Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Раздел Китая на сферы влияния (1898 г);

  • Франция

  • Попытки модернизации Китая. «Сто дней реформ»;

  • Китай в начале ХХ века. Власть и оппозиция;

  • Синхайская революция 1911-1913 гг. Историография проблемы.

  • «новой армии»

  • семинар 4. Семинар по теме "Усиление влияния западноевропейских держав в Китае. Реформаторы и революционеры 19111913 гг."


    Скачать 35.81 Kb.
    НазваниеСеминар по теме "Усиление влияния западноевропейских держав в Китае. Реформаторы и революционеры 19111913 гг."
    Дата15.06.2022
    Размер35.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминар 4.docx
    ТипСеминар
    #593291

    Семинар №.4. по теме: "Усиление влияния западноевропейских держав в Китае. Реформаторы и революционеры 1911-1913 гг."

    1. Социально-экономический и политический кризис в Цинской империи (вторая половина XIX века). Политика «самоусиления».

    К началу XIX в. все отчетливее стали проявляться черты кризиса цинского Китая. Это проявлялось как во внутренней политике, так и в экономике. Падал авторитет центральной власти. Большая часть чиновничества погрязла в коррупции.

    Организация войск в масштабах отдельных провинций явно уступала в боевой выучке и вооружении армиям европейских стран.

    Недовольство проводимой Цинами политики вылилось в начале XIX в. в ряд народных волнений, организованных тайными обществами, такими как «Белый лотос». Главным лозунгом недовольных стало восстановление у власти в стране китайской династии. Самым крупным стало восстание 1796-1804 гг., охватившее ряд районов провинций Ганьсу, Хубэй, Хунань, Сычуань и Шэньси. Во главе повстанцев стоял Лю Чжисе, призывавший конфисковывать имущество богачей и делить его между бедными людьми. В 1801 г. его удалось схватить, но еще в течение трех лет правительственные войска не могли сломить очаги сопротивления.

    В 1813 г. восстание в провинции Хубэй подняла секта «Тяньминьцзяо» («Небесный разум»), глава которой Ли Цин сумел даже создать собственные органы управления. Ее члены предприняли неудачную попытку овладеть зданием императорского дворца в Пекине. Затем волнения охватили провинции Хэнань, Шаньдун и Чжили. Тем не менее, хотя и с большим трудом, Цинам удалось ликвидировать и этот очаг недовольства своей политикой.

    Глубокий кризис охватил и экономику. В стране продолжался процесс обезземеливания крестьян, собственность многих из них постепенно переходила в руки ростовщиков, купцов и помещиков. Значительная часть земельного фонда находилась в руках арендаторов, которым не хватало средств на жизнь из-за выплаты больших процентов собственникам земли и различных налогов. И крестьяне вновь были вынуждены обращаться за ссудами к ростовщикам, попадая в еще большую зависимость от них. Ситуация усугублялась частыми неурожаями, наводнениями и другими стихийными бедствиями.

    В городах также в тяжелом материальном положении находились многие категории населения. Даже владельцы частных мануфактур не могли себя спокойно чувствовать, так как в большей степени зависели от крупных монопольных торговых компаний.

    В начале XIX в. Цины продолжают проводить политику самоизоляции от остального мира. Однако такое положение уже не могло устраивать многие европейские державы, к этому времени находившиеся в стадии бурного экономического роста и нуждавшиеся в новых рынках сбыта своих товаров, в дешевых источниках сырья и рабочей силы.

    Особую активность проявляли представители английской Ост-Индской компании, видевшие в Китае вторую Индию. Даже неудачный исход миссии лорда Макартнея их не мог остановить. До 1834 г. эта компания пользовалась правом монопольной торговли с Китаем. В 1802, а затем в 1808 и 1814 гг., Англия пыталась отобрать у португальцев Макао, но все эти шаги вызывали негативную реакцию китайских властей, которые в знак протеста на некоторое время даже прекращали торговые отношения с англичанами.

    В 1816 и 1834 гг. в Китай были направлены еще две английских миссии все с той же задачей — «открыть» Китай. Главным успехом англичан стало увеличение ввоза в Китай из соседней Индии опиума. С 1800 по 1838 гг. его количество на китайском рынке увеличилось с 2 тысяч до 40 тысяч ящиков, что приносило его продавцам баснословные прибыли.

