Практическое задание по ИГПР. Практическое задание №1-1. Схема органов власти и управления Киевской Руси. Великий Князь
Скачать 66.13 Kb.
|
Задание №1 Схема органов власти и управления Киевской Руси. Великий Князь Был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела. Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов - бояр и духовенство. Княжий совет Совещательный орган при князе, который берет начало от древнесловнского совета старейшин. В случае отсутствия или смерти князя выполнял его функции, решал вопросы избрания нового князя Старшая дружина Младшая дружина Высшее духовенство Бояре (военные профессионалы, представители высшего слоя знати; Мужи Отроки (ведали княжеский хоз-ом и находились в личном услужении); детские (слуги из свободных людей); милостники Митрополиты, епископы, архимандриты, игумены Посадники (княжеские наместники в городах); Волостители (к.н. в волостях) ; Воеводы (предвадитли военных отрыдов); Тысяцкие (возглавляли местное ополчение) Мытники (сборщики торг.пошлин); Данники (сборщики поземельной дани); Вирники (сборщики штрафов); Туины (княжеские управители вотчиной); Мечники (судебные исполнители) Вече Народное собрание всех взрослых мужчин, на которых решались важные общественные и государственные дела. Берет начало от собора племен у древних славян. Роль вече на разных этапах развития Киевской Руси была различной: во время централизованной монархии его влияние уменьшилось, а в период раздробленности и ослабления княжеской власти снова усилилось. Функции: вопросы войны и мира; финансовые и земельные ресурсы; Задание №2 Социальная структура Древнерусского государства
Задание №3 Раннефеодальная монархия – государство (политический строй) переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своём развитии эпоху рабовладельческого общества. В сложившихся княжествах VIII-ХI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, родовые обычаи и так далее). Основные черты: слабость государственного аппарата; отсутствие центральных органов управления; принцип династического старшинства при наследовании великокняжеской власти и при распределении уделов между князьями. Система кормлений – способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их ("кормить") в течение всего периода службы. По земской реформе 1555-1556 гг. кормление было ликвидировано, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны. Дворцово-вотчинная система управления действовала на протяжении XV и XVI вв. Это система управления, формировавшаяся двором князя. При этой системе управления владение князя делилось на уделы, в которых политическая власть принадлежала собственнику: боярину-вотчиннику. Складывались два центра власти – княжеский дворец и боярская вотчина. В дворцово-вотчинной системе управления отсутствует принципиальное различие между органами государственного управления и органами управления частным хозяйством князя: одни и тс же служащие управляют дворцовым хозяйством и ведают государственными делами. Центром управления становился княжеский двор. Государственный аппарат был не развит. Становление княжеской администрации проходило в процессе первых административных и правовых реформ. Редакции и списки Русской Правды – сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение Русской Правды связано с Ярославом Мудрым. Сохраняла своё значение до XV—XVI веков. Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального права; является главным источником для изучения правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Архетип и ранние списки (экземпляры) Русской Правды не сохранились. Имеются только сравнительно поздние списки в составе различных сборников и летописей. Чаще всего списки Русской Правды соседствуют с церковными правовыми текстами. Списки Русской Правды объединяются в три редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая Краткая редакция Русской Правды (или Краткая Правда) известна в нескольких списках, из которых только два списка в составе Новгородской первой летописи младшего извода — Комиссионный (Археографический) и Академический XV века — являются аутентичными; прочие списки сделаны в XVIII—XIX веках с этих двух и связаны с В. Н. Татищевым. Пространная редакция Русской Правды (или Пространная Правда) известна в нескольких десятках списков XIII—XV и более поздних веков в составе Кормчих книг, Мерила Праведного и других рукописных сборников, а также в составе летописей. В заголовке она содержит имя Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого). Древнейший известный список Русской Правды вообще и Пространной редакции в частности входит в состав Синодальной Кормчей конца XIII века (Синодальный список Русской Правды). Наиболее исправный список Пространной редакции входит в состав Троицкого списка Мерила Праведного XIV века (Троицкий список Русской Правды). Сокращённая (из Пространной) редакция Русской Правды (или Сокращённая Правда) известна в двух списках Кормчих XVII века. В заголовке также содержит имя Ярослава Владимировича. Казус - примечательное в силу каких-то факторов дело, рассматриваемое судом. Княжеский домен – комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии. Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. В XI в. таких владении было еще немного, но они уже появились, знаменуя на Руси наступление новых порядков. Вотчина — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. В процессе формирования вотчины создавался аппарат властного управления (суд, администрация и так далее). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, коммуна, альменда), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья. Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные). Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина представляла собой одну из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты, епископы) и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. Поместье — участок казённой (государственной) земли, данный государем (великим князем, царём) (на срок службы или пожизненно) в личное владение служилому человеку под условием службы одновременно как награда за службу (государственную, в основном военную) и источник материального дохода, с которого владелец поместья снаряжал себя для походов. Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную и наследственную собственность своего владельца. Резы – дохристианская письменность у славян. Черты и резы – это словенское народное письмо. Его использовали, чтобы передать какие-нибудь короткие сообщения. Берестяные грамоты – характерный пример такого письма. Береста оказалась довольно долговечным материалом. Статок – достаток, состояние Обида – На языке Русской Правды преступление - это «обида», т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу или лицам. Татьба – преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, не переходящее в разбой; тать — вор. Главным образом это выражение употреблялось тогда, когда речь шла о похищении имущества, однако существенным признаком татьбы было не нарушение имущественных прав, а корыстный мотив, руководивший деятелем, почему прежние узаконения говорят и о головной татьбе. Видоки – (от слова «видеть») очевидцы, свидетели факта в суде Древней Руси. Это один из видов свидетелей по древнерусскому судебному праву. Впервые упоминается в Русской Правде XI века. Видок являлся непосредственным очевидцем случая, ставшего предметом судебного разбирательства. Разделение свидетелей на «послухов» и «видоков» исчезает к моменту выхода Судебника 1497 года. С этого момента все свидетели называются «послухами». Послухи – свидетель на суде, слышавший о деле от других. По́слух в древнерусском судебном праве свидетель, обладающий «доброй славой», то есть достойный доверия; чаще всего лично свободный человек (исключение делалось для процессов, непосредственно касающихся холопов). Послух после целования креста свидетельствовал о том, что ему известно о деле. Важно понимать, что очевидцем событий, составлявших предмет судебного разбирательства, послух не был. Он говорил о том, что слышал о деле (отсюда и название послух). Поэтому так важна была его «добрая слава». Ордалии (от англосакс. ordol, лат. ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи. Рота – в древнерусском процессе так называлась присяга, клятва. Первоначально Рота означала спор, битву и имела значение суда Божьего; отсюда развились впоследствии ордалии и судебные поединки. В значении присяги употреблено в договорах руссов с греками Х в. и в "Русской Правде" (глаголы "ротитися" и "клятися" употребляются безразлично в Священном Писании; Матф., XXVI; 74—75). В летописях выражение "присягать", "принести присягу" передается: "ходити (заходити) роте ", "водити роте", "внити в Р." и т. д. Слово "клятва" стало употребляться преимущественно после введения христианства; позднее вошли в употребление названия "вера", "крестное целование"; наконец, гораздо позже, может быть, к концу XVII в., появилось польское слово "присяга". Вира и ее виды. Вира — штраф за убийство, уплачивалась в пользу князя. Существовало несколько видов вир: одинарная - 40 гривен, полагалась за убийство свободного непривилегированного человека; двойная — 80 гривен, полагалась за убийство представителей привилегированных категорий населения; дикая вира — уплата общиной одиночной виры за покрываемого члена общины. Применялась как наказание при простом (не с целью грабежа) убийстве. Наказание выполняло также полицейские функции, связывая членов общины круговой порукой. Не бралась вира за убийство несвободного человека. В том случае, если преступник не был пойман, виру обязана была платить та волость, в которой совершено убийство. Продажа – штраф за иные виды преступлений: нанесение побоев, посягательство на собственность, оскорбления Продажа взималась в двух размерах — 12 гривен и 3 гривны и выплачивался в пользу князя. Головничество – штраф, уплачиваемый родственникам убитого. Головничество было разнообразно, смотря по общественному значению убитого. Урок – штраф за иные виды преступлений, который уплачивался в пользу пострадавшего. Его размер зависел от характера обиды и от имущественного ущерба. Поток и разграбление – высшая мера наказания. Она назначалась за три вида преступления: - убийство в разбое - конокрадство, - поджог дома или гумна. Содержание этого вида наказания остается не вполне ясным: «Разграбление» безусловно означало конфискацию всего имущества преступника. По поводу понимания того, что являлось «потоком», существуют несколько точек зрения: - изгнание из общины, - превращение в холопы, - смертная казнь. Большинство авторов считают, что на ранних этапах формирования государства применялось изгнание из общины. На последующем этапе преступников стали превращать в холопов. Заклич – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности: лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме. Свод (следствие) – процедура поиска лица, укравшего вещь, производившаяся до заклича или до истечения трех дней после него. Лицо, у которого была найдена пропавшая вещь, должен был указать на того, у кого эта вещь была приобретена. Новый ответчик должен был также указать, у кого он приобрел украденную вещь. Свод мог продолжаться до тех пор, пока не находился похититель, который должен был уплатить продажу и вознаграждение тому, кому он продал похищенную вещь. Если похитителя следовало искать вне города, то собственник вел свод до третьего лица, которое должно было уплатить собственнику стоимость вещи и могло