Ключников Сергей. Мастер жизни - royallib.ru. Ключников Сергей. Мастер жизни - royallib. Сергей Ключников мастер жизни психологическая защита в социуме Серия "Ключ к пробуждению"
Скачать 1.01 Mb.
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ АГРЕССИЯ ПРОТИВ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В последние два десятилетия на планете происходит постоянный информационный взрыв. Сознание современного человека в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает информационно-психологические перегрузки. При этом можно выделить две основные особенности информационного взрыва: наплыв хаотической и разнородной информации, забивающей каналы восприятия и совершенно избыточной, не нужной человеку для того, чтобы жить полноценной счастливой жизнью; целенаправленное воздействие средств массовой информации, умело манипулирующих восприятием и поведением большинства людей и стремящихся сделать коллективную психику человечества предельно послушной и управляемой. Средства массовой информации, с одной стороны, многократно усиливают информационный взрыв и порождают хаос, а с другой стороны, канализируют разнородные элементы информации, объединяя их в направленный организованный поток, вылепливающий из обывателей послушное, легко поддающееся внушению стадо. Диктуя вкусы, идеи, стереотипы поведения, современные средства массовой информации чаще всего выполняют целенаправленный политический заказ тех сил, в руках которых они находятся. Вместе с тем они обладают некоей самостоятельностью и потому заслужили известное определение - "четвертая власть". С эзотерической точки зрения появление электронных средств массовой информации означает вступление человечества в новую фазу эволюции, которая может быть названа информационной стадией (что вполне согласуется с термином "информационное общество", распространенным в западной социологии и означающим фазу развития, следующую за постиндустриальной стадией). Роль электронных средств массовой информации состоит в более тесном объединении сознаний миллионов и миллиардов людей и убыстрении всевозможных процессов и влияний, начиная с поветрий моды и кончая духовными идеалами. При этом радио и в особенности телевизор выступают не только в роли полезного информатора, приятного собеседника и компаньона для общения, но и в роли гигантского вампира, питающегося энергией человеческого внимания, эмоций, интеллекта и заинтересованности. Вся проходящая через электронные СМИ информация тщательно фильтруется и сепарируется с целью исключения из нее всего того, что может пробудить в человеке импульс самостоятельности мышления, устремление к подлинной духовности, понимание несправедливости и ложности тех ценностей, на которых покоится правящая система или режим. Работа значительной части современных СМИ - это не просто выкачивание умственной и душевной энергии людей, но еще и навязывание более низкой энергии, нежели та, которую дает, например, такой способ получения информации, как чтение, поскольку он требует самостоятельного усилия. Для этого применяется целый арсенал изощренных и разнообразных средств, соединяющих древние магические техники внушения с современной психологической технологией, где известный "эффект двадцать пятого кадра" будет всего лишь начальным уровнем воздействия. Английские психологи исследовали психическое состояние трех групп людей, которым дали возможность увидеть репортажи негативного, нейтрального и положительного характера. Все без исключения ученики "негативной" группы во время просмотра проявляли повышенное беспокойство, испытывали депрессию и страх. Когда ученые попросили перечислить волнующие проблемы, выяснилось, что негативных проблем у этой группы значительно больше, чем у остальных, несмотря на то, что для эксперимента подбирался однородный состав испытуемых. Такой эффект дал разовый эксперимент, а что можно сказать о постоянном информационном "облучении", которому подвергается все население земного шара? Хорошо воспитанный взрослый человек, сохранивший разум и волю и не принявший установку на развлечение в качестве девиза жизни, не позволит телевизору манипулировать собственной психикой. Но что делать с детьми, целыми часами и сутками готовыми просиживать, вперившись в это чудовищное по своему разрушительному потенциалу создание? Достаточно одного сериала "Покемоны", чтобы ужаснуться, какую черную реальность готовит телевидение детям. Вот что пишут "Известия" об этом японском сериале известного режиссера