Главная страница

Женские благодетели на материале трактата Наставления женщине. Работа. Социальная стабильность была важна для человечества во все времена. Ее неотъемлемой частью являлись гармоничные и счастливые браки


Скачать 43.95 Kb.
НазваниеСоциальная стабильность была важна для человечества во все времена. Ее неотъемлемой частью являлись гармоничные и счастливые браки
АнкорЖенские благодетели на материале трактата Наставления женщине
Дата28.01.2020
Размер43.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРабота.docx
ТипДокументы
#106201

ВВЕДЕНИЕ


Социальная стабильность была важна для человечества во все времена. Ее неотъемлемой частью являлись гармоничные и счастливые браки. Вопрос о продолжении рода, сохранении родовых богатств и имений остро стоял и в античности. На протяжении многих веков этот вопрос не утратил своей актуальности.

Проблема семейных отношений уже в античности волновала многих представителей литературы того времени. Так «Γαμικά παραγγέλματα» - «Наставление супругам» -  трактат из сборника философско-публицистических сочинений Ἠθικά’, или «Моралии», древнегреческого писателя Плутарха является ярким тому примером.

Плутарх, из Херонеи, до 50-после 120 гг. н. э., греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония, но также значительное влияние на него оказали Перипат и Стоя. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало ее практическое приложение. В молодости много путешествовал. Посетил Грецию, Малую Азию, Египет, был в Риме, где встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу с многими выдающимися людьми, в том числе с Луцием Местрием Флором, близким соратником императора Веспасиана, который помог Плутарху получить римское гражданство.

Однако в скором времени Плутарх возвратился в Херонею. Он верно служил своему городу, исполняя общественные должности. Он собирал в своем доме молодежь, а обучая собственных сыновей, создал своего рода «частную академию», в которой играл роль наставника и лектора. На пятидесятом году жизни стал жрецом Аполлона в Дельфах, старался вернуть святилищу и оракулу былое значение.

Плутарх не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители, написали до него. Но в обработке Плутарха целая традиция, отмеченная знаком его личности, обрела новый облик и именно в таком виде она определяла в течение многих веков европейскую мысль и литературу. Богатству интересов Плутарха (в основном они вращались вокруг семейной жизни, жизни греческих городов-государств, религиозных проблем и вопросов дружбы) соответствовало значительное число его сочинений, от которых сохранилось меньше половины.

Чрезвычайно трудно установить их хронологию. Тематически мы можем разделить их на 2 группы: первая, очень разнородная, охватывает созданные в разные периоды сочинения, в основном философские и дидактические, объединяя их под общим названием Этика (Moralia); вторую составляют биографии. В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например, похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне и ее роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима.

Большую группу составляют также популярно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным для Плутарха является небольшое сочинение «О состоянии духа». В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, «О чрезмерном любопытстве», «О болтливости», «Об излишней робости»). По этим же причинам Плутарх занимался вопросами любви и брака. Во всех этих сочинениях находят отражение педагогические интересы Плутарха, неудивительно, что он поднