Главная страница

Сочинение по художественному тексту повествовательного типа


Скачать 35 Kb.
НазваниеСочинение по художественному тексту повествовательного типа
Дата09.04.2023
Размер35 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPrimery_sochineniy_EGE.doc
ТипСочинение
#1049497

Мастер-группа «Сильное сочинение» ------------------------------------- Автор сочинений Е.П. Дудина

Сочинение по художественному тексту повествовательного типа

(Н.Москвин «Отец»)

Передо мной небольшой, но глубокий по содержанию отрывок из произведения советского писателя Н.Я. Москвина. Какими качествами должен обладать по-настоящему хороший отец? Именно этот важный вопрос находится в центре внимания автора.

Вовлекая читателя в совместные размышления об этой проблеме, писатель рассказывает о случае, произошедшем с семьёй девочки Лизы во время Великой Отечественной войны. Перед читателем разворачивается печальная картина: отец Лизы, уходя на фронт, прощается с близкими. Мужчина заранее купил подарки на дни рождения детей и жены, понимая, что вряд ли скоро вернется с фронта. Автору важно показать, что в поступке отца Лизы проявляется его безграничная забота о близких. В тяжелую минуту расставания герой всячески старается успокоить жену и детей, подбодрить их: «Ну, а будет всё хорошо. Война теперь уже легче – фашистов погнали». Из этого эпизода читателю становится понятно, что ответственный, любящий, сильный духом отец всегда заботится о детях и жене, стремясь защитить семью от бед.

Усиливая интерес читателя к поднятой проблеме, Н.Я. Москвин дополняет эпизод прощания с семьёй фрагментом, в котором Лиза вспоминает о довоенном времени, когда её отец был рядом. Писатель акцентирует внимание на истории о том, как Лиза с отцом вместе готовили обед. Этот забавный случай показывает, насколько хорошо Лиза и отец понимали друг друга. Мысленно возвращаясь в те счастливые дни, Лиза сравнивает своего отца с отцами подруг. Читатель узнаёт, что отец девочки не был воплощением мужского авторитета и силы, часто проявлял нерасторопность: «…на ёлке в Доме союзов отец подарок для Лизы прозевал, маляры и монтёры ему грубили, плиток и замков не чинил». Однако автор подчёркивает: несмотря на это, Лиза любит, ценит и уважает своего доброго, заботливого отца. После прочтения этого фрагмента у читателя не остаётся сомнений в том, что хороший отец умеет поддерживать дружеские отношения с детьми, искренне любит их и готов ради семьи на всё.

Эпизод прощания героя с семьёй и фрагменты воспоминаний Лизы об отце являются взаимодополняющими примерами-иллюстрациями, которые позволяют читателю глубже постичь авторский замысел. Гармоничное смысловое единство эпизодов помогает автору продемонстрировать положительные отцовские качества героя в разных жизненных ситуациях. Примеры одинаково важны для понимания точки зрения писателя относительно поднятой проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу о том, какие именно качества, по мнению автора, присущи по-настоящему хорошему отцу.

ИЛИ

Эпизод прощания героя с семьёй и фрагменты воспоминаний Лизы об отце аналогичны по эмоционально-нравственному содержанию и позволяют читателю глубже постичь авторский замысел. Гармоничное смысловое единство эпизодов помогает автору продемонстрировать положительные отцовские качества героя в разных жизненных ситуациях. Примеры одинаково важны для понимания точки зрения писателя относительно поднятой проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу о том, какие именно качества, по мнению Н.Москвина, присущи по-настоящему хорошему отцу.

Позиция автора ясна: Н.Я. Москвин искренне убеждён, что только человек, способный преданно заботиться о семье, по-доброму относящийся к детям, принимающий на себя самые тяжёлые удары судьбы, защищая своих близких, может считаться действительно хорошим отцом.

Эта точка зрения близка и мне. Безусловно, основные признаки хорошего отца, настоящего главы семейства, – внутренняя сила и безграничная любовь к близким. Именно такой отец становится добрым наставником для детей, помогая им духовно расти и смело преодолевать жизненные преграды. Образ хорошего отца показан А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка». Отец Петра Гринёва был строгим, но милосердным: с детства прививая сыну моральные ценности русского офицера и дворянина, он воспитывал мальчика в любви и заботе, поэтому Гринёв вырос благородным человеком.

ИЛИ

Эта точка зрения близка и мне. Безусловно, основные признаки хорошего отца, настоящего главы семейства, – внутренняя сила и безграничная любовь к близким. Мне посчастливилось иметь именно такого отца! В нашей семье всё держится на его могучих плечах: он заботится о нас с сестрой, о нашей маме, о бабушках и дедушках. Отец много работает, но находит время и для меня, у нас общее увлечение – рыбалка. Я считаю своего отца примером настоящего мужчины, сильного и доброго.

Работа над сочинением по тексту Н.Я. Москвина помогла мне осознать, каким должен быть хороший отец. Хочется, чтобы каждый мужчина стремился стать по-настоящему хорошим отцом для своих детей.

Сочинение по художественному тексту описательного типа

(В. Арсеньев «Тайга»)

Как нужно относиться к природе? Этот важный вопрос волнует писателя-путешественника, исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева.

Размышляя о проблеме, автор от первого лица рассказывает о путешествии по тайге. Многодневное пребывание в лесу выдержать непросто: писатель отмечает, что однообразие окружающих картин природы быстро надоедает, «глаз утомляется и ищет простора». В этих словах ощущаются монотонность и скука, одолевающие участников длительных таёжных экспедиций. Читателю становится понятно, что общение с природой далеко не всегда можно назвать лёгким и приятным развлечением.

