Главная страница

Сильные и слабые стороны буддизма. Сильные и слабые стороны буддизма 3 заключение 7


Скачать 25.61 Kb.
НазваниеСильные и слабые стороны буддизма 3 заключение 7
АнкорСильные и слабые стороны буддизма
Дата12.04.2022
Размер25.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСильные и слабые стороны буддизма.docx
ТипРеферат
#465622

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 2

Сильные и слабые стороны буддизма 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8


ВВЕДЕНИЕ


Общеизвестно, что буддизм выступает одной из древнейших религий мира. Первые основы буддизма зарождались в Древней Индии, в середине I тысячелетия до н.э. В последующем вероисповедание буддизма было распространено на все континенты. Основоположником буддизма принято считать Бу́дду Ша́кьямуни. Буддизм, какой он развивался изначально, существовал только в Индии, в других же странах, обычно севернее Индии, стали развиваться ответвления буддизма, с появлением новых религиозных традиций, взгляд и направлений. Первые ответвления буддизма появились в Тибете, далее в Монголии, и уже потом распространились в другие страны.

Первым свидетельством того, что в России существовал буддизм, относят к VIII веку н. э., на современной территории Приморья и Приамурья.

В составе нашей страны исповедание буддизма активно началось около 400-лет назад. Исповедают буддизм такие народы, как буряты, калмыки, тувинцы.

Можно сказать, что каждая народность вносила определенные отличия в буддизм, формируя тем самым сильные и слабые стороны религии, которая является одной из основных в мире. Поэтому целью данного эссе выступает анализ буддизма, выявление его слабых и сильных сторон.

Сильные и слабые стороны буддизма


Буддизм как религия не имеет четких требований к своим последователям, т.е. в буддизме нет требований к расе, национальности, местожительства человека, который решит исповедовать ее.

Религия имеет множество спорных вопросов, таки как отсутствие персонифицированного Бога как создателя мира, отрицание вечной жизни души, обращение не к богу, как вечной сущности, а к своему внутреннему миру, что заставляет рассматривать буддизм не только как религию, но и как философское учение.

Буддизм не раскрывает теорию божественного происхождения мира. Многие древнейшие сутры, возникшие в начале развития буддизма, имеют четкие тексты, излагающие суть учения, что подтверждает, что буддизм больше учение, нежели религия. Сходство буддизма с религий заключается в наличии определенных догм, верований, наличием организованной религиозной практики и оформленной как религии. Однако отличие от религии заключается в том, что буддизм стремится помочь человеку познать истину внутри себя, не касаясь суеверий, веры в несуществующую сущность и т.п.

Данные аспекты делают буддизм особым философско-религиозным учением.

Одной из сильнейших сторон буддизма выступает отрицание слепой веры, что порой доходит до скептицизма, тем самым больше опираясь на научные факты.

Согласно учениям, даже сам Будда не ограничивался своими словами, он давал своим последователям наставления и возможности перепроверить свои утверждения, поставить их под некое сомнение и убедиться в дальнейшем на своем опыте, насколько эти утверждения верны.

В Буддизме не существовало разделения на социальное положение, пол, возраст, тем самым имея надкастовое и надсословное проявление.

Таким образом, буддизм доступен для всех людей, независимо от происхождения, имея лишь желание постичь истину через путь Будды, каждый человек вправе самостоятельно изучить все основы этого учения, что и делает буддизм научным.

Еще одной сильной стороной буддизма можно назвать то, что в нем впервые из всех религий был выделен субъект - человек на первый план, что говорит об этическом характере учения. Буддизм не сосредотачивает взгляд на божественности - основной упор ставится на человека, его духовное состояние, на соблюдение норм морали в обществе, гуманное отношение к другим людям и религиям, нет направленности на спасение души, как в других религиях.

Будда учил о том, что люди испытывали милосердие, любовь, сострадание ко всему живому на земле. Буддизм осуждает эгоизм, страсть, которая разрушает личность.

Несмотря на ответвления и направления буддизма, основной его догмат - прохождение тернистого пути человека для достижения высшего духовного состояния. На этом пути человек преодолевает все трудности - лень, эгоизм, злость. Человек следует определённым практикам, правилам и учениям, которые способствуют усовершенствованию знаний о мире и бытие.

Еще одним сильным столпом в буддизме выступает сплочение людей на духовной почве, а не на религиозной - на основе культуры общения, миролюбии, самопознании.

Таким образом, буддизм имеет множество «сильных» сторон, которые позволяют говорить об этом религиозно-философском учении как абсолютно уникальном трансформирующемся феномене культуры, способствующем духовному объединению человечества. Буддизм не склоняется к слепой вере, а обращается к научному знанию, стремится помочь человеку в познании себя и окружающего мира и при этом оставляет простор для индивидуального выбора в рамках учениях, или же вырабатывая новое учение на основе своего уникального духовного опыта.

Однако буддизм, как и любая религия, имеет свои «слабые» стороны – недостатки, показывающие заблуждение или несостоятельность религии в том или ином компоненте. Так, буддизм изначально не являлся, и во многом до сих пор не является религией «для всех».

Многие называют буддизм слабой религией, т.к. в нем нет образа бога-творца. Принято считать, что сила религии - это власть бога, всемогущество, чего нет в буддизме.

Могучего и всевидящего Бога не только почитают, но и боятся. Для многих людей страх перед наказанием - более сильный стимул нравственного поведения, чем туманная награда на небесах.

Еще одним слабым место буддизма называют отсутствие строгих правил поведения верующих, где необходимо проживать при организациях, соблюдать посты и т.п., которые канонизированы и закреплены, за соблюдением которых следит высшая инстанция, например Русская православная церковь, где существуют вышестоящие лица, определяющие правила поведения священников. В буддизме высшая инстанция, контролирующая поведение человека - сам человек.

Буддийский взгляд на мир - это взгляд на духовную составляющую человека.

Физиков, ищущих религиозное учение, которое позволило бы объяснить множество парадоксов современных исследований структуры мироздания (работы Фритьорфа Капры и многих других) буддизм привлекал своей теорией дхарм (элементов потока существования) и идеей относительности и взаимозависимости всех вещей и явлений (пратитья-самут-пада). Отвлечемся от всякой критики или апологетики религий и попробуем взглянуть на вещи с чисто прагматической точки зрения (точки зрения психологической эффективности). Мы должны признать, что «слабость» буддизма (прежде всего раннего) состоит как раз в том, что он замыкает человека на самом себе, требуя от него быть «сильным», «взрослым», активизировать сознание и волю, и при этом не давая никакого утешения, в то время как религия в привычном нам понимании всегда служила тому, чтобы вывести человека за пределы самого себя и поставить перед Богом, который не только наказывает, но и дает утешение и надежду (мы все прекрасно знаем, сколь малодейственно утешение, которое в момент отчаянья мы можем придумать себе сами, и как остро мы нуждаемся в том, чтобы переложить часть нашей тяжкой ноши на кого-то другого).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, рассмотрев некоторые теории и взгляды на буддизм, можно сказать, что это направление философского учения, нежели конкретная религия.

Сильные и слабые стороны буддизма формируют его уникальность, которая и отличает его от других мировых религий. К ним можно отнести:

- отсутствие единого бога-создателя;

- отсутствие организации служений;

- направленность на внутренний духовный мир человека;

- стремление к достижению высших ценностей через познание мира и себя, соблюдение норм и правил, общепринятых в обществе;

- следовать учению Будды может абсолютно любой человек, независимо от расы, пола, места рождения, вероисповедания и социального положения.

Тем самым данные особенности буддизма делают его привлекательным и с научной, и с религиозной точки зрения, выделяя в особенное религиозное и научное течение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Базаров, Б. В. Буддизм в условиях изменяющегося мира / Б. В. Базаров // Буддизм в контексте диалога культур : Сборник статей. – Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2015. – С. 8-15.

  2. Специфика буддизма как философии и религии / А. А. Филимонов, Е. Н. Бетехтина, А. В. Кузнецова, М. В. Трапезников // Colloquium-journal. – 2019. – № 1-2(25). – С. 54-55.

  3. Игнатьев, М.А. Особенности утверждения буддизма / М.А. Игнатьев // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). С. 77


написать администратору сайта