Главная страница
Навигация по странице:

  • Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата

  • Союз Племен

  • Протогосударства

  • «Повесть временных лет»

  • Хазарский каганат (650–969)

  • Феодальная раздробленность

  • Иго (татаро-монгольское)

  • Истортия Семинар !. очно-заочное_Иванов А.В._1. Семинару 1 по дисциплине История Выполнил студент Иванов А. В


    Скачать 23.37 Kb.
    НазваниеСеминару 1 по дисциплине История Выполнил студент Иванов А. В
    АнкорИстортия Семинар
    Дата10.02.2023
    Размер23.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаочно-заочное_Иванов А.В._1.docx
    ТипСеминар
    #930655

    Задание № 1 к семинару № 1

    по дисциплине «История»
    Выполнил студент Иванов А.В.


    1. Эссе «Владимир (Святой) – креститель земли русской».
    Сведения о личности Великого князя (980 – 1015) Владимира Святославича «Красное Солнышко» (960 – 1015) очень неоднозначны. И сегодня открываются всё новые и новые данные об этом человеке, определённо сильно повлиявшим на историю нашей цивилизации.
    Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году полукровкой, как сказали бы современники. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у матери его отца княгини Ольги. Узнав, что её рабыня ждёт ребёнка, разгневанная княгиня сослала её толи под Псков, толи в село Будятино, толи в Гомель, сейчас уже не выяснить. Далее летописи повествуют о том, что князя Владимира забрала к себе княгиня Ольга. Он жил под её присмотром и воспитывался старшим братом Малуши – дядей Добрыней. Такой обычай издревле существовал на Руси. Ровно, как и обычай у язычников, который давал право сыну, рождённому от рабыни, наследовать отцу. Большинство событий в жизни маленького князя Владимира предположительны, поскольку летописи рассказывают мало или были утеряны.

    Повзрослевший князь Владимир принял от отца в княжество стратегически важный по тем временам город Новгород. Подобное решение отца наталкивает на мысль, что в летописях о годе рождения, а как следствие и старшинстве всех сыновей (их количестве) князя Святослава, есть недочёты. Либо же говорит о том, насколько достойным такого престола был сын рабыни. Ведь у Святослава Игоревича, согласно летописям, было три сына – Ярополк самый старший, Олег – средний сын и князь Владимир. А обычай язычников наследовать лучшие земли давал право на Новгород Ярополку.

    Далее судьба князя Владимира складывалась очень стремительно. В 972 году умирает отец Святослав Игоревич и на киевский престол становится Ярополк. Однако в 977 году, желая заполучить столь могучие и прекрасные земли, разыгрывается между братьями междоусобная война, по итогам которой Олег погибает, а князь Владимир Красное Солнышко бежит с поля боя под покровительство короля Норвегии. Вся Русь достаётся Ярополку Святославовичу.

    С этих пор и начинаются первые шаги к легендам о крещении Руси. Сбежав в Скандинавию, князь Владимир, заручается поддержкой доброго друга и соратника – дяди Добрыни, собирает варяжское войско великой численности и уже в 980 году выступает походом на Ярополка. Неимоверно жестоким был его поход и методы достижения престола. Князь Владимир жестоко убивает всю семью правителя города Рогволода, который присоединился к Киеву. Насильно берёт в жены его дочь, Рогнеду, которая ранее была обещана в жены Ярополку. Поход на Киев покрыт мрачными легендами, гласящими о предательстве, продажности и безнравственности.

    И как бы ни было в действительности, но летописцы зафиксировали – князь Владимир зверски убивает Ярополка, преданного своим воеводой, а его беременную жену берёт к себе в наложницы. Датируется этот поход в разных исторических источниках разными цифрами. Согласно одним летописям это произошло в 980 году, по другим в 978 году. Причём Добрыня сыграл в этих событиях не последнюю роль.