    Китайское правительство неоднократно пыталось воспрепятствовать опиумной торговле. Так, в 1800 г. было принято решение о запрещении его ввоза в переделы Китая. В 1836 г. китайские власти вновь приняли такое же решение. Однако иностранцы попросту игнорировали запреты в угоду собственным коммерческим интересам. Опиум составлял более половины стоимости всех ввозимых в Китай английских товаров. США ввозили в Китай опиум из Турции, но объем этих операций более чем в 10 раз был меньше английских, поэтому конкурировать с англичанами им было очень сложно.

    В самом Китае в правящих кругах обсуждался вопрос о легализации опиумной торговли. Некоторые сановники предлагали запретить его курение лишь этническим маньчжурам, военным и гражданским чиновникам. Однако богдыхан их не поддержал и прислушался к мнению противников опиумной торговли.
    2.Раздел Китая на сферы влияния (1898 г);

    Недостаточная эффективность новой политики проявилась во внешнеполитических неудачах 70-90-х годов. Илийский кризис был связан с намерением России присоединить к своим владениям в Средней Азии часть Илийского края. Далее последовал Корейский кризис, серия неравноправных договоров Сеула с Токио (о нем речь шла выше). На юге обострились отношения Китая с Францией (Вьетнамский кризис). Целью Франции было Аннамское королевство, то есть Вьетнам. Вьетнамский кризис перерос во франко-китайскую войну (1884-1885). Военные действия шли на море – в Тайваньском проливе и на суше – в северной части Индокитая. Китай позорно проиграл войну. По франко-китайскому мирному договору (1885) цинское правительство признавало протекторат Франции над Вьетнамом и предоставило Франции ряд привилегий в провинции Юньнань. Франко-китайская война показала отсталость Китая (о каком сопротивлении могла идти речь, если в ходе войны цинские чиновники и генералы не могли найти карту Вьетнама, чтобы составить план военных операций).

    Воспользовавшись поражением Китая, Англия в 1886 г. захватила Бирму, Япония усилила свое влияние в Корее. В 1894 г., заручившись поддержкой Англии и США, Япония начала войну с Китаем. Отсталый Китай со слабой армией не мог противостоять Японии. Министр иностранных дел Ли Хунчжан считал, что победить Японию можно, используя лозунги и девизы. Например: «С помощью яда бороться с ядами» или «воюя с варварами, используй других варваров». Это не помогло Китаю ни найти союзников, ни выстоять. Офицеры вместо боевой подготовки искали у торговцев тигровое мясо, так как считалось, что, съев его, воин становится сильным как тигр. Во время отступлений вершиной офицерского долга считалось самоубийство посредством проглоченной золотой пластинки. Одним из итогов войны с Японией было крушение долгосрочной 35-летней политики «самоусиления». Инициаторы «самоусиления» Ли Хунчжан и резидент Китая в Корее генерал Юань Шикай лишились своих постов. Правда, Ли Хунчжан вскоре был «прощен». На него была возложена нелегкая миссия вести мирные переговоры с Японией. Министр иностранных дел был настолько стар, что на всякий случай возил с собой в Японию собственный гроб. Правда, в следующем году он присутствовал на коронации Николая II и демонстративно отказался вставать при исполнении российского государственного гимна. Ли Хунчжан заявил, что уважать чужие законы ему не позволяют 10.000 заповедей китайского дворцового этикета. Однако этикет не помешал китайскому политику взять понравившийся драгоценный камень с экспозиции Нижегородской ярмарки.

    По Симоносекскому договору (1895), Китай признал «независимость» Кореи, то есть ее фактическую зависимость от Японии, и обязан был выплачивать контрибуцию в размере 200 млн лянов. Кроме того, Южная Маньчжурия, Тайвань и Пескадорские острова переходили к Японии.

    Выше уже отмечалось, что усиление Японии не устраивало Германию, Францию и Россию. Они решили «защитить» Китай. Англия и США поддержали Японию в ходе войны и не примкнули к выступлению трех держав против Симоносекского договора. В апреле 1895 г. Германия, Россия и Франция дали Японии «дружеский совет» отказаться от территории Южной Маньчжурии. Япония вынуждена была уступить, правда, на условиях увеличения контрибуции на 30 млн лянов[79]. Симоносекский договор еще раз показал сладость Срединной империи. Он стал позором для Китая. Внешнеполитические неудачи страны были вполне закономерны, ибо общегосударственный кризис первой половины XIX в. не был преодолен. Вмешательство западных стран в китайскую экономику становилось нормой.

