ДОКЛАД. Расцвет Руси при Владимире Великом и Ярославе Мудром. Слайд 1 Древнерусское государство в конце x первой половине xi в. Слайд 2 Владимир i святославич (Святой) (9801015 гг.)
Скачать 41.45 Kb.
|
Слайд 1 Древнерусское государство в конце X первой половине XI в. Слайд 2 Владимир I Святославич (Святой) (980–1015 гг.) Перед смертью Святослав разделил свои владения между тремя сыновьями. Старший Ярополк получил Киев, Олег сел в древлянской земле, а «робобич» (то есть сын служанки) Владимир сел на княжение в Новгороде. В 977 г. между Ярополком и Олегом разгорелся военный конфликт, закончившийся смертью последнего и присоединением его владений к землям Ярополка. Владимир, опасаясь участи брата, бежал из Новгорода в Скандинавию, откуда вернулся вместе с сильной варяжской дружиной. В 980 г. при поддержке скандинавских наемников Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк, а в дальнейшем организовать убийство своего брата Ярополка и захватить Киев. После утверждения своей власти над Древнерусским государством Владимир в течение нескольких лет совершал походы на племенные объединения, вышедшие из-под власти Киева в результате междоусобицы. Были вторично покорены вятичи, радимичи, обложены данью белые хорваты, волжские булгары и балтское племя ятвягов. Кроме того, Владимир успешно воевал с молодым Польским королевством за обладание Червенскими городами. Постоянной угрозой для государства Владимира были печенежские орды, кочевавшие в степях Северного Причерноморья и регулярно совершавшие опустошительные набеги на земли Киевской Руси. Для предупреждения печенежских набегов на южных и юго-восточных границах Руси были возведены земляные валы и организованы заставы, призванные предупредить жителей княжества о новом нашествии. При Владимире окончательно исчезают последние племенные династии, вся власть над землями, входившими в Древнерусское государство, перешла к потомкам Рюрика (местная династия сохранилась лишь у вятичей, слабо контролируемых Киевом). Для организации управления в регионах Владимир «сажал» в городах своих сыновей. Помимо старых племенных центров в период правления Владимира появляются новые города. Князь заложил новые города Владимир-Волынский, Белгород, Переяславль. Слайд 3 На период правления Владимира приходится и утверждение на Руси христианства в качестве государственной религии. Стремление укрепить центральную власть вынуждало Владимира искать идеологическую (религиозную) опору для своей власти. После захвата Киева в 980 г. он попытался провести реформу языческого культа. Был выработан единый пантеон языческих божеств (главным богом признавался громовержец Перун покровитель князя и дружины), в Киеве выстроено роскошное капище. Однако рыхлость язычества отсутствие догматики и стройной жреческой организации вынудила Владимира отказаться от идеи использования язычества для укрепления княжеской власти. Слайд 4 В Повести временных лет (далее ПВЛ) сохранилось предание о «выборе веры», согласно которому Владимир выбирал новую религию из ислама, иудаизма и христианства. Согласно летописи в 986 г., в Киев прибыли представители трех стран с предложением принять их веру. «Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». За ними пришли иноземцы из Рима и обратились к Владимиру: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги просто дерево». Потом прибыли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». Ислам князь отверг, так как ему показалось обременительным воздержание от вина. От иудаизма отказался из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение посланцев папы римского. Слайд 5 После проповедников из болгар, немцев и иудеев в 986 г. в Киеве появился греческий философ. Ответом на его речь изложение библейской истории, Ветхого и Нового заветов стала осторожная фраза Владимира: «Пожду еще мало». «Испытание вер» продолжилось на следующий год. В 987 г. Владимир созвал бояр и старцев градских для совета, что ответить посланникам. В ответ он услышал: «Знай, княже, что своего никто не бранит, но всяк хвалит. Если хочешь разузнать лучше, то вот есть у тебя мужи, пошли их, пусть испытают, у кого какая служба и кто как служит Богу». Были избраны десять мужей, «добрых и смысленных», которые отправились сначала «в болгары», а затем к немцам. Церковная служба у «болгар» и немцев посланникам не