анализ волшебной сказки. Анализ волшебной сказки. Сказка Кощей Бессмертный
Скачать 43.5 Kb.
|
Анализ волшебной сказки.Сказка «Кощей Бессмертный» В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. Данная сказка является волшебной, так как обладает рядом признаков как по структуре, так и по содержанию. Встречаются магические числа и герои: традиционный зачин «в некотором царстве, в некотором государстве...», три сына у царя, три благословенья на поиски матери, Иван-царевич пожалел трёх животных, волшебные преметы (обручальный перстень), богатырский конь, двенадцать молодцов из перстня и т.д. По структуре, определённой Владимиром Яковлевичем Проппом, можно выделить следующие элементы: Вредительство «Только мать их вдруг унёс Кош Бессмертный» Отправка Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал. Отправка Средний сын пождал-пождал, тоже выпросисля у оца, уехал,- и тот без вести пропал. Отправка «Нет, батюшка, благословишь-поеду, и не благословишт-поеду». Отец благословил. Иван-царевич пошел выбирать себе коня... Сам сел и поехал. Трудная задача ...на камне надпись:кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет. Решение Старшие братья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору- и тот час в горе показалась лестница. Трудная задача Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Решение Царская дочь увидела человека, вышла на болкон, кричит ему: «Тут, смотри, у ограды есть щель, потронь её мизинцем, и бедут двери». Трудная задача ...вон у него меч в пятьсот пудов, поднимишь ли его? Решение Иван-царевич не только поднял меч, ещё бросил кверх. Выдача - «У меня смерть,- говорит он,- в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Борьба ...достал ящик, отворил - заяц выскочил и побежал. Где тут удержать зайца! Испугался Иван-царевич, что отпустил зайца, призадумался, а волк, которого не убил он, кинулся за зайцем, поймал и несет к Ивану-царевичу. Он обрадовался, схватил зайца, распорол его и как-то оробел: утка спорхнула и полетела. Он пострелял, пострелял - мимо! Задумался опять. Неоткуда взялась ворона с воронятами и ступай за уткой, поймала утку, принесла Ивану-царевичу. Царевич обрадел, достал яйцо; пошел, доходит до моря, стал мыть яичко, да и ронил в воду. Как достать из моря? Безмерна глубь! Закручинился опять царевич. Вдруг море встрепенулось - и щука принесла ему яйцо. Победа Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит: "Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть!" Тот на коленки против него и говорит: "Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет, покорен". Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко - и Кош Бессмертный умер. Начальная беда «Иван-царевич! Воротись ко мне в дом; я забыла подвенечно платье, брильянтовый перстень и нешитые башмаки». Между тем он спустил мать и царску дочь, с коей они условились дома обвенчаться; братья приняли их, да взяли спуск и перерезали, чтобы Ивану-царевичу нельзя было спуститься, мать и девицу как-то угрозами уговорили, чтобы дома про Ивана-царевича не сказывали. Возвращение Прибыли в свое царство… Получение волшебного средства А Иван-царевич воротился в дом своей невесты, взял обручальный перстень, подвенечное платье и нешитые башмаки; приходит на гору, метнул с руки на руку перстень. Явилось двенадцать молодцов, спрашивают: «Что прикажете?» — «Перенесите меня вот с этой горы». Молодцы тотчас его спустили. Иван-царевич надел перстень — их не стало. Возвращение Пошел в свое царство, приходит в тот город, где жил его отец и братья, Посредничество — «Ступай, баушка, скажи царю, что ты сделаешь; а я пособлю», — говорит Иван-царевич. Свадьба Он стал в ряд с невестой; их обвенчали и повели во дворец. В данной сказке описаны несколько персонажей и все они имеют свои функции (по системе В.Я.Проппа). Антогонист (вредитель) - Кош Бессмертный унёс мать. Даритель Старуха, показавшая богатырского коня и доспехи. Помощники Волк, ворона, щука- помогали Ивану-царевичу добыть смерть Кощея. Двенадцать молодцов спустили с горы. Царевна Мать Ивана-царевича и его братьев. Отправитель Царская дочь. Попросила Ивана-царевича вернуться за забытым подвенечным платьем, брилиантовым перстнем и нешитыми башмаками. Герой Иван-царевич. Добыл смерть Кощея, освободил мать и царскую дочь, помог всем вернуться домой. Ложный герой Братья Ивана-царевича. Когда Иван-царевич отправился за забытым перстнем царской дочери, братья перерезали спуск с горы, чтобы он не вернулся. Старший брат хотел женится на царевне. В древнерусском языке существовало немало слов, созвучных с именем Кощея: «кость», «кощуны» — колдовство, «касть» («кась») – пакость, «костить» или «костерить» – ругать, бранить. Другие ученые считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга». Есть предположения, что имя Кощея говорит о его богатстве. В древнерусском слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым» Существуют разные версии прототипов Кощея Бессмертного. Один из прототипов Кощея Бессмертного – Карачун зимнее славянское божество. Карачун-Кощей — это бог смерти от холода. Появился на свет Карачун из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Согласно легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, День и Ночь, Добро и Зло. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней. Пришло время людям покинуть родину, которая покрывалась льдами. Уйти вслед за рыбами, птицами на далекий материк. Грозному Карачуну служили медведи-бураны и метели-волки. Некоторые исследователи считают, что образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу . Имя этого божества упоминается в ряде летописей после принятия христианства на Руси. Во всех легендах, песнях и сказаниях Чернобог предстаёт как некая тёмная сущность и повелитель всех воинств загробного мира, подземного царства. Чернобога называли также и Черным змеем, и Кощеем. В некоторых мифах говорится о том, что Кощей – сын Чернобога. Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. Праздник Чернобога отмечается 29 февраля. В эпоху двоеверия на Руси прототип Кощея – святой Касьян. Святой Кассиан, живший в V в., прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии. Народные русские предания, легенды и поверья, сделали образ Святого Касьяна отрицательным, хотя этот реальный человек жил праведной жизнью. Так как именины святого отмечаются 29 февраля, образ Чернобога и святого Касиана как бы «срослись». В народе его называли Касьяном Завистником, Касьяном Скупым, Касьяном Грозным... Внешность и характер были у него отвратительные. Косящие глаза и мертвящий взгляд. На Руси говорили: «Касьян на траву взглянет – трава вянет, на скот – скот дохнет, на дерево – дерево сохнет. На народ взглянет – народу тяжело». Поэтому в Касьянов день (Кощий день) боялись выходить из дому, чтобы не попасть под «глаз Касьяна». Интерес вызывает значение отдельных атрибутов смерти Кощея. Местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной – яйцом – и подчёркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо» бога Рода. Просматривается мотивы подъема на гору как путешествия в мир иной, а также лестница и ее роль в восточнославянском погребальном культе. В сказке встречаются различнве художественные средства, отрибутивные сочетания прилагательного с существительным, в том числе эпитеты (конь богатырский, чугунный камень, чугунная доска, нешитые башмачки). Гипербола ( поднял и бросил кверху меч в пяпьсот пудов, с одного маху забросил чугунный камень на гору в полтораста пудов) Повторы, как признак параллелелизма в развитии действия и аккомуляции событий («пождал-пождал», «напоила-накормила», «плакала, плакала»). Таким образом, в рамках приведённого анализа можно сказать, что сказка «Кощей Бессмертный» является волшебной сказкой с насыщенным составом событий, типичными героями. |