    В 1898 г. иностранные державы заключили с Китаем ряд договоров о предоставлении им в аренду городов и создании свободных экономических зон.

    Германия (март 1898) заставила Китай признать захват ею порта Циндао (аренда на 99 лет)[80]. Кроме того, Германия получила право строить железные дороги, горные фабрики в провинции Шаньдун.

    Россия (март 1898) вынудила цинское правительство «уступить» ей в аренду на 25 лет Порт-Артур, часть Ляодунского полуострова. Сферой влияния Российской империи стали Маньчжурия и Монголия, то есть территории, лежащие выше Великой Китайской стены. Россия получила разрешение на строительство железной дороги, соединяющей Порт-Артур с КВЖД.

    Франция (апрель 1898) получила в аренду на 99 лет бухту Гуанчжоувань. Сферой интересов Франции становились юго-восточные районы Китая.

    Англия (май 1898) получила в аренду на 25 лет город Вэйхайвэй и на 99 лет город Сянган (Гонконг). Сферой интересов Англии объявлялись Тибет и бассейн реки Янцзы.

    Япония еще в 1895 г. юридически закрепила за собой остров Тайвань, в 1898 г. она получила право строить предприятия в провинции Фуцзянь.

    В этом списке нет США. В конце века американцы воевали с Испанией за Филиппины, Гуам и Гавайские острова. То есть Соединенным Штатам было не до Китая, поэтому американское правительство выступило с т.н. доктриной «открытых дверей и равных возможностей». Сунь Ятсен отмечал, что суть американской доктрины «открытых дверей» состоит в притязаниях США не на часть Китая, а на весь Китай.

    Таким образом, западные державы добились экономического расчленения Китая, лишив страну экономической независимости. Опасность полного порабощения Срединной империи привела к росту национального самосознания определенной части китайского общества, в первую очередь, китайской интеллигенции и немногочисленной буржуазии. Значит ли это, что в стране не было никакой оппозиции? Конечно, нет! Оппозиция была. Она выступала за проведение реформ. Оппозиционные настроения в различных слоях китайского общества особенно усиливаются в связи с разделом страны на сферы влияния.


    1. Попытки модернизации Китая. «Сто дней реформ»;

    Приверженцев реформ было в Китае немало, но они вкладывали в свои проекты столь противоречивые идеи, что определить, кто из них действительно видел будущее Китае в прогрессивных преобразованиях непросто. Попробуем систематизировать различные политические группировки в Поднебесной. Первый критерий – это отношение к государственной власти, т.е. к правящей маньчжурской династии.

    В конце XIX в. на политической арене Империи обозначились две группировки: «державная» и оппозиционная.

    1. «Державная»  это люди, обладающие непосредственно политической властью. Среди них были:

    а) консерваторы в лице маньчжурской аристократии, которые вообще ничего не хотели менять, и не ощущали остроты сложившейся ситуации;

    б) «умеренные» сторонники перемен – группа, выступавшая за проведение политики «самоусиления». Социальной базой «умеренных» были высшие военные чины, компрадоры, «прогрессивные» чиновники и т.д. Одним из них был Ли Хунчжан. Старый политик и его сторонники считали, что страну нужно реформировать. Договоры 1898 г. дадут Китаю главное  дружеские отношения с Западом. Используя иностранный опыт, Китай сможет возродиться. Под возрождением понималось в первую очередь экономическое возрождение, а точнее – военное. Что же касается политической структуры, то она должна остаться прежней. Такое «возрождение» при сохранении политического деспотизма мыслилось сторонниками политики «самоусиления» как вполне реальное и безопасное. (О нем речь шла выше).

    2. Оппозиционеры – это представители китайской интеллигенции, понимающие весь трагизм ситуации в стране. Среди них были:

    а) реформаторы во главе с Кан Ювэей. Эта группировка сложилась в 80-90-е гг.;

    б) революционеры во главе с доктором Сунь Ятсеном. Революционная оппозиция сформировалась в начале XX столетия. (О ней речь пойдет в следующей лекции).

