Главная страница

Событие. Событие (в философии) сосуществование по Хайдеггеру бытие совместно с другими (бытиевмире) мир всегда тот мир, который я разделяю с другими, мир существования сомир. Исторический обзорправить


Скачать 22.13 Kb.
НазваниеСобытие (в философии) сосуществование по Хайдеггеру бытие совместно с другими (бытиевмире) мир всегда тот мир, который я разделяю с другими, мир существования сомир. Исторический обзорправить
Дата24.11.2018
Размер22.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСобытие.docx
ТипДокументы
#57548

Событие (в философии) — сосуществование; по Хайдеггеру бытие совместно с другими (бытие-в-мире): мир — всегда тот мир, который я разделяю с другими, мир существования — со-мир.

Исторический обзор[править]

Понятие события впервые возникло, по-видимому, в исторической науке. Историческая наука всегда представляла историю как множество произошедших событий – некоторых фрагментов прошлого. Необходимость этого понятия задавалась, во-первых, невозможностью ввиду недостатка данных представить прошлое как непрерывный процесс, во-вторых, привычкой различения в истории несущественной обыденной жизни и существенных событий. К таковым относились, например, смены монархов, войны, революции и т.д. Событие означало нечто выходящее за рамки обычной жизни и поэтому «со-причастное» истории.

Более широкое применение понятия события потребовалось в связи с обсуждением «продолжительности», «временности». До конца 19 века мышление не выходило за рамки субъектно-объектной схемы, предполагающей разделение познающего и познаваемого. Образцом были точные науки, исследовавшие неизменные законы существования объектов. Затем происходит смена парадигмы: разрушение общей онтологической картины мира и осознание невозможности найти во всем некоторые вечные законы привели к необходимости рассмотрения «временности» всего. Событием обозначается то, что, свершаясь, отменяет прежние принципы наблюдения, индивидуализируется, становится уникальным. Событие отличается от пассивного явления, так как обретает индивидуальность. По отношению к событию, в отличие от онтологии, нельзя применить слово «вечное», поэтому возникает вопрос о соотношении события и времени.

Так, А.Бергсон применяет понятие события в связи с временной длительностью того или иного явления. Событие происходит, и в этом смысле находится во времени. Н.О. Лосский рассуждает следующим образом: в мире существуют люди и предметы, причем предметы подвержены изменениям, событием при этом он называет всякое состояние вещей, возникающее во времени и после большего или меньшего промежутка времени исчезающее, отходящее в область прошлого. Таким образом он определяет различение близких по смыслу понятий события и состояния: событие соотносится с изменением состояния вещей. Однако существуя во времени, само, внутри себя событие времени не имеет. Выделяясь из повседневности, событие только внешне занимает некоторый его промежуток, а внутри себя уже не принадлежит времени.

Так, Ж.Делез определял событие как «не-время», развертывающееся во времени в качестве длительности. Теперь можно разделить понятие события и близкое к нему понятие становления. Становление, также представляющее собой некоторую длительность, «становящуюся» собой, в отличие от события не является «не-временем», а имеет собственное время. Понятие становления используется по отношению к процессу, является характеристикой некоторых процессов, и потому отличается от события.

Второй важный момент в понятии события – индивидуальность события – то «сопричастность» его бытию, «со-бытие». Событие, происходя всего лишь однажды, становится частью бытия.

По М.Хайдеггеру, событие – род первоначального различения, предшествующий бытию, длительность, в которой бытие становится тем, что оно есть. Явление – событие в той мере, в какой это явление принадлежит самому себе.

Таким же образом, но с некоторым отрицательным оттенком, понятие события дается в психоанализе З.Фрейда. Событие здесь рассматривается как случай, остающийся очагом внутреннего напряжения, поводом к психической регрессии; событие всегда внешнее и случайное, что вторгается в жизнь человека, так или иначе влияет на него, может представлять угрозу и др.

К понятию события близко понятие ситуации. Ситуация, как и событие, всегда уникальна и индивидуальна. Различие состоит в том, что про ситуацию можно сказать «разворачивается», и это развертывание не может быть бесконечным, поэтому всегда возникает вопрос о некотором разрешении ситуации. Событие же, свершившись, является уже самим собой, со-бытием, сопричастным бытию.

Событие, наряду с состоянием, рассматривается именно как возможное разрешение ситуации, т.е. некоторые события являются возможными результатами ситуаций. Событие в этом смысле означает нечто произошедшее однажды и уже неповторимое, состояние – то, что было зафиксировано как прожитое состояние, в которое принципиально можно вернуться (уже в другой ситуации).

По отношению к власти можно сказать, что власть, как и событие, выходит за структуры повторяемости и регулярности, т.е. не существует внутри них, так как внутри них поведение людей уже задано. Власть всегда существует в специфической ситуации власти, а событие может быть некоторым разрешением ситуации. Власть реализуется, находит себя в произошедшем событии, и мы затем можем обсуждать это именно как произошедшее – примерно так, как мы можем сказать, что в начале 19 века Наполеон обладал властью над Францией.

ИНТЕРЕСЫ (от лат. interest — имеет значение, важно) — потребности, возникающие у людей как отдельных личностей и служащие причиной их действий, а также потребности, формирующиеся на уровне общества как целого и на уровне больших социальных общностей (классов, наций) и порождаемые в конечном счете экономическими отношениями. 

 Как основное условие всякого конечного существования (следовательно, и нашего внутреннего и внешнегоопыта и нашего дискурсивного мышления), время не допускает ни эмпирического объяснения происхождения, ни рационального определения его сущности. В первом отношении можно принять как очевидную аксиомуследующее утверждение одного новейшего психолога: "несомненно, что форма времени существует с самогоначала сознания; поэтому психологическое исследование времени имеет дело только с представлениемвремени и оценкой его". Что касается до рациональных (рассудочных) определений В., то они сводятся кболее или менее замаскированным тавтологиям. Так, например, когда говорят, что время есть порядокявлений в их последовательности, то здесь разумеется, конечно, не всякая последовательность (например, логическая), а именно только последовательность феноменальная во времени, и определение оказываетсяявной тавтологией: время определяется временем. Все философские объяснения времени, непредставляющие пустого тождесловия, имеют метафизический характер и будут рассмотрены под именамифилософов. 
Движение в философии – это всякое изменение вообще.

В это понятие входят:

1.         Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.).

2.         Изменение состояний (биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.).

3.         Переходы из одного состояния в другое (качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.).

4.         Изменение положения тела в пространстве (механическое перемещение, вращение, квантово-механическое перемещение).

5.         Возникновение новых явлений и объектов (социальных, физических, искусственных и природных).

6.         Изменения в форме (изменение внешнего очертания).

7.         Изменение размера (увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций).

8.         Системные изменения (смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т.д. групповых или парных взаимодействий)

и т.д. и т.п., то есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.

Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.

В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только относительно некоего момента устойчивости, относительно некоего момента покоя, содержащего в себе набор характеристик, относительно которых возникает картина происходящих изменений.

Однако, начиная еще с античных времен, в философии утвердилась общая для всех школ позиция, что движение является универсальным и постоянно действующим фактором бытия. Следовательно, само состояние устойчивости объектов, систем или явлений, само состояние стартового покоя, от которого начинается и усматривается их изменение, находится также в составе самого движения, поскольку движение никогда нигде не исчезает и не приостанавливается.

Таким образом, движение есть:

1.         Единство изменчивости и устойчивости текущего состояния объекта, системы или явления.

2.         Единство непрерывности потока изменений и прерывности качественных состоянийобъекта, системы или явления в этом потоке.

3.         Единство абсолютного и относительного, как единство всего мирового движения (абсолютное) и условных состояний покоя в его составе (относительное).

Движение, как изменение, пронизывает все процессы бытия и определяет их характер. Поэтому вопрос источника движения принципиален для философского мировоззрения и решается в нём двояко:

1.Движение проистекает от внутренней способности объектов и явлений к изменчивости(материализм),

2.Движение проистекает только от какой-либо внешней для объектов и явлений причины (идеализм).

