Ключников Сергей. Мастер жизни - royallib.ru. Ключников Сергей. Мастер жизни - royallib. Сергей Ключников мастер жизни психологическая защита в социуме Серия "Ключ к пробуждению"
Скачать 1.01 Mb.
|
КАК ВЫЙТИ ИЗ ДЕПРЕССИИ? Для скорейшего выхода из депрессии или для ее профилактики можно воспользоваться следующими советами: Учитесь помнить о скоропреходящем характере всех депрессивных состояний. Как бы остро вы ни переживали в данный момент, каким бы сильным для вас ни было сегодняшнее горе, через какое-то время оно пройдет, причем даже само собой, без ваших усилий. Если же вы слегка оттолкнете облако отрицательной энергии, в которое перетекла ваша депрессия, тогда процесс преодоления отрицательной эмоции резко убыстрится. Для того чтобы лучше отделиться от депрессии, представьте ее в виде образа, с которым невозможно объединиться в принципе. Затем начните воздвигать перед ним барьер, стену, мысленную, невидимую преграду. Отделите мысленно себя от депрессии. Затем представьте состояние депрессии в виде стены темного тумана, через который вам надо пройти как бы насквозь, сохранив в себе состояние внутреннего света и не позволив тьме омрачить ваше светлое настроение. Сделайте так несколько раз до тех пор, пока вам не удастся избавиться от неприятного состояния и почувствовать в себе устойчивую силу. В Индии, где прошел курс обучения в очень серьезном духовном ашраме, с нами отрабатывались практические методы йоги, пранаямы, медитации, молитвы и других направлений работы с сознанием. Помимо уникальной практики, включающей в себя целый ряд методов, неизвестных мне, уже 23 года пристально изучающему все, что существует в этой сфере как в нашей стране, так и во всем мире, ашрамное обучение имело очень интересную идеологию, которая также говорила о ненужности такой защиты, которая отгораживает человека от реальных страданий жизни. На семинаре была подвержена критике вся западная система воспитания человека с ее культом невыражения эмоций прежде всего для мужчин. Стандарты цивилизованного общества требуют почти постоянного сдерживания своих эмоций. В лучшем случае мужчине, попавшему в экстремальную ситуацию, сопровождаемую сильными переживаниями, разрешается пустить скупую мужскую слезу. Благодаря подобной идеологии и атмосфере современного мира, люди постепенно превращаются в сухих, рациональных, безжизненных существ, напоминающих автоматы. Потому учение, переданное нам в ашраме, исходит из того, что для избавления от негативных переживаний и состояний нужно как можно яснее увидеть причину их появления в вашем сознании. Но если состояние депрессии все же проникло в ваше сердце и тем более нанесло вам сильную психическую травму, то лучший способ устранить ее - не прятаться, не отгораживаться от неприятного переживания, но наоборот повернуться к нему, как бы погрузиться в его глубину, попытаться пережить его еще не один раз до тех пор, пока не исчерпаете его до конца, не отстрадаете до полного исчезновения. Я попробовал на себе этот метод и должен признаться, что он гениально работает. Если в своем сознании суметь глубоко прожить эту эмоцию заново, то она исчезает или полностью трансформируется. Однако, задумавшись над опытом, полученным в ашраме и после него, я увидел, что между той открытостью, которую проповедуют там, и открытостью, предлагаемой российскими так называемыми духовными искателями, - есть весьма большая разница. У нас почему-то предлагают начать с открытости. В той же Индии любой ученик продолжительное время живет в полном уединении и тишине ашрама, стараясь не пересекаться с занижающими его дух мирскими энергиями. Так был выстроен семинар и в нашем ашраме. Что это такое, как не форма защиты, применяемой не только на энергетическом, но и на физическом уровне? И только потом, когда ученик укрепится на духовном пути и сформирует вокруг себя невидимую броню защищенной ауры, ему предлагают открыться миру. В этом случае его любовь не растворится в негативных или холодных энергиях окружающего мира. Понаблюдав, как порой жалко и смешно выглядят так называемые духовные искатели, настаивающие на полной открытости, я сделал окончательный вывод: открытость должна быть защищенной. Открываться и утончаться нужно только