    Приверженцы Кан Ювэя считали, что договоры 1898 г. являются «оковами для Китая». Они, хотя и робко, говорили о необходимости не только экономических, но и политических преобразований. Большинство реформаторов не шло дальше требований установления конституционной монархии. Но и этот жест в условиях Китая был неслыханно смелым. Ряд историков выделяют внутри «конституционной» оппозиции республиканское крыло. Республиканские убеждения были присущи одному из соратников Кан Ювэя, философу, автору книги «Учение о гуманизме» Тань Сытуну. Однако число республиканцев было невелико.

    Главным же идеологом «конституционной» оппозиции был Кан Ювей. Он родился в 1858 г. на юге Китая, получил классическое конфуцианское образование. Великий мудрец Конфуций был для Кан Ювэя не только философом-мыслителем, но и реформатором. Из обширной этико-политической концепции Конфуция Кан взял в первую очередь идею нравственной природы человека[81]. Конфуций считал, что каждый человек может воспитать в себе пять добродетелей: жэнь – человеколюбие; и– долг; ли– нормы поведения; чжи, вэнь – знания; синь, сяо – верность и сыновья почтительность. У Конфуция почтительность сына к отцу «сяо» переносится из семьи на государство. Китайцы  одна большая семья, где правитель считается отцом и матерью нации. Отсюда пошла китайская поговорка: «государь – отец и мать народа». Согласно учению Конфуция пятью добродетелями может обладать только благородный человек, ему же противостоит ничтожный простолюдин. Как известно, у Конфуция между благородным человеком и ничтожным нет неприступной стены. Каждый человек может путем самовоспитания стать благородным мужем. Для этого и создавалась система шэньши.

    Кан Ювэй старался приспособить философию древнего мыслителя к собственным планам реформ. В книге «Великое единение» (Датун) он писал: «Поднебесная будет принадлежать всем, не будет классов, все будут равны, но это можно будет сделать после уничтожения частной собственности, когда промышленность, сельское хозяйство и торговля будут в руках общества». Кан создал теорию «Великого Единения» («Датун») – утопического коммунизма с ликвидацией частной собственности и организацией общественного производства. Следует заметить, что идеи равенства в последующих работах автора не развиваются. В 1885 г. Кан Ювэй написал книгу «Рассуждения о японском патриотизме». В ней он делит нации на патриотичные и непатриотичные. К патриотичным нациям Кан относит в первую очередь японцев, ибо они, несмотря на неравноправные договоры 50-х годов XIX в., смогли отстоять государственную независимость. Непатриотичными он считает поляков и жителей Турции. Польша несколько раз была разделена, Османская империя стоит на грани раздела между странами Запада, считал реформатор. Однако есть государства, которым нужен толчок сверху. Это Россия времен реформ Петра Великого и Китай конца XIX столетия. То есть Китаю нужны реформы, которые будет проводить просвещенный монарх.

    Постепенно вокруг Кан Ювэя объединяются представители прогрессивной интеллигенции и «новые» помещики. Они выступают за развитие китайского капитализма, за конституционную монархию. Успех преобразований, считают реформаторы, зависит от участия в них императора, то есть это должны быть реформы «сверху». По мнению В.Я. Сидихменова, среди сторонников доктора Кана практически не было людей, которых интересовали нужды народа. Кан Ювэй и его ближайший соратник Лян Цичао были приверженцами расистской теории, так как выступали за объединение народов желтой расы для сопротивления агрессии со стороны белой расы. Поэтому, полагает отечественный исследователь, они и считали Японию образцом для подражания[82]. Точка зрения известного синолога кажется нам недостаточно обоснованной.

    В 1888 г. Кан Ювэй направил императору Гуансюю доклад, в котором предупреждал о внешней опасности, осуждал продажность чиновников и призывал начать реформы. Императрица Цыси посчитала доклад крамольным, и до императора он не дошел. Между тем вокруг Кан Ювэя образовался кружок передовых людей, его единомышленников. Объективно они стремились к постепенной мирной модернизации Китая, но с опорой на старый строй при оздоровлении династии Цин за счет принятия ею улучшенных форм правления[83]. Поражение Китая в войне с Японией (1895), договоры о разделе Китая на «сферы влияния» (1898) активизировали деятельность всех китайских патриотов. Уже в 1895 г. Кан Ювэй и его сторонники создали своеобразный клуб сторонников реформ под названием «Ассоциация усиления государства».

