Главная страница

спр. Документ Microsoft Word (3). Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации


Скачать 15.94 Kb.
НазваниеСимволы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации
Дата01.02.2022
Размер15.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word (3).docx
ТипДокументы
#348201

СРСП 2 неделя

Тема: Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации

Символ  –  одно  из  самых  многозначных  понятий  в  культуре.  Символ  как способ   образного   освоения   мира,   как  художественный   иносказательный   образ широко  используется  в  искусстве.  Смысл  символических  образов  нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать, пользуясь ''сметливостью своего ума''. Способность символов передавать общечеловеческое содержание была подвергнута анализу еще в 30-е гг. 20 в., когда стали различать ''конденсационные символы'' и ''референциальные символы''. Если первые ''значат гораздо больше, чем обозначают'' и связаны с политическими или религиозными эмоциями,  то  вторые –  эмоционально  нейтральны  и  логически обоснованы. Именно референциальные символы общеприняты и рациональны и образуют знаковые системы современной культуры. Известный российский культуролог Ю.М. Лотман понимал символ     не только как   отражение некоторого искусственного языка (например, химические или математические символы), но и как выражение глубинного сакрального смысла. Символы такого рода обладают большой культурно-смысловой емкостью (круг,  крест и др.),  они восходят к дописьменной эпохе и представляют собой архаические тексты, служащие основой всякой культуры. Таким образом, символ – это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно вербальным способом. Происхождение многих символов коренится в глубине тысячелетий, в архаических культурах и древних цивилизациях, органичным элементом которых они являлись. Символы можно рассматривать как язык, выражающий размышления  о  мире и бытии человека в нем,  дошедший до  нас  от времени, когда концептуальные понятия еще не были выработаны.

Мифологическое сознание закреплялось  в таких базовых символах,  которые выражали   представления   о   происхождении   и   устройстве   Космоса   (например, Мировое Древо – символ, объединяющий все сферы мироздания, обозначающий ось мира, а также воплощающий идею плодородия; другое мифологическое воплощение столпа Вселенной – Космическая гора и т.д.) Эти символы постепенно упрощались, принимая вид геометрических фигур и чисел. Так, Мировое Древо стали изображать в виде креста; лотос отображал Землю, которая плавает, подобно водяному цветку, по поверхности океана; круг стал обозначать Космос; треугольник – плодородие. Если же наложить оба разнонаправленных треугольника друг на друга, то для индусов это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, знак любви богов ко всему земному, а земного – к богам.

В Европе же этот знак был известен как ''звезда Давида''. Шестигранник использовался в народных верованиях для защиты от злых сил. Квадрат применялся как символ материального мира, составленного из четырех стихий. Ноль означает не что иное, как окружность, обрисовывающую пустоту,  ничто.  Змея,  кусающая  свой хвост, в индийской мифологии была символом круговорота Вселенной, или Вечности.

Специфика символа как знака состоит в способности вызывать общезначимую реакцию не  на  сам  символизируемый  объект,  а  на  тот  спектр  значений,  который связывается с этим объектом.


написать администратору сайта