понравилась. Затем они прибыли в Царьград, где предстали перед «царем». Их восхитила красота и торжественность церковной службы, убранства храма, богатство святительских облачений. Вернувшись в Киев, посланники предстали перед Владимиром. Слайд 6 Из документа (Повесть временных лет): "Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той…" Слайд 7 Однако это красивая легенда. Выбор Владимиром христианства был обусловлен рядом объективных факторов. Во-первых, христианство уже имело прочные корни в Киеве. Его исповедовали бабка Владимира княгиня Ольга и, возможно, его старший брат Ярополк. Во-вторых, христианство было официальной религией Византийской империи наиболее могущественного европейского государства X в. и главного торгового партнера Руси. В 987 г. флот Владимира подошел к Херсонесу (Корсуню) столице византийских владений в Крыму. Владимир взял город и в обмен на возвращение его под власть империи потребовал прислать христианских священников для крещения (кроме того, Владимир потребовал отдать ему в жены сестру императора Анну). В Корсуне Владимир и его дружина крестились. Вернув Корсунь Византии, Владимир вместе с женой Анной вернулся в Киев. Слайд 8 Согласно ПВЛ, в 988 г. греческие священники, привезенные Владимиром в Киев, массово окрестили жителей Киева, в потом и других русских городов. Однако не все исследователи согласны с летописной хронологией. Некоторые историки (О. М. Рапов, А. В. Карташев) полагают, что крещение киевлян происходило не в Днепре (как часто считают), а в его притоке Почайне, протекавшей по территории ремесленно-торгового района Киева Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г. (известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни). Идол Перуна был свержен и утоплен в Днепре. Навязывание населению новой веры не обходилось без сопротивления. В ряде земель вспыхнули народные восстания (наиболее известное в Новгороде). Отдаленные регионы (например, земля вятичей) еще несколько столетий держались старой веры. Даже там, где христианство утвердилось относительно быстро, языческие божества продолжали долгое время почитаться вместе с христианскими святыми либо же под видом христианских святых (Перун как Илия Пророк, Велес, «скотий бог», как св. Власий, покровитель скота). Кроме того, в полной мере сохранялась вера в низших божеств: домовых, русалок, леших. Подобное сочетание в массовом сознании язычества и христианства получило название двоеверие. Слайд 9 Несмотря на незавершенность христианизации, принятие новой веры имело исключительное значение для дальнейшей истории России. Вместе с христианством на Русь пришла высокая культура христианского мира (грамотность, иконопись, каменное строительство). Под влиянием христианства началось постепенное смягчение нравов восточных славян. Кроме того, принятие новой веры укрепило власть киевского князя. Христианская церковь учила, что любая власть происходит от Бога, и, соответственно, утверждала, что неповиновение князю является сопротивлением божественному замыслу. «Князь! Мы поставлены от Бога в земле русской, чтобы удержать вас от кровопролития», говорил митрополит Киевский Никифор II (1195 г.) великому князю Рюрику Ростиславичу. Слайд 10-23 (до монет) Немного оценки историков того времени: У историков дореволюционного периода существовали различные мнения относительно характера принятия христианства на Руси. Одни считали, что князь сделал это для укрепления самодержавия (С. Ф. Платонов, Н. И. Костомаров), другие – что из личных целей (С. М. Соловьев и Н. М. Карамзин). Так же одни определяли значение как путь к становлению великой державы (С. Ф. Платонов, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев), а другие рассматривали как неизбежный шаг к налаживанию международных отношений (Н. И. Костомаров). Но, тем не менее, по мнению всех вышеназванных историков, Крещение Руси – важнейший факт в истории России, сделавший ее уникальной страной. Само явление двоеверие в дореволюционной историографии впервые было определено и рассмотрено в конце XIX – начале ХХ века С. Ф. Платоновым, и характеризовалось, как тесное переплетение христианства и язычества в результате Крещения Руси. По мнению советских историков Б. Д. Грекова и Б. А. Рыбакова, принятие христианства – классовое событие, можно считать что «верхи» приняли христианство, в то время