Главная страница
Навигация по странице:

  • Что означает слово “апология” в данном случае Речи Сократа в свою защиту. На сколько частей можно разделить “Апологию Сократа”

  • Какими словами собирается говорить Сократ в свою защиту Почему

  • 4. Сколько существует родов обвинителей Сократа Кого из обвинителей и почему Сократ боится больше

  • В чем его обвиняли первые обвинители Как их зовут Что Сократ говорит в свою защиту

  • 6. В чем его обвиняли вторые обвинители Как их зовут Что Сократ говорит в свою защиту

  • 7. Кто объявил Сократа самым мудрым Согласен ли Сократ с этим

  • 9. Что Сократ понял про мудрость политиков (“государственных мужей”)

  • 10. Что Сократ понял про мудрость поэтов Какие у поэтов есть плюсы и минусы

  • 12. Почему Сократ защищает себя Кто больше всего пострадает, если его осудят

  • 13. Какое “знамение” случается с Сократом

  • 14. Какой важный философский и жизненно-практический вывод делает Сократ из знаменитой истории с Ахиллом

  • 15. Как Сократ воспринял обвинительный приговор Почему Согласен ли он с ним

  • 16. Как Сократ воспринял смертный приговор

  • 17. Чего, по мнению Сократа, ему не хватило для собственной защиты

  • 18. Что Сократ просит делать со своими детьми после своей смерти

  • 19. Как Сократ относится к общественным (государственным) делам

  • семинар по Сократу. сократ. Семинар по философии 1. Задание Прочитать произведение Платона "Апология Сократа"


    Скачать 54.5 Kb.
    НазваниеСеминар по философии 1. Задание Прочитать произведение Платона "Апология Сократа"
    Анкорсеминар по Сократу
    Дата23.03.2023
    Размер54.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласократ.doc
    ТипСеминар
    #1011241

    Семинар по философии №1.

    Задание:

    Прочитать произведение Платона “Апология Сократа” и ответить на вопросы.
    Вопросы:

    1. Что означает слово “апология” в данном случае?

    Речи Сократа в свою защиту.

    1. На сколько частей можно разделить “Апологию Сократа”?

    На три части: на суде до вынесения вердикта, после вынесения вердикта, но до смертной казни и после смертной казни.

    1. Какими словами собирается говорить Сократ в свою защиту? Почему?

    Только уж, клянусь Зевсом, афиняне, вы не услышите речи с разнаряженной, украшенной, как у этих людей, изысканными выражениями, а услышите речь простую, состоящую из первых попавшихся слов. Ибо я верю, что то, что я буду говорить, - правда, и пусть никто из вас не ждет ничего другого; да и неприлично было бы мне в моем возрасте выступать перед вами, о мужи, наподобие юноши с придуманною речью.
    Пытался с народом общаться на равных.
    4. Сколько существует родов обвинителей Сократа? Кого из обвинителей и почему Сократ боится больше?

    Два рода обви­ни­те­лей. Преж­ние обви­ни­те­ли более страш­ны, пото­му что они неиз­вест­ны и обви­не­ния их слиш­ком глу­бо­кие, хотя и кле­вет­ни­че­ские. Тепе­реш­ние же обви­ни­те­ли — Анит, Мелет и Дикон — менее страш­ны и более огра­ни­чен­ны

    1. В чем его обвиняли первые обвинители? Как их зовут? Что Сократ говорит в свою защиту?

    Сократ преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, с выдавая ложь за правду и других научая тому же. Вот в каком роде это обвинение. Вы и сами видели в комедии Аристофана, как какой-то Сократ болтается там в корзинке, говоря, что он гуляет по воздуху, и несет еще много разного вздору, в котором я ничего не смыслю

    По мнению Сократа, он ничего такого не делал
    6. В чем его обвиняли вторые обвинители? Как их зовут? Что Сократ

    говорит в свою защиту?

