символика в живописи 6 класс. символика в живописи
Скачать 3.52 Mb.
|
Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы. На иконе лик или фигура святого занимает основное пространство. Все остальное: палаты, горы, деревья – играет второстепенную роль, но несет определенную смысловую нагрузку: Гора символизирует путь человека к Богу. Дуб – символ вечной жизни. Троица. Икона ХIX в «СИМВОЛИКА В ЖИВОПИСИ» Руки поднятые вверх – моление о мире; вытянутые вперед – моление о помощи; прижатые к щекам – знак певали, скорби. Лестница, изображение которой можно увидеть на некоторых старинных иконах, символизирует духовное возвышение и стремление к Богу. Пещера - является аллегорией преисподней. Чудо Георгия о змие. Икона. ХIX в. Крест -- символизирует мученичество. Копье – в руках святого – победу над темными силами. Указывающий перст – Божественный промысел. Й. ван Клеве. Благовещение (фрагмент) Особое значение в иконописи имеет символика цвета. Основной цвет в иконе золотой, он символизирует свет Царствия Божия. Порой он заменяется желтым и охристым. Красный – цвет животворной энергии, любви, именно он стал символом Воскресения – победы над смертью. Белый цвет всегда являл собой святость и чистоту, поэтому на иконах в белых одеждах изображались праведники и ангелы. Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Икона XV в. Синий – это цвет небесной сферы. Этот цвет в соединении с пурпурным дает вишневый. Матерь Божия изображается в синий или вишневых одеждах, цвета которых означают соединение Земного и Небесного Мира . Чаша и виноградная лоза – символы искупительной жертвы Христа. Голубь – символ Духа святого. . Черный – цвет очень редок в иконе, открыто он присутствует лишь при изображении ада, пещеры, могилы. Он обозначает отсутствие Божественного света. Очень редко в иконописи использовался серый – цвет пустоты и небытия. На иконах отсутствуют тени. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. . Воскресение – Сошествие во ад. Икона XV в. Неизвестный верхнерейнский художник. Райский сад (фрагмент) . Изображение сада – образ идеального мира, потерянный и обретенный рай. Лампа, свеча – это божественный свет. Часы и потухшая свеча означают скоротечность человеческой жизни. И.Ф.Хруцкий. Натюрморт со свечой Зеркало является оком Бога или потустороннего мира. Занавески символизируют преграду между разными мирами. Ковер – ткань мироздания. Петров-Водкин. Натюрморт с зеркалом К. Фридрих. Женщина у окна В европейской реалистической живописи много скрытых символов. Изображение сада – образ идеального мира, потерянный и обретенный рай. Дом – это храм, а очаг – алтарь, так как первым храмом в истории человечества был именно дом. Двери и окна дома символизируют границы между безопасным внутренним и опасным внешним миром. Лестницы вверх или вниз осуществляют связь с небом и преисподней Х. Мемлинг. Ваза с цветами Кувшин для умывания означает чистоту, невинность. Котел как в сказке, обладает волшебной силой превращения и омоложения человека. Лилии, ирисы и роза без шипов связаны с образом Богоматери. Белые цветы апельсина, боярышника, водяных лилий означают чистоту, а яркие такие как пионы, георгины и тюльпаны – тщету богатства. Л.Божен. Пять чувств В натюрморте особое символическое значение приобрели предметы. Это различные сосуды: Вазы содержат воды жизни. В. Ван Гог. Подсолнухи Цветок подсолнечника – символ солнца и преданности. Зеленый - цвет обновления всего живого И.Ф.Хруцкий. Цветы и фрукты – Стол – алтарь. Хлеб, вино и виноград указывают на таинство причастия. |