продолжить свод. Если свод приводил к границам государства или если приобретатель вещи не мог доказать добросовестность ее приобретения, то добросовестный приобретатель мог очиститься от обвинения, представив двух свидетелей покупки, которые приносили присягу (клятву). Гонение следа – заключалось в розыске преступника по его следам. Считалось, что там, где теряется след, находится преступник. Если след был потерян на большой дороге или в степи, то поиски прекращались. Если след терялся в верви, то вервь обязана была отыскать преступника или уплатить дикую виру. Задание №4 Задача №1 Купец Василько, житель древнего Киева, взял заем 10 гривен у купца Дружины под определенный процент сроком на 3 месяца. Но в пути весь его закупленный товар был захвачен разбойниками, что привело его к банкротству. Какие последствия ожидают купца Василько по «Русской Правде»? Ответ: Рассмотрев основные положения Русской Правды относительно обязательственного права, в частности, договора займа можно прийти к следующему заключению: Купца Василько ограбили разбойники, поэтому его вины в этом нет согласно статье ст. 54 «Руской Правды» говорится «..не творить над ним насилия, не продавать его», но ему нужно будет долг за товар выплачивать. Ст.54. Если какой-нибудь купец потерпит кораблекрушение. Если какой-нибудь купец, отправившись куда-либо с чужими деньгами, потерпит кораблекрушение, или нападут на него, или от огня пострадает, то не творить над ним насилия, не продавать его; но если он станет погодно выплачивать долг, то пусть так и платит, ибо эта погуба от Бога, а он не виноват; если же он пропьется или пробьется об заклад [ проспорит ], или по неразумению повредит чужой товар, то пусть будет так, как захотят те, чей это товар: будут ли ждать, пока он выплатит, это их право, продадут ли его, это их право. Задача №2 В конце 60-х гг. XI века Ян Вышатич, боярин князя Святослава Ярославовича, был послан на подавление восстания на Белоозере, в Ростовской земле. Руководили восстанием волхвы. Многие богатые и знатные люди были восставшими. После разгрома восстания и поимки зачинщиков Ян Вышатич разрешил родственникам погибших отомстить. Как следует рассмотреть данное правонарушение волхвов? Применимы ли для этого случая статьи «Русской правды», или княжеский боярин действовал по своему усмотрению? Ответ: В Русской Правде отсутствуют нормы, посвященные «политическим» преступлениям – мятежу, измене и т.п. С точки зрения существовавших правовых норм на Белоозере происходили убийства. За убийство свободного «мужа» полагалась выплатить «виру» в 40 гривен [c. 71, 79] согласно зафиксированной в Пространной редакции Русской Правды норме. Формулировка «тем же судом» означает, что за убийство женщины присуждается такая же вира, как за мужчину соответствующего статуса, а «половинная» предусматривалась, скорее всего, при наличии смягчающих обстоятельств – «вины» убитой. Таким образом, за убитых волхвами женщин полагалось по закону взимать 40-гривенные виры. Но убийцы не были захвачены, а белозерцы – жители города-центра округи, в которой происходили преступления, не помогали в их поимке. В Пространной редакции [c. 104]. в случае отказа населения помогать в поисках убийцы выплата виры ложилась на «вервь». Такая вира, в Пространной редакции определяемая как «дикая», выплачивалась в рассрочку [c. 104]. Пространная редакция Русской Правды в дошедшем до нас виде появилась не ранее 1113 г., но многие нормы, зафиксированные в ней, несомненно применялись и прежде этого времени. Учитывая, что статья «Правды Ярославичей» об огнищанине фактически свидетельствует о существовании «дикой виры», можно полагать, что применение этой нормы в случаях убийства свободных людей иного статуса имело место и в конце 60-х годов. Но после разгрома восстания и поимки зачинщиков Ян Вышатич разрешил родственникам погибших отомстить. Согласно ст. 2 Пространной редакции Русской Правды, кровная месть была отменена Ярославичами не позже 1072 г. Если считать это сообщение достоверным, то, учитывая, что описываемые события происходили в конце 60-х годов, можно предположить, что кровная месть еще была законна. А если даже в эти годы она была уже отменена, такое нарушение было относительно небольшим и применение уже не действующей нормы можно было при необходимости объяснить невозможностью удержать родственников от расправы. Задача №3 Крестьянин-общинник (село Лесное близ Чернигова) Гаврила отказался участвовать в уплате дикой виры за своего соседа Петра в 1117 году. Но на следующий год Гаврила убил княжеского огнищанина и обратился с просьбой к общине заплатить виру в 80 гривен. Какое решение принял общинный сход по его просьбе и почему? Ответ: Если преступление произошло в 1117г, крестьянин-общинник Гаврила должен выплатить 80 гривен ст.1(Пространная редакция ,Русская Правда)” Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, или отец, или сын, или двоюродный брат, или племянник со стороны брата; если же не будет никого, кто бы отомстил за него, то положить за убитого 80 гривен, если (убитый) будет княжим мужем или княжеским тиуном; если (он) будет русин, градин, купец, боярский тиун, мечник, изгой или словенин, то положить за него 40 гривен.”, но в этом ему помогает его община согласно ст.6 (Пространная редакция, Русская Правда)” Если же (кто) совершил убийство открыто во время ссоры или на пиру, то теперь он платит вместе с вервью, (поскольку и сам он) участвует в общинных платежах (дикой) виры.” Поскольку Гаврила не учувствовал в уплате дикой виры в прошлом году, то выплата осуществляется самим Гаврилой без помощи общины ст. 8. (Пространная редакция Русской Правды). Если кто не участвовал в платежах дикой виры, то и ему люди не помогают (в уплате виры, пусть он платит сам. |