Семинар 1 по Салтыкову-Щедрину. Семина 1, М.Е. Салтыков-Щедрин. Семинар М. Е. СалтыковЩедрин
Скачать 19.56 Kb.
|
Елистратова Виктория Юрьевна (7 семестр, з.о., 5 лет обучения) Семинар 1. М. Е. Салтыков-Щедрин 1. Какие черты творчества Салтыкова-Щедрина определяют его особое положение среди русских классиков? 2. Как профессиональная сфера деятельности повлияла на характер творчества Салтыкова-Щедрина? 3. Какова история появления двойной фамилии писателя? 4. За что Салтыкова-Щедрина прозвали в Рязани "вице-Робеспьером"? 5. Как реализуется тема конца истории в "Истории одного города" ? 6. Как интерпретирует Игорь Золотусский финал романа "Господа Головлевы"? М. Е. Салтыков-Щедрин идеальный и, в полном смысле, тотальный сатирик, которых у нас, в классической русской литературе, больше не и не было. Он привлек к себе внимание общества и читателей. Он обличал царский строй. Этот элемент обличения есть не только в творчестве Щедрина, но и превалирует в нем. Это и определяет особое положение Щедрина среди русских классиков. Его критиковали, что он глумится на русской историей, над русским народом. Щедрин – это не только отрицательная, с точки зрения отношения к нему, но и фигура трагическая, так как путь избранный им в русской литературе – это путь отхода от столбовой дороги русской литературы и переход на «кривую» дорогу сатиры. М. Е. Салтыков-Щедрин родился шестым ребенком в дворянской семье, в глухом болотистом месте, где многих жителей называли «лягушатниками». В шесть лет его мать наняла ему учителей, и он свободно говорил на немецком и французском языках. Затем она отправила его в дворянский институт в Москву, где он показал свои отменные способности. После чего его послали доучиваться в Царско-Сельский лицей, который он окончил. Он получил сразу десятый ранг. Он был принят на службу в военное министерство, секретарем 2-го отдела этого министерства. Карьера была стремительна, но прервало все повесть «Запутанное дело», в которой герой, маленький чиновник, видит сон, в котором он видит огромную пирамиду из человеческих тел, в самом низу которой находится сам автор. Повесть быстро становится достоянием. Ее прочитал военный министр, Николай I (1848 г.). из-за революции в Европе Николай I резко отозвался о повести Михаила Салтыкова. Царь вызвал к себе министра и сказал, что российский режим отражен в данной повести, давит на жителей со всех сторон. В связи с этим Салтыков был уволен и отправлен в ссылку в Вятку. В Вятке М. Е. Салтыков со временем становится советником губернатора, получает большое жалование. Но после смерти Николая I его сын дал указ о том, чтобы Салтыков жил там, где сам пожелает. Он вернулся в Москву и сделал предложение Елизавете Болтиной, с которой произошло знакомство в ссылке. Он вернулся с повестью «Губернские очерки» - первое серьезное собрание в духе русской литературы. Эту повесть прочитал и губернатор, после чего был издан указ о назначении Салтыкова вице-губернатором в Рязани, а Щедрин – этот псевдоним появился когда «губернские очерки» стали книгой. Эту фамилию Щедрин взял у одного из своих героев, которого звали Николай Щедрин. М. Е. Салтыков-Щедрин пришел на пост вице-губернатора с большим опытом администрирования. Он был очень строг к людям, которые допускали ошибки при оформлении документов, стог к опозданиям и др. Эта строгость была отражена и на него самого. Он был человеком «чистым»: не брал взяток, регулярно и вовремя являлся на службу, вовремя с нее уходил, в бумагах был порядок и никогда не было ошибок. Он в Рязани воевал даже с помещиками, которые притесняли своих крестьян. Его в Рязани прозвали «вице-Робеспьером», классический образ революционной жестокости (образ взят с французского революционера, борца за справедливость Робеспьера). Это прозвище пошло за Щедриным дальше в Тверь. Он и там совершил не мало добрых дел: отменил постановление о полицейской слежке за крестьянами, которые не хотят идти в армию и т.д. Это говорит о том, что он был намерен служить государству честно и строго. Строгость его усиливалась. Щедрин стал вице-губернатор после Твери в Туле. Это объясняется его неуживчивым характером, бескомпромиссная натура, что не всегда нравится людям, особенно чиновникам, которые привыкли жить за счет подаяния (взяток). Со многими чиновниками он ссорился. Щедрин в Туле продолжает честно, строго и беспорочно служить государству. Жалобы на него дошли высшим и в 1862 году он попросил об отставке. Ее приняли, но вскоре его опять призвали на высшую службу в министерство финансов, которое ведало всеми губерниями (казенная палата), где Щедрин стал председателем сначала в Пензе, потом Рязани и опять в Туле. И тут Щедрин служит верой и правдой на данном месте и поднимается в чинах. В сорок лет он становится статским советников, штатским генералом. На этом его карьера прерывается. Жалобы сыпались. Его строгость и честность не давала покоя местным властям и Щедрин был уволен с награждение, но без ордена, как это было положено. Михаил возвращается в Петербург и меняет перо служебное на перо писательское. Из-под этого пера выходит произведение совершенно противное произведению «Губернские очерки». С этого начинается выход Щедрина на дорогу сатиры, которая ответвляется от дороги русской литературы в сторону. «История одного города» напечатана в 1870 году, которая вызвало возмущение и читателей и критиков. Это история России, но за сто лет. Он ссылается на то, что он опирается на летопись неизвестного летописца из города Глупова. Взят период с 1731 года и кончается 1825 годом. Жители этого города умеют только пить, есть и жаловаться. Это злая сатира и ее правители, с которой невозможно примириться. Салтыков-Щедрин решил изменить этот город Глупов. Заканчивается история тем, что глуповцы увидели на севере темную тучу, из которой сверкали молнии, что-то страшное надвигалось на город. И вот «оно», как говорил писатель «оно» пришло, и город исчез, и герой растаял в воздухе, то есть кончилась история. В книге написано, что это «оно» восстание декабристов, которое просветило народ по поводу свободолюбия и возбудило в нем тягу к освобождению. По логике этого произведения, государство не должно жить, оно должно исчезнуть, так как пришло «оно». После появления «Истории одного города» Михаил Евграфович получил не лицеприятные отзывы и один из них был напечатан в журнале «Вестник Европы». Щедрин не остается в долгу и отвечает письмом в редакцию, где отрицает обвинение в глумлении над Россией, что называет недостатком юмора у рецензента статьи. Юмор в сочинениях Щедрина совершенно отсутствует. Роман «Господа Головлевы» заканчивается тем, что в опустевшее имение Головлевых возвращается племянница Иудушки. Они встречаются и заканчивается это тем, что девушка спрашивает, добрый ли Иудушка. Они говорят о страданиях Христа, о том, кого он прости и о прощении в целом. Герой говорит, что его тоже надо простить. Но в окончании истории Иуду находят местные жители закоченевшим. Этот последний разговор и последний поступок, когда он идет к маме на могилу попрощаться, это возвращение Щедрина на дорогу русской литературы. Этот путь единственный спасительный для него. |