Однако в следующем эпизоде настроение рассказчика резко меняется и перед читателем открывается совершенно иной аспект проблемы. Внимание путешественника привлёк лесной житель – бурундук. Наблюдая за зверьком, усердно запасающим грибы и орехи на зиму, рассказчик совершенно забыл о скуке и однообразии, которые еще недавно так портили ему настроение. С искренним восхищением описывая старания труженика-бурундука, автор показывает, что природа тайги вовсе не монотонна и не скучна: стоит лишь присмотреться повнимательней, и путешественнику откроется множество удивительных тайн.

Два взгляда на природу – беглый взгляд утомлённого путника и чуткий взгляд исследователя – противопоставлены друг другу. Противопоставление играет в тексте значимую роль: с его помощью автор подчёркивает, что природа тайги, вначале кажущаяся однообразной и неинтересной, на самом деле таит в себе чудесный мир, полный захватывающих сюжетов.

Анализ двух контрастных по эмоциональной окраске примеров-иллюстраций помогает понять позицию автора: волшебный мир тайги открывает свои секреты лишь внимательному и осторожному наблюдателю, поэтому относиться к природе нужно с особым трепетом и почтением, стремясь глубоко постичь её великие тайны.

Позиция автора близка и понятна мне. Действительно, мы часто воспринимаем природу как нечто давно изученное, беззастенчиво пользуемся её дарами, не задумываясь о том, какой удивительный мир скрывается в каждом, даже самом маленьком, природном уголке. Любовь к природе прививают нам русские писатели: К.Г. Паустовский, М.М. Пришвин, В.В. Бианки… Благодаря их творчеству мы учимся ощущать единство с природой и стремимся относиться к ней бережно.

Завершая размышления над текстом В. Арсеньева, отмечу, что природа не прощает безответственного, потребительского отношения. Люди должны помнить об этом, любить природу и изо всех сил стараться беречь её.

Сочинение по публицистическому тексту

(М. Гуминенко «Миссия писателя»)

Эмоциональный и убедительный текст М.В. Гуминенко посвящён важной проблеме: как писатель должен относиться к своему труду?

Размышляя об этом, автор делится своими наблюдениями за поведением некоторых современных писателей. По мнению М.В. Гуминенко, большинство из них недостаточно добросовестно работают над текстом. В подтверждение этой мысли автор рассказывает о писателе, не желавшем исправлять пунктуационные ошибки в собственном тексте. Другой амбициозный сочинитель отказывается адекватно воспринимать критику, а третий – и вовсе путает по невнимательности характеристики персонажей. Подобное отношение к работе ряда представителей писательского цеха вызывает у М.В. Гуминенко недоумение и искреннее возмущение: «…человека, который способен вернуться к своему произведению и поработать над ним, встречаешь крайне редко». По мнению автора, небрежный и безответственный подход в работе писателя недопустим.

Однако не все современные писатели отличаются легкомысленным отношением к работе. М.В. Гуминенко приводит пример, противоположный предыдущему, рассказывая о молодом публицисте, который увлекается литературными ролевыми играми. Этот публицист демонстрирует конструктивное восприятие критики, старается учесть замечания рецензентов, кропотливо и скрупулезно дорабатывает уже готовое произведение. Такой подход к продукту собственного литературного творчества М.В. Гуминенко считает адекватным и всячески поддерживает его. Именно так, с точки зрения автора, и нужно относиться к творческому труду, и это касается не только писателей, но и других представителей сферы искусства, например кинорежиссеров.

Примеры безответственного отношения к труду нерадивых писателей противопоставлены примеру добросовестной и аккуратной работы молодого публициста, стремящегося довести свои тексты до совершенства. С помощью этого противопоставления М.В. Гуминенко решает важную задачу: показать читателю, как нелепо и курьёзно выглядят не желающие корректировать свой текст писатели, какое неуважение они тем самым проявляют по отношению к своим адресатам – читателям.

Анализ противопоставленных примеров-иллюстраций помогает понять позицию автора: М.В. Гуминенко убеждена, что писатель должен тщательно работать над произведением, неустанно совершенствуя текст и придавая ему максимальную точность, образность, выразительность.

С точкой зрения автора трудно не согласиться. Писатели наделены особой просветительской миссией: к их мыслям, запечатлённым в тексте, люди возвращаются снова и снова. Это накладывает на автора особую ответственность: если текст написан небрежно, необдуманно, неграмотно, то и мысли, в этом тексте изложенные, не будут донесены до читателя. Такие горе-писатели никогда не смогут заслужить уважительного отношения в обществе, воспитанном на лучших образцах – текстах Толстого, Достоевского, Булгакова и других блестящих представителей классической литературы.

Завершая размышления над текстом М.В. Гуминенко, отмечу, что писательский труд, как, впрочем, и любой другой, требует от человека полной самоотдачи, а безответственность и халатность недопустимы.

ПРИМЕР АНАЛИЗА ВЗАИМОСВЯЗИ

(причинно-следственные отношения)

Текст И.Ильина о России

Суждения И. Ильина находятся в причинно-следственной связи друг с другом. Тезис автора о постоянном балансировании русского характера между слабоволием и героизмом является следствием из предыдущего суждения о том, что просторы Родины дарят ощущение внутренней свободы, которое без должной самодисциплины оказывается губительным, рождая тягу к безвластию, беззаконию, произволу и замешательству. Причинно-следственная связь между тезисами играет в тексте важную роль: благодаря ей автор убедительно доказывает собственную точку зрения по поставленной проблеме, помогая читателю понять, в чем именно заключается своеобразие русского национального характера.




написать администратору сайта