Сатоши, обошедшем полмира и показанном у нас по ОРТ: "Сатоши смотрел далеко и наращивал свою мощь. Его атомной бомбой стал мультик "Покемон: фильм первый"…В далекой-далекой лаборатории открыли секрет клонирования покемонов. Из чудика Мяу вышел чудик Мяуту (Мяу Второй) - очень злобный. Он решил покорить мир и наклонировал себе войско монстров. От человекообразных в картине - только мальчик Ашу, который хочет стать тренером. Его заманивают на остров, и там начинается бойня. Фильм поверг Японию в руины и был продан в Америку. Братья Уорнеры вложились в создание англоязычной версии и не просчитались: в первый же уик-энд заработали 31 миллион, за неделю - полсотни. "Покемоны" стали феноменом. Но не искусства, а истерии. Увидевшие фильм "с мороза", без картишек в кармане, изумятся: анимационная дешевка. Юмором не пахнет, фантазией тоже. Сюжета нет - есть возня пауков в банке, надоедает на третьей минуте. Но дети смотрят. Возможно, авторы открыли секрет гипнотического воздействия серебряной ложки на ворону: пулеметная смена ярчайших кадров более отвечает сверхплотному детскому чувству времени. Но есть побочные эффекты: 700 японских детей были отправлены в больницу в припадке эпилепсии. Стробоскопическое мелькание исторгает у нестойких рвоту и прочее - приготовьте загодя горшки и тазики, чтобы не отмывать после искусства паркет. У детишек краснеют глаза и ощутимо портится характер. В мире протесты. Говорят о компьютерном синдроме, когда "вторая реальность" в сознании замешает первую. С агрессией покемонов связали рост детского насилия: привыкнув, что монстры косят друг друга бескровно, детвора отстреливает однокашников в полной уверенности, что в запасе несколько жизней. "Папа, я хочу убивать!" - признался семилетний покеманьяк отцу. В фонограмме, где искажены темпы и тембры, исследователи внутренних голосов отыскали тайные послания, воздействующие на подкорку. Пишут о тотальном истреблении культуры, разрушении моральных ценностей, мощной инъекции насилия, видят в фильме предтечу апокалипсиса. Другие возражают: и в шахматах ладья бьет пешку. Любая игра - драка. У любой игры есть смысл. Волк в поединке с зайцем становится жертвой своих интриг: "не рой другому яму…" Рыцарь джедай разносит агрессора, спасая мирную родину. "Покемоны" - первый пример сказки с отключенным мозгом. Поэтому в их приходе многие авторы видят начало конца". А вот что пишет о фильме мировая пресса: "Мы видели, чувствовали, что в детское подсознание закрадывается что-то разрушительное. И ничего не сделали, чтобы предотвратить беду". "Фильм знает свою аудиторию: анимация плоска и примитивна, фабула бессвязна, действие динамично и лишено объяснений, вопросы задавать бессмысленно, потому что нет ответов". "Главный принцип "покеократии" - жадность. Ее лозунг: "Я хочу все!". "Маленькие монстры переписывают всю сложившуюся систему культуры во имя разрушительных рыночных интересов. Скоро можно будет сдать в утиль даже комиксы и видеоигры - грядет новый игровой рынок, предельно циничный и прагматичный, и в нем не останется места ни поэзии, ни воображению". Я привел столь подробные цитаты не для того, чтобы сосредоточить внимание читателя на том, сколь опасен именно этот фильм, - об этом людей предупредят газеты, что, впрочем, несопоставимо по силе влияния с голубым экраном. Я хотел предупредить, что постепенно подавляющее большинство программ самых различных каналов пропитывается идеологией и вкусами, напоминающими "Покемоны". На экране царит бездушие, пошлость, люди особенно на клипах, все чаще выглядят как некие полувиртуальные маски и пустые оболочки, тени. Исследования показывают, что одним из самых вредных влияний, оказываемых телевидением на хрупкий организм и психику ребенка, является не только электромагнитное излучение, идущее от экрана, но и сам характер видеоряда, непрерывное мелькание яркостных и цветовых пятен на экране, а также частая смена изображений (эффект "клиповости"). Исследователь воздействия телевизора на детский организм и психику А. В. Храмов пишет: "Излучение, хотя оно и не превышает санитарных норм, имеет кумулятивный (накопительный) эффект и при неумеренных дозах сидения у телевизора оказывает негативное воздействие на иммунную систему, систему кроветворения. Мелькание яркостных и цветовых пятен оказывает вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга, так как частоты мельканий (или правильнее сказать некоторые составляющие пространственно-временного спектра этих колебаний) могут совпадать с частотами энергетических колебаний сердца и частотами электрических колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга человека. Особенно опасно, когда наступает резонанс этих колебаний. Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время, в течение которого ребенок сидит у телевизора, не разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи типа видеомузыкальных клипов и реклама". Излишне частый просмотр этих изображений формирует у детей "клиповость" и фрагментарность мышления, неспособность воспринимать мир как единое целое. Ученые утверждают, что детям до 12 лет вредно подолгу смотреть современные фильмы ужасов, боевики, триллеры, фильмы, новости натуралистического включения в мир, а также подробности аварий, катастроф, чрезвычайных происшествий. Данные психологии напоминают, что дети, регулярно смотревшие по телевизору сцены насилия, жестокости и ужасы, совершают преступления значительно чаще остальных детей. Что можно противопоставить этому мощнейшему телевизионному давлению на человеческое, особенно детское подсознание? На мой взгляд, чем позднее ребенок начнет смотреть телевидение, тем лучше будет для него. Переключайте его на другие цели, действия и занятия. Если же он немного повзрослел, его уже стало невозможно оторвать от длительного сидения перед голубым экраном с помощью банальных запретов, попробуйте увлечь его чем-то очень серьезным и если это удастся, чуть позднее объясните ему, что телеящик помешает добиться успехов в избранном занятии. Помните, что этот лозунг срабатывает только в тех случаях, когда такое занятие действительно у них возникло и заинтересовало их. Если Вы не найдете способ хотя бы до какой-то степени оторвать детей от телевизионного монстра, то что произойдет с их сознаниями в дальнейшем будущем, я просто не берусь предсказывать. Все это не означает, что телевизор есть сплошное исчадие ада, который, как советуют некоторые радикально настроенные священники, следует всегда держать выключенным. Человек, отключивший себя от информации и не разбирающийся в современной политике, моде, вообще в глобальных процессах жизни, становится управляемым еще больше. Нужно суметь принять тот вызов, который СМИ бросают каждому человеку, считающему себя действительно духовным и самостоятельным. Для этого необходимо овладеть психотехникой правильного взаимодействия со средствами массовой информации. КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ГАЗЕТЫ Великий русский писатель Александр Солженицын еще до высылки из СССР высоко ценил значение слова в борьбе с неправдой жизни и в подтверждение своего отношения к проблеме привел русскую пословицу: "Одно слово весь мир перетянет". О важности слова, прежде всего печатного, говорит он и сейчас, связывая его с грядущим возрождением России. Полностью согласен с ним и я, уже в течение последних 20 лет ежедневно перечитывающий не менее 6-8 газет. Это дает мне достаточно высокую осведомленность обо всех происходящих процессах в России и в мире. Наверное, я мог бы составить подробную летопись, например, о том, "как распадалась великая империя". И вместе с тем это создает проблемы газетных завалов в квартире, так как не всегда есть время сразу делать вырезки из газет и сразу выбрасывать ненужное. В результате накапливаются стопки газет, которые раз в два-три месяца приходится просматривать уже второй раз, выбирать нужные статьи и выбрасывать. Да и отобранные материалы скапливаются в папки и загромождают углы. С подобными проблемами сталкиваются и другие любители чтения газет - ученые, политологи, профессиональные критики и т. д., словом все те, кто привык делать вырезки и периодически их перечитывать. Один человек из этой "газетночитательной" партии признался мне как-то, что чувствует, как многочисленные вырезки и стопки газет "выпивают его энергию почти физически". Я также ощущаю сходные чувства, хотя иду на эти жертвы по нескольким причинам: 1) профессиональные интересы, 2) нежелание отставать от времени, 3) природная любознательность, 4) желание сохранить интеллектуальную форму, 5) привычка упражнять ум. Однако тем, кто зависит от текущей информации слишком сильно, сколько бы он ни читал, слушал или смотрел, советую помнить, что избыток информации также вреден, как и ее недостаток. Помимо самого простого метода, позволяющего избежать неприятных моментов воздействия газетного слова и состоящего в том, чтобы не покупать газет и вовсе не читать, существует еще несколько эффективных