после того, как вы выбрали правильное направление духовной защиты, прошли определенный путь, развили на нем силу духа, но ни в коем случае не до накопления духовной силы. Если вы начинаете свой путь с полной открытости всем ветрам жизни, включая и тонкие влияния, то вы рискуете стать психологическим флюгером, подверженным влияниям других людей или, хуже того, хаотичным или слабоуправляемым медиумом. Один знакомый поэт в свое время написал замечательные строки: "Я с каждым годом все ранимей, / И чем ранимей, тем сильней!" Духовные учения говорят: "Истинно просветленный человек настолько открывается миру, что его сердце становится подобным открытой ране, чутко воспринимающим и ощущающим все боли мира и страдания человечества". Если такой человек хочет, чтобы его помощь была эффективной и долговременной, то он, воспитавший в себе открытость, не имеет никакого права быть слабым - иначе он просто погибнет, станет жертвой разнообразных влияний. Потому он обязан стать намного сильнее, нежели был раньше и чем любой другой обычный человек, который не ощущает никаких тонких влияний и тем более нападений. Применительно к депрессии все сказанное означает, что иногда для избавления от нее требуется войти внутрь нее, погрузить свое сознание в темное облако этого переживания, найти в нем светлую точку и постепенно растворить негативное чувство. Помните, что депрессия - весьма заразительное чувство, и вы встречали немало людей одним своим видом без видимых причин наводящих тоску на окружающих, погружающих их в состояние депрессии. Если вы научитесь защищать самого себя от приступов депрессии, вы сумеете защитить и других, поддерживая в них своим примером приподнятое или хотя бы спокойное состояние. Глава 13. ГНЕВ КАК ВРАГ ЗАЩИЩЕННОСТИ "Для гнева суть не так важна: он ищет причину." (латинская поговорка) "Лучшее лекарство против гнева - отсрочка." Сенека "Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до десяти: если сильно разгневан - до ста." Томас Джефферсон "Удерживая раздражение, создаете новую оболочку духу." Живая Этика "Впадать в гнев, значит, вымещать на себе ошибки других" (французская пословица) МНОГООБРАЗНЫЕ ФУНКЦИИ ГНЕВА Вы спокойно идете по улице в хорошем настроении. Правда, вы немного опаздываете на важную встречу и потому слегка ускоряете шаг. Но вдруг кто-то с большой силой толкает вас в спину, и от неожиданности вы роняете только что купленные газеты на землю, как оказывается, в лужу. Вы останавливаетесь в испорченном настроении. В этот момент проходящая на большой скорости машина обрызгивает ваш костюм снизу доверху. Чувство глубоко раздражения охватывает вас. Вы учащенно дышите, кровь прилила к лицу, и если кто-нибудь в этот момент увидел бы вас, то обратил бы внимание на ваше изрядно покрасневшее лицо с ходящими желваками. Вы ощущаете знакомое чувство гнева, и вам требуется немалое время, чтобы привести себя в порядок. Не правда ли знакомое чувство? Психологи говорят, что примерно одна десятая времени человеческой жизни приходится на эмоции раздражения, агрессии и гнева. Роль гнева в нашем повседневном поведении весьма велика. О разрушительном влиянии гнева на сознание, душу и поступки говорили самые разные умы древности. Вред гнева для духовного существа в человеке отмечали мировые религии и эзотерические учения Востока и Запада - буддизм, христианство, индуизм, зороастризм, теософия. Учение Агни Йоги говорит о биохимическом вреде для организма, который вызывается гневом. Оказывается, эмоции гнева приводит к образованию в организме вещества - империла, забивающего нервные каналы и загрязняющего энергетическое тело человека. Мнение эзотерических учений совпадает с точкой зрения современного психосоматического направления медицины, убежденного в том, что огромное число заболеваний имеет психогенное происхождение и порождается отрицательными эмоциями. Правда не все виды гнева подвергаются обструкции в мировой духовной культуре. Иногда говорят о благородном гневе. Вспомним Гомера с его знаменитой фразой, начавшей "Илиаду": "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…" В отечественной духовной традиции есть понятие "широты русского праведного гнева", означающее особое психологическое состояние, в