как «низы» отставали, были на шаг сзади, то есть оставались в «темном язычестве». О двоеверии они говорят, как о невозможности объединить крещение всего народа, как о том, что прийти к всеобщей, единой религии весьма сложно и на это требуются десятилетия. Российский историк И. Н. Данилевский указывает, что при обсуждении двоеверия многие историки отмечают, что понятие язычества часто связано с низами общества, а христианства с верхами, как это представлено в советской историографии. Это, по его мнению, ошибочно, поскольку христианство постепенно проникало и в низы общества, только намного позже через верхи. Проникновение чего-то обширного для государства обычно происходит в верхах общества и потом медленно, десятилетиями проникает в низшие слои. Оценивая роль Владимира I в истории Древнерусского государства, можно утверждать, что при нем оно превратилось из союза слабо связанных друг с другом славянских племен в европейскую державу с мощной центральной властью и единой религией. В народной памяти Владимир под прозвищем «Красное Солнышко» сохранился как мудрый и великодушный князь, защитник русской земли от внешних врагов и заступник несправедливо обиженных. Христианская церковь сохранила память о Владимире как о крестителе Руси и возвела его в равноапостольный чин. Слайд 24 Из документа ( Н. М. Карамзин. История государства Российского) "Владимир с помощью злодеяния и храбрых Варягов овладел Государством; но скоро доказал, что он родился быть Государем великим. Сии гордые Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали в дань с каждого жителя по две гривны: Владимир не хотел вдруг отказать им, а манил их обещаниями до самого того времени, как они, по взятым с его стороны мерам, уже не могли быть страшны для столицы. Варяги увидели обман; но видя также, что войско Российское в Киеве было их сильнее, не дерзнули взбунтоваться и смиренно просились в Грецию. Владимир, с радостию отпустив сих опасных людей, удержал в России достойнейших из них и роздал им многие города в управление". Слайд 25 Ярослав Владимирович Мудрый (1016–1054 гг.) Еще при жизни Владимира началась борьба за власть между его многочисленными сыновьями. В 1014 г., опираясь на варяжских наемников, против отца восстал Ярослав, правивший в Новгороде. Подавить мятеж Владимир не успел. В 1015 г. он умер, и на русских землях разгорелась междоусобица. Власть в Киеве захватил Святополк Владимирович, прозванный Окаянным (возможно, сын Ярополка Святославича), который поспешил избавиться от конкурентов на престол. Согласно данным ПВЛ, по его приказу были убиты любимые сыновья Владимира князья Борис и Глеб (правда, по сообщению скандинавских источников, за убийством братьев стоял Ярослав Владимирович). Слайд 26-27 В 1016 г. произошло столкновение Святополка и Ярослава у Любеча. В битве победила дружина новгородского князя, Ярослав занял Киев. В 1018 г. Святополк, поддержанный войсками своего тестя короля Болеслава Польского и печенегами, выбил Ярослава из Киева, однако из-за размолвки со своими польскими союзниками не смог укрепиться в столице. В битве при Альте Святополк был полностью разгромлен Ярославом, который в 1019 г. окончательно вступил на киевский престол. После поражения Святополка раздоры между Владимировичами не прекратились. В 1023–1024 гг. тмутараканский князь Мстислав Владимирович при поддержке хазар и касогов напал на Ярослава, и разбив его войска, вынудил старшего брата разделить с ним власть. Русь была поделена: Ярослав правил из Киева правобережьем Днепра, Мстислав из Чернигова левобережьем. Только в 1036 г., после смерти Мстислава, Ярослав объединил русские земли под своей властью (власть Киева не признал только племянник Ярослава полоцкий князь Брячислав). Как и его отец, Ярослав закладывал новые города (Ярославль, Юрьев, Новгород-Северский), покровительствовал христианской церкви (при нем были возведены храмы Св. Софии в Киеве и Новгороде, появился первый на Руси монастырь Киево-Печерская лавра, активно велась работа по переводу греческих богослужебных книг). Из документа (Повесть временных лет): "Заложил Ярослав город великий, у того же града золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на золотых воротах святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное…" С именем Ярослава Мудрого связано издание первого письменного свода законов русского государства «Русской Правды» (ее наиболее ранняя часть «Древнейшая Правда» была дарована Ярославом новгородцам в 1016 г.