Основа теории литературы -практическая. 2 Основа теории литературы -практическая. Сформулируйте понятие мимесис по Аристотелю. Мимесис с древнегреческого означает подражание
Скачать 20.44 Kb.
|
Ответьте, пожалуйста, письменно на контрольные вопросы: Сформулируйте понятие «мимесис» по Аристотелю. «Мимесис» – с древнегреческого означает «подражание». Является одним из основных принципов эстетики. Аристотелевская теория о подражании имеет иную концепцию, нежели другие теории, (Демокрит, Платон). Суть теории – каждый человек от рождения не может творить или созидать, он способен лишь «подражать» истинному искусство, рожденному от природы. Природа лежит в основе всего искусства(и не только) и человек, который является лишь частью природы, способен открывать, по мере своей жизни, ее для себя, общества и т.д. В отличии от Платона, который строил свою теорию на учениях об идеях, Аристотель делал основной упор на бытие, форму и материю. Он говорил, что каждая вещь, предмет состоит из формы и материи. Материя – это то, из чего состоит данная вещь, форма – вид, который придается данной материи. Таким образом, по мнению Аристотеля, все живое выступает как определенная последовательность переходов от материи к форме и обратно. Данную теорию Аристотель применял и к искусству. Художественное творчество по его мнению есть постоянный переход материи в форму и обратно. Так, например, картина состоит из красок (материя) и формы (шар, дерево, человек и т.д). Аристотель делает акцент, что человек выражает искусство, заложенное в его душе по средством материи и формы, которые принадлежат природе. Что такое художественный образ? Приведите свои примеры. Если говорить простыми словами “художественный образ” - это выражение действительности через язык искусства, ее творческая наполненность, Преображение высконравственных ценностей в реальность. При это художественный образ не есть отражение реальности нашего мира. Это более сложное являние, которое каждый “человек-художник” выражает по своему, основываясь на внутренних чувствах своего сердца, души, разума. Если провести аналогию с картиной, то черно белая картина – есть наша реальность, а человек с цветными красками, есть художник-создатель, наполняющую ее художественными ценностями. Умение вооплощать художественные образы в определенных предметах, есть сложный и долгий путь, который достигается, порой ценою в жизнь. “Человек-художник” посредствам искусства может вооплощать свои самые фантастичекие идеи, создавать свою реальность, свой мир. Художественные образы могут влиять на умы других людей, делать кого-то лучше, кого-то счастливее. Но есть и обратная сторона, порой искусство превращается в черное искусство и ее художественные образы могут носить отрицательное воздействие на наш разум. Для примера придумаем и сравним две строки: Я поднял свою голову верх, чтобы посмотреть на солнце, но оно ослепило мои глаза, и я ничего не увидел. Я хотел обратить свой взор к небу, дабы познать эту огромную мощь, это яркое светило, которое веками грело наши сердца не давая им уснуть вечным сном. Я пытался созерцать необъятное, но способен ли человеческий сын оценить искусство божье?! В первом предложении по средствам строк мы рассказываем о ситуации, когда человек пытается посмотреть на солнце и возможно что-то узнать о нем. Мы описываем событие здесь, как оно и будет выглядеть в реальности, здесь отсутствует художественное наполнение. Во втором предложении мы не говорим прямо о солнце, но новыми строками мы создаем художественное осмысление, наполняя предложение большей глубиной. Художественные образы могут создаваться совершенно в любом ответвления искусства, будь это, литература, художество, архитектура и т.д. Можно сказать, так – человек, и сам, есть художественный образ самой Матери Природы. Добавим несколько примеров из истории искусства: Литература: «Отцы и дети» И. Тургенева, Война и Мир Толстого, «Илиада» и «Одиссей» Гомера. - Исторически-художественное наполнение определенного времени, эпохи, общества. Художество: Леонардо Да Винчи - «Тайна Вечери», Рафаэль Санти - «Сикстинская Мадонна», Рембрант - «Давид и Ионафан» – художественное воплощение библейских сюжетов. Современность: Кино Дж, Камерон, «Аватар», Т. Берт, «Чарли и шоколадная фабрика» - художественное воплощение нереального мира в действительный. 3. Что такое «диалогичность» и «монологичность»? «Диалогичность» - общение, представленное в форме диалога. Литературный прием, в котором два или более действующих персонажа общаются по средствам диалога. Примеры в литературе: Пьеса А. Чехова «Дядя Ваня», «Вишневый сад», Пьеса У. Шекспира “Ромео и Джульетта” “Антоний и Клеопатра”, Пьеса Ибсена “Кукольный дом” и тд. Ромео Твой взгляд опасней двадцати кинжалов. Взгляни с балкона дружелюбней вниз, И это будет мне от них кольчугой. Джульетта Не попадись им только на глаза! Ромео Меня плащом укроет ночь. Была бы Лишь ты тепла со мною. Если ж нет, Предпочитаю смерть от их ударов, Чем долгий век без нежности твоей. Джульетта Кто показал тебе сюда дорогу? Ромео Ее нашла любовь. Я не моряк, Но если б ты была на крае света, Не медля мига, я бы, не страшась, Пустился в море за таким товаром. Отрывок из пьесы «Ромео и Джульетта» У. Шекспира “Монологичность” – это, монолог, речь одного персонажа (часто наедине с сами собой), с помошью которого он выражает свои ценности, передают миру свои внутренние ощущения и чувства. Пример. Эпос Гомера “Иллиада”. “Гамлет” У. Шекспира и др. Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться. И знать, что этим обрываешь цепь Сердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу. Это ли не цель Желанная? Скончаться. Сном забыться. Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ. Отрывок из пьесы «Гамлет» У. Шекспира 4. Вспомните как формулировали понятие «художественный образ» разные ученые. По определению советского литератора. прозаика Ю. Борева, художественный образ – это иносказательная метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. М. Крапчено, известный советский филолог, исследователь теории и истории литературы создал концепцию художественного образа, представляющего собой синтез, происходящего в действительности путем отбора комплекса свойств. Понимание образа как формы мышления единства единичного и общего на примерах собирательных образов М.Е. Салтыкова=Щедрина, Л.Н. Толстого и др. В. Шершеневич, поэт и теоретик литературы придумал формулу художественного образа: «2 х 2 = 5». 5. Что такое «внутренняя форма» произведения? Содержание и форма неразрывные связанные с другом другом понятия, говорящие о том, какой смысл у художественном произведения и как это сказано. У произведения имеется «внутренняя» и «внешняя» форма. «Внутренняя форма» - это система образов, художественных средств, с помощью которых написано произведение. В определенном смысле внутренняя форма – это связующее звено между внешней формой и содержанием. Нет четкого представления внутренней формы произведения, но чаще всего под ней подразумевают некую изюминку автора, живая наполненность произведения – появлении ее «души». |