способов защиты: читайте материал выборочно, пропуская целые полосы, посвященные бессмысленным развлечениям, чернухе, смакованию жестокостей; в большинстве читайте только заголовки, пробегая материал глазами по диагонали и учась понимать, о чем написано в данной статье; читайте газеты прямо противоположных политических направлений - и левых, и правых, и центристских, чтобы видеть один и тот же предмет с разных сторон и благодаря этому избежать перекоса сознания, который неизбежно возникает, если в течение длительного времени человек слушает только одну сторону; после чтения мысленно стирайте всю ненужную информацию, оставляя только самое важное (проверьте себя, помните ли вы хоть какие-то статьи или даже идеи, прочитанные несколько лет назад, и вы увидите, насколько мало существует информации в сфере, например, политики, которая действительно важна для вас). Можете делать небольшие конспективные записи. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ РАДИО Слушание радиопрограмм также оказывает некоторое влияние на сознание и подсознание, однако оно совершенно несопоставимо с огромным влиянием телевизора, компьютера и интернета, что, впрочем, вполне понятно: известно, что 90 процентов от общего объема воспринимаемой информации человек получает через зрительный канал, и все остальное через слуховой, осязательный, обонятельный и вкусовой. Радио - это только слуховой канал, потому оно, конечно, может серьезно влиять на умы и интересы, но не стоит переоценивать степень этого влияния в наши дни (безусловно, сводки Информбюро и голос Левитана играли огромную роль в победе СССР над фашизмом, но тогда не было телевидения). Чем более беспардонно громко бьют по барабанным перепонкам звуки радиопередачи и радиомузыки, тем сильнее воздействие этого средства массовой информации. Как правило, через радиоканалы редко происходят сильные смысловые и тонкие удары, предполагающие влияние идей на человеческое сознание. Для успешного отражения информационных радиоударов полезно применять некоторые приемы и методы: старайтесь как можно реже, а по возможности никогда не включать радио на полную громкость; слушайте разные радиоканалы, чтобы ваше сознание, и главное, подсознание не деформировалось под однообразным давлением в одну сторону; чем меньше вы слушаете современную деструктивную музыку, тем здоровее и сохраннее будет ваша психика. ЗАЩИТА ОТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АГРЕССИИ Я, конечно, не о Бахе, Моцарте или Шопене, чья музыка, как и музыка других классических авторов, не только воспитывает вкус и приносит эстетическое наслаждение, но и защищает человека и даже способна продлевать жизнь. Последние исследования американских ученых показали, что музыкальная классика, помимо эстетического воздействия, может выполнять целый ряд вполне прагматических функций. Если в супермаркетах фоном постоянно звучит Чайковский или Бетховен, то оттуда меньше воруют. Если беременные женщины предпочитают слушать классику, то у них рождаются более здоровые дети. Если в цветочных магазинах и в оранжереях звучат симфонические оркестры, то там лучше растут цветы. Потому предприимчивые американцы не боятся тратить деньги на оборудование супермаркетов и оранжерей музыкальными установками, откуда не услышишь навязчивых звуков попсы, нещадно бьющей по мозгам. Они не скупятся также и на насыщение всех загсов страны специальными музыкальными наборами компакт-дисков и кассет, которые (бесплатно!) получает каждая женщина, зарегистрировавшая брак. Слушайте классику, плодитесь и размножайтесь, чтобы и в стране и во всем мире было больше здоровых американцев. Думаю я об этом со смешанным чувством грусти и раздражения, потому что в России наблюдаю обратный процесс - падение интереса к классике, массовая страсть к попсе (от того, что сегодня больше слушают национальные группы, а не зарубежные, попса не стала благозвучнее). Попса звучит отовсюду и притом столь громко, что от этого не спасут самые лучшие беруши. Несколько лет назад я проводил свой отпуск в Крыму, на берегу моря, в одном известном городке (не буду называть его, чтобы меня не обвинили в заказной антирекламе). Все было бы неплохо, и ради солнца и моря можно было бы простить и сервис, так и не развившийся до вожделенного европейского уровня в условиях "самостийности", но я не смог перенести звуковой музыкально-попсовый удар, который обрушила на меня главная набережная городка (наш пансионат находился рядом с ней). Каждая захудалая