. Сожжение стрелы.
12. Игрища и трапеза
Хозяин. Схоронили мы стрелы быстрые.

Хозяйка. Восславили громовика Перуна

Хозяин. А теперь просим люд честной разделить с нами хлеб, да застолие!

Хозяйка. Ешьте-пейте на пиру, в удовольствие да во здравие!
3 тоста!
Хозяин. Добры молодцы, красны девицы, дети малые! Проводили мы весну, лето встретили!

Хозяйка. Время игры играть, силу-стать свою показать!
Игрища.
Хозяин. Люди добрые, гости славные, детки малые! Схоронили мы стрелы острые, проводили весну, лето встретили. Хороводы хороводили, песни пели солнцу ясному, пожелали всем добра здравия. Наше лето будет радостным, урожайным, ясным, солнечным.

Хозяйка. Солнце катится колесом, жизнь идёт своим чередом.

Хозяин. А придёт опять лето красное, будут новые Хозяин с Хозяйкою.
Выходит новая пара: Хозяин и Хозяйка на следующий год. Прежний Хозяин повязывает молодому пояс, а Хозяйка своей преемнице – платок на голову.
Хозяйка. А теперь пора нам откланяться. Первый наш поклон земле-матушке. А второй поклон – солнцу-батюшке. А ещё поклон люду честному: будьте счастливы на родной земле!

Обе пары кланяются и уходят. Додолы уносят в дом посуду и полотно.






написать администратору сайта