Идеалистические течения философии, отрицающие внутреннюю способность материи к движениюпредлагают самые разные источники движения, начиная от Логоса и Перводвигателя, и заканчивая Богом или Абсолютным Духом.

При этом в их системах допускаетсятот или иной момент начала движения в мире и, соответственно этому, допускается возникновение мира во времени, то есть принимается версия сотворённости мира.

Материализм же полагает, что движение – это есть не что иное, как способ существования материи и неотделимый от материи атрибут,присущий ей органически по самой её природе, и этот тезис должен снимать, как вопрос об источнике движения, так и саму возможность начала движения или возникновения мира во времени.

Ведь, если движение – это способ существования материи, если движение – это неотделимый атрибут материи, то, в таком случае, не только материя немыслима по отдельности без движения, но и само движение немыслимо по отдельности без материи.

Следовательно, не существует никаких других причин движения материи кроме самого движения, и, в этом случае, движущаяся материя существовала всегда.

Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие:

1.         Становление – это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия.

Эта категория выражает непрестанный процесс происходящих изменений, которые охватывают весь мир. В становлении мир постоянно «становится» чем-то, что он не есть сейчас, но при этом остается тем же самым, что был всегда.

Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния.

Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие.

2.         Изменение – это превращение объекта, системы или явления в нечто другое.

Эта категория выражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний.

Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах – в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия.

3.         Развитие – это целенаправленное, закономерное и поступательное изменение объекта или системы, предусматривающее переход к необратимо новому состоянию.

Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).

Развитие бывает:

–          эволюционное – медленное, длительное и постепенное накопление изменений предшествующего состояния, и

–          революционное – быстрая, резкая смена предшествующего состояния новым.

По своему направлению развитие бывает:

–          прогрессивным, так называемым, «восходящим» – в направлении от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от менее совершенного к более совершенному;

–          регрессивным, так называемым, «нисходящим» – в направлении, противоположном прогрессу.

В процессах становления, изменения и развития движение осуществляется в различных своих формах.

Формы движения делятся на три основные группы: духовные формы движения, формы движения материи и социальные формы движения.Каждая из форм движения, в свою очередь, состоит из невообразимого множества видов движения.

Формы и виды движения:

1.         Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.

Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения, эстетические пристрастия, творческие акты, процессы исследовательского мышления, накопление и осмысление информации, создание объектов духовной культуры, религиозные воззрения и т.д. и т.п.
2.         Материальные формы движения материи представляют собой:

–          механическое движение – пространственное перемещение материальных объектов, характеризующееся наличием у них траектории.

Виды механического движения: абсолютное, относительное, вращательное, криволинейное, ускоренное, поступательное, циклическое, хаотическое, колебательное и т.д. и т.п.

–          квантово-механическое движение – характеризуется отсутствием траектории перемещающихся объектов.

Виды квантово-механического движения: скачок, спин, флуктуация, аннигиляция и т.д.

–          физическое движение – процессы естественной природы и рукотворных объектов, работающих на физических законах естественной природы.

Виды физического движения: теплота, электромагнетизм, гравитация, полевые феномены, движение света, перестройка электронных оболочек атомного ядра, возбуждение, инерционные эффекты, фазовые переходы и т.д.

–          химическое движение – образование, видоизменение, взаимодействие и разрушение молекул вещества.

Виды химического движения: окисление, восстановление, ощелачивание и т.д., то есть все органические и неорганические реакции, процессы полимеризации, физико-химические явления и пр.

–          биологическое движение – процессыживых организмов.

Виды биологического движения: обмен веществ, движение крови, дыхание, выделение, высшая нервная деятельность, старение, регенерация, оплодотворение и т.д.

Каждая из форм движения может объединяться в группы с другими формами движения, образуя так называемые сложные формы движения (биохимические, физико-химические, социобиологические, биофизические, симбиозы, экосистемы, социально-политические союзы и т.д.). Между всеми формами движения существует взаимосвязь и взаимное влияние друг на друга


написать администратору сайта