    Вступив на княжество киевское князь Владимир сначала опирался на один из культов в культуре Руси – культ многобожия, причём христианство он преследовал. В 980 году он воздвиг в Киеве капище языческих богов, реформировал языческий культ, уничтожал первые зачатки христианства на Руси, убийствами первых мучеников, ввёл даже практику человеческих жертвоприношений. В повести временных лет описаны его жестокость, приверженность похоти, блуду и неуёмный нрав. В некоторых источниках приводятся различные цифры о количестве его наложниц, развращённых девиц и чужих жен. Прервала цепь жестокости как считается православная вера, после принятия которой князь Владимир Красное Солнышко навсегда отрёкся от прошлой жизни, уверовав в христианские каноны, и освободил всех своих жен.

    Если всё житие князя Владимира окутано тайной, то его приход к христианству, крещение Руси вообще носит легендарный и почти мифологический характер. Летописи повествуют – князь Владимир Красное Солнышко прошёл «испытание верой». По этой легенде князь Владимир долго размышлял, какую из религий ему лучше взять

    Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер»): по легенде ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства.

    Самым последним по легенде к Владимиру пришёл грек, учитель философии. Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Князь решил ещё спросить совета у своих бояр. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градам». И тогда на совете бояр было принято решение о крещении – крещение по закону «греческому».

    Существует не одна запись и не одного историка (летописца) тех времен рассказывающих о крещении, его якобы точной дате и посылках. Одни уверяют, что крестился князь Владимир Красное Солнышко до взятия Херсонеса, другие что после. Само действо состоялось в 988 году (в других источниках 2 годами ранее), когда войско князя Владимира подчинило нынешний Херсонес, а сам он возжелал в жены себе сестру императора Василия ІІ Анну, угрожая в случае неповиновения пойти походом на Константинополь. Согласие дали, но с условием, что князь Владимир Красное Солнышко примет крещение, чтобы быть с женой одной веры. Но это больше похоже на информацию для толпы, досужей до слухов, поскольку этот союз больше был нужен Византии для борьбы с восставшим Вардой Фокой, чем самому Владимиру. Так 13 апреля 989 года в сражении у Абидоса Василий II разбил мятежные войска узурпатора Варды Фоки. В этой битве на стороне Василия II принимал участие шеститысячный корпус руссов, посланный на помощь императору киевским князем Владимиром. Сам Варда Фока внезапно скончался в разгаре сражения от яда, подсыпанного в кубок вина, который он осушил накануне сражения. Кроме того, политика подкладывания жен в постель многократно применялась в древнее время с целью контроля через них необходимых правителей.

    Разногласий множество, но факт неизменен – князь был крещён, и крещена была Киевская Русь. Наречён был в крещении именем Василий в честь брата византийской жены (византийского императора Василия II, очевидно, исполнявшего роль заочного крёстного отца, согласно практике политических крещений того времени).

    Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата.

    В заключение хочется привести слова Н.М. Карамзина «…Сей Князь, названный церковию Равноапостольным , заслужил и в истории имя Великого. Истинное ли уверение в святыне Христианства, или, как повествует знаменитый Арабский Историк XIII века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с Государями Византийскими решило его креститься? Известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что всего ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные…»
    2. Определение понятий:
    Поляне – восточнославянское племенное объединение, в эпоху расселения восточных славян поселившееся по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев – столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).

    Древляне – восточнославянское племя, обитавшее в Полесье на границе современных Украины и Белоруссии (главным образом в Житомирской и на западе Киевской нынешних областей). Предполагают, что с востока их земли ограничивал Днепр, а с севера река Припять, за которой жили дреговичи.

    Словене – Ильменские словене были названы так по озеру Ильмень, которое находилось в их владениях. Столицей племенного союза был город Новгород, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень. Городами на территориях ильменских словен были Ладога, Старая Русса, Псков.

    Голядь – (др.-рус. голѧдь) – балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI – XII веков, в верховьях реки Протвы, левого притока Оки, между землями вятичей и кривичей. Относится исследователями к так называемым днепровским балтам.

    Племя – может обозначать форму как этнической, так и политической организации. Племя не обязательно обладает территорией проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой.

    Союз Племен – это слияние двух или более племен, которое имело стратегический и политический характер. Объединение людей в племенные союзы ознаменовало одну из стадий разложения первобытного общества и становления государственности. Как известно, расселение восточно-славянских племен на обширной территории от озёра Ильмень до степей Причерноморья в середине первого тысячелетия до нашей эры.

    Протогосударства – это политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Главной функцией этой структуры является административно-экономическая, отражающая объективные потребности усложняющегося общества.

    Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси в X–XIV вв. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI–ХII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. Использовалось феодалами для ограничения княжеской власти, было ареной выступлений народных масс. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранилось до начала XVI в.

    Погост – 1) место сбора дани в Древней Руси. Погосты были введены княгиней Ольгой в середине X в.; 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси, центр административно-податного округа (например, Ладожский уезд Ильинский погост); 3) крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее – сельское кладбище.

    «Урок» – определённое количество дани с определённого района (погоста), обязательно указывались место сбора и срок внесения. Налог введён в практику применения на Руси в X веке законами «Уроки и Погосты» княгини Ольги в ходе административной реформы.

    «Повесть временных лет» – выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени.

    Хазарский каганат (650–969) – это средневековое государство, созданное хазарами. Каганат контролировал территории Предкавказья, Среднего и Нижнего Поволжья, Приазовье, современного Северо-Западного Казахстана, восточного Крыма, а также лесостепи Восточной Европы до Днепра. Первоначально центр государства находился в приморской части Дагестана, позднее переместился к низовьям Волги. Профессиональная хазарская армия позволила каганату продержаться 150 лет в борьбе с превосходящими по численности противниками. Гвардия была влиятельной, но не единственной военной силой, там также были наёмные отряды славян и русов.

    Смерд – категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX – XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.

    Закуп – категория зависимого населения Др. Руси. По Русской правде (пространной редакции) закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и свое хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду ("купу"), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить; закупы могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба. Обращение закупа в раба без законного основания влекло освобождение закупа от долга и возврат ему свободы. Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феодальную зависимость.

    Рядович – 1) в Древней Руси лица, заключившие с феодалом договор (ряд), ставивший их в определенную и экономическую зависимость. Сведения о социальном положении рядовичей скудны. По Русской правде штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа и смерда. Традиционно полагают, что рядовичи были близки к закупам. Существует мнение, что они могли быть слугами своего господина, выполнявшими низшие административные функции. Л.В. Черепнин полагал, что на Руси не было особой категории крестьян-рядовичей, и выдвинул гипотезу, что термин «рядовичи» в Русской правде употреблялся для обозначения рядовых смердов и холопов. 2) В русских городах 14–17 веков рядовичами называли членов корпораций владельцев лавок в одном торговом ряду, а также жители рядка – торгово-ремесленного поселения. Рядовичи владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своей категории товара. В Новгороде и Пскове рядовичи пользовались определенными судебными привилегиями, и потеряли свои права после присоединения к Московскому великому княжеству.

    Митрополит – это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу.

    Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого – столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документам I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

    Посадник – 1) наместник князя в землях Древнерусского государства 10-11 вв. 2) Высшая государственная должность в Новгороде в 12-15 вв. и Пскове в 14 - нач. 16 вв. Избирался из знатных бояр на вече.

    Феодальная раздробленность – закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений.

    Под феодальной раздробленностью чаще всего понимают политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории одного государства практически независимых друг от друга, самостоятельных государственных образований, формально имевших общего верховного правителя (на Руси период XII - XV вв.).

    Иго (татаро-монгольское) – традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями-кочевниками с 1237 по 1480. Согласно русским летописям, эти кочевники именовались на Руси «татарове» по названию самого активного и деятельного племени отуз-татар. Оно стало известно со времени завоевания в 1217 Пекина, и китайцы стали называть этим именем все племена оккупантов, пришедшие из монгольских степей. Под названием «татары» захватчики вошли и в русские летописи как обобщающее понятие для всех восточных кочевников, опустошавших русские земли.

    Начало игу было положено в годы завоеваний русских территорий (битва на Калке 1223, покорение северо-восточной Руси 1237–1238, нашествие на южную в 1240 и юго-западную Русь в 1242). Оно сопровождалось разрушением 49 русских городов из 74, что стало тяжелым ударом по основам городской русской культуры – ремесленному производству. Иго привело к ликвидации многочисленных памятников материальной и духовной культуры, разрушению каменных строений, поджогам монастырских и церковных библиотек.


    написать администратору сайта