Главная страница

история мед. Семинарские вопросы


Скачать 26.67 Kb.
НазваниеСеминарские вопросы
Анкорctvbyfh 5
Дата16.10.2022
Размер26.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория мед.docx
ТипСеминар
#736456

История медицины.1 семинарское занятие

Семинарские вопросы:

1. 1. Медицина — (лат. Medicina от medico — лечу, исцеляю) это система знаний и практической деятельности, цель которых укрепить и сохранить здоровье, продлить жизнь людей, предупредить и лечить болезни человека. Круг интересов медицины охватывает все стороны жизни человека.

История медицины — это часть общей истории науки и культуры — наука, изучающая развитие медицинских знаний и деятельности в неразрывной связи с общественно -экономическими формациями и общей историей культуры народов.

Цели изучения истории медицины:

- поставить прошлое на службу настоящему:

- расширить знания врачей и студентов в области медицины:

- видеть перспективу развития медицины.

Задачи изучения истории медицины:

1. Достоверное освещение истории медицины:

2. Изучение истории отечественной медицины:

3. Воспитание у медицинских работников высоких моральных качеств

2.Письменные источники – это памятники прошлого, содержание которых передано с помощью графических знаков, то есть это рукописный или печатный документ, выполненный на бумаге, папирусе.

Вещественные источники разнообразны по форме. Основную их часть составляют археологические памятники, которые важны для изучения дописьменного периода. К вещественным источникам относится и палеоантропологический материал.

Этнографические источники – это явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от

предшествующих эпох, сохраненные памятью и продолжающие в новой форме существование настоящее время. Это суеверия, верования, обряды, обычаи, поверья.

Устный (фольклорный) источник – это, созданный народом и характеризующийся устной формой передачи, образ реальной действительности. Данный источник не содержит точных сведений о лицах, фактах, времени событий.

Лингвистические источники – это отображение в речевой форме реальной исторической действительности.

Кинофотодокументы – это источники, появление которых было обусловлено развитием фотографии и кинематографии.

Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.

Переходную группу источников, стоящих на грани вещественных и письменных составляют произведения малых форм изобразительного искусства - это монеты, медали, марки, открытки и др., представляющие собой предмет изучения таких вспомогательных исторических наук, как нумизматика, филателия, филокартия и др.

Методы:

-исторический

-археологический

-антропологический

-философский

-статистический

-анализа и обобщения

-др методы

Методы исследования истории медицины:

Палеопатология – изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. А также позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет, до 50 и более доживали крайне редко. Палеонтология развеяла миф о том, что первобытный человек был абсолютно здоров. Болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества.

Этнология – изучает врачевание в апополитейных первобытных обществах и в более поздних синполитейных первобытных обществ.

Археологические находки: основными источниками и вещественными доказательствами первобытной истории являются орудия труда, остатки поселений, в том числе имеющих медицинское , санитарно-гигиеническое значение, погребения и останки человека, предметы быта, первые хирургические инструменты.

Вместе с тем большое значение в качестве источников изучения медицины имеют лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного),этнографии, народного эпоса и фольклора. Многочисленные изображения – от наскальной живописи глубокой древности до современных фото- и кинодокументов, фотодокументы (записи голоса на пленку) и многие другие.

3. Начальная форма организации человеческого общества определяется большинством исследователей как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщины было появление общинного строя -- сформировавшегося человеческого общества.

Формирующееся человеческое общество прошло в своем нелегком развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей -- архантропов (ок. 2 млн лет тому назад -- 300/200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей -- палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200 тыс лет тому назад -- 40/35 тыс лет тому назад)

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни.Археологические исследования показали, что уже ближайшие предки древнейших людей -- австралопитеки -- наряду с собирательством, занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными. Таким образом, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных иОни заботились о больных сородичах, о чем свидетельствует находка Юджина Дюбуа на о. Ява -- бедренная кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани (экзостоз). Без поддержки коллектива сородичей этот тяжелобольной индивид неизбежно бы погиб на ранних стадиях заболевания. Однако он жил долгие годы, будучи явным калекой (становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества). Как видим, помощь сородичей, их проявление опеки и сочувствия помогали человеку продлить его нелегкую жизнь. использовать их в борьбе с недугами.

Около 100 тысяч лет назад люди умирали в основном в 20 лет, из сотни людей до сорокалетнего возраста доживал один человек. Кроманьонцы жили немного больше: из 100 человек до 40 лет доживало 12. По мере совершенствования орудий производства, расширения различных видов продуктов питания, главным образом животного происхождения, улучшения жилищ возрастала численность населения, увеличивался средний возраст людей, улучшались их антропометрические признаки.