забегаловка считала своим долгом на полную катушку включать самые громкие и глупые, отвратительные завывания. В результате разрозненное звучание музыки со всех углов сливалось в единый ужасающий шум. Самое удивительное, что руководство практически каждого кафе или забегаловки было настолько уверено, что музыкальный прессинг осчастливливает публику и лучше притягивает ее, что соглашались уменьшить звук лишь после сильнейшего давления с моей стороны. Под конец наполовину испорченного отпуска я сказал себе, что пока воздержусь от повторного посещения этого "чудесного уголка" до тех пор, пока руководители кафе не дозреют до того европейского уровня, на который они с "самостийным" упорством продолжают претендовать. Однако было бы просто с помощью бегства решить проблему защиты от громкой музыки, которая по свидетельству самых разных исследований в больших количествах может приравниваться по степени вредности к действию легких наркотиков. Во-первых, от нее не всегда убежишь. Современная цивилизация беспардонно навязывает человеку эту музыку через телевизор, радио, соседей и улицу, врываясь в его квартиру вместе с разрушительными ритмами. Во-вторых, дело не только в шуме и децибелах, а в самих ритмах ряда песен. Нередко бывает, что такие ритмы несут в себе магическую программу, причем понятно, какой окраской, оказывается, обладает эта магия. Она заводит огромные массы молодых людей, собравшихся на дискотеках, побуждая их участвовать в танцах, во время которых они совершают одновременно хаотические и ритмические движения, ведущие к значительным выбросам энергии. В-третьих, вместе с музыкальными ритмическими звуками в сознание и подсознание людей проникает негативная информация сатанинского характера, закодированная в песнях многих групп. Известные исследования католического священника Режимбаля, расшифровавшего содержание ряда популярных песен, исполняемых известными ансамблями и певцами, показало, что нередко фразы и целые блоки фраз несут в себе демонический разрушительный смысл: обращение к силам зла, вызывание дьявола и темных сущностей, пожелание зла. Иногда подобные фразы бывают зашифрованы настолько тщательно, что они звучат, как если бы были записаны наоборот (это предвидел еще Кафка, показавший в своем рассказе "В исправительной колонии" подобное свойство). Однако подсознание человека обладает способностью расшифровать подобные сообщения и впитывать их деструктивную программу. В итоге человек может через некоторое время совершить абсолютно непредсказуемое действие вплоть до преступления. Я совсем не против хорошей рок-музыки и сам в студенческие годы, можно сказать, вырос на слушании "Beatles", "Deep Purple", "Doors", "Pink Floyd" и других ярких групп. Потому для меня было большим сожалением узнать, что даже мои любимые "Битлы" в отдельных песнях поддались этой "чернушкой" моде. Именно эпатажной моде на "чернуху", потому что у них, людей со здоровым восприятием мира, не было тяготения к сатанизму и тьме, чем были отмечены многие более поздние рок-группы. Как же слушать популярную музыку, чтобы она не деформировала психику? Стоит ли вообще ее слушать, если она так вредна? Я считаю, что надо просто научиться это делать, если уж так нравится именно рок-музыка. Музыкальная информация, заключенная в рок-композициях и мелодиях - сильно действующее средство, которое чаще всего все-таки содержит в себе вредные элементы. Умение слушать такую музыку заключается в том, чтобы, во-первых, она звучала негромко, во-вторых, нечасто, а в-третьих, необходимо, чтобы человек, ее слушающий, вышел из состояния сомнамбулического сна, навеваемого на него мелодиями и ритмами, вошел в состояние ясного бодрствования и некоторое время побыл в безмолвии, слушая внутреннюю тишину. В этом случае ему ничего не угрожает: даже если он во время слушания музыки наполнит себя какими-либо энергетическими шлаками, то вполне сумеет вывести их из своего существа. Но я, конечно, отчетливо понимаю, что мой призыв к бодрствованию во время слушания современной музыки не найдет практически никакой поддержки среди многочисленной когорты меломанов, которые для того и слушают музыку, чтобы "уколоться и забыться и упасть на дно колодца". И тем не менее, настаиваю на том, что если вы хотите стать по-настоящему защищенным человеком, вы должны управлять процессом восприятия целых пластов и направлений современной музыки, а не позволять ей управлять вами, как это можно и нужно делать, если вы слушаете Моцарта или Чайковского. |