Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные признаки государства

  • Система налогов и сборов.

  • Существует несколько подходов к исследованию сущности государства

  • Типология государства

  • понятие и сущность государства. Смирнова А. Е. 40. 03. 01 Юриспруденция


    Скачать 7.06 Mb.
    НазваниеСмирнова А. Е. 40. 03. 01 Юриспруденция
    Анкорпонятие и сущность государства
    Дата30.04.2022
    Размер7.06 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлапонятие и сущность государства.pptx
    ТипДокументы
    #506078

    Понятие и сущность государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

    Выполнила: Смирнова А.Е.

    40.03.01 Юриспруденция

    Понятие и сущность государства

    Государство

    — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

    Основные признаки государства

    • Государственная территория
    • Наличие публичной (государственной) власти
    • Политическая организация власти
    • Система налогов и сборов.
    • специальный аппарат управления обществом
    • Суверенная организация власти
    • Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками

    Сущность государства

    Сущность государства 

    — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие.

    Существует несколько подходов к исследованию сущности государства

    • Классовый подход 
    • Общесоциальный подход
    • Теория элит
    • Технократическая теория 
    • Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
    • Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

    Формационный подход

    Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

    Достоинства формационной типологии:

    • 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
    • 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
    • Недостатки:

    • 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
    • 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

    цивилизационный подход

    В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

    Достоинства цивилизационной типологии:

    • 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
    • 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
    • Недостатки:

    • 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
    • 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества.

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта