Культурология 3. СемиотическиеконцепциикультурыВыполнила студентка группы мк212р
Скачать 1.01 Mb.
|
Семиотические концепции культуры Выполнила студентка группы МК-21-2р, Якубова Луиза Семиотика – наука, которая изучает природу знака и знаковых систем как коммуникативных систем. В культурологии существуют различные ракурсы анализа культурных феноменов. Рассмотрение культуры как знаковой системы приводит к возникновению направления, которое получило название семиотики культуры. Одним из первых семиотические методы к изучению культуры стал применять французский ученый К. Леви-Стросс. В отечественной науке это направление активно развивалось тартуско-московской школой (Ю.М.Лотман, В.В. Иванов, В.Н.Топоров,Б.А.Успенский и д.р.). С точки зрения семиотики культуру можно определить как совокупность культурных языков, порождающих культурные тексты, которые несут в себе различную информацию и обладают смыслом, т.е. культура – это своеобразный интеллект человечества. Основными понятиями семиотики культуры являются язык культуры, культурный текст, культурный код, семиосфера, межкультурная коммуникация. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее знаковые системы, уметь устанавливать их значение и расшифровывать культурные тексты. «Культурный текст» это не только письменное сообщение, но и любой объект, который является носителем информации.Культурным текстом можно назвать театральный спектакль, герб города, модную одежду, религиозный культ и т.д. В повседневной жизни мы чаще всего замечаем, что информация передается посредством слов (речи, письма) или, как говорят семиотики, посредством естественного языка. Ввиду особого значения языка в жизни человека, он может быть назван «первичной моделирующей системой». Но над естественным языком в течение жизни «надстраивается» множество других знаковых систем, которые принято называть языками культуры, и без которых невозможна адекватная коммуникация людей между собой. К языкам культуры (знаковым системам) относят: невербальный язык (жесты, мимика, язык телодвижений); языки науки (математики, химии и пр.); языки искусства (живопись, музыка, танец, язык кино, анимации); языки, моделирующие поведение человека (язык ритуала, этикетной ситуации, церемонии, светской вечеринки, имиджа); языки различных культурных форм (язык мифа, религии, политики, рекламы, Интернета). Таким образом, языки культуры обладают способностью постоянно наращивать свой потенциал, становясь все более разнообразными и повышая свою информативность. С помощью языков культуры человек упорядочивает окружающий его мир, понимает и наполняет его смыслами. По этой причине языки культуры выполняют «моделирующую» функцию и называются «вторичными моделирующими системами». Для полноценной ориентации в знаковом мире культуры человек должен знать культурный код. Нередко возникает ситуация, когда культурный текст сохранен, а культурный код неизвестен. В таком случае невозможна ни коммуникация, ни понимание. Если упростить сущность вопроса, то под культурным кодом можно понимать правила, по которым происходит считывание смысла. Таким образом, человек погружен в пространство семиосферы и от него требуется знать все нюансы для того, чтобы осуществлять как повседневные, так и профессиональные взаимодействия. Это особенно важно в таких ситуациях, когда речь идет о межкультурных коммуникациях, ведь оказывается недостаточно знать только язык для осуществления взаимодействия. Необходимо владеть знаниями о «вторичных моделирующих системах»: языке религии, этикета, стереотипах, специфике жестов, мимики, телодвижений и др. Спасибо за внимание! |