Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: История СОО. Индивидуальный проект Тема: Символы государства: эволюция российского герба, флага и гимна. Выполнил

  • Обучающийся Шкилева Дарья Александровна Преподаватель: Полуянова Ольга Георгиевна Тема 195.

  • Глава 1. Возникновение государственных символов История герба и геральдики

  • История возникновения флага

  • История возникновения и развития гимна

  • Глава 2. История формирования государственных символов России 2.1 Возникновение герба в период формирования Российского централизованного государства

  • 2.2 Первоначальный и современный вид флага

  • 2.3 История создания и развития гимна России

  • Список используемой литературы

  • Символы государства: эволюция российского герба, флага и гимна. Индивидуальный проект по истории. Символы государства эволюция российского герба, флага и гимна


    Скачать 42.33 Kb.
    НазваниеСимволы государства эволюция российского герба, флага и гимна
    АнкорСимволы государства: эволюция российского герба, флага и гимна
    Дата25.09.2022
    Размер42.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИндивидуальный проект по истории.docx
    ТипПрограмма
    #695988

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

    Дисциплина: История СОО. Индивидуальный проект

    Тема: Символы государства: эволюция российского герба, флага и гимна.


    Выполнил:

    Обучающийся Шкилева Дарья Александровна

    Преподаватель:

    Полуянова Ольга Георгиевна

    Тема 195.  Символы государства: эволюция российского герба, флага и гимна.

    ОГЛАВЛЕНИЕ



    • Введение.

    • Глава 1. Возникновение государственных символов

      • История герба и геральдики

      • История возникновения флага

      • История возникновения и развития гимна

    • Глава 2. История формирования государственных символов России

      • Возникновение герба в период формирования Российского централизованного государства

      • Первоначальный и современный вид флага

      • История создания и развития гимна России

    • Заключение.

    • Список использованной литературы.


    Введение

    Официальные государственные символы России являются важнейшими атрибутами суверенитета государства. Уважение к государственным символам, владение основами их правильного использования служат показателями как общей, так и политической культуры в стране. В государственных символах отражены многовековая история Отечества, связь настоящего с прошлым и ориентиры на будущее. Государственные символы являются одним из важнейших средств не только внутригосударственного, но и международного общения. Это универсальная форма взаимопонимания между людьми, разделенными государственными границами и языками. И речь идет не только об официальных дипломатических отношениях, предполагающих использование государственной символики, но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей — представителей разных государств.

    Исходя из актуальности обозначенной темы, в работе ставится цель комплексного исследования возникновения и становления российской государственной символики, ее место в современном государстве и защита.

    В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:

    охарактеризовать понятие, сущность и рассмотреть историю развития государственной символики Российской Федерации

    Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, касающиеся флага, герба и гимна как символов верховной власти.

    Предметом исследования являются элементы символов, несущие определенную смысловую нагрузку и нормативно-правовые акты, регулирующие государственную символику.

    Методологическую базу исследования определили современные общенаучные, частно научные и специальные методы познания. Их применение позволило сравнить государственные символы прошлого и настоящего, узнать применение флага, герба и гимна в современном обществе.
    Глава 1. Возникновение государственных символов

      1. История герба и геральдики

    Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

    Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки, и на языке индейцев "ототем" означает понятие "его род". Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы — священные животные, деревья, растения — от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга — это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами.

    Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь, шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес, шлем римского императора Каракаллы - орел. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, Самоса - павлин, острова Родос - роза. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики. Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. В Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте печати использовались так же, как и в средневековой Европе - для удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и отпечатывались на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал "герб" шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев, Персии - орёл. Впоследствии орёл станет гербом Рима. "Гербом" Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.

    Древние германцы раскрашивали свои щиты в разные цвета. Римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которым можно было определить их принадлежность к определенной когорте. Особыми изображениями украшались римские знамена — vexilla (отсюда происходит название науки о флагах — вексиллологии). Для различия легионов и когорт в войсках также использовались значки signa в виде различных животных: орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы и других, которые носились впереди войска на длинных древках. По этим фигурам, часто относящимся к истории города Рима, военные части иногда получали названия.

    Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду, но собственно геральдика как особая форма символики возникла в процессе развития феодального строя в Западной Европе.

    Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь — феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).

    Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство - французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число львов трудно определить из-за положения, в каком нарисован щит). Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб.

    Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

      1. История возникновения флага

    История флага начинается с древнейших времён. Изначально первым геральдическим знаком следует считать знамёна, но не в том понимании, которое существует теперь. Знамя — это полотнище ткани, на котором изображены геральдические знаки. Знамёна раньше, представляли различные предметы, которые выражали отношение людей к какому-либо сообществу, например к племени, к войску, к религиозному течению и т. д. Выглядеть они могли по-разному: череп могущественного вождя племени или животного, насаженный на длинный шест; тотем; прикреплённая к шесту шкура зверя; составленный из веток тотемный знак; амулет; вексиллюм, изображение богов и духов. Развитию знамённой символики способствовало военное дело. Знамя, как правило, олицетворяло центр войска или местонахождение военного вождя. Вексиллюм — единственный воинский символ в римских легионах. К шесту, под венчающей его символической фигурой, прикрепляли своего рода вымпел

    Также знамя служило в бою опознавательным знаком, к которому устремлялись воины либо для сбора во время боя, либо вынужденные отступать. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг, обычно это воспринимали как победу над противником. В связи с этим, знамя стало некой святыней, которую почитали и оберегали. Со временем знамя изменилось — оно приобрело вид неподвижной конструкции, закреплённой на шесте. К нему стали крепить конские хвосты, ленты, либо кусок ткани. Именно из-за ткани появилось новое выражение — «полотнище», то есть полоскаться по ветру.

    Увеличение государственных границ вызвало потребность формировать постоянные и многочисленные войска для охраны государства. Для удобства управления войсками необходимо было дать уникальное название каждому воинскому подразделению и снабдить его соответствующими символическими знаками, одним из которых и являлось знамя. Использовать знамя, которое было приспособлено для ношения на руках, было неудобно. Кроме того, за две-три недели оно растрепывалось на ветру и приходилось сооружать новое. Так впервые в истории возникает понятие флага.

    Флаг был создан морским флотом для опознавания судов с дальнего расстояния, он крепится на самом верху мачты, и имеет достаточные большие размеры, можно сказать, что флаг является детищем знамени. Он может иметь совершенно любые размеры. Всё зависит от того, какую службу он несёт. Он может стоять на столе и быть маленьким, также он может быть многометровым, чтобы его было видно с большого расстояния. Кроме опознавательной функции флаг стали использовать для, выражения политических, спортивных, личных взглядов.

    Сейчас флаги используются очень широко: государственные флаги стран мира, общественных и религиозных организаций, отдельных фирм, также флаги широко использует флот, как военный, так и гражданский. Флаги можно условно разделить на: национальные, государственные, военные, торговые. Кроме того, флаги есть у международных союзов и обществ: Евросоюз, ООН, общество Красного креста. Без собственного флага не может обойтись ни одна крупная компания или корпорация.

    В наше время символ подразделения или организации принято называть логотипом. Любой департамент, подразделение, коммерческая компания, общественная организация, спортивный клуб имеют свой собственный логотип, по которому всегда можно узнать о его принадлежности. Именно это повлекло за собой разнообразие флагов. Флажная символика стала не только государственной, религиозной и военной, но и национальной, коммерческой (или как иначе называют – фирменной символикой), выражающая отношение к определённой организации, к землячеству, к спортивной команде, к политической партии, символом борьбы народов за независимость.

    В наше время флаги стали самым популярным геральдическим атрибутом, применяемым различными организациями. Ни один митинг, спортивные соревнования, игры, выборы не проходят без использования флагов - этого легкодоступного, привычного и в тоже время наиболее информативного атрибута. Его легкость, терпимость к погодным условиям и эстетичный вид, сделали флаг самым популярный элементом агитации и рекламы. Более того, флаги стали служить элементами интерьера. Их стали развешивать на стенах, устанавливать под потолком. Флагами укрывают гробы павших солдат. Флаги стоят в кабинетах и на столах. Флаги украшают улицы, площади и парки.

