Соцальная структура традиционного казахского общества XV-XVIII вв. Содержание Социальная структура казахского общества в 15-18 веке - Казахское общество состояло из 2-х основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признаком. Это ак суйек – белая кость, к ней относились только чингизиды – потомки Чингисхана и ходжи – потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суйек – черной кости. Чингизиды с рождения занимали высокие чины. Управление казахским обществом осуществилось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов “Жетi Жаргы”. На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир. В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи – богатые и кедей – бедные. В казахском обществе важное место занимало духовенство.
«Белая кость» - Султаны и ходжи (кожа) составляли сословие «белой кости». Они находились на самой вершине социальной пирамиды и пользовались привилегированнным положением.
Султаны - К людям «белой кости» относились потомки Чингисхана (чингизиды), которые назывались султанами и составляли особый, не входящий в жузовую систему род торе. Кроме чингизидов, «белой костью» была и мусульманская аристократия – ходжи, потомки сподвижников пророка Мухаммеда.
- Султаны-чингизиды были самой влиятельной политической силой казахского общества. Изначально слово «султан» обозначало понятие верховной власти и ее носителя, государя. В Центральной Азии, по крайнем мере со времен Ханства Абулхаира, оно стало титулом каждого чингизида. Султаном можно было только родиться. Дети чингизидов приобретали этот титул и все связанные с ним права по праву рождения, независимо от своего положения и личных качеств. В казахском ханстве и во всех государствах-наследниках Монгольской империи только чингизид мог быть избран ханом. Поэтому чингизиды казахских улусов часто оказывались в роли правителей Бухары, Хивы и других государств.
Кожа (ходжа) - Потомки пророка Мухаммеда или четырех праведных халифов – Абу Бакра, Османа, Омара и Али, либо потомки миссионеров, распространявших исламскую религию в Центральной Азии в VIII в. В отличие от чингизидов представители данного сословия не имеют единой генеалогии. Кожа пользовались многими привилегиями. К ним нельзя было применять физическое насилие. Среди них было особенно много образованных людей, служителей религии и чиновников.
Бии - Среди казахского народа особыми правами обладали предводители родов и племен – бии. Слово «би» - вариант тюркского слова «бек», соответствующего монгольскому «нойон» и арабо-персидскому «эмир». Влияние биев было огромным и могло порой превышать влияние хана. Оно определялось многочисленностью, древностью и старшинством возглавляемых ими родов, а также авторитетом самого бия. В пределах подвластных биям родов только им (и хану) принадложала судебная, административная и военная власть. Бии были знатоками обычного права и осуществляли суд в соответствии с ним (поэтому суд по обычному праву называют судом биев). Власть придавала биям большой политический вес: наряду с султанами, они участвовали в курултаях и высказывали свое мнение по государственным вопросам. Наиболее влиятельные бии входили в совет биев при хане. Биев можно сопоставить с русскими боярами при князе или царе. Би сочетал в себе четыре качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии (более древней, чем чингизиды).
Баи - В казахском обществе существовало и расслоение по имущественному состоянию: богатый (бай) – бедный (кедей). Баем назывался влиятельный богач, владевший большим количеством скота и движимого имущества. Самые богатые люди имели десятки домов (арбы – кибитки или юрты), сотни верблюдов, десятки тысяч овец и тысячи лошадей. Для них богатство служило предметом тщеславия. Баи составляли довольно многочисленную прослойку общества, но при этом не были особым сословием. Это делало их социально неоднородной группой общества. Богатство давало огромные выгоды и определяло престиж в обществе. Значение бая в обществе определялось значением сословия, к которому он принадлежал. В то же время какой-нибудь султан в экономическом отношении мог быть даже нищим, но пользовался всеми правами и привилегиями. Которые степной закон предоставлял чингизидам.
Батыры - Особую роль в кочевом обществе казахов в условиях постоянной военной опасности играли батыры, которые являлись профессиональными военными. Их вес в обществе определялся ролью в военной жизни (именно они, наряду с биями, возглавляли родовые воинские подразделения), а также близостью к хану или султану. Авторитет и власть батыров зависели исключительно от их личных качеств – отваги, силы, ловкости, в бою, смекалки. Как люди ярких личных качеств, батыры часто претендовали на управление родами. Слава батыров во многом зависела от степных певцов-акынов. Акыны воспевали ратные подвиги батыров своего пода или племени, создавая им авторитет в народе.
Список источников - Учебник по истории Казахстана за 10 класс, параграф 26.
- https://cribs.me/istoriya-kazakhstana/sotsialnaya-struktura-kazakhastanskogo-obshchestva-v-15-18-veke_
|