    В 1897-1898 гг. он посылает новые доклады императору. В одном из них Кан писал: «С тех пор как мы уступили Тайвань, каждый знает, что наше правительство не заслуживает никакого доверия». Главная мысль реформатора – стране необходимы не только экономические, но и политические преобразования. Только так можно избежать полного порабощения, сохранить независимость. В апреле 1898 г. он создает новую политическую организацию «Союз охраны государства». Император Гуансюй все больше прислушивается к предложениям реформаторов. Вскоре он вызывает Кана на аудиенцию, 11 июня 1898 г. был опубликован первый указ о реформах. Так начались преобразования, названные в историографии «Сто дней реформ». Своим первым указом император сместил Ли Хунчжана и других сановников со всех постов. На освободившиеся должности назначали реформаторов.

    За 100 дней были изданы указы, которые должны были улучшить состояние дел в разных сферах государства.

    В области экономики – это постановления о поощрении национальной промышленности, железнодорожного строительства, ремесла. Указы о создании учебных заведений по подготовке технических специалистов.

    В области политики принимаются законы, ограничивающие власть маньчжурской аристократии. На государственные посты назначают «талантливых людей». 12 сентября 1898 г. состоялось совещание конституционной палаты, где обсуждался проект конституции.

    В области культуры и быта были приняты постановления о запрете «вредных» обычаев, таких, как обычай бинтовать ноги девочкам. Началась борьба с опиумокурением, проводится реформа школьного дела. Правительство планировало открыть Пекинский университет и медицинский институт, принять декрет о печати.

    Конечно, за 100 дней невозможно реформировать государство, преобразовать традиционную структуру. Поэтому из всех начинаний выполнено было совсем немного. Маньчжурская бюрократия саботировала реформы и готовилась к перевороту. 21 сентября 1898 г. Гуансюй был арестован. В указе говорилось, что император «добровольно ушел от дел» и просит Цыси взять бразды правления в свои руки. Кан Ювэю и некоторым его соратникам удалось бежать в Японию. Шесть человек было казнено. Император десять лет провел в заточении в ветхом дворце, который находился на одном из островов озера внутри императорского дворца Гугун  Запретного города. Власть перешла к императрице Цыси.

    В чем же причины поражения реформаторов?

    Во-первых, Гуансюй искал опору в армии. С этой целью он привлек на свою сторону командира одного из вновь созданных воинских подразделений, Юань Шикая. Однако генерал Юань не верил в успех реформ. Он раскрыл планы императора по полному отстранению Цыси от власти своему непосредственному начальнику, фавориту императрицы генералу Жун Лу. Жун Лу помог Цыси совершить государственный переворот. Впрочем, такое поведение было в духе конфуцианских доктрин «ли»  нормы поведения, и «и»  долг.

    Во-вторых, важной причиной неудачи реформ является их верхушечность, отсутствие социальной базы у реформаторов. Это понимали и сами руководители движения. Именно поэтому они и хотели привлечь на свою сторону модернизированные части китайской армии. Надежды реформаторов не оправдались, так как в стране было значительно больше сторонников сохранения традиций, чем людей с новаторскими взглядами.

    Некоторые отечественные историки считают, что программа реформаторов была своеобразным «прусским путем развития капитализма», путем, не требующим коренной ломки существующего порядка. В случае успеха реформ в Китае возможен был экономический прогресс и становление капиталистических отношений. Можно согласиться с С.Б. Сенюткиным в том, что «сто дней реформ»  это программа изменений, которая не превышала, не игнорировала тогдашний уровень политических, социальных и экономических возможностей китайского общества[84]. Из крупных начинаний Кан Ювэя императрица сохранила лишь программу военной реформы. Кроме того, в декабре 1898 г. Цыси демонстративно открыла задуманный реформаторами Пекинский университет.

    Неудачи реформаторов привели к развитию радикализма как справа (восстание ихэтуаней 1898-1901 гг.), так и слева (деятельность Сунь Ятсена и революция 1911-1913 гг.). Наступило время длительной смуты в Китае.


    1. Китай в начале ХХ века. Власть и оппозиция;

    В 1905 г. русский писатель В.В. Вересаев писал из Маньчжурии: «Стоишь на пороге какого-то совершенно незнакомого, удивительно интересного мира… Ведь этот спящий Восток удивительно глубоко гениален, и он много своего внесет в развивающуюся жизнь»[85].

    В начале XX в. Китай действительно находился в состоянии глубочайшего политического кризиса. Кризис был вызван не только внутренними причинами, но и неравноправными договорами (1898) с иностранными державами, ущемляющими независимость Поднебесной. Дальнейшие события усугубили и без того трагическое положение страны. Восстание ихэтуаней (1898-1901), русско-японская война (1904-1905), захват Японией Кореи (1910) – все это свидетельствовало о политическом коллапсе слабеющего Китая.

    Неудавшиеся реформы 1898 г. подтолкнули народное восстание ихэтуаней (1898-1901). В публикациях конца века восстание нередко называлось «боксерским». Именно так назвали восстание англичане, участники подавления движения. Ихэтуани использовали тактику восточных единоборств, чем немало удивили европейцев. По существу движение ихэтуаней (Ихэтуань – отряды справедливости и мира) возникло как реакция низов китайского общества на иностранную экспансию. Оно было «ответом» на «вызов» колонизации страны. Его идеологическими знаменами были конфуцианство, традиционный патриотизм и ярая ксенофобия, оно было крайне далеко от сознательного антиимпериализма[86]. Восстание началось весной 1898 г. на границе Шаньдуна и Чжили. В ходе движения восставшие уничтожали все «варварское» – иностранцев, христианские церкви, школы, библиотеки. Они разрушали железные дороги, взрывали мосты, уничтожали любые импортные товары, сжигали европейские книги. Этот взрыв отчаяния маргинальных слоев китайского общества был ответом на насильственную европеизацию страны. Восставшие с пиками штурмовали артиллерию. Особенностью движения было то, что оно началось в Северном Китае и проходило под лозунгом «возвращения» власти Цинам.

    Императрица Цыси допустила стратегическую ошибку: она решила использовать «священные отряды», чтобы избавиться от «опеки» Запада. В 1900 г. правительство объявляет войну европейским странам. Воинские части Англии, Германии, России и Франции для защиты своих посольств подошли к Пекину. К ним присоединились США, Италия, Япония и Австро-Венгрия. Осенью 1900 г. Цыси покинула столицу и обосновалась в Сиене. На протяжении нескольких месяцев союзная армия восьми держав участвует в подавлении движения. Войдя в Пекин, интервенты устроили массовые грабежи, убийства, разграбление национального достояния – произведений искусства, антиквариата и т.д. Вскоре правительство вернулось в Пекин. Императрица «благодарила за помощь в усмирении мятежников». Но ведь за «помощь» нужно платить. После подавления движения был подписан «Заключительный (боксерский) протокол» (1901). Китай должен был в течение 39 лет выплатить контрибуцию в размере 450 млн лянов. Кроме того, ограниченные контингенты иностранных войск получили право находиться в Китае. Политический и экономический статус Поднебесной продолжал падать.

    «Заключительный протокол» должен был заставить правительство приступить к реформам. Однако оно не спешило. Известный китайский демократ Чэнь Тяньхуа писал: «Все говорят, что Китай стоит на грани вымирания, а императрица Цыси со своими сановниками каждый день веселиться и смотрит спектакли. Ничто их не тревожит. В текущем году на посещение могил предков потратили 3 млн серебром; ко дню рождения Цыси чиновники поднесли в десять раз больше подарков, чем в прошлом. В следующем году предстоит 70-летие императрицы, для него готовят 15 млн юаней серебром».

    В 1904 г. началась русско-японская война. Хотя Китай объявил о своем нейтралитете, японские и российские войска воевали на полях Маньчжурии, опустошая местность, выселяя китайцев из зоны военных действий. Эти события заставили Цыси объявить о проведении реформ.

    Реформы 1904-1910 гг. получили название «новой политики». В 1905 г. в Пекине было создано специальное «бюро по разработке конституционных мероприятий». Оно в течение двух лет обсуждало всевозможные проекты конституционных законов. В 1907 г. были изданы декреты о реорганизации госаппарата, суда, системы образования. Во главе реформ стоял бывший сторонник Кан Ювея Юань Шикай. Он был одним из главных создателей т.н. «новой армии». Видя чрезмерное усиление Юань Шикая, Цыси в 1907 г. лишила его поста главнокомандующего, перевела на гражданскую должность. Однако генерал продолжал контролировать «новую армию».

    Одной из главных целей «новой политики» являлось продолжение реформирования армии. К 1911 г. было сформировано 14 дивизий и 18 бригад общей численностью 174 тыс. человек. В итоге возникла современная профессиональная армия по германскому образцу с хорошей выучкой и дисциплиной. Военные стали новой политической силой в китайском обществе. Хотя многие указы и назывались «конституционными», они, в первую очередь, должны были укрепить абсолютную власть монархов. Не были решены ни проблемы национального предпринимательства, ни земельный вопрос. Проведение реформ было прервано в 1908 г.

    В конце 1908 г. умирает императрица Цыси. По одной из версий, перед смертью она приказала умертвить Гуансюя. На китайском престоле оказался трехлетний племянник Гуансюя Пу И. Регентом малолетнего императора стал его отец, великий князь Чунь. Новая дворцовая клика проводила ярко выраженную проманьчжурскую политику, из правительства были удалены представители китайской (ханьской) бюрократии. А так как реформы проводили именно они, то вопрос о дальнейших преобразованиях был просто снят с повестки дня. Стране стало не до реформ.

    В 1910 г. Китаю нанесен еще один удар: Япония захватила Корею. Корея всегда была в сфере интересов китайских правителей. Потеря Кореи – национальный позор для правящей династии. Обстановка в стране требовала или коренных преобразований, или насильственной смены режима, т.е. революции. Китай выбрал второе.


    1. Синхайская революция 1911-1913 гг. Историография проблемы.

    Основу составляла формационная теория К. Маркса. Согласно его теории революций:

    – буржуазные революции возникают как результат конфликта между новыми производительными силами и старыми феодальными отношениями;

    – в сфере политической революции предполагают свержение монархий и установление республиканских режимов правления;

    – в экономической сфере они направлены на уничтожение всех преград, тормозящих развитие капитализма.

    В работах совестких историков к этим положениям был добавлен еще один пункт: общие прогрессивные идеи объединяют под революционными знаменами широкие социальные слои, а национальный аспект делает буржуазные революции в странах Востока «всенародными».

    Нам кажется, марксистский тезис о «несоответствии» вряд ли можно применять к Синьхайской революции. Капиталистический уклад в Китае только зарождается, его удельный вес был невелик, буржуазия слаба и инертна. Маньчжурская династия для китайцев оставалась иностранной. Традиционная борьба против династии трансформировалась в национальную идею, что привлекло на сторону революции значительные массы китайского населения, независимо от социального статуса. Неравноправные договоры превратили Китай в полуколонию, ему угрожала опасность потери независимости. Поэтому в революции был антиколониальный аспект, но более слабый, чем антиманьчжурский. В ходе революции не было развернутой аграрной программы. Поэтому часть крестьянства осталась инертной, нередко выступала под контрреволюционными знаменами. Отсюда и противоречивость результатов революции.

    В современной российской историографии события 1911-1913 гг. в Китае трактуются по-разному. Например, Л.С. Васильев термин «революция» употребляет, но ее буржуазный характер не подчеркивает[92]. В учебном пособии С.Б. Сенюткина речь идет о «синьхайских» событиях 1911-1913 гг., которые привели к низложению Цинской династии[93]. В шеститомном издании Института Востоковедения РАН «Истории Востока» события 1911-1913 гг. оцениваются как «свержение монархии в Китае». По мнению О.Е. Непомнина, свержение монархии и провозглашение республики произошло в результате Сычуаньского восстания сентября – октября 1911 г., которое «вызвало цепную реакцию в виде вооруженных восстаний и политических акций в других провинциях». Поскольку переворот произошел в год синьхай (1912), его стали называть Синьхайской революцией[94].