    Многие ведомства, коммерческие и общественные организации имеют свой опознавательный знак. Именно с флагом и связано понятие символа, как художественное отображение какого-либо подразделения, организации. Многие школьные сообщества имеют свой флаг. Однако в нашей гимназии, на настоящий момент, такой символ не создан, хотя важность и необходимость его наличия – очевидна!

      1. История возникновения и развития гимна

    Первоначально слово гимн обозначало любую хвалебную песню, которая не требовала определенной поэтической или музыкальной формы. Исполнялись они при жертвоприношениях и торжествах. В гимнах прославлялись боги и герои.

    Древнейшие гимны, дошедшие до настоящего времени, — это молитвенные песнопения лирического характера, которые были сложены в Египте и Месопотамии. В гимнах люди обращались к богам: они восхваляли божество, излагали мифы о нем, просили помощи.

    Как поэтическая и музыкальная форма, гимн получил широкое распространение в Древней Греции, где он исполнялся хором, под аккомпанемент лиры (кифары), а иногда сопровождался танцами.

    В раннем христианстве также имелись гимны во славу Бога, позднее — святых. В христианской церкви гимны появились в III-IV веках. Это были религиозные песнопения на библейские тексты. Христианские гимны славили Христа и святых.

    В XV-XVI веках возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами, т. е. гимн и используется не только в церкви, но и в светской среде. Именно в это время торжественным песнопением сопровождаются выходы государей и их приближенных, не только церковных иерархов. На основе этих гимнов позже складывались государственные и иные гимны.

    Старейшим национальным гимном скорее всего является «Het Wilhelmus» (песня Вильгельма), голландский национальный гимн, написанный в период между 1568 и 1572 годом.

    В начале XVI века в Голландии началась национально-освободительная борьба против испанского владычества. Эта борьба закончилась успехом: Голландия стала независимой от Испании. Возглавлял борьбу Вильгельм Оранский. В честь его была сложена песня «Het Wilhelmus» (иногда по первой строке называемая «Вильгельмус Ван Нассауве»). Эта песня со временем стала гимном Нидерландов. (послушайте гимн нажав на ссылку)

    Другие государственные гимны появились в XVIII-XX веках. Первый из них — английский под названием «Боже, храни короля», составленный в 1743 году в Лондоне композитором Генри Кэри. Его мелодия с небольшими изменениями в тот период стала основой гимнов 23 стран, в том числе Дании, Пруссии, России (1816), Швейцарии и др.

    Следующими по старшинству национальными гимнами являются испанский Marcha Real» («Королевский марш») датируемый 1770 годом и французский «Марсельеза» – французский гимн, написанный поэтом и композитором Руже де Лилем в 1792 году и введенный в обращение – в 1795.

    Происхождение гимнов в разных странах имело свои особенности: в одних случаях в качестве гимна выступала молитвенная песня, в других — военный марш или революционная мелодия. Но при этом все они превращались в символы соответствующих государств. Торжественные звуки гимнов объединяли нацию, вселяли в нее чувство гордости и уважения к своей родине и вдохновляли народ на новые дела и свершения.

    Национальные гимны используются во множестве ситуаций. Их играют на национальных праздниках и фестивалях, некоторые из них также плотно связаны со спортивными событиями. На Олимпийских играх и подобных им официальных международных соревнованиях, национальный гимн того, кто завоевал золотую медаль, исполняется на каждой церемонии награждения.

    В некоторых странах национальный гимн играется перед учащимися в начале каждого учебного дня, как тренировка в патриотизме, идентичная (а иногда, и в сочетании с) подъему флага. В других странах гимн может играться в театре перед началом пьесы или киноленты. Многие теле- и радиостанции играют национальный гимн, когда начинают вещание утром и когда заканчивают его вечером.

