Шпаргалка по криминалистике. Шпаргалка по криминалистике Андрей Геннадьевич Алейников, Екатерина Евгеньевна Салова Шпаргалка по криминалистике
Скачать 1.05 Mb.
|
23. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО МЕТОДУ СЛОВЕСНОГО ПОРТРЕТА. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКАПризнаки внешности человека подразделяются на две основные группы: 1) анатомические (статические), характеризующие особенности анатомического строения человека. Данные признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов; 2) функциональные (динамические), физиологической основой которых является условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением динамического стереотипа движения человека. Это привычные, автоматизированные движения и положения человека и его отдельных частей (осанка, походка, мимика и др.). Использование анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается относительной устойчивостью признаков, которая определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные или болезненные изменения не имеют существенного практического значения. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не проходят бесследно и легко выявляются при освидетельствовании. Функциональные признаки внешности менее надежны, они могут быть легко изменены (например, человек, сделав над собой небольшое усилие, может изменить свою походку, изменить свою жестикуляцию и т. д.). Но совсем изменить функциональные признаки, присущие данному человеку, невозможно, они так же устойчивы, как и неповторимы. Словесный портрет – это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов. Идентификация человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета может осуществляться путем: 1) предъявления для опознания; 2) непосредственного сопоставления его внешности с фотопортретом; 3) непосредственного сопоставления его внешности с имеющимся словесным портретом; 4) сопоставления словесного портрета с фотоизображением. Криминалистикой разработаны основные правила описания внешности по методу словесного портрета: 1) максимальная полнота описания внешности человека. Соблюдение этого правила обусловлено тем, что во время составления словесного портрета еще неизвестно, какие из признаков будут основными при розыске; 2) последовательность описания (от общего к частному). Сначала указываются общефизические признаки – пол, возраст, затем описываются анатомические признаки – фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова (лицо); 3) описание с помощью специальной терминологии. Это необходимо для обеспечения единообразного понимания получаемой информации. Источники информации подразделяют на: 1) субъективные – это мысленные образы, сохранившиеся в памяти человека, по которым он может дать описание внешних признаков, произвести опознание преступника и т. д.; 2) объективные – это фотоснимки, слепки-маски с умершего, рентгеновские снимки и видеоматериалы. 24. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОНОСКОПИЯКриминалистическая фоноскопия – это идентификация человека по голосу, она изучает звуковую информацию на звуковых, магнитных и других носителях, а также аппаратуру (магнитофоны, диктофоны и т. д.). Люди общаются между собой посредством устной речи. Устная речь влечет изменения в материальной среде, которые называются звуковыми следами. По звуковым следам можно установить личность преступника и другие обстоятельства, подлежащие доказыванию. В последнее время роль звуковых следов значительно возросла. Это проявляется в том, что традиционные средства фиксации – письменные документы – чаще стали заменять видеосъемкой и звукозаписью. В настоящее время в материалах уголовных дел часто присутствуют фонограммы: 1)на которых зафиксирована информация о подготовке, сокрытии, совершении преступления; 2)следственных действий, которые являются приложениями к соответствующим протоколам и др. Все указанные аудио– и видеоносители оформляются в соответствии с законом и приобщаются к материалам уголовного дела. На фонограммах фиксируется не только голос лица, но и другие звуковые следы. При исследовании фонограмм основной задачей является идентификация человека по голосу. Идентификация личности по устной речи обусловлена тем, что: 1) голос человека обладает индивидуальными признаками; 2) акустика голоса также индивидуальна и не подлежит изменению; 3) речь человека формируется с раннего детства (интонации, манера говорить, скорость речь и т. д.), также индивидуальна и неповторима. Фоноскопическая экспертиза используется при расследовании уголовных дел по взяткам, коммерческому подкупу, вымогательствам, разнообразным мошенничествам и телефонному терроризму. В методику фоноскопической экспертизы положены следующие виды анализа устной речи человека: 1) лингвистический – исследует устную речь человека, его интеллектуальные и психофизиологические особенности; 2) акустический – направлен на изучение анатомических и других особенностей определенного субъекта. Фоноскопическая экспертиза позволяет судить о физических и психических признаках человека. Особенности фоноскопической экспертизы проявляются в том, что при изъятии кассет с какими-либо звуковыми следами следует соблюдать меры предосторожности для сохранения следов, которые могут также оказаться на данных объектах. Поэтому их рекомендуется брать строго в перчатках или пинцетами. Данный объект следует тщательно описать в протоколе (какая кассета, какая пленка, фирменные знаки кассеты и аудиопленки и др.), все дефекты и повреждения, которые обнаружены при детальном осмотре, также нужно зафиксировать в протоколе. Затем запись прослушивается и в протоколе отображается ее характер (музыка, или разговор (речь), или иная информация). Если это речь, то записывается ее содержание, музыка – характер. После того как пленка будет прослушана, ее нужно перемотать в исходное положение, тщательно запечатать и снабдить пояснительным текстом. |