Доклад. история к слайдам. Слайд 1 (вступление)
Скачать 101.11 Kb.
|
Слайд 1 (вступление) В конце XIX века Российская империя считалась могущественным государством в мире с сильной экономикой и устойчивой политической системой. Однако в новом столетии страну ожидала революция и длительная борьба за установление конкретной модели государственности. В начале XX века в стране происходит засилье разнообразных партий с совершенно разными программами и политическими лидерами. Слайд 2-5 (Эсеры) Эсеры образовались в 1894 году (более точная дата неизвестна) в Саратове как небольшой кружок, связанный с командой народовольцев «Летучий листок». Вскоре последних разогнали, после чего социалисты-революционеры начали работать автономно. Рубеж XIX—XX вв. — наиболее бурный в политическом плане период российской истории. В народе множатся революционные настроения. Постоянно создаются какие-либо новые политгруппы. Эсеры — это одна из крупнейших российских политических партий начала прошлого века, относящаяся к левому толку. Расшифровка этого термина обозначает «социалисты-революционеры». Содержание: Зарождение партии Дореволюционная деятельность Февральская революция Последние годы Программа и методы осуществления Наследие эсеров Зарождение партии Эсеры образовались в 1894 году (более точная дата неизвестна) в Саратове как небольшой кружок, связанный с командой народовольцев «Летучий листок». Вскоре последних разогнали, после чего социалисты-революционеры начали работать автономно. Через два года они создали программу, отпечатанную на гектографе. В 1900-м её выпустили за рубежом силами Союза русских эсеров. В 1897 году саратовцы перебрались в Москву, где переименовались в Северный союз социалистов-революционеров. Здесь они начали выпускать прокламации, раздавать листовки. В этот период во главе партии был лидер эсеров Андрей Аргунов. Она получила собственный лозунг, звучавший кратко и ёмко: «В борьбе обретёшь ты право своё». Слайд 6-11 (РСДРП) Начиная со второго съезда РСДРП внутри партии нарастали разногласия между двумя направлениями. Основатель партии Г. В. Плеханов окончательно порвал с крылом большевиков и примкнул к меньшевикам. Различными были даже характеры идеологических вождей. Ленина современники описывают как человека сильной воли, обладавшего холодным умом циника. Своих политических врагов он воспринимал не как живых людей, а как преграду, которую необходимо уничтожить любыми силами. Ненависть к эксплуататорам была в нем сильнее привязанности к рабочему классу. Мартов же был скорее теоретиком и мыслителем. Природа наделила его высочайшим интеллектом. Его авторитет лидера основывался на уме и большой преданности своему делу. Важное значение он придавал моральной и нравственной чистоте. Слайд 12-15 (Кадеты) Конституционно-демократическая партия, или Партия народной свободы (второе название) представляла левый фланг российского либерализма. Кадетов еще уважительно называли «профессорской партией», имея в виду высокий образовательный и культурный уровень рядовых членов и созвездие имен в руководстве партии. Конституционные демократы предложили России проверенные конституционные решения и либеральные ценности, давно привившиеся в парламентских государствах. Однако эти ценности и идеалы оказались невостребованными, что явилось трагедией российского либерализма. Неуступчивость либералов во многом объяснялась неправильной оценкой ими соотношения сил в стране. В условиях, когда антиправительственное движение было еще на подъеме, им представлялось опрометчивым рисковать своей репутацией ради контактов с агонизирующим, как тогда казалось, режимом. Впоследствии Витте с досадой вспоминал: «…В то время общественные деятели побаивались бомб и браунингов, которые были в большом ходу против власти, и это было одним из внутренних мотивов, который шептал каждому в глубине души: «Лучше подальше от опасности». Слайд 16-19 (Союз 17 октября, «октябристы») Название партии было выбрано исходя из даты издания знаменитого Манифеста 17 (по ст. ст.) октября 1905 года, который, помимо прочего, остановил разделение либерального лагеря. До этого события политические партии не были партиями в современном понимании, то есть это были нелегальные политические объединения. Однако Манифест 17 октября объявлял о формировании первого в России парламента, что предполагало возможность создания легальных политических партий. Одной из первых таких партий стал «Союз 17 октября». Задумка создания «Союза» состояла в том, чтобы объединить все центристские политические силы страны. При этом объединение было весьма вольным. Вступавшие в «Союз» партии не были обязаны распускаться, платить членские взносы, да и партийная дисциплина скорее отсутствовала, поэтому говорить об этом объединении как об организованной политической силе не приходится. Социальной основой партии послужили крупные землевладельцы и предприниматели. Центризм «Союза» выразился в поддержке действий правительства в вопросах наведения в стране порядка (дабы остановить революцию и не допустить новую). Однако мечты октябристов о проведении в стране решительных либеральных реформ не оправдались. В результате уже к началу 1906 года «Союз 17 октября» начал критиковать правительство. Слайд 20-24 (Черносотенцы) В науке обычно указывается, что их идеи основаны на знаменитой триаде министра просвещения при императоре Николае I Сергея Семеновича Уварова «Православие, самодержавие, народность». В литературе взгляды Уварова получили обозначение теории «официальной народности». В конце 30-х годов XIX века свои идеи начали развивать славянофилы. Они тоже в своих работах излагали свое понимание понятий теории «официальной народности». Считается, что славянофилы вкладывали в них иное содержание, чем сторонники этой теории. У черносотенцев было много разных организаций и партий. Они предпринимали попытки объединиться, которые не привели к достижению этой цели. Разные организации имели свои программы. Как уже понятно из изложенной истории Союза русского народа, между идеологами движения возникали разногласия, которые не удавалось разрешить в рамках организации, и из нее выходили многие члены. Есть мнение, что программы черносотенцев не были в полной мере ясными и с четко обозначенными позициями по всем поставленным вопросам. Тем не менее, выделяются определенные общие всем черносотенцам принципы. Они выступали за сохранение самодержавного строя, за единение царя с народом через совещательные собрания как земские соборы, за сохранение территориального состава России, за сохранение помещичьего землевладения, за решение крестьянского вопроса через помощь от государства (например, выдачей кредитов), за свободу слова, печати, собраний. |