    Кроме национальных гимнов существуют также гимны различных организаций (в том числе и международные), а также предприятий, университетов, школ и т.д. (корпоративные).

    Одним из самых старых корпоративных гимнов является студенческий гимн «Gaudeamus igitur» первое упоминание, о котором относится к 1267 году.
    Глава 2. История формирования государственных символов России

    2.1 Возникновение герба в период формирования Российского централизованного государства

    Первый и, на наш взгляд, самый важный символ государства — герб, возникает в период формирования Российского централизованного государства в конце XV — начале XVI веков, в период правления Ивана III. Это обусловлено тем фактом, что возникновение нового государства следовало закрепить символически, необходимо было обозначить нового политического игрока на европейской карте. Гораздо позднее возникают остальные символы государственной власти — флаг и гимн.

    Слово «герб» происходит от немецкого происхождение erbe, что означает «наследство». Таким образом, герб символизирует стабильность, преемственность, целостность и постоянство как с точки зрения родовых отношений, так и с позиции монаршей власти.

    Изначально родовой герб имеет символическое значение, обозначая определенные качества, ценимые в роду, территориальные владения и т. д. Герб был не просто изображением, с помощью подобранных и взаимно расположенных фигур, их размера, используемых цветов могла быть рассказана история рода. Это свойство передается и государственным гербам, каждая фигура имела важное смысловое значение для государства и монарха.

    Изображенный на российском гербе двуглавый орел в течение столетий менялся несущественно, к нему добавлялись фигуры, расположение элементов могло измениться, но общее изображение герба сохранялось. До сих пор ученые не пришли к выводу об источнике изображения. Существуют предположения о влиянии родовой эмблемы византийских императоров династии Палеологов, с которыми у России была тесная экономическая, религиозная и культурная связь. Существует также предположение о римском культурном влиянии, где образ орла имел мистическое значение. Изображение орла также было распространено на Балканах, откуда могло быть перенято российскими правителями. Кроме того, изображение орла было распространено в России до придания ему государственного статуса.

    В числе сохранившихся исторических памятников, свидетельствующих об орле как государственном символе, мы находим великокняжескую печать Ивана III с изображением орла, олицетворяющего независимость и силу государства.

    В конце 1530-х гг. двуглавый орел приобретает более воинственный вид, его клюв раскрыт, а язык высунут. Можно предположить, что это происходит в связи с нестабильностью в государстве и сложным отношением с ближайшими соседями.

    Изменения в изображение орла на гербе вносятся с 1539 года. В период правления Ивана Грозного к орлу добавляется изображение всадника на коне, символа княжеской власти. Так называемый, «ездец» изображенный на щите, располагался в районе груди орла, при этом сам орел был коронован одной или двумя коронами, венчал все изображение крест. Изображение креста появилось при Федоре Ивановиче, как символ божественного происхождения власти, подтверждения связи государства и церкви. Появление на гербе креста может быть связано с возникновением патриаршества в России и утверждением ее церковной самостоятельности и религиозной независимости.

    В связи с необходимостью использования нескольких печатей, скрепляющих документы различной степени важности и официальности, в XVI — XVII вв. в ходу были Большая и Малая государственные печати, на которых имелось различное изображение орла. Так, на Большой государственной печати на груди орла изображался всадник, тогда как на Малой печати эти изображения были самостоятельными.

    Количество и расположение корон изменялось, так при Лжедмитрии над орлом изображалось две маленькие и одна большая короны, причем сам орел распускал крылья. Изображение орла при царе Михаиле Фёдоровиче было с опущенными крыльями, над головами орла размещались три короны. Короны олицетворяли покоренные при Иване Грозном Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Однако позднее смысл, вкладываемый в изображение корон, изменился, их стали считать олицетворением Святой Троицы, что подтвердило значение церкви и дополнительно укрепило визуальную связь государства и церкви.

    Восшествие на престол новой монархической династии требовало сохранить и символически укрепить преемственность самодержавия, поэтому значительных изменений герб в это время не претерпел.