Представление о здоровье ,болезнях и лечениях.

В течение тысячелетий люди накопили опыт по предупреждению болезней. Опыт борьбы за свое существование первоначально человек накапливал с позиций стихийно-материалистического восприятия окружающего мира и происходящих в нем процессов. С этих же позиций у него вырабатывались представления о причинах болезней и мерах воздействия против них. Человек наблюдал появление травм после ударов орудиями труда и окружающими предметами, в результате нападения зверей, возникновение и развитие болезней от укусов змей и насекомых, после приема непригодной или необработанной пищи и др. Соответственно этим наблюдениям и, исходя из собственных ощущений, он называл болезни.

4. В истории первобытной эры выделяют три этапа: становление первобытного общества (свыше 2 млн лет тому назад – ок. 40 тыс. лет тому (назад), расцвет первобытного общества (ок. 40 тыс. лет тому назад – X тысячелетие до н. э.) и разложение первобытного общества (с X-V тысячелетий до н. э.) Соответственно историческим этапам условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания

1) становление человека, первобытного общества и первобытного врачевания, когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

2) врачевание в период расцвета первобытного общества, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания в социальной практике

3) врачевание в период разложения первобытного общества, когда вместе с зарождением классов и частной собственности шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период поздней родовой общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания (как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателя)

Для хирургических вмешательств использовались скребла, кремневые отщепы, двусторонне обработанные каменные рубила. Они могли использоваться для вскрытия нарывов, обработки костных отломков при открытых переломах, для кровопусканий.

В бронзовый век встречались ножи, которые могли использоваться для различных хирургических вмешательств.евателя).

5. кономическая роль женщины уменьшалась, а медицинская сохранялась по мере роста потребности во врачевании и собирании лекарственных средств в связи с развитием земледелия и перехода к преимущественно оседлому образу жизни. Мужчина все более становился хозяином общины, рода, племени, охотником и землепашцем, особенно с того момента, когда был изобретен железный плуг, сменивший деревянную соху и другие сельскохозяйственные орудия труда, радикально преобразовавшие жизнь людей.

Первобытно-общинная эпоха в истории человека длилась сотни тысяч лет, а вся история цивилизации, в сравнении с ней, составляет ничтожную долю или, как думают археологи и историки, не более одного процента. И история медицины, начиная с первых симптомов цивилизации, перехода от первобытно-общинного к рабовладельческому строю, образования городов, насчитывает всего несколько тысячелетий.

Тем не менее медицина первобытных общин заслуживает серьезного внимания и изучения. Поскольку именно тогда возникла и стала развиваться народная медицина, которая в настоящее время получила широкое признание, а ее средства используются для лечения и профилактики болезней Железные шилья и иглы могли пригодиться для прокола гнойников, сшивания рассеченных или разорванных мягких тканей человеческого тела, а зернотерки — для изготовления разнообразных лекарственных средств из зерен, кореньев, стеблей, цветов: мазей, порошков, настоев, отваров и других форм.

К середине первого тысячелетия н. э. на территории Беларуси появились более усовершенствованные ножи, пилы, шилья, иглы, долота и другие орудия, которыми, по-видимому, было наиболее удобно делать ампутации, кровопускания, трепанации, удалять инородные тела, вскрывать гнойники, обрабатывать и сшивать раны и др.

Народные врачеватели со времен первобытнообщинного строя, чтобы распознать недуги, расспрашивали больного и его родственников, тщательно осматривали его. Они различали такие болезни, как рожа, парша, перемежающая лихорадка (малярия, трасца), маточные кровотечения, бели, глисты, падучая болезнь (эпилепсия), коклюш, жаба, куриная слепота, бешенство, кровавый понос, конвульсии у детей, короста (чесотка), ломота костей (ревматизм), грыжа, зубная боль, огник (мокнущий лишай), ожог, рана, перелом кости и др. Лекари также пользовались понятиями лихорадка (от «лихо», «радеть», т. е. действовать во вред чему-то), болезнь сердца, опухоль ног, расстройство желудка, боль горла, боль живота, боль груди, головная боль, простуда, колотья в боках и груди, золотуха, колтун, желтуха и др.

Расширялся арсенал лечебных средств. В народной медицине ведущую роль играли средства растительного мира. Из собранных лекарственных средств готовились настои, отвары, порошки, мази, пластыри.

Использовались и средства животного происхождения, особенно в качестве основ для мазей, болтушек, суспензий (гусиный, куриный, говяжий, рыбий, барсучий, ежовый, медвежий, собачий жиры, мед, воск и другие ингредиенты). С лечебной целью назначались молоко, сливочное масло, сметана, свиная желчь, телячья печень, мясо, яичный белок и многие другие средства.

Проводились также водные процедуры: обтирания, гигиенические ванны в чистой воде и в воде с хвойными настоями, содой и другими веществами. С лечебной целью люди первобытнообщинного строя применяли ил со дна рек и озер, глину, песок, принимали солнечные и воздушные ванны. Они широко назначали тепловые процедуры: ванны, ингаляции, компрессы, обертывания, паренья в бане. Но в необходимых случаях накладывали холодные водные компрессы, прикладывали к больным местам лед. Использовались также банки, горчичники и другие предметы физиотерапевтического назначения.

Итак, в народной медицине отразился богатейший опыт по сохранению здоровья и лечению болезней, приобретенный людьми в течение тысячелетий.

Для хирургических вмешательств использовались скребла, кремневые отщепы, двусторонне обработанные каменные рубила. Они могли использоваться для вскрытия нарывов, обработки костных отломков при открытых переломах, для кровопусканий.

В бронзовый век встречались ножи, которые могли использоваться для различных хирургических вмешательств.

Железные шилья и иглы могли пригодиться для прокола гнойников, сшивания рассеченных или разорванных мягких тканей человеческого тела, а зернотерки — для изготовления разнообразных лекарственных средств из зерен, кореньев, стеблей, цветов: мазей, порошков, настоев, отваров и других форм.

К середине первого тысячелетия н. э. на территории Беларуси появились более усовершенствованные ножи, пилы, шилья, иглы, долота и другие орудия, которыми, по-видимому, было наиболее удобно делать ампутации, кровопускания, трепанации, удалять инородные тела, вскрывать гнойники, обрабатывать и сшивать раны и др.

6. : Целительство в истории человечества развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с фантастическими (иррациональными) представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального мировозрения были положительные знания и приёмы врачевания. Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину. Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи. В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели синполитейных племен вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.

Если говорить об иррациональном врачевании, то это по-другому называется лечебной магией. Но её формирование проходило уже на фоне знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились до возникновения культовых обрядов. Из этого следует, что культовые обряды врачевания были явлением вторичным, - практика и эмпирический опыт были основой зачатков врачевания. Так называемые знахари очень хорошо знали флору и фауну, но они ещё и обладали некими психологическими приёмами, артистизмом, поэтому сложилось впечатление спектакля. Знахарь прекрасно понимал свою аудиторию, которая беспредельно ему верила. Такие люди пользовались ловкостью рук. Это духовное поддержание здоровья.

Но есть ещё и народное врачевание – понятие достаточно широкое и исторически более древнее. Оно включает совокупность средств и приёмов народного врачевания. Оно формировалось на протяжении всей истории человечества от возникновения человека до наших дней. Этот опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколения, но многое уже утрачено, ведь оценка народной медицины была неоднозначной. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приёмы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения, гигиенические навыки), так и фантастические (иррациональные) представления.

Можно сделать вывод, что рациональные приёмы и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующего периода и в итоге – современной научной медицины. А фантастические (иррациональные ) представления первобытных врачевателей возникали как закономерный результат превратного мировозрения и тяжёлых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой.

*короче, рациональное врачевание это адекватное лечение без всякой магии и т.д, а иррациональное – с приминением актёрских навыков, но оно, на удивление, тоже помогало, хоть и выглядело не очень *

Доп вопросы:

7. Одной из актуальных тем медицины и философии является их взаимосвязь. Ведь эти понятия неразрывно связаны, они укрепляют друг друга и создают непосредственную поддержку. Медицина – достаточно проблематичная тема, именно поэтому ей посвящен широкий спектр естественных наук, в том числе ее изучением занимается философия. Она помогает раскрыть этические качества врача, показать его внутренний мир, помочь достичь нравственного идеала, обогатить духовную культуру докторов. Без философии образ медиков уже не тот… Медицина во взаимосвязи с философией изучает наисложнейший мир человечества, его аспекты здоровья, социальное философское познание. Изучением этой связи занимались такие величайшие философы как Гиппократ, Ф. Бэкон, И. Кант. Они утверждали, что без философии не будет медицины, она нужна ей, как воздух для людского мира. Близкая взаимосвязь этих наук позволила говорить о философской медицине. Она позволяет осведомить законы биоэтики, онтологии, эпистемологии. Медицинская философия сводит в едино знания о роли врача и медицины в практической деятельности, об отношения врача и пациента, врача и его коллег. С первого взгляда можно сказать что медицина и философия совершенно разные науки, но если разобраться в их функции, то можно обнаружить сходства. Что общего между ними? И философия, и медицина ставят перед собой задачи, пытаются целеустремленно их выполнить, разработать пошаговую методику выявления проблемы, так же они разрабатывают специальную методологию своих действий. У данных наук одна задача, и эта задача заключается в том, чтобы спасти человечество от болезней, продлить род и увеличить естественный прирост. Философия, прежде всего, помогает внутреннему миру, она приводит нравственность в норму, а медицина укрепляет и сохраняет наше физическое здоровье. Испокон веков люди верили, что если человек счастлив, то болезни у него как рукой снимет. Историческая взаимосвязь философии и медицины сформировалась быстро и внезапно. Она появилась до появления философских стилей первых докторов. Познание в медицине еще долгое время не было подтверждено, приобретённые знания не были суммированы, многие источники уверяют об их мистическом и суеверном происхождении. Ведь они никак не доказывались, их сложно было назвать конкретными, а уж тем более теоретически обоснованными. Научно-медицинское познание зарождалось еще в Древней Греции. Мудрые врачеватели начали интересоваться философскими проблемами, их интересовала роль человека в жизни, первопричины мира, бытие народа. В скором времени докторам стало интересно осмыслить полностью всю сущность человека. По итогу начала зарождаться взаимосвязь между философским пониманием мира и клиническим пониманием мира. Без философии и медицины не могут существовать все другие науки, они являются непосредственным фундаментом для решения особо важных проблем. Диалектическая связь между данными науками сформировалась естественным образом, а с ней и пришло раскрытие роли и функции человека в клиническом понятии, осмысление природных факторов. Медицинская философия - это связующее между культурными ценностями человека… Она оказывает огромнейшее влияние на гуманность человека и его нравственный стержень. Одним из примеров исторической взаимосвязи философии и медицины является - философия народной медицины. Каждый народ на планете имеет свой багаж знаний, который передается из поколения в поколение. Под влиянием религии, семьи, общественных правил и устоев формируется народная медицина. Она рассматривает человека, как нечто ценное и неповторимое, к каждому народная медицина находит свой подход. Поэтому лечение к каждому человеку индивидуальное. Народная медицина с большей силой влияет на сознание человека, на его духовное и сокровенное. Народной медицины придерживались Гиппократ, Авиценна, Бебель. Так же можно привести в пример философию Восточной медицины. Именно она окутывает гармонию культуры внутреннего мира, проходит сквозь тернии души, прямиком к своей цели. Восточные лекари объединили мистику, философию и медицину в едино. Древние традиции помогают людям оставаться в гармонии с самим собой, таким образом, физическое здоровье улучшалось. Медицинская этика играет важную роль в медицинской философии. Ведь заповедь Гиппократа «Не навреди!» является девизом для всех врачей. Только врач знает, что нужно для полного выздоровления пациента. Но принять такое решение он может лишь с помощью философии своей души. На стыке философии и медицины возникло новое направление в науке, которое позже стало называться эпистемология.

8.

9.Медицина-это совокупность научных знаний, таким образом

Медицина и история

Лекции по истории медицины призваны раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества; показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить с историей врачебной этики в различных странах.

Медицина и педагогика

Лекции по педагогике учат студентов как правильно сообщить диагноз пациенту.

медицинская география имеет важное значение для развития медицины: она устанавливает географические закономерности распространения болезней, выявляет причинно-следственные связи, обуславливающие патогенное воздействие биотических и абиотических факторов сохранения и укрепления здоровья людей. Особенно важное значение принадлежит медицинской географии в деле совершенствования территориальной организации здравоохранения.

Благодаря физической медицине существуют такие аппараты: УЗИ, МРТ. С помощью этих аппаратов врачи выявляют патологии у пациентов.

10. Медицина – столь древняя отрасль деятельность, сколь древним является само человечество. Вместе с историей человечества, вместе со всей общественной жизнью, с историей культуры развивалась, обогащалась и медицина, вырисовывался историко-медицинский материал, создавалась наука – история медицины.

История медицины, с одной стороны, является частью общей истории, с другой – важнейшей и неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Как область науки, она изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности в различных регионах земного шара во все периоды истории человечества: в первобытном обществе, в древнем мире, в средние века, в новое время и в период современной истории. Она демонстрирует достоверность медицинских знаний, утверждает истину, показывает, как на основе проверки и обобщения эмпирических знаний народа сложилась научная медицина, как медицинская наука развивалась в тесной связи с экономическим и политическим развитием общества.

Как учебная дисциплина история медицины призвана повысить уровень общей и профессиональной культуры будущих врачей, способствовать развитию у них логического мышления в понимании закономерностей исторического процесса развития медицинской науки, к современной оценке научных достижений и открытий, как в прошлом, так и в современной медицине.


написать администратору сайта