Главная страница
Навигация по странице:

  • Письменные памятники

  • Жайниязова.Н Срсп.Срс 2 неделя. Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации


    Скачать 17.55 Kb.
    НазваниеСимволы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации
    Дата11.02.2021
    Размер17.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЖайниязова.Н Срсп.Срс 2 неделя.docx
    ТипДокументы
    #175758

    СРСП 2 неделя

    Тема: Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации

    Символ  –  одно  из  самых  многозначных  понятий  в  культуре.  Символ  как способ   образного   освоения   мира,   как  художественный   иносказательный   образ широко  используется  в  искусстве.  Смысл  символических  образов  нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать, пользуясь ''сметливостью своего ума''. Способность символов передавать общечеловеческое содержание была подвергнута анализу еще в 30-е гг. 20 в., когда стали различать ''конденсационные символы'' и ''референциальные символы''. Если первые ''значат гораздо больше, чем обозначают'' и связаны с политическими или религиозными эмоциями,  то  вторые –  эмоционально  нейтральны  и  логически обоснованы. Именно референциальные символы общеприняты и рациональны и образуют знаковые системы современной культуры. Известный российский культуролог Ю.М. Лотман понимал символ     не только как   отражение некоторого искусственного языка (например, химические или математические символы), но и как выражение глубинного сакрального смысла. Символы такого рода обладают большой культурно-смысловой емкостью (круг,  крест и др.),  они восходят к дописьменной эпохе и представляют собой архаические тексты, служащие основой всякой культуры. Таким образом, символ – это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно вербальным способом. Происхождение многих символов коренится в глубине тысячелетий, в архаических культурах и древних цивилизациях, органичным элементом которых они являлись. Символы можно рассматривать как язык, выражающий размышления  о  мире и бытии человека в нем,  дошедший до  нас  от времени, когда концептуальные понятия еще не были выработаны.

    Мифологическое сознание закреплялось  в таких базовых символах,  которые выражали   представления   о   происхождении   и   устройстве   Космоса   (например, Мировое Древо – символ, объединяющий все сферы мироздания, обозначающий ось мира, а также воплощающий идею плодородия; другое мифологическое воплощение столпа Вселенной – Космическая гора и т.д.) Эти символы постепенно упрощались, принимая вид геометрических фигур и чисел. Так, Мировое Древо стали изображать в виде креста; лотос отображал Землю, которая плавает, подобно водяному цветку, по поверхности океана; круг стал обозначать Космос; треугольник – плодородие. Если же наложить оба разнонаправленных треугольника друг на друга, то для индусов это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, знак любви богов ко всему земному, а земного – к богам.

    В Европе же этот знак был известен как ''звезда Давида''. Шестигранник использовался в народных верованиях для защиты от злых сил. Квадрат применялся как символ материального мира, составленного из четырех стихий. Ноль означает не что иное, как окружность, обрисовывающую пустоту,  ничто.  Змея,  кусающая  свой хвост, в индийской мифологии была символом круговорота Вселенной, или Вечности.

    Специфика символа как знака состоит в способности вызывать общезначимую реакцию не  на  сам  символизируемый  объект,  а  на  тот  спектр  значений,  который связывается с этим объектом.

     

    СРС 2 неделя

    Тема: Письменные памятники тюрков:Орхоно-енисейские , Ленско-Прибалтийские, Алтайские, Восточно Туркестанские

    Письменные памятники — тюркские рунические письменные памятники VIII—X вв.

    В древнетюркских письменных памятниках использовался оригинальный тюркский алфавит, называемый «руническим» (по сходству со скандинавскими руническими текстами) или «орхоно-енисейским» (по месту находки основных памятников). Древнетюркские письменные памятники — важные исторические документы для изучения древнего языка и литературных приемов, истории, этногенеза, географии, культуры, обычаев, миропонимания древнетюркских племен и народностей. К древнетюркским письменным памятникам относятся памятники, найденные в бассейне pек Енисея и Лены (Сибирь), Орхона, Онгина и Селенги (Монголия); на территории Центральной Азии в долинах pек Талас (Таласские памятники) и СырдарьяЕртис и Иле. Всего обнаружено около двухсот памятников с надписями. Значительный вклад в изучение памятников внесли В.Томсен, В. В. Радлов, П. М. Мелиоранский, О.Банг, Г. Й. РамстедтВ. М. Насилов, И. А. Батманов, А. Н. Кононов, Дж. Клоусон, Т.Текин, С. Г. Кляшторный.

    Орхоно-енисейские надписи, древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Открыты русскими учёными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696—1722 в верхнем течении Енисея; на р. Орхон (Монголия) — Н. М. Ядринцевым в 1889. Дешифрованы датским лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены русским тюркологом В. В. Радловым (1894). Датируются 7—11 вв.; написаны т. н. руническим письмом, восходящим через старосогдийское к арамейскому. Известны 7 групп О.-е. н.: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская. Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, хазарам и печенегам. По жанровой принадлежности выделяются: историко-биографические каменописные тексты Монголии; эпитафийная лирика текстов Енисея и Семиречья; юридические документы, магические и религиозные тексты (на бумаге) из Восточного Туркестана; памятные надписи на скалах, камнях и строениях; метки на бытовых предметах. Наибольшее историческое значение имеют надписи Монголии, излагающие историю 2-го Восточно-тюркского и Уйгурского каганатов.


    написать администратору сайта