    Значительные изменения изображение герба происходит при Петре I, что представляется вполне логичным, учитывая активную реформаторскую деятельность императора. Так, изображение орла становится черным, а не золотым, на его груди и крыльях изображаются гербы княжеств и царств, объединенных единым монархом. Важное изменение претерпевает корона, которая с признанием Петром I себя в качестве императора также меняется стилистически, теперь это не царская, а императорская корона, которая сохранится на гербе до конца существования монархии.

    В последующие периоды к орлу на гербе прибавлялся мальтийский крест при Павле I, в связи с принятием в его в мальтийский орден.

    До начала правления Александра I орел изображался с символами монархической власти в лапах, скипетром и жезлом, однако Александр I вкладывает в лапы орла громовые стрелы, лавровый венец, жезл или факел, однако данное изображение не прижилось и при Николае I вновь возвращаются символы царской власти.

    В 1857 г. по указу Александра II появляется Большой государственный герб Российской империи. На гербе изображается уже известный нам орел с символами власти и коронами, а также гербы всех территорий, входящих в Российскую империю, всадник, символизирующий царя и Архангелы. Идея Большого государственного герба принадлежала Павлу I. В самом общем виде герб демонстрировал территориальную обширность российского государства, его силу и мощь. Изображение святого и архангелов демонстрировало определяющую роль православия в жизни государства.

    24 июля 1882 г. Император Александр III утвердил видоизмененный рисунок Большого Герба Российской империи. 23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. Необходимость существования разных по смысловой нагрузке и величине гербов объяснялась необходимостью скреплять различные по юридической силе государственные документы.

    После свержения самодержавия и установления большевистской власти, стала очевидна необходимость смены государственных символов, поэтому герб был изменен на отвечающий потребностям нового социалистического государства. Отметим только, что герб СССР и РСФСР отражал территориальный аспект государства, его связь с братскими странами, а также декларировал социально-экономический строй. Поскольку в конце XX века в стране произошел переворот и смена режима, то никакой связи современного российского герба с гербом страны Советов не имеется.

    Современное изображение герба было утверждено Указом президента Российской Федерации 30 ноября 1993 года, а также урегулировано федеральным конституционным законом «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года. Отметим интересную деталь, в стране с республиканским строем и президентской формой правления на гербе изображены символы монархической власти, орел, на протяжении столетий бывший символом царской России, и царские символы власти — скипетр и держава. Хотя в современном гербе имеются также и отличия от дореволюционного герба, во-первых, орел изображен на красном фоне, во-вторых, всадник на груди орла изображает не царя, а победу зла над добром. Тем не менее, возникает множество вопросов относительно визуальной преемственности между современным государством и периодом самодержавия.

    2.2 Первоначальный и современный вид флага

    Вторым государственным символом, закрепившимся в XVI-XVII вв. является флаг, однако также как и герб, он использовался князьями для обозначения княжеской власти на официальных церемониях, а также на поле боя.

    Первоначально флаг государства имел тесную связь с изображением на гербе, поэтому он был белого цвета с золотой каймой, на самом полотнище изображался золотого цвета орел. Впоследствии внешний вид флага изменялся и трансформировался.

    Значительные изменения во внешний вид флага были внесены во времена правления Петра I, когда на флаге появилось изображение моря, парящего над ним орла, а также религиозные изображения, Христа, святых Павла и Петра, а также святого Духа. Кроме указанного флага, Петр I создал флаг царя Московского, где на фоне красного, синего и белого цвета был изображен двуглавый орел. Как видим, орел не теряет своего значения ни при каких обстоятельствах и продолжает оставаться символом мощи и независимости русского государства.

    Появление флага на основе черного, белого и желтого цвета связано с Александром II. Однако в правление Александра III в 1883 г. устанавливается известный каждому россиянину триколор. Таким образом, произошло разделение двух флагов, один черно-бело-желтый, стал считаться флагом императорской фамилии, тогда как символом государства российского стал бело, красно-синий флаг. Данное положение закрепил 29 апреля 1896 г. Николай II.

