Историческое сочинение по периоду правления Ярослава Мудрого. Сочинение по периоду истории с 10191054 г
Скачать 15.57 Kb.
|
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г. Период с 1019-1054 гг. относятся к истории Древнерусского государства. Среди множества процессов и явлений следует отметить такие, как: во-первых, политику дальнейшей христианизации, начатую отцом Ярослава, и просвещения; во-вторых, начало создания на Руси «Русской правды» - первого письменного свода законов Древнерусского государства. Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как великий киевский князь Ярослав Мудрый(1019-1054 –годы правления) и митрополит Иларион. Ярослав Мудрый внес огромный вклад в расцвет Киевской Руси: в 1036 г им были разбиты печенеги, что обеспечило мир и спокойствие, происходит оформление церкви, установлен налог в пользу церкви – десятина. В Новгороде, Чернигове, Переяславле, Полоцке создаются епископские кафедры. При Ярославле Киев был крупнейшим центром христианского мира. В Киеве насчитывалось 400 церквей. Заложив храм Святой Софии, который был назван, как и храм в Константинополе, Ярослав показал свое государственное равенство с Византией. Церковь играла просветительскую роль: монастыри и церкви были центрами развития и установления письменности. Ярослав является основателем первой библиотеки на Руси. Именно он настоял, чтобы митрополитом был славянин. В 1051 году им становится Иларион. При Ярославе Мудром начинает формироваться первый свод законов Древнерусского государства «Русская Правда», по которой регулировались отношения в государстве: защищались права на собственность, вводилась вира-штраф и т.д. 17 статей этого свода написал лично Ярослав. Несомненно, большую роль в данный период в истории сыграл святой Иларион, священник села Берестова под Киевом. Он был духовным наставником князя Ярослава. Иларион отстаивал независимость церкви от Константинополя. Он был не только видным церковным деятелем, но и писателем, чей труд «Слово о законе и благодати» явился идеологической концепцией Руси. Историки предполагают, что Ярослав с Иларионом приняли решение о строительстве Собора Киевской Софии. С именем этого митрополита связан первый церковный «Устав» Ярослава-система церковной юрисдикции. Рассмотрим, какие между данными процессами и явлениями существуют причинно-следственные связи. Во-первых, процесс христианизации и просвещения, принятия «Русской Правды», «Устава» Ярослава Мудрого имели общие причины: необходимость создания стройной системы, организации не только церковной, но и правовой жизни общества единого Древнерусского государства; укрепления власти киевского князя. Во-вторых, дальнейшее экономическое, культурное развитие и укрепление международных отношений, которые требовали дальнейшего развития письменности и грамотности. Следствием явилось укрепление власти киевского князя, международного положения Руси, о чем свидетельствуют слова Илариона в храме Святой Софии: что русскую землю знают и слышат в четырех концах земли. Во-вторых, правовые основы, заложенные при Ярославе, существовали до 1497 г. - судебника Ивана 3 .При Ярославе Мудром наблюдается расцвет Древнерусского государства, например, с 11 века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. В этот период появляются летописи, открываются школы … Оценка деятельности данного периода неоднозначна. Историк Карамзин считал, что Ярослав стремился превратить Киев в «новый Константинополь». Большинство историков считает, что князь способствовал укреплению всего государства, и его время называют «золотым веком» Киевской Руси. |