(не все историки согласны с этой датой, есть предположение, что она была составлена в 30-е гг. XI в.). Данный документ ограничил кровную месть кругом ближайших родственников убитого, тем самым сократив возможности для межродовых конфликтов. За ряд наказаний был назначен денежный штраф вира. Из документа (РУССКАЯ ПРАВДА (КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ): "1. Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словении, то назначить за него 40 гривен…" Слайд 28 Внешняя политика Ярослава Мудрого была в целом успешна. В 1036 г. он наголову разгромил печенегов под стенами Киева и навсегда обезопасил свое государство от их набегов. Кроме того, Ярослав совершил несколько успешных походов в Прибалтику, результатом которых стало подчинение Киеву ряда балтских племен. В 1043–1046 гг. с переменным успехом воевал с Византийской империей. Однако основным инструментом внешней политики Ярослава были не военные походы, а династические браки. Сам князь был женат на шведской принцессе Индигерде. Благородных невест получили и его сыновья: Изяслав женился на сестре польского короля Казимира I Гертруде, Святослав был женат на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда, Всеволод на родственнице (дочери или племяннице) византийского императора Константина IX Мономаха (от этого брака родился Владимир Мономах). За европейских государей были выданы дочери Ярослава: Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия женой короля Венгрии Андраша I, Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный саркофаг Ярослава ученые открывали трижды (1936, 1939 и 1964 гг.) для проведения исследований. По результатам вскрытия января 1939 г. антрополог М. Герасимов в 1940 г. создал скульптурный портрет князя (см. выше). Известно, что он был хромым. В целом эпоха Ярослава Мудрого считается «золотым веком Киевской Руси». При нем Русь стала в один ряд с наиболее развитыми европейскими государствами. По сообщению Адама Бременского, блестяще украшенный Киев стал «соперником Константинополя». Могущество Ярослава признавали все правители соседних стран. Из документа (Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей): "Княжение Ярослава может назваться продолжением Владимирова как по отношениям киевского князя к подчиненным землям, так и по содействию к расширению в Руси новых начал жизни, внесенных христианством…Ярослав расширял область русского мира подчинением новых земель. Кроме приобретения червенских городов от Польши, он счастливо воевал с Чудью и в 1030 году основал в чудской земле город Юрьев, названный таким образом по христианскому имени Ярослава, нареченного Юрием в крещении…Ярослав более всего оставил о себе память в русской истории своими делами внутреннего устроения. Недаром во время борьбы со Святополком киевляне называли его "хоромцем", охотником строить. Он действительно имел страсть к сооружениям. В 1037 году напали на Киев печенеги. Ярослав был в Новгороде и поспешил на юг с варягами и новгородцами. Печенеги огромною силою подступили к Киеву и были разбиты наголову. (С тех пор уже набеги их не повторялись. Часть печенегов поселилась в русской земле, и мы в последующие времена видим их наравне с русскими в войсках русских князей.) В память этого события создана была Ярославом церковь Св. Софии в Киеве на том месте, где происходила самая жестокая сеча с печенегами…Ярославу принадлежит начало сборника древних законов под названием "Русской Правды"…Главный предмет Ярославовых законоположений - случаи обид и вреда, наносимых одними лицами другим". Социально-экономическое развитие русских земель к середине XI в.На протяжении X–XI вв. наблюдается неизменный рост экономики Древнерусского государства. Как и раньше, действовали великие торговые пути: «из варяг в греки» и волжский («серебряный») путь, завязываются торговые отношения с городами Центральной и Западной Европы. Из Руси вывозились не только ресурсы (пушнина, воск, мед, смола, лен), но и ювелирные изделия, оружие, замки, костяные изделия и пр. Ввозили предметы роскоши, фрукты, пряности. Активно развивалась и внутренняя торговля. Больших успехов достигло ремесленное производство к середине XI в. на Руси существовало несколько десятков видов ремесленного производства, в том числе и такие узкоспециализированные ремесла, как оружейное дело, ювелирное дело, производство стекла. Развитие торговли и ремесла способствовало росту количества крупных городских центров. Скандинавы не случайно называли Русь «Гардарикой» страной городов. Всего к середине XI в. на Руси было более полусотни городов, их количество постоянно увеличивалось. Крупнейшими городами, не только не уступавшими, но и превосходившими европейские по численности населения, были Киев, Новгород, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Ростов. Центром каждого города был укрепленный детинец ( позднее кром, кремль), на котором располагался княжий двор резиденция князя или его наместника. Вокруг нее располагались дворы представителей местной знати (дружинников и бояр). Далее шел подол (посад) место жительства основной части горожан, расположения ремесленных слобод (районов, населенных ремесленниками одной специальности), торжища. Кроме того, в каждом городе обязательно было несколько церквей или храмов (до нескольких десятков). Слайд 29 Развитие производства способствовало ускорению классового расслоения древнерусского общества. Законодательное закрепление складывавшихся классовых и, соответственно, имущественных отношений, начавшееся при Ярославе Мудром, способствовало оформлению сословных групп. Наиболее привилегированной группой населения были дружинники. К середине XI в. дружина потеряла характер исключительно военного института и стала обозначать слой населения, приближенный к власти. Выделяется старшая и младшая дружина. Старшие дружинники получали от великого князя «в кормление» села. Наследуемые земельные владения старшей дружины получают название «вотчина», а сами старшие дружинники постепенно начинают именоваться боярами. Младшая дружина (гриди, отроки, детские), продолжавшая пребывать при князе в качестве военной силы, кормилась с княжеских сел и военных походов. Некоторые дружинники начинают выполнять административные функции, становятся княжескими чиновниками. Так, дружинник-ябетник вершил суд, мечник собирал подати и штрафы. Помимо дружинников высоким статусом в обществе пользовались княжеские управители тиуны, фактически составлявшие основу бюрократического аппарата Древнерусского государства. Основная масса населения была представлена смердами свободными крестьянами-общинниками, обязанными платить налоги в пользу князя, а также отбывать различные повинности. Ниже смердов в социальной структуре древнерусского общества находились зависимые слои населения: Рядовичи поступившие на службу и ставшее зависимым по «ряду» (договору). Закупы взявшие купу долг и таким образом попавшие в зависимость до отдачи или отработки долга. Холопы рабы (фактический статус мог разниться, так, например, тиуны считались «княжьими холопами»). Челядь рабы-иностранцы (имели меньше прав, чем холопы). Слайд 30 Историки о феодализме на Руси В начале XX в. Н. П. Павлов-Сильванский показал существование в русской истории XIII—XVI вв. феодализма, под которым он понимал: 1) «раздробление верховной власти или тесное слияние верховной власти с землевладением», 2) иерархическую организацию вассалитета—сюзеренитета, объединяющую раздробленную на домены-сеньории территорию, 3) условное землевладение — феоды-поместья, с которыми сосуществовала крупная феодальная аллодиальная собственность — вотчины. Такое утверждение единства исторического развития Руси и стран Западной Европы идейно опиралось на быстрое индустриальное развитие России того времени, на открытую экономическую политику правительства, в результате чего страна оказалась в числе передовых мировых держав, а это свидетельствовало о единстве исторического пути России и Запада. В советский период широко распространилось ограниченное понимание феодального строя. В 1933 г. Б. Д. Греков поставил вопрос об изучении общественного строя Киевской Руси как процесса развития феодализма в результате разложения племенного строя. Его исследования показывали конкретно-историческое содержание многообразных форм феодальных экономических отношений, формирования государства, которые пришли на смену племенам и племенным связям. Б. Д. Греков оказался во главе значительного научного направления, раскрывающего в самых различных областях жизни древнерусского общества воздействие феодальных социальных отношений. Он считал Киевскую Русь феодальным государством, в основе которого лежала крупная феодальная земельная собственность — вотчина, обрабатываемая трудом зависимых крестьян. В 1970-х гг. историк И.Я. Фроянов выразил сомнение в существовании феодального строя в Древней Руси. Он полагал, что наличие крупного землевладения не позволяет определить его социальную сущность. Фроянов сделал вывод о незначительном уровне развития крупного землевладения и хозяйства в X—XII вв. и почти полном отсутствии феодальнозависимых категорий населения. Русские земли и княжества во второй половине XI в.Порядок престолонаследия, установившийся после смерти Ярослава Мудрого, получил название лествичного. Князья поочередно продвигались от менее значимого княжеского «стола» к более значимому «столу» в соответствии со старшинством в роду. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. В случае если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на «столе» своего отца, его потомки лишались прав на данный «стол» и становились безземельными князьями «изгоями». Подобный порядок препятствовал обособлению земель, так как князья перемещались от одного стола к другому, но в то же время порождал постоянные конфликты по вопросам старшинства между племянниками и дядьями, а также между князьями-изгоями и прочими князьями. После смерти Ярослава в 1054 г. Русь была разделена между пятью его сыновьями. Двое младших сравнительно быстро умерли, после чего утвердилось коллективное управление трех старших братьев (Изяслава Киевского, Святослава Черниговского, Всеволода Переяславльского), также известное как «триумвират Ярославичей». Правление братьев было беспокойным. К середине XI в. причерноморские степи оказались заняты сначала торками, а затем тюркоязычными кочевниками половцами (куманами), которые начиная с 1060 г. начали совершать регулярные опустошительные набеги на русские земли. Княжеские дружины оказались не в состоянии противостоять половецкой коннице и несколько раз терпели тяжелые поражения (так, в 1068 г. половцы наголову разгромили войска русских в битве при Альте). Слайд 31 Рост феодального гнета на широкие массы населения вызывал народные бунты и мятежи. Нежелание Ярославичей организовать поход против половцев вызвало в 1068 г. мятеж в Киеве, в результате которого Изяслав был вынужден бежать из города. Неурожай 1071 г. стал причиной восстаний в Новгородской земле и в Ростове. Интересно отметить, что эти восстания проходили под лозунгами восстановления язычества. Очевидно, во второй половине XI в. христианская церковь уже прочно ассоциировалась у угнетенных слоев населения с привилегированными сословиями. Слайд 32 В попытке сдержать рост общественных противоречий Ярославичи издали новую редакцию «Русской Правды» (т. н. «Правда Ярославичей»), которая помимо прочего полностью отменяла кровную месть и заменяла ее вирой денежным штрафом. Из документа (РУССКАЯ ПРАВДА (ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ): "…2. По смерти Ярослава, снова собравшись, сыновья его, Изяслав, Святослав, Всеволод, и мужи их, Коснячко, Перенег, Никифор, отменили месть за убитого, заменив ее выкупом деньгами; а все остальное — как Ярослав судил, так и сыновья его установили. 3. Об убийстве. Если кто убьет княжего мужа в разбое, а убийцу не ищут, то виру в 80 гривен платить верви, где лежит убитый, если же простой свободный человек, то 40 гривен. 4. Если которая-либо вервь будет платить дикую виру, пусть выплачивает ту виру столько времени, сколько будет платить, потому что они платят без преступника…" Помимо нашествий внешних врагов и народных волнений положение Древнерусского государства осложнялась постоянными княжескими распрями. В 50–60 гг. Ярославичам пришлось длительное время бороться со своим племянником, князем-изгоем Ростиславом Владимировичем, а также полоцким князем Всеславом Брячиславичем. Осложнились и отношения между братьями. В 1073 г. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава с киевского престола. Великим князем Киевским стал Святослав Ярославич, который скончался спустя три года. По согласованию с Всеволодом Изяслав вернулся на отцовский престол, что, однако, побудило новые распри. В 1078 г. против Изяслава восстал его племянник Олег Святославич, лишенный отцовского наследства Заручившись помощью половецких ханов, он ненадолго захватил отцовский стол в Чернигове. Вскоре Олег, которому за приведение половцев на русскую землю дали прозвище Гориславич, был разбит войсками Всеволода и Изяслава Ярославичей в кровопролитной битве на Нежатиной Ниве и бежал. Победа над Олегом далась дорогой ценой в битве пал князь Изяслав. Новым великим князем стал Всеволод последний из оставшихся в живых детей Ярослава Мудрого. Слайд 33 Правление Всеволода Ярославича (1078–1093 гг.) ознаменовалось постоянными княжескими усобицами и непрекращающейся войной с половцами, в которой особенно отличился его сын Владимир Всеволодович Мономах. Следующим великим князем был бездеятельный Святополк II Изяславович (1093–1113 гг.). При нем усилился нажим половцев на Русь. Возобновил свои попытки завладеть своей черниговской вотчиной окопавшийся в Тмутаракани Олег Гориславович. Владимир Всеволодович Мономах, не имея возможности организовать общерусскую оборону от половцев вследствие постоянных княжеских усобиц, в 1097 г. созвал русских князей на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашен новый принцип распределения власти между представителями дома Рюриковичей: «Каждый да держит отчину свою». Из документа (Повесть временных лет): "Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду Владимир, Ростиславичам же: Володарю Перемышль, Васильку Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси…" Таким образом, русские княжества фактически стали управляться своими княжескими династиями, признававшими верховную власть киевского князя. Слайд 34 После усмирения князей, не желавших подчинятся новым принципам наследования, распри на время прекратились. Владимир Мономах сумел организовать общерусские походы в половецкую степь. В 1103, 1107 и 1111 гг. Владимир Мономах успешно водил объединенную русскую рать против половцев (особенно масштабным был поход 1111 г. «крестовый поход в степь»). В 1113 г. умер великий князь Святополк II. Его смерть спровоцировала масштабное восстание киевлян против ростовщиков, действовавших при поддержке дружинников Святополка. Боясь разрастания мятежа, киевская аристократия пригласила на княжение популярного в народе Владимира Мономаха Из документа (Повесть временных лет): "…После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: «Пойди, князь, на стол отчий и дедов». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев…" Слайд 35 Став великим князем, Владимир II Всеволодович Мономах (1113–1125 г.) подавил восстание. Для ослабления народного недовольства Владимир издал новую редакцию «Русской Правды» (т. н. «Устав Владимира Мономаха»), в которой законодательно ограничил произвол ростовщиков, улучшил положение кабальных холопов и закупов. Своим непререкаемым авторитетом Владимир смог в значительной степени стабилизировать внутриполитические противоречия, на время прекратить княжеские усобицы, организовать успешную оборону от половцев. В целом восьмилетнее великое княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава Владимировича Великого (1125–1132 гг.) стало периодом временного укрепления Древнерусской государственности. Все русские земли и княжества (включая Полоцк) вновь признали власть киевского князя. Из документа (РУССКАЯ ПРАВДА (ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ)): "…53. Устав Владимира Всеволодовича. А это постановил Владимир Всеволодович после смерти Святополка, созвав свою дружину в Берестове: Ратибора, киевского тысяцкого, Прокопия, белгородского тысяцкого, Станислава, переяславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Иванко Чудиновича, мужа Олега, и постановили, что <долг> взимают из процента на два третий, если <должник> берет деньги в треть; если кто возьмет проценты дважды, то тогда ему взять сам долг; если он возьмет проценты трижды, то <самого> долга ему не брать. Если кто взимает по 10 кун на гривну за год, то этого не запрещать. <…> 56. Если закуп бежит. Если закуп бежит от господина, то становится полным <холопом >; уйдет ли в поисках денег, но уходит открыто, или бежит к князю или к судьям из-за оскорблений своего господина, то за это его не превращают в холопы, но дать ему <княжеское> правосудие. <…>". После смерти Мстислава конфликты между князьями вспыхнули с новой силой. «И раздрася вся земля Русская», писал новгородский летописец в 1134 г. Слайд 36 |