    Исследователи затрудняются указать, как изначально выглядел государственный флаг в исполнении трех цветов. Предполагается, что полотнище флага разделялось на четыре части синим крестом, в каждой части чередовались красный и белый цвета, а по кайме шел красный цвет. И если изначально данный флаг связывался с торговым флотом, то применение его на суше было обусловлено расширением географического присутствия Российской империи.

    В настоящее время триколор с 300-летней историей является официальным государственным символом Российской Федерации, его правовое положение закреплено в Конституции РФ, а также в специальном президентском указе и впоследствии в Федеральном конституционном законе «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года.

    Отметим, что в отличие от герба, где каждое изображение и цвет имеют вполне определенный смысл и могут быть истолкованы, что делается наукой геральдикой, цвета российского флага не подразумевают какого-либо значения. Любительское толкование связывает красный цвет с трудом, народной силой, синий — с мудростью и знаниями, а белый с богом, однако данные толкования не являются официальными и не должны приниматься во внимание.
    2.3 История создания и развития гимна России

    Третьим государственным символом является гимн и, хотя он возник самым последним, именно он оказывает наиболее сильное эмоциональное воздействие на граждан страны.

    Слово гимн происходит от греческого hymnos — торжественная песнь в честь божества), хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера.

    Возникновение предпосылок к появлению единого гимна также берет начало в период образования централизованного государства. Именно при Иване III создается хор, исполняющий торжественные хвалебные песни во время церковных праздников, официальным государственных мероприятий, символических царских обрядах.

    Расширение в XVI-XVII вв. религиозного репертуара специальных хоров, исполнение ими «виватных», патриотических, светских хвалебных песен становится основой для будущего создания государственного гимна. В период правления Петра I музыкальное произведение как государственный символ, как гимн закрепляет свой статус. В этот период смысловым значением хвалебных песен было прославление императора и молодой России.

    Отметим, что в сравнении с западными странами, в России не было гимна в общепринятом понимании, поскольку текст гимна должен прославлять правителя, народ и страну, гимн должен быть патриотичным, а музыка торжественной и вдохновляющей, но при этом ее можно было бы легко воспроизвести и даже напеть. Текст гимна, с которым связывают царскую Россию, написал поэт-романтик В. Жуковский, создавший в «Молитве русских» образ сильного и справедливого самодержца, заступника слабых и обездоленных. Изначально текст исполнялся на музыку, заимствованную из английского гимна, однако впоследствии широко известная нам музыка была написана композитором А. Львовым и исполненная только в 1833 г. В этом виде гимн исполняли полковые музыканты при встрече императора.
    Заключение

    Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это — главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных.

    Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Изучение возникновения государственной символики, её эволюции помогает всесторонне представить ход исторического процесса, приблизиться к пониманию мировоззрения людей прошедших веков, подойти к изучению социальной психологии русского общества. Особенно важным рассмотрение данного вопроса становится в свете того, что практически все современные символы РФ были признаны официально сравнительно недавно. До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна, он имел собственные государственные символы, свою отличающуюся от современной идеологию. Новой России потребовались новые символы, которые бы в полной мере отразили изменения, произошедшие в стране.
    Список используемой литературы

    1.Бутромеев, В. П. Символ власти: флаги, гербы, правители, награды, деньги всех стран и времен: иллюстрированный энциклопедический справочник / В. П. Бутромеев. 2-е изд., уточн. и доп. — М.: Белый город, 2007. — 573 с.

    2.Государственность России: идеи, люди, символы: книга для чтения для школьников и учителей / сост. и науч. ред. Р. Г. Пихоя. — М.: РОССПЭН, 2008. — 444 с.

    3. Государственные символы и награды Российской Федерации / авт.-сост. Ю. Л. Кушер. — М.: Кн. палата, 1999. — 271 с.

    4. Символы и регалии России / под. ред. Н. Л. Волковского. — М.: АСТ, 2009. — 255 с.

    5.Соболева, Н. А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета / Н. А. Соболева. — М.: Знак, 2006. —487с.

    Пермь - 2022


    написать администратору сайта