Семинары по философии. Семинар Философия о сознании Вопрос Проблема сознания в философии а Определение сознания. Структура сознания. Самосознание
Скачать 26.54 Kb.
|
Семинар № 6. Философия о сознании Вопрос 1. Проблема сознания в философии а) Определение сознания. Структура сознания. Самосознание. В сознании выделяют следующие уровни: — чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление); — мышление (понятие, суждение, умозаключение). Ощущение — воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие — воспроизведение предмета в целом. Представление — воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление — явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания? Мышление невозможно без языка. Естественный язык— способ существования мышления. Искусственные языки (математические формулы, язык немых, азбука Морзе и т.п.) существуют только на базе естественного. Проблемой является наличие этого уровня психики у животных. Некоторые особенности поведения животных указывают на наличие у них интеллекта. Но как он может существовать без языка? К сознанию относится также и самосознание. Самосознание — это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль. Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты). В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В. Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Все остальное — неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений: · бессознательное — биологические потребности, инстинкты; · подсознание — все то, что было или может быть осознано; · сверхсознание — неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания — эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества. Сознание— высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко): - бытийное сознание (сознание для бытия). Включает в себя: - биодинамические свойства движений, опыт действий; -чувственные образы; - рефлективное сознание (сознание для сознания). Включает в себя: - значение; - смысл. На бытийном слое сознания решаются сложные задачи, т.к. для эффективного поведения человека необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). На рефлективном слое сознания значениепредставляет собой содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.Смысл— субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: - образ; - операционное и предметное значение; - осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами овладевают через использование языка. Главная функция самосознания— сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция — защитная— стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования. б) Сознательное и бессознательное. Сверхсознательное. Еще одна важная топика Фрейда, посвященная психической организации: сознательное, предсознательное, бессознательное. Эта структура похожа на айсберг. Верхушка, возвышающаяся над водой - это сознательное. Мы ее видим, можем потрогать, к ней у нас всегда есть доступ. Часть айсберга, которая уходит неглубоко в воду и мы можем ее разглядеть через водную гладь - это предсознательное. Оно связано с сознательным, мы можем получить к ней доступ, если вода немного отступит и обнажит ту часть айсберга, которая была в воде: предсознательное может перейти в сознательное. А та часть айсберга, не доступная нашему глазу, скрытая в морской пучине - это бессознательное. К нему мы не имеем доступа. Сознательное - это то, что мы осознаем, что можем контролировать. Предсознательное - это наши воспоминания, к которым мы имеем доступ. Впечатления, имена, события, даты - все это складировано в предсознательном. Как часто возникает ситуация, что произошло какое-то событие, сначала оно ярко, потом постепенно забывается, но при упоминании о нем у вас рождаются яркие образы произошедшего. Эта работа предсознательного. Своеобразные сейф с воспоминаниями, ключ к которому находится у сознательного. Бессознательное - инстинкты, не доступные сознанию, а так же мысли, желания, чувства, подвергшиеся цензуре и не допущенные в сознательное. Все, что находится в бессознательном существует вне времени и пространства. Все элементы, находящиеся в нем не утрачивают свою силу и энергию и воздействуют на наше сознательное косвенным путем. Эти влияния можно установить только в процессе психоанализа. Путь к сознательному у бессознательного закрыт, следовательно самостоятельного доступа к нему нет. В психоанализе ключом к пониманию бессознательного являются сновидения. Для упрощения понимания данного термина приведем пример Фрейда, описывающий сознательное, предсознательное и бессознательное, как 3 комнаты: бессознательное - большая передняя, где копошатся душевные движения; к этой передней примыкает более узкая комната гостиная - сознательное; а на пороге между этими комнатами стоит страж, рассматривающий каждое душевное движение в отдельности, подвергающий их цензуре и не пускающий их в гостиную, если они ему не понравятся. Где же в этой системе предсознательное спросите вы? А предсознательное это те душевные движения, которые страж пропустил через порог в гостиной. И сознательными они становятся тогда, когда им удастся привлечь к себе взоры сознания (упоминания о событиях в разговоре, важность для текущего момента). Вопрос 2. Источники сознания. а) Социокультурные предпосылки сознания. Природу и функционирование сознания невозможно понять вне исследования социокультурной его детермирированности. Классическая философия изначально исходила из возможности индивидуального сознания, на которое совершенно не влияет