Сочинение Собачье сердце. Собачье сердце. Собачье сердце притча религиозная, сатира политическая
Скачать 10.69 Kb.
|
«Собачье сердце» — притча религиозная, сатира политическая Есть писатели, остающиеся только в своем времени: произведения их кратковременны, быстро создаются, также быстро забываются. Такие писатели не воздвигали вековечных литературных памятников, не прославлялись на весь мир, их книги не проживут и века; к чему упоминать вечность? Однако есть и писатели, ярко выделяющиеся среди масс талантом, живостью ума, стремлением и мыслью. Их произведения переживают пласты истории, не теряя актуальности, находят отклик в поколениях будущего. И, кажется, корешок сборника перлов литературного мира никогда не покроется пылью и не окажется на обочине истории. Перлов таких бесчисленно много — они разные по жанру, направлению, мысли, языку, форме, размерам. Некоторые из них раскрывают благо в мире, восхваляют его, преподносят процветание в плодах своих дум, другие же предпочитают обращать внимание на недостатки, возмутительность происходящего и выражают свое недовольство устоями нынешнего времени в сатирах и гротесках. Подобным возмутителем был и М. А. Булгаков. Он известен «Мастером и Маргаритой», «Домом Турбиных», «Собачьим сердцем»… За пример хорошей сатиры мы возьмем его произведение «Собачье сердце», написанное в 1925 году, а выпущенное в 1987.Отчего же? Оттого что в каждой строчке повести ясно виделось недовольство М. А. Булгакова по поводу революционных настроений, охвативших Россию в 1920-х годах. Гротеск повествует о неудачном эксперименте профессора Преображенского и его ассистента Борменталя. Эксперимент заключался в пересадке человеческого гипофиза и человеческих семенников бродячему псу, окрещенному москвичами Шариком. Профессор Преображенский надеялся на продвижение в своим изучении омоложения человеческого организма, однако произошло невероятное: пёс Шарик эволюционировал в человека, имя которому будет Шариков Полиграф Полиграфович. Тем не менее профессор недолго радовался: уже на 10-й день он заподозрил неладное: Шариков не подавал надежд высшего разума: пьянствовал, бедокурил, бранился, и в довершение к перечисленным порокам он имел отвратительнейшее чувство стиля: «небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой» , «лаковые штиблеты с белыми гетрами». Но главным его пороком, по мнению профессора, являлась приверженность к революционным настроениям.Словом, Телеграф Телеграфович — полный сборник всего одиозного, низкого и бескультурного. Последователи шариковщины — раковая опухоль на теле общества. Они являются людьми, совсем недавно находящимися на низшей социальной ступени, сейчас же занимающими высокие должности; перед такими людьми открылась масса возможностей, прав, привилегий, а когда такое происходит совершенно неожиданно, а не постепенно, как того требует эволюция общественного мышления, то люди теряются и попадают в омут дозволенности: обнажаются их пороки, грехи, искажается понятие нравственности. Примерив на себя ошейник или портфель, они уже иллюзорно властвуют над беспортфельными, безошейниковыми. « Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, а вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать советы космического масштаба и комической же глупости о том, как надо все поделить, и вы в то же время, наглотались зубного порошку!..» — именно так и видит профессор подобных Шариковых. И со временем степенный, аристократический дом калабуховский теряет свою степенность и спокойную аристократичность под напором невежества Шариковых, Швондеров и пролетариев. «Крышка калабухову»—выносит приговор приюту интеллигенции профессор Преображенский. Крышка не столько калабухову, сколько устоявшимся законам, привычному укладу жизни.Ведется перестройка мира по новым, казалось, диким законам: «все взять и поделить». Под решительным натиском революции история меняет ход и люди вынуждены лишь поддаваться и приспособляться. Сколь удивительна способность писателей сужать волнующие, масштабные события целой страны до событий очередного города N или дома на Пречистенке, сохранив насыщенность этих событий. Булгаков написал настоящий гротеск, настоящую сатиру, сочащуюся иронией. Не зря на чтении рукописи повести во время собрания литераторов в Газетном переулке присутствовал агент ОГПУ, охарактеризовавший произведение так: «…такие вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях «Всероссийского Союза Поэтов»». И в самом деле, не размышляющий читатель не в силах оценить ход мыслей Булгакова.Оттого-то и была напечатана повесть великого писателя в 1986-ом году, спустя 61 год. Помимо политического настроя, в повести присутствует и религиозное направление. Начнем, пожалуй, со значения фамилии профессора Преображенского. Очевидно, что, подобным образом нарекая своего героя, Булгаков замечал в нём подобие Бога, которое вольно изменять и преобразовывать. В самом деле, не раз и не два Шарик называл профессора божеством, господином и властителем: «Филипп Филиппович окончательно получил звание божества». Это совершенно не удивляет читателя: собакам свойственно боготворить своего хозяина: «Рабская наша душа, подлая доля!». Чья же «наша»? Собак?Не только. Это восклицание указывает и на машинисточек, и на поваров, и на швейцаров… В повести постоянно фигурируют и иные атрибуты религии. Эксперимент проводится с католического до православного Сочельника. Стоит отметить, что окончательно очеловечивается Шарик в Рождество Христово, «рождается» первый человек, созданный не Богом. Эскулапы вмешиваются в древние, нерушимые закономерности мира, перекраивают его в надежде усовершенствовать. Впрочем, известно, что надежды вольны дарить разочарование.Подобным разочарованием оказывается и Шариков. Внимание проницательного читателя привлекает «отделение рая», или кухня: «В плите гудело как на пожаре, а на сковородке ворчало, пузырилось и прыгало. Заслонка с громом отпрыгивала, обнаруживала страшный ад, в котором пламя клокотало и переливалось.Клокотало. Лилось».Повариха была под стать кухне: «Острым узким ножом она отрубала беспомощным рябчикам головы и лапки, затем, как яростный палач, с костей сдирала мякоть, из кур вырывала внутренности, что-то вертела в мясорубке».Под личиной райского,божественного,созидательного кроется богопротивное, адовое, порочное.Так и можно описать всю повесть Булгакова. Казалось, человек должен был понять ошибку — он не станет насильственно нарушать законы общества и природы, не будет преобразовывать вековечный порядок вещей, не возбудит необратимые процессы с катастрофичными последствиями. «Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел: – «К берегам священным Нила…» Так заканчивает своё произведение Булгаков. |