Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Активизация учащихся.

  • - Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему - Что вас привлекает в поэзии Сергея Есенина В чём причина столь широкой популярности поэта

  • 3. Очень многое в жизни каждого человека зависит от того, где и как прошло его детство. Как вы думаете, почему

  • - Как факты жизни поэтов отразились в их творчестве - Можете ли вы сказать на основании известных вам стихотворений, каким было детство Сергея Есенина

  • 4. Очерк жизни и творчества Сергея Есенина ( презентация)

  • 6. «Гой ты, Русь моя родная…»

  • 7. «Край ты мой заброшенный…»

  • - Почему край заброшенный Почему сено не скошено

  • - Какое время суток перед нами: утро или вечер

  • 8. Итог урока. Каким предстаёт перед нами образ Родины в лирике Сергея Есенина

  • Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта


    Скачать 47.5 Kb.
    НазваниеСергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта
    Дата12.04.2022
    Размер47.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаsergey_esenin.doc
    ТипУрок
    #465019

    Урок по литературе в 9 классе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта.»

    Цель урока: познакомить учащихся с очерком жизни и творчества поэта;

    показать своеобразие лирики Сергея Есенина;

    Родина в творчестве Сергея Есенина;

    дать понятие имажинизм.
    Ход урока:
    1. Активизация учащихся.

    2. Беседа по повторению и на проверку восприятия прочитанных к уроку стихов Сергея Есенина.


    - Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Сергея Есенина?


    - Какие интонации преобладают?


    - Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему?


    - Что вас привлекает в поэзии Сергея Есенина? В чём причина столь широкой популярности поэта?

    3. Очень многое в жизни каждого человека зависит от того, где и как прошло его детство. Как вы думаете, почему?

    Блок рос в дружной семье деда по матери, известного учёного-ботаника Бекетова А.Н., профессора Петербургского университета. Блок с детства был глубоко погружён в культурную среду русской интеллигенции, все творческие начинания мальчика пользовались глубокой поддержкой.

    Ахматова детство своё провела в Царском Селе, на лето уезжая с семьёй под Севастополь. Отец её был инженером-механиком флота, капитаном 2-го ранга. Он не одобрял её занятий поэзией. Мать была неизменно чуткой, внимательной к занятиям дочери. Семью можно было назвать состоятельной. Ахматову окружала поэтическая атмосфера Царского Села, директором гимназии в котором был выдающийся русский поэт Иннокентий Анненский.

    Отец Цветаевой был выдающимся человеком. Выходец из бедного сельского священства, он сумел стать профессором Московского университета, основателем и собирателем Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Мать её была одарённой музыкантшей, любила стихи и сама их писала. Вся атмосфера дома была проникнута духом искусства, музыки, поэзии. Для лечения матери приходилось подолгу жить за границей, и Марина ездила вместе с ней, подолгу жила в Италии, Франции, Германии. Немецкий язык знала как родной. Очень любила Тарусу – городок на Оке.

    Маяковский детство провёл в Грузии, в селе Багдади. Отец его – лесничий – рано умер, семье пришлось переехать в Москву. За неуплату Маяковский был исключён из гимназии, за участие в деятельности партии большевиков 11 месяцев провёл в тюрьме.

    - Как факты жизни поэтов отразились в их творчестве?


    - Можете ли вы сказать на основании известных вам стихотворений, каким было детство Сергея Есенина?
    4. Очерк жизни и творчества Сергея Есенина ( презентация)
    5. «Вот уж вечер. Роса…» Стихотворения о Родине «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный….»

    Учитель: Все эти стихотворения из первых книг Сергея Есенина.

    Чтение стихотворения «Вот уж вечер. Роса…»

    Учитель: Это стихотворение – одно из самых ранних – очень просто и прозрачно. Написано на основе хорея, звучит почти как речитатив. Рифмуются только 2-ая и 4-ая строки. Эпитеты в стихотворении непритязательны, сравнения просты. Кажется, что стихотворение написал начинающий, совсем ещё неопытный поэт. И вместе с тем чувствуется в этих строках единство образного, художественного мироощущения Есенина.

    6. «Гой ты, Русь моя родная…»

    Первое прочтение стихотворения.


    - Ваши впечатления от услышанного?


    - Как вы думаете, усложняется ли поэтический мир поэта?

    Словарная работа.
    Риза – 1. Облачение, одежда священника для богослужения; 2. Фигурная металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображения лица и рук.
    Образ – икона.
    Околица – изгородь вокруг селения или только при выезде из него.
    Чахнуть – становиться чахлым, вянущим, слабым.
    Спас – праздники Господни: Первый Спас – 1 августа – Спас медовый, начало Успенского поста; Второй Спас – 6 августа – Преображение Господне, Спас яблочный, освящают плоды и мёд; Третий Спас – 16 августа – нерукотворённого образа,Спас-на-полотне (даты по старому стилю).
    Корогод – 1. Хоровод; 2. Ряд чего-нибудь, например, ряд свай (обл.)
    Стёжка – тропинка.
    Лех – (обл.) гряда, ряд, полоса.
    Рать святая – христианские святые.
    Чтение стихотворения по строфам, комментируя метафоры, сравнения, эпитеты.
    Задание: Давайте проследим, какими звуками, запахами, цветом наполнено стихотворение.