    От этого обрушились на меня и Мелет, и Анит, и Ликон: Мелет, негодуя за поэтов, Анит - за ремесленников, а Ликон - за риторов.
    «Следует привести их показание, как показание настоящих обвинителей: Сократ преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, с выдавая ложь за правду и других научая тому же. Вот в каком роде это обвинение.»
    7. Кто объявил Сократа самым мудрым? Согласен ли Сократ с этим?

    «Ну вот же, приехав однажды в Дельфы, дерзнул он обратиться к оракулу с таким вопросом. Я вам сказал не шумите, о мужи! Вот он и спросил, есть ли кто-нибудь на свете мудрее меня, и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее».

    8. К кому идет Сократ, чтобы выяснить вопрос о своей мудрости? Кто наименее мудр из тех, к кому он идет?

    пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым. Ну и когда я присмотрелся к этому человеку - называть его по имени нет никакой надобности, скажу только, что человек, глядя на которого я увидал то, что я увидал, был одним из государственных людей, о мужи афиняне, - так вот, когда я к нему присмотрелся (да побеседовал с ним), то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня

    Поэты, ремесленники
    9. Что Сократ понял про мудрость политиков (“государственных мужей”)?

    потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь. Оттуда я пошел к другому, из тех, которые кажутся мудрее, чем тот, и увидал то же самое; и с тех пор возненавидели меня и сам он, и многие другие.
    10. Что Сократ понял про мудрость поэтов? Какие у поэтов есть плюсы и минусы?

    Сократ думал, что поэты мудрее, но это оказалось не так, т.к. поэты творили благодаря «какой-то природной способности», а не мудрости.
    плюсы: говорят много хорошего

    минусы: не знают о чем говорят, считают себя мудрейшими людьми
    11. Что Сократ понял про мудрость ремесленников? Какие у ремесленников есть плюсы и минусы?
    что они грешили тем же, чем и поэты: оттого, что они хорошо владели искусством, каждый считал себя самым мудрым также и относительно прочего, самого важного, и эта ошибка заслоняла собою ту мудрость, какая у них была;
    плюсы: хорошо владеют искусством

    минусы: каждый считает себя самым мудрым
    12. Почему Сократ защищает себя? Кто больше всего пострадает, если его осудят?
    о мужи афиняне, я защищаюсь теперь совсем не ради себя, как это может казаться, а ради вас, чтобы вам, осудивши меня на в смерть, не проглядеть дара, который вы получили от бога. В самом деле, если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что бог послал меня городу как такого, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите
    13. Какое “знамение” случается с Сократом?

    Началось у меня это с детства: вдруг - какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и не допускает меня заниматься государственными делами. И кажется, прекрасно делает, что не допускает. Будьте уверены, о мужи афиняне, что если бы я попробовал заниматься государственными делами, то уже давно бы • погиб и не принес бы пользы ни себе, ни вам
    14. Какой важный философский и жизненно-практический вывод делает Сократ из знаменитой истории с Ахиллом?
    В верности своему предназначению Сократ сравнивает себя с Ахиллом, который, узнав об уготованном ему уделе, о скорой неминуемой гибели в том случае, если он выполнит свой долг и отважится отомстить убийце Патрокла, гораздо более убоялся оставаться в живых, будучи трусом и не мстя за друзей . Если бы теперь, рассуждает Сократ, - после того как я в битвах при Потидее, Амфиополе и Делии, несмотря на смертельную опасность, оставался в воинском строю, так как меня поставили выбранные вами начальники, - если бы теперь, когда сам бог поставил меня жить, занимаясь философией и испытывать самого себя и других, я испугался бы смерти и бежал из строя, это было бы ужасно. Тогда меня в самом деле надо было бы судить за то, что я не признаю богов, так как не слушаюсь оракула, боюсь смерти и считаю себя мудрым, не будучи таковым, потому что бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь.
    Мысль Сократа состоит в том, что каждый раз надо исследовать, что такое правда - справедливость. Он утверждает, что беседовать о доблестях и обо всем прочем, о чем я с вами беседую, пытая и себя, и других, есть величайшее благо для человека, а жизнь без такого исследования не есть жизнь для человека (38 a) - и от этого долга человечности нельзя (несправедливо и неправедно) уклоняться. Поэтому справедливость и праведность заключаются, во-первых, в сохранении человечности, достоинства-свободы перед лицом любого испытания - даже смертельной опасности (не покидать свое место в строю, не унижать себя страхом перед тем, чего не знаешь, и не заискивать перед неправедным мнением ради сохранения жизни);
    15. Как Сократ воспринял обвинительный приговор? Почему? Согласен ли он с ним?
    Многое, о мужи афиняне, не позволяет мне возмущаться тем, что сейчас случилось, тем, что вы меня осудили, между прочим и то, что это не было для меня неожиданностью. Гораздо более удивляет меня число голосов на той и на другой стороне. Что меня касается, то ведь я и не думал, что буду осужден столь малым числом голосов, я думал, что буду осужден большим числом голосов.

