Проект. побединская проект. Сны и сновидения в русской литературе
Скачать 40.18 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ВЛАДИМИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПРОЕКТ По дисциплине: «Литература» на тему: «Сны и сновидения в русской литературе». Выполнила: Студентка гр. БД1-8 Побединская Дарья Проверила: преподаватель литературы Голубева Н.Н Владимир 2022 Содержание Введение………………………………………………………………………………….3-4 Глава 1. Общие сведения о снах……………………………………………………….5 Глава 2. Роль сновидений в психоанализе…………………………………………...6-7 Глава 3. Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века…………………………………………………8-12 3.1 Сны как средства раскрытия противоречивости сознания героя в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»……………………………………..8-9 3.2 Пророческий сон в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»………………….10-12 Заключение………………………………………………………………..…………….13-14 Список используемой литературы………………………………………………………15 Приложения……………………………………………………………………………..16-22 Приложение 1.Зигмунд Фрейд. Биографическая справка………………..……….……...16 Приложение 2. Четыре сна Раскольникова в романе «Преступление и наказание»...17-20 Приложение 3. Сон Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин"………………….21-22 Введение Человечество все дальше и глубже проникает в тайны Вселенной. Но, несмотря на успехи во многих отраслях, большая часть загадок этого мира не разгадана. И, что удивительно, сам человек еще изучен не полностью. Огромной загадкой для ученых является сознание человека. Но самой большой тайной является то, как процессы в мозге создают субъективные ощущения, уникальные для каждого человека. Узнав, что сон, обычные человеческие сновидения, еще не до конца изучены, я заинтересовалась этой темой. По словарю Д.Н.Ушакова, сон – это периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которого полностью или частично прекращается работа сознания. Кроме того, словом «сон» называют последовательность образов, которые человек может помнить. Но зачем нужны эти образы и сновидения человеку? В этом пытались разобраться многие ученые, поэты, писатели, начиная еще с пятого века до нашей эры. Но к единому выводу они так и не пришли, поэтому эта тема актуальна и сегодня. Мне кажется, что сновидения имеют различные функции. Во-первых, они отражают человеческие переживания или скрытые желания. Во-вторых, иногда случается такое явление как вещий сон. Это сновидения, которые предсказывают то, что чуть позднее произойдет в реальности. Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить её как можно больше. Как любителю русской литературы мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь же большую роль в этой сфере, и поэтому я выбрала именно такую тему для своего проекта. В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон. Цель проекта: определить роль и смысл снов в произведениях русской литературы. Задачи: 1) узнать научное определение слова «сон»; 2) изучить свойства и механизмы сна; 3) отобрать произведения, которые наилучшим образом отвечают выбранной теме; 4) изучить имеющийся материал по теме исследования; 5) провести анализ произведений; 6) рассмотреть, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях на примере наиболее известных произведений русских писателей 19 века; 7) обобщить и систематизировать полученные результаты, сделать выводы. Методы: исследовательский; анализ и синтез; индукция и дедукция. Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер. Глава 1. Общие сведения о снах. Одну треть нашей жизни мы проводим во сне. Сон необходим человеку так же, как вода и пища. Без пищи человек может прожить около месяца, а без сна человек не проживёт и двух недель. Что же такое сон? Сон – это естественный физиологический процесс, происходящий у живых существ: у человека и животных, у рыб и птиц, у насекомых. Это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность. Сон – это отдых всего организма. Если человеку не давать спать, то иммунной системе наносится вред и организм подвергается воздействию вредных микроорганизмов и веществ и заболевает. Во всём мире проводятся исследования, как во время сна изменяется состояние человека. Оказывается, что наша жизнь делится на три фазы - бодрствование, сон без сновидений и сон со сновидениями. Сновидения необходимы нашему организму. Сновидения выполняют, как бы защитную функцию. Когда мы спим, до нас доходят раздражительные сигналы из внешней среды, например, духота, жара, холод, включенный свет, негромкая музыка и звуки - они включаются в наши сны, но не будят нас, и мы продолжаем спать. Выяснилось, что во время сна, у человека закрыты не только глаза, но и уши. Мышцы, которые управляют слуховыми косточками, во время сна расслабленны, и наши уши не улавливают негромкие звуки. Поэтому мы не просыпаемся от каждого шороха, только более громкие звуки прерывают наш сон. Глава 2. Роль сновидений в психоанализе Сновидения играют важную роль в психоаналитической терапии. Они являются, по словам Фрейда (см. приложение 1), «королевской дорогой к бессознательному». Во снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сновидения могут стать путем понимания скрытых аспектов нашего «Я», особенно, когда исследуются с помощью аналитика. Фрейд полагал, что сновидения защищают сон от вмешательств, как со стороны внешнего мира, так и от беспокоящих аспектов внутреннего. Если внешний раздражитель, например, шум, угрожает течению сна, шум подхватывается спящим и помещается в сновидение, где ему находится объяснение. Сны показывают то, чем мы глубоко озабочены, и могут исполнять наши скрытые желания. Они вырастают из психического конфликта и используют язык сна. Во время сна мы теряем связь с реальностью, вытеснение ослабевает, и бессознательное стремиться к выражению. Обычно сон связан с событием, произошедшим днем, которое, в свою очередь, связано с глубинным бессознательным конфликтом. Сегодня психоаналитики склоны считать, что мы спим еще и для того, чтобы видеть сны, так как во сне происходит проработка новой психической информации. Сон – это сложное и искусное произведение. Он не следует логике пробужденного человека, а больше напоминает поэзию, абстрактное искусство. Сон порождается работой сновидения. За явным сновидением находятся скрытые мысли сна. Задача сна – сделать скрытое явным, используя «лоскутки» из прошлого и настоящего. Эти «лоскутки» складываются в образы самым неожиданным способом. Сырой и шокирующий материал во сне подвергается цензуре. Фрейд считал сновидения компромиссом между вытесненными и вытесняющими силами. Источники сновидения: события дня накануне, ассоциативная связь со значимым воспоминанием. Так называемый «дневной остаток»; подсознательные импульсы; соматические ощущения. Сновидения могут отражать историю болезни, психотические приступы, психотические изменения, прогнозировать болезнь. Функции сновидений: физиологическая: восстановить физиологическое равновесие, восстановить процессы мозга; создающая функция: отыгрывание во сне будущего опыта (интуиция); терапевтическая: избавление от травмирующего опыта; информационная: информация о собственной психике, решение актуальных задач, проблем. Глава 3. Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века Описание сна героя имеет в русской литературе давнюю традицию. К теме сна обращались в своем творчестве многие русские писатели. Сон раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, позволяет выразить «невыразимое», ускользающее от рационального анализа. 3.1 Сны как средства раскрытия противоречивости сознания героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Сны, которые видит главный герой романа «Преступление и наказание» (смотри приложение 3), помогают читателю заглянуть в самые сокровенные «уголки» его души. В романе даны четыре сна героя. Два из них он видит до совершения преступления, а два — после преступления. Первый «страшный» сон возвращает Раскольникова в детство. В этом сне нет радужности, света и тепла. Наоборот, атмосфера города детства Раскольникова напоминает удушливую атмосферу Петербурга. Да и «герои» сна во многом напоминают жителей средних улиц столицы: те же пьяные мужики, жаждущие жестоких развлечений. В этом сне особое место занимает описание жалкой клячонки, забиваемой с особой жестокостью насмерть. Жестокость и бессмысленность происходящего вызывают у маленького Роди щемящее чувство сострадания и осознания своей беспомощности. Автор намеренно детально описывает сцену убийства, ему необходимо подчеркнуть противоестественность человеческой жестокости и насилия. Проснувшийся Раскольников ужасается тому, что задумал, представляя то, что может произойти в случае, если он выполнит задуманное. «Я» Раскольникова противится замышляемому убийству. Второй сон Раскольникова переносит нас в пустыню. Но в этом пустыне есть чудесный оазис, с пальмами и караваном верблюдов. А самое главное в этом сне — вода, голубая, прозрачная и прохладная. Вода выступает во сне как символ жизни. Но герой не прислушивается к своему внутреннему «я», которое стремится к живительной и чистой влаге, а не к насилию и смерти. Следующий сон Раскольников видит после совершения преступления, он возвращает героя на место преступления и заставляет его еще раз пережить момент нанесения удара. Во сне Раскольников пытается убить Алену Ивановну, но та, сидя на полу, беззвучно смеется. Получается, что старушка смеется над героем, смеется над его теорией. Но, скорее всего, это подсознание героя пытается убедить его в бессмысленности и бесчеловечности убийства. Но герой еще не готов к раскаянию. И, наконец, четвертый сон Раскольников видит на каторге. События сна происходят в фантастическом мире. Автор рисует страшную картину апокалипсиса. В этом сне мир представлен сошедшим с ума: утеряны нравственные ориентиры, люди перестали различать добро и зло, они ведут жестокие войны. Мир обречен, потому что каждый посчитал значимым только себя, а единственно правильной — только свою правду. Теперь человеческая жизнь теряет всякую ценность, значит, любого можно лишить ее. Раскольников осознает ошибочность «наполеоновской» теории «вседозволенности». 3.2 Пророческий сон в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин — тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини (смотри приложение 4), автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяне снится: …будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена. Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь: Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет. В хижине, куда затем попадает Татьяна, - веселье (яркий свет, «крик и звон стакана»). Но Пушкин сразу говорит: «Как на больших похоронах», что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на потустороннюю силу. Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Но главное, кроме них Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», Евгения, и причем в роли «хозяина» (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти. Ну чем ни нянюшкина сказка, но та обычно заканчивалась благополучно. Здесь же читатель ждет трагической развязки, и она незамедлительно наступает. Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим Ленского. Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь она старается осознать увиденное, так как верит в предзнаменованье. Сон героини, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой – логическая цепь, за которой последует катастрофа – дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь – это ее будущий муж, генерал. Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах». Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но такая же несчастная, как прежде. Но такова ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя твердую покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть. Сон Татьяны пророческий. Героиня, верившая «преданьям старины», пытается найти объяснение этому сну в книге Мартына Задеки, но не находит. Она убеждена, что сну суждено сбыться. Вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое. Заключение На данном этапе работы над проектом я выполнила следующие задачи: узнала научное определение слова «сон» и изучила свойства и механизм сна; провела анализ отобранных мною произведений; рассмотрев, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях русских писателей 19 века, обобщила и систематизировала полученные результаты. В данной работе были рассмотрены два произведения русской художественной литературы 19 века. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач. Во-первых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». И сон может отражать физическое и нравственное состояние героя, например, сны Раскольникова в романе Достоевского. Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы. Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения. Обращение к лучшим образцам художественной литературы прошлого со всей очевидностью убеждает нас в том, что сны и сновидения - это вечная тайна и загадка, и для того, чтобы постичь их, потребуются ещё века и тысячелетия. Данная работа является лишь попыткой проникновения в данную проблему, но в то же время она позволяет определить многие знаковые вещи, как для понимания литературы, так и для мировосприятия в целом. Список используемой литературы 1. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва Издательство «Художественная литература» 1970г. 560 страниц 2. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «АСТ» 2017г. 352 страницы 3. Интернет ресурсы: 3.1 http://www.b17.ru/article/rol_snovideni_v_psihoanaliticheskoy_tera/ 3.2 http://moyslovar.ru/slovari/vse/slovo/сон Приложения Приложение 1 Зигмунд Фрейд. Биографическая справка Зигмунд Фрейд (полное имя –Сигизмунд Шломо Фрейд) - австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа - теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения. В 1930 году Зигмунд Фрейд был удостоен премии Гёте, именно тогда его теории получили признание обществом, хотя и оставались «революционными» для того периода времени. Приложение 2. Четыре сна Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Первый сон Раскольникова (часть 1, глава 5) «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…<…>…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…<…> Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и еще можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздается: «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет.<…>Вдруг хохот раздается залпом и покрывает все: кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик не выдержал и усмехнулся. И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается! <…> А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха. Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить. <…> Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы. <…> Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…» Второй сон (часть 1, глава 6) «Пообедав, протянулся он опять на диван, но заснуть уже не мог, а лежал без движения, ничком, уткнув лицо в подушку. Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же всё пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку...» Третий сон (часть 3, глава 6) «…Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стукало его сердце, даже больно становилось. И всё тишина. Вдруг послышался мгновенный сухой треск, как будто сломали лучинку, и всё опять замерло. Проснувшаяся муха вдруг с налета ударилась об стекло и жалобно зажужжала. В самую эту минуту, в углу, между маленьким шкапом и окном, он разглядел как будто висящий на стене салоп. "Зачем тут салоп? -- подумал он, -- ведь его прежде не было..." Он подошел потихоньку и догадался, что за салопом как будто кто-то прячется. Осторожно отвел он рукою салоп и увидал, что тут стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он постоял над ней: «боится!» - подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал. Вдруг ему показалось, что дверь из спальни чуть-чуть приотворилась и что там тоже как будто засмеялись и шепчутся. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать, но вся прихожая уже полна людей, двери на лестнице отворены настежь, и на площадке, на лестнице и туда вниз - всё люди, голова с головой, все смотрят, - но все притаились и ждут, молчат... Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли... Он хотел вскрикнуть и – проснулся.» Пятый сон (Эпилог) «Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, - но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.» Приложение 3. Сон Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" «И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена… … недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных… Татьяне страшно: Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой… …Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет. … за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой… … Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет. …Мое! - сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг; Онегин тихо увлекает Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит, За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул… …Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась... |