    Существенно отличаются выводы историков советского периода и современных востоковедов об участниках событий 1911-1913 гг., то есть о движущих силах революции. В частности, С.Л. Тихвинский считал, что в революции принимали участие:

    а) наемные рабочие и крестьяне;

    б) возглавляемые Сунь Ятсеном революционные демократы – мелкая буржуазия, помещики и интеллигенция;

    в) либералы – сторонники Кан Ювэя;

    г) представители национальных окраин: монголы, уйгуры, тибетцы. Всех их объединяла борьба за национальное освобождение[95].

    В современных работах О.Е. Непомнина подчеркивается определяющая роль «новой армии»в революции; второй оппозиционной силой известный востоковед считает конституционалистов и либералов, опирающиеся на провинциальную бюрократию; третья группа – революционные демократы, левого и правого толка. Революционеры также имели своих сторонников в армейских подразделениях Юга страны[96].

    Как же развивались события?

    В октябре 1911 г. начался мятеж военного гарнизона в районе Уханя (города Ханькоу, Ханьян, Учан). 10 октября 1911 г. власть в провинции захватили восставшие. К концу 1911 г. уже в 14 провинциях из 18 власть находилась в руках восставших. 29 декабря в Нанкине доктора Сунь Ятсена избирают временным президентом Китайской республики. В выборах участвовали представители 15 провинций из 18. В феврале 1912 г. император Пу И отрекается от престола и передает бразды правления страной Юань Шикаю. Сунь Ятсен решил сложить с себя полномочия временного президента в пользу Юань Шикая. Весной 1912 г. Объединенный союз Сунь Ятсена преобразован в Национальную партию – Гоминьдан. Выборы в первый китайский парламент проходили в апреле 1912 г. Большинство мест получили сторонники Сунь Ятсена, однако выборы были признаны незаконными, так как в них участвовали только жители южных провинций. В течение года идет борьба за власть между революционерами и умеренными либералами. Сунь Ятсен выступал за сильную законодательную власть, его идеалом была парламентская республика (идея сильного парламента и слабого президента). Юань Шикай считал, что Китаю необходима сильная исполнительная власть в лице главы государства авторитарного типа. И хотя в 1912 г. Юань Шикай утверждал, что в условиях раздробленного Китая предпочтительнее президентская республика, в сокровенных мыслях генерал оставался монархистом. Борьба за власть продолжалась. На выборах в апреле 1913 г. в двухпалатный парламент большинство мест получила революционная партия Гоминьдан, президентом же Китая остался Юань Шикай. К этому времени уже установился авторитарный режим бывшего генерала.

    Летом-осенью 1913 г. на юге страны начинается т.н. «вторая революция». Однако революционерам не удается закрепиться в южных районах. Военная победа над Гоминьданом открыла для Юань Шикая путь к военной диктатуре. Сунь Ятсен и его ближайшие соратники были вынуждены покинуть страну. В ноябре 1913 г. Юань Шикай распускает парламент, закрывает все демократические газеты. Начинаются репрессии против республиканцев. В начале 1914 г. упраздняются провинциальные демократические учреждения, отменяется написанная Сунь Ятсеном временная конституция. Первого мая 1914 г. был опубликован проект новой конституции, согласно которой президенту предоставлялись диктаторские права, а также восстанавливались многие должности, звания и титулы только что свергнутой монархии. Согласно новой конституции вся власть (исполнительная, законодательная и судебная) оказалась в руках Юань Шикая. Вскоре президент продлил срок своих полномочий до десяти лет, а также получил право назначать своего приемника.

    Государственный переворот 1913-1914 гг., совершенный президентом-генералом, открывал ему дорогу к императорскому трону. В конце 1914 г. Юань Шикай в императорском платье совершил торжественный обряд в храме Неба. Это действие символизировало верность имперским традициям. Но перед страной стояли другие задачи. На протяжении ряда лет правительству Юань Шикая не удавалось остановить вооруженные выступления, мятежи и бунты в различных частях страны. В 1915-1916 гг. провинции Юнъань, Гуанси, Чжэцзян, Гуандун, Сычуань и Хунань заявили о своей независимости. Центробежные силы общества продолжали процесс разъединения страны. До 1916 г. китайский президент пытался восстановить монархию. Его внезапная смерть в июне 1916 г. показала, что в стране нет достаточно сильной, обладающей должными возможностями и авторитетом личности, способной объединить государство.


    написать администратору сайта