    16. Как Сократ воспринял смертный приговор?
    Немного не захотели вы подождать, о мужи афиняне, а вот от этого пойдет о вас дурная слава между людьми, желающими хулить наш город, и они будут обвинять вас в том, что вы убили Сократа, известного мудреца

    Вот если бы вы немного подождали, тогда бы это случилось для вас само собою; подумайте о моих годах, как много уже прожито жизни и как близко смерть.
    17. Чего, по мнению Сократа, ему не хватило для собственной защиты?
    быть может, вы думаете, о мужи, что я осужден потому, что у меня не хватило таких слов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить все, чтобы уйти от наказания. Вовсе не так. Не хватить-то у меня, правда что, не хватило, только не слов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать, вопия и рыдая, делая и говоря, повторяю я вам, еще многое меня недостойное - все то, что вы привыкли слышать от других. Но и тогда, когда угрожала опасность, не находил я нужным делать из-за этого что-нибудь рабское, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким образом, и гораздо скорее предпочитаю умереть после такой защиты, нежели оставаться живым, защищавшись иначе. Потому что ни на суде, ни на войне, ни мне, ни кому-либо другому не следует избегать смерти всякими способами без разбора.
    18. Что Сократ просит делать со своими детьми после своей смерти?

    если, о мужи, вам будет казаться, что мои сыновья, сделавшись взрослыми, больше заботятся о деньгах или еще о чем-нибудь, чем о доблести, отомстите им за это, преследуя их тем же самым, чем и я вас преследовал; и если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и воображают о себе невесть что, между тем как на самом деле ничтожны. И, делая это, вы накажете по справедливости не только моих сыновей, но и меня самого.
    19. Как Сократ относится к общественным (государственным) делам?

    Ответ есть выше
    20. Отношение Сократа к смерти? Меняется ли оно в течении диалога? Что говорит Сократ о смерти до и после смертного приговора?
    Начало: так как не слушаюсь оракула, боюсь смерти и считаю себя мудрым, не будучи таковым, потому что бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол.

    Середина: выслушайте, что со мною случилось, и тогда вы увидите, что я и под страхом смерти никого не могу послушаться вопреки справедливости, а не слушаясь, могу от этого погибнуть.

    Только и на этот раз опять я доказал не словами, а делом, что для меня смерть, если не грубо так выразиться, - самое пустое дело, а вот воздерживаться от всего беззаконного и безбожного - это для меня самое важное.

    Конец: Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место, если верить тому, что об этом говорят. И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением.

    Что меня касается, то я желаю умирать много раз, если все это правда; для кого другого, а для меня было бы удивительно вести там беседы, если бы я встретился, например, с Паламедом и Теламоновым сыном Аяксом или еще с кем-нибудь из древних, кто умер жертвою неправедного суда, и мне думается, что сравнивать мою судьбу с их было бы не неприятно


    написать администратору сайта