общество, культура. Сознание человека интерпретировавлось здесь либо как данное свыше, либо как tabula rasa (чистая доска), которая заполняется в процессе индивидуального развития человека. Подобная модель понимания сущности и природы сознания может быть названа субстанциальной (разум – единственная предпосылка сознания и культуры). Классическая философия, связывая феномены сознания и языка, и рассматривая последний как объективную реальность, внеположенную человеческому сознанию, акцентировала внимание на проблеме соотношения мышления и языка. Постклассическая философия в ходе так называемого «лингвистического поворота» в первой половине XX века (неопозитивизм, феноменология) по-новому осмыслила статус языка, трактуя его как творческий процесс, определяющий духовное бытие индивида и фактически тождественный ему. б) Сознание и мозг. Мозг является органом сознания, а сознание в свою очередь является одной из функций мозга. Развитие функций сознания теснейшим образом связано с развитием мозга человека, который в свою очередь получил мощнейший толчок в развития в процессе развития трудовой деятельности человека и развитием речи и слова в процессе социального прогресса. Глобальный характер изменений, произошедших с человеком в процессе перехода к трудовой деятельности, адаптация к все более усложняющемуся ее характеру привели к тому, что над проекционными зонами, которые были непосредственно связаны с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, послужившие основой для более сложных синтезов. В связи с тем, что у человека основным органом сознательной деятельности выступает кора головного мозга, факт о наличии взаимосвязи между сознанием и мозгом опирается на ответ на вопрос о наличии взаимоотношений между психикой человека и корой больших полушарий головного мозга. Исследователи отмечают тот факт, что чем сложнее организация мозга, тем более высокий уровень развития сознания. Связь, существующая между мозгом и сознанием, характеризуется прежде всего тем, что уровень сложности организации мозга определяет уровень развития отражательно-конструктивной способности сознания. Многочисленными исследованиями доказано, что мозг современного человека, который был сформирован в процессе длительной биосоциальной эволюции, является уникальным сложноорганизованным органом. Ярким подтверждением данного утверждения является процесс формирования сознания у человека в онтогенезе: развитие мозга ребенка в процессе его роста и развития обуславливает и соответствующее развитие сознания, а старение мозга пожилого человека способствует угасанию основных функций сознания. Роль полушарий мозга в развитии сознания человека Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа. В процессе деятельности правое полушарие работает с высокой скоростью, осуществляет функции по опознанию, сличению воспринимаемых образов с имеющимися в памяти человека эталонами на основе вычленения в воспринимаемом объекте или явлении схожих значимых признаков. Для левого полушария характерен аналитический подход к процессу формирования того или иного образа. Данный подход связан с последовательным разбором каждого из воспринимаемых элементов по определенной программе исследования. Однако, необходимо отметить, что в случае изолированной работы левого полушария, оно потеряет способность к интеграции воспринимаемых элементов в целостный образ предмета или явления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой психологический процесс сопровождается деятельностью обоих полушарий головного мозга человека. Каждая сенсорная модальность имеет свой уровень сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них. В соответствии с этим можно сказать, что мозг человек на современном этапе развития является сложноорганизованным органом. Нормальное функционирование психики человека невозможно вне нормально функционирующей деятельности мозга. Деятельность сознания также имеет теснейшую связь с психическим процессом внимания, в связи с тем, что человек осознает и анализирует именно то, что обращает на себя внимание и заставляет удерживать воспринимаемое явление или предмет в поле зрения. На протяжении всей жизнедеятельности человека он находится в процессе приобретения знаний об окружающей его действительности и о самом себе. Основой знаний в данной ситуации являются процессы памяти, мышления и внимания. Здесь явно прослеживается их связь с сознанием человека, потому что именно знания, получаемые человеком и перерабатываемые с помощью данных психических процессов, являются источником для развития сознания человека. Процесс развития человека и формирования его как гармонично развитой личности проходит под постоянным контролем самосознания, которое является обязательным условием постоянного самосовершенствования личности. Основная литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.-М., 2017. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М., 2005 Философия : учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова.- М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018 Дополнительная литература, интернет-ресурсы ЭБС «Знаниум» – http://znanium.com/ ЭБС «Консультант студента». Студенческая электронная библиотека. – http://www.studentlibrary.ru/ Электронная библиотека eLIBRARY.ru – http://elibrary.ru Чумаков, А. Н. Хрестоматия по философии [Электронный ресурс] / Чумаков А. Н. – М.: Проспект, 2017. – 416 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book /ISBN9785392223886.html Хрестоматия по истории философии. От Лао Цзы до Фейербаха. Ч.1.-М., 1997 |