21 вопрос. Скульптура рысы барока дралянай скульптуры
Скачать 13.64 Kb.
|
Скульптура: рысы барока ў драўлянай скульптуры Художественный стиль барокко являлся доминирующим в искусстве Беларуси в XVII - XVIII в. Стремление барокко к отражению жизни во всем его богатстве и разнообразии обусловило синтез эстетыки барокко с местными художественными традициями и вкусами. Масштабнасць и пластическая выразительность барокко вызвали его обращение к скульптуре и резьбы. С учетом больших цен мрамора и затрат на обработку камня белорусское барокко широко обратилась к традиционному материала - дерева. Широко распространено барочной станковой скульптуры было связано с Брестской церковной унией 1596 г. в результате которой в Беларуси появилась и быстро приобрела широкое распространение новая христианская конфессия - греко-католическая или униатская церковь (до 70% верующих). В отделке униатских храмов появились деревянная манумантальная скульптура и декоративная резьба алтарей. Великолепный и вычурный стиль барокко широко использовал соответствующие алтари, богато декорированные флемаванай ( "зихацистай", фламандской) резьбой. Декоративная и покрашена под более престижные материалы сквозная резьба быстро была усвоена белорусскими мастерами. С течением времени она даже проникла в Московское государство как "белорусский резь". Белорусские мастера не только копировали западноевропейские образцы. Они широко использовали растительные и даже ориентальной мотивы. Яркими памятниками деревянной скульптуры и "белорусского рези" являются хорошо сохранившиеся до наших времен алтаре Фарного или Иезуитского костела Франциска Ксаверия (1737 - 1760) в Гродно и костела Иоанна Крестителя в Волпе (около 1634). Алтарь костела в Волпе впечатляет контрастным сочетанием черного фоновой тонировки с позолоченными фигурами Иоанна Крестителя и Св. Казимира и изысканной сквозной резьбой. Определенное представление о барочной деревянной скульптуры Беларуси дают костелы Вознесения Девы Марии в д. Одельск и Девы Марии в д. Поречье Гродненского р-на. Это деревянные постройки второй половины XVIII в., Которые сочетают в себе элементы эстетики барокко и традиционного белорусского искусства. В таком интерьере особенно органично воспринимаются раскрашенные деревянные скульптуры апостолов и ангелов. К сожалению много барочных деревянных скульптур были утрачены во время войн ХХ в. После Второй мировой войны большое количество скульптур попала в музеи г. Минска. Это скульптуры Св. Себастьяна из костела Архангела Михаила в Новогрудке, Распятие из Волковысского района, Архангела Михаила из храма Рождества Богородицы в д. Трабы, Св. Павла и Св. Иоанн из Николаевской церкви в д. Негневичи и другие. Ряд произведений деревянной скульптуры содержит экспозиция Гродненского музея истории религии. Памятники белорусского барочной деревянной скульптуры и алтарной резьбы по дереву могут широко использоваться в качестве туристических ресурсов при разработке не только этнокультурных маршрутов, но и традиционных культурно-познавательных маршрутов. |