Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретический уровень

  • 2 семинар 1 вопрос человек как философская проблема

  • Человеческим существованием

  • ФИЛОСОФИЯ. Философия Семинар. Семинар 9 вопрос структура научного знания в структуре научного знания выделяют три основных уровня теоретический, эмпирический и метатеоретический


    Скачать 17.25 Kb.
    НазваниеСеминар 9 вопрос структура научного знания в структуре научного знания выделяют три основных уровня теоретический, эмпирический и метатеоретический
    АнкорФИЛОСОФИЯ
    Дата21.06.2022
    Размер17.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Семинар.docx
    ТипСеминар
    #608621

    1 семинар 9 вопрос структура научного знания

    В структуре научного знания выделяют три основных уровня: теоретический, эмпирический и метатеоретический.
    Теоретический уровень представляет явления и процессы в форме их внутренних связей, закономерностей, отраженных в научных принципах и теориях. Сущность состоит в том, чтобы рационально-эмпирическим путем описать, объяснить и структурировать процессы, умозаключения, понятия, закономерности и достичь объективной истины во всей ее целостности и определенности.
    К приемам теоретического знания относится: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
    Структурные элементы теоретического знания:

    • проблема — компонент, содержанием которого является то, что не познано человеком, но то что предстоит познать;

    • гипотеза — предположение, сформулированное на основе фактов, истинное определение которого требует проверки, обоснования и доказательства;

    • теория — самая сложная и развитая форма, отображающая целостность закономерных связей определенной области действительности;

    • закон — научные принципы, основанные на повторяющихся закономерностях развития явлений и процессов.

    2 семинар 1 вопрос человек как философская проблема

    Человек — это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной.

    В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.

    Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. На самом деле человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т. д. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны. Однако со стороны методологии такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.

    Такой субстанцией, которая лежит в основе исторического бытия и развития человека и составляет его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Люди не могут заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественной деятельности и трудового производства развиваются и общественные отношения людей.

    При этом нужно учитывать всю совокупность общественных отношений:

    — материальных и идеальных(идеологических);

    — настоящих и прошлых.

    Это положение означает, что человека надо понимать диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку», или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек может быть одновременно:

    — производящим;

    — разумным;

    — культурным;

    — нравственным;

    — политическим и т. д.

    Другая сторона этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Человек в современном мире не взялся «ниоткуда», он — результат развития общественно-исторического процесса. Другими словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

    Человек оказывается в одно и то же время и объектом, и субъектом общественных отношений, потому что он не только результат общества и общественных отношений, но и, в свою очередь, их творец.

    Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом:

    — человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне;

    — общество — это человек в его общественных отношениях.

    В своем реальном проявлении сущность обнаруживается в существовании человека.

    Человеческим существованием называется бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления.

    Целостность бытия выражается в первую очередь в том, что человек — это единство трех основных начал:

    — биологического;

    — социального;

    — психического.

    Таким образом, человек — это биопсихосоциальный феномен.

    Свое наиболее полное выражение проблема человеческого существования нашла в экзистенциализме (философии существования).


    написать администратору сайта