которое должен входить воин, побеждающий врага. Та же Агни Йога, отрицающая гнев как проявление злобы, признает правоту и даже необходимость такого чувства, как возмущение духа, без которого мягкими средствами не победить зло. Однако нас интересуют не эти проявления воинственной природы духа, которые по своей сути в гораздо большей степени предполагают участие сознания. Для любого человека куда более интересно понять, что такое гнев в своей низменной, агрессивно-эгоистической основе и попытаться избавиться от него. Эмоция человеческого гнева по происхождению восходит к животному миру, представители которого, сталкиваясь с опасностями, становятся перед выбором - бежать или контратаковать. Для эффективной контратаки необходим импульс подкрепления в виде мощной отрицательной эмоции гнева, которая у многих животных, особенно у хищников, генетически закрепилась как рефлекторная реакция. Гнев выполняет защитную функцию, оберегая вид от угрозы уничтожения. В человеческом обществе гнев выполняет не только защитную роль, но и функцию экспансии энергии, устремлений и достижений, иногда светлых и созидательных, иногда темных и разрушительных. "Жизнь есть экспансия", - справедливо заметил один известный российский бизнесмен, защищающийся с помощью интриг и гнева от любых попыток уличить его в причастности к вывозу капитала за рубеж. Осуществление новых жизненных программ сопровождается препятствиями и угрозами со стороны других людей, потому нуждается в защите. Однако лучшая защита - нападение, средство, которое изнутри подогревается эмоцией гнева. Нападение, лишенное гнева, обладает слабым импульсом. Кроме того, гнев выполняет задачу сброса напряжения. Человек, стремящийся к цели, сталкивается с препятствием, которое невозможно преодолеть легко и без потерь. Если такие препятствия встречаются часто, то у человека возникает напряжение, которое разряжается через вспышки гнева. Древние учения утверждали, что склонность к гневу - это не просто черта характера, но и принадлежность к определенному человеческому типу. Индусы считали, что все люди изначально принадлежат к разным качествам (гунам) космической материи. Одни из них относятся к гуне инертности (тамас), другие к гуне активности (раджас), третьи к гуне уравновешенности и духовной мудрости (саттва). Люди, склонные к гневу, - это раджасичные, страстные люди. Глубинная причина гнева состоит в их привычке бурно реагировать на любые рассогласования, которые возникают у них в момент, когда что-то в жизни внезапно происходит не так, как они ожидали. Людей, привыкших к подобной бурной реакции, можно было встретить в любую эпоху среди любого народа и на любой ступеньке социальной лестницы. Когда гневались правители, они рубили головы, а когда волны гнева овладевали рабами, они восставали. Свойство гнева было присуще многим людям России, достаточно вспомнить русскую историю и слова Пушкина "о русском бунте, бессмысленном и беспощадном". Правда, русский гнев, несмотря на свои бурные проявления, чаще всего бывает коротким, отходчивым. Совершивший в гневе глупый проступок или страшное преступление, наш соотечественник, кем бы он ни был, обычно глубоко раскаивался. Вспомним знаменитый случай с убийством сына, который произошел с Иоанном Грозным. Вообще, великие люди, причем не только в России, но и во всем мире были подвержены вспышкам гнева. Вспомним Наполеона, Бенвенутто Челлини, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали. Гневливость довольно часто бывает природным чувством человека, порождением наследственности. В таком случае это чувство связано с особенностями астрального тела, обладающего склонностью к мгновенной бурной реакции, когда человек заводится с пол-оборота. Согласно эзотерическим учениям астральное тело передает человеку мать. Потому, чтобы понять, что представляет собой человек, и каковы причины его гнева, иногда бывает полезно посмотреть на его мать. Пословица "яблоко от яблони недалеко падает" блестяще работает применительно к наследственной теории гнева. В гневливых семьях люди часто ссорятся, потому что легко индуцируют друг друга вспышками гнева. Хотя вроде бы большинству людей ясна вредная, разрушительная природа гнева, и это подтверждает