    Звуки: «Гой ты» - песенное восклицание; «звонко чахнут тополя»; «весёлый пляс», «гудит»; «прозвенит девичий смех»; «рать святая» крикнет.

    Запахи: «Пахнет запахом и мёдом/ по церквам твой кроткий Спас…» - яблоки,мёд, запах ладана; «по мятой стёжке» - запах примятой травы.

    Цвет: «в ризах образа» - ризы серебряные, лики святых тёплого золотистого цвета; «синь сосёт глаза»; «по мятой стёжке/ На приволь зелёных лех» - зелень травы, луга, поля.
    - С какой целью автор использует данные звуки, запахи, цвета в стихотворении? ( автор любуется крестьянской Русью. Таким образом передаётся глубокая любовь к родноё природе, деревенскому быту.)
    - Отличается ли стихотворение «Гой ты, Русь…», от стихотворения «Вот уж вечер. Роса…»? ( Мы видим уже не ученическое стихотворение, но произведение мастера владеющего богатой палитрой красок, звуков, чувств.)

    - Какие ассоциации вызывает стихотворение? ( стихотворение похоже на плясовую, русскую народную песню, которая начинается нарочито замедленно и постепенно превращается во всеобщий танец)

    7. «Край ты мой заброшенный…»

    Первое прочтение стихотворения


    - Ваше впечатление от услышанного?


    - Чем оно вызвано?


    - Почему в какой момент возникло?

    Анализ стихотворения по строфам.

    1 строфа


    - Какая картина предстаёт перед нами?


    - Почему край заброшенный? Почему сено не скошено?

    - Почему упоминание о монастыре вызывает ощущение опустошённости? ( в начале 20 века монастыри делились на три разряда – по состоятельности. Были и заштатные монастыри – самые бедные, умирающие.

    Средства выразительности: аллитерация (р) и (с)

    2 строфа.

    - «Избы забоченились»- что это значит? ( У деревянных срубов подгнили нижние венцы, избы завалились на одну сторону, на бок. Аллитерация)

    Учитель: Обратим внимание на строку «А их всех-то пять» - строка словно прогибается, заваливается: в трёхстопном хорее не хватает первого ударения.

    «…Крыши их запенились/ В заревую гать» - сложная метафора.

    Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через топкое место.

    - Что такое «Заревая гать» у Есенина? Как это «крыши их запенились»? Крыши изб стали пеной, похожи на пену? Пену чего? Почему на пену?

    Учитель: Не день, не ночь, нечто неустойчивое, как топкое место. Если на заре вдоль горизонта лежат вытянутые плотные облака, создаётся ощущение, что зарю гатят, устилают для проезда. Существует устойчивое поэтическое выражение: «пена облаков». Крыши легкие, похожие на облака – как пена на заревой гати.


    - Какое время суток перед нами: утро или вечер?

    3 строфа.

    Учитель: Солома на избе - как риза на иконе.

    - Зачем Есенин изображает солому на избах? ( чтобы показать бедность деревни)

    Стропило – опора для устройства кровли – два бруса, соединённые верхними концами под углом, и нижними упирающимися в стену здания.

    Выструги – обструганные части бревна, бруса

    Риза избы – солома- так бедна, так редко постелена на крыши, что видны стропила.

    «…Ветер плесень сизую/ Солнцем окропил» - метафора, олицетворение и эпитет. Солома старая, уже успела заплесневеть от дождей. Ветер на мгновение разогнал плотные облака, солнце брызнуло животворными лучами, как будто капли святой воды окропили бедное убранство избы.

    По всей строфе - яркая аллитерация.

    4 строфа.

    Вороны – один из архетиптических образов русской культуры, как образы дороги и ветра. Ворон – вестник несчастья. В первых двух строках – подчёркнутое звучание ударного (о) – ощущение настойчивых сильных ударов.

    -Каким предстаёт перед нами любимый Есениным образ черёмухи? Какие чувства вызывает? ( Черёмуха здесь вызывает не чувства умиления и любования, а чувство запустения и холода «…Как метель черёмуха/ Машет рукавом».

    5 строфа.

    Прутник – этого слова нет в словаре Даля. Есть прутняк – заросли ивняка, вербы (от прут). Возможно, это областное звучание. Ассоциация с вербным воскресением – одним из самых любимых христианами дней во время Великого поста.

    «Уж не сказ ли в прутнике/Жисть твоя и быль…» в этих строчках слышится обращение к родному краю. Не является ли жизнь этого края всего лишь шорохом ветра в зарослях ивняка или вербы – быль, похожая на ту, о которой шепчет ковыль? Надо отметить, что образы прутника и ковыля имеют вневременной – с одной стороны, вечный, с другой стороны, подчёркнуто случайный характер.

    Чтение стихотворения целиком.

    8. Итог урока. Каким предстаёт перед нами образ Родины в лирике Сергея Есенина?

    Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений Есенина наизусть.


    написать администратору сайта