Главная страница

Двигательная сказка – как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста.. Методическая разработка ФИЗО Двигательная сказка - 922960595. Сказка как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста


Скачать 24.29 Kb.
НазваниеСказка как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
АнкорДвигательная сказка – как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
Дата10.09.2020
Размер24.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетодическая разработка ФИЗО Двигательная сказка - 922960595.docx
ТипСказка
#137483

Двигательная сказка – как средство физического и эмоционального

развития ребёнка дошкольного возраста.

«…Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Научись владеть телом и душой и станешь здоровым, а значит счастливым».

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепления здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

    Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования. 2 

Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний, и чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата либо предрасположенность к частым простудным заболеваниям. А народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова!". Никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психологически или социально. Практика показывает, что нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу, позволяющие грамотно построить процесс обучения, учитывая потребность растущего организма в двигательной активности. 

Двигательная деятельность это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов воспитания детей. Я стремлюсь не навредить ребенку, сохранить здоровье (или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не допуская его ухудшения) и, конечно не давать ребенку почувствовать какой-либо ущербности. Передо мной в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Построение здоровье сберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа, как принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям. В группе, где я работаю, созданы условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.

Наряду с поиском современных моделей воспитания возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками, в том числе позволяет разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей.

Мои воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные, добрые и приветливые, кроме того они очень любят спортивные мероприятия. В самостоятельной деятельности у них преобладают игры, основанные на движении. По результатам наблюдений выявлено, что уровень физического развития детей находится на недостаточно хорошем уровне. Проанализировав свои наблюдения и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей к физкультуре, я применила необычный способ вовлечения детей в двигательную активность - составление «двигательных сказок», как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции образовательных областей «Физическое развитие», и «Художественно – эстетическое развитие».

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческого потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев - это движение и положительные эмоции.

Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в театрализованной деятельности. Двигательные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений. Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам.

Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по стихам С.Михалкова, К.И.Чуковского, Е.А Благининой и других детских писателей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворения.

На следующем этапе я предложила детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, написанные А.И.Константиновой и предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. и сказки о здоровье, автор М.Л.Лазарев, из развивающего учебного материала по программе «Здравик».

Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям схемы, которые в понятной ребёнку форме содержат название упражнения и схему его выполнения. Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились.

Работу над двигательной сказкой строю в такой последовательности:

- знакомство с содержанием сказки;

- определяется количество персонажей, их характеристики;

- придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;

- соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам – мнемотаблицам;

- проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов;

- выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.

Работа над проигрыванием одной сказки у нас проходила в течение двух - трёх недель, так как предварительная подготовка требует больших временных затрат и определенных знаний и двигательных умений и навыков от детей. Вместе с детьми мы придумывали движения герою, зарисовывали схемы, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получали готовую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в физкультурно-оздоровительную деятельность.

Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми: при проведении специально организованной деятельности по физкультуре, как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспитателем задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей.

Готовые двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. Очень эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми фитбол – гимнастики. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, помощью которых дети знакомятся с названием упражнения и его выполнением. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить несоответствие некоторых сказок структуре выполнения стандартных ОРУ по принципу последовательности (для плечевого пояса, для рук, для ног и т д.). Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки. Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совместных спортивных физкультминутках. Сейчас мы ребятами переходим на новый этап составления двигательных сказок. Возрастные особенности и уровень развития детей старшего дошкольного возраста открывают перед нами новые возможности - это самостоятельное составление двигательных историй. Моя цель: сформировать у детей умение самостоятельно сочинять небольшие двигательно-игровые композиции. Для этого очень важно освоить навыки более точного и детального выстраивания двигательных образов, использовать их, показывая своеобразную манеру эмоционально - пластичной выразительности и перевоплощения. Задача взрослого, помогать детям в этой работе - направлять их, предлагать и корректировать новые образы, связывая их с двигательной активностью. Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровье сбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой.

 Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной общей жизнью».


написать администратору сайта