наука, выводящая из данной эмоции целый ряд заболеваний, тем не менее, однозначно говорить о необходимости полного его изгнания из жизни едва ли имеет смысл. Конечно, избыток гнева очень вреден, но и полное его отсутствие для человека, живущего в миру, не будет полезно. Это признавал даже такой миролюбивейший мудрец Индии, как Рамакришна. Именно он поведал миру о пользе гнева (естественно, в разумных дозах) для самозащиты в своей знаменитой притче о мудреце, мальчишках и змее. Бедная змея, неправильно понявшая совет мудреца проявлять миролюбие и побеждать в себе гнев, была наказана мальчишками, которые воспользовались ее слабостью и избили ее. С точки зрения эзотерических учений Индии, домохозяин, живущий в миру и вынужденный защищать свою семью, должен хотя бы в небольшой степени обладать раджасической энергией, естественным образом содержащей гнев. Особенно это важно для людей, чья деятельность близка к военной сфере, - без раджаса и здорового гнева они просто не смогли бы выполнять свои обязанности. Не зря в некоторых восточных странах в древности был обычай перед битвой кормить воинов печенью только что убитого петуха, которого предварительно доводили до ярости. Вспомним и фронтовые 100 граммов, имеющие ту же функцию повышения силы справедливого гнева, дающего бесстрашие, и слова любимой тогда общенародной песни: "Пусть ярость благородная вскипает, как волна", - все это подтверждает, что Россию не случайно называли страной воинов. "ГНЕВНАЯ" БИОЭНЕРГЕТИКА Чувство гнева имеет свою тонкую энергетику, которая приводит в состояние волнения и кипения человеческую ауру. Тот, кто обладает способностью к астральному видению, наверное, согласится со мной, что гнев иногда напоминает черное облачко или темную дымку, которая как бы испаряется с поверхности аурической оболочки или тонкого тела человека. Гневливый человек очень легко управляется внешними стимулами: достаточно, чтобы на горизонте его внимания возник раздражающий образ, и тогда его тонкие структуры начинают приходить в волнение и генерировать энергию раздражения, затемняющую его ауру. Из всех чакр, в наибольшей степени подвластных импульсу раздражения, следует выделить манипуру (центр солнечного сплетения), анахату (сердечный центр) и вишуддху (горловой центр). Вместе они образуют особую астрально-энергетическую аномальную зону над которой у раздражительных людей довольно часто образуются своеобразные тучи гнева. Гнев - эмоция неприятная, и попытка сосуществования с этим сгустком темной энергии, временно ослепляющей даже самых умных людей, как правило, плохо кончается. Энергия гнева должна или излиться наружу, воплотившись в какие-то раздраженные слова, жесты, поступки или уйти глубоко внутрь (тактика подавления гнева). Разные народы по-разному относятся к этому чувству. Южане, как правило, выбрасывают гнев наружу, превращая его в шумные раздраженные слова или угрожающие жесты, а северяне предпочитают сдерживать себя, загоняя неприятную эмоцию в подвалы подсознания. СТРАТЕГИЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА Кстати, психологические методы борьбы с гневом, предлагаемые различными специалистами, опираются именно на эти две тактики - "северную" и "южную". Одни специалисты говорят о том, что отрицательные эмоции, и гнев в том числе, лучше сдерживать, не давая им воли, и тогда постепенно можно взять себя в руки. Другие специалисты советуют выпускать гнев на поверхность, как только он появляется в человеческой душе даже в небольших количествах. Если нет возможности выплеснуть раздражение на обидчика, тогда, как рекомендуют западные психологи, можно сбросить напряжение, поколотив подушку или собственный диван. Пусть этот способ курьезен, но и он иногда эффективен. Один мой клиент, наслушавшийся подобных советов какого-то специалиста по телесно ориентированной психотерапии, действовал слишком рьяно, с типичным русским перебором, и потом жаловался мне, что в процессе подобного занятия серьезно вывихнул руку. "Теперь готов представлять, как вместо подушки я этого психолога…" - поделился со мной он своими новыми чувствами. Если серьезно, то ни путь тотального сдерживания гнева, ни путь тотального выброса этой эмоции вовне лично мне не кажется убедительными и помогающими решить проблему. Как ни подавляй негативное чувство, оно все равно будет рваться на поверхность и рано или поздно вырвется подобно джину из бутылки, проявляясь в виде новой вспышки ярости. Но и сброс эмоционального негатива в виде ударов по подушке или другие подобные психологические трюки также не решат проблему избавления от гнева: выгнанный в дверь, он возвращается в окно. Человек, привыкший разряжаться через крик, будет оглушать ближних своим громким голосом очень часто. Буддийская традиция предлагает подойти к проблеме освобождения от гнева не тактически (тогда неизбежно его быстрое возвращение), а стратегически, с помощью глубокого осознания бессмысленности реакции гнева. Пристальное наблюдение темного облака раздражения и прочувствованное понимание его иллюзорной природы, затемняющей сознание, убивает гнев лучше всего, ибо этот метод подрезает его прямо под корень. Глубинное осознание гнева невозможно без устранения причины, его вызывающей, а с устранением причины вам будет легко справиться и со следствием - избавиться от беспокоящего вас эмоционального состояния. Иногда для того, чтобы освободиться от гнева, человеку надо изменить в себе какое-то ущемленное желание, а в других случаях достаточно избавиться от мышечных зажимов, привычно провоцирующих нас на повторное проживание этого чувства. В каких-то случаях гнев порождается воспоминаниями о тех, кто причинил нам боль, о нашей собственной несостоятельности и неудачах, о том, что события идут совсем не так, как нам хотелось бы. Если мы хотим избежать гнева, мы должны научиться контролировать свою память и не допускать ее неконтролируемых вбросов в сознание. Иногда гнев, вызываемый воспоминаниями, действует на человека значительно сильнее, нежели реальные события. Чтобы устранить отрицательное действие воспоминаний на человеческое настроение, надо понизить их значимость. Попробуйте мысленно отдалить их от себя или даже стереть из памяти до полного растворения. Поблагодарите прошлые неудачи за то, что в конечном счете через боль, неприятности и проблемы они привели вас к более правильному пониманию жизни. В этом случае вы будете воспринимать их более спокойно. Борьба с гневом должна вестись не только как усилие, имеющее отрицательную направленность, предполагающую недопущение нежелательной эмоции. Другой, не менее важный, подход - это воспитание в себе прямо противоположного нравственно-психологического качества - устойчивого добродушного спокойствия, изнутри наполненного силой и уверенностью. Если человек изначально настраивается на добродушно-спокойную реакцию на все события жизни, включая нежелательные, то склонность к гневным реакциям постепенно ослабевает. Итак, подытожим все, что нужно сказать о борьбе с гневом в самом себе и защите от него, проявляется ли он по отношению к нам или же мы переживаем его внутри себя: пронаблюдайте за собственной привычкой в различных ситуациях реагировать гневно; изучите свой гнев во всех проявлениях, отслеживайте его, попытайтесь понять его причину; мысленно отделите свое наблюдающее "я" от гнева, как от темного энергетического образования, как бы говоря ему: "Это не я!"; примите решение не уступать этой разрушительной привычке, и потому не отождествляться с ней ни в каких случаях; при малейшем появлении даже легкого признака гневной реакции занимайте позицию активного наблюдателя, который смотрит за этим отрицательным чувством, как за дальним облачком на небосклоне, мысленно подталкивая это облачко гнева к уходу с арены сознания; если вы гневаетесь, а вам надо отвечать оппоненту, сделайте 10-15 секундную паузу, во время которой можете мысленно сосчитать до десяти или понаблюдать за собственным дыханием, а потом, убедившись в том, что вы успокоились, и гнев ушел, - отвечайте; помните, что надо не просто бороться с гневом как с отрицательной привычкой, но стараться устранить ее причину; работайте над своими мышечными зажимами, чтобы победить стереотипные гневные реакции на телесном уровне, - так будет легче победить гнев и на уровне духа; побеждайте гнев постоянной настройкой на само ощущение добродушного, но внутренне сильного и упругого спокойствия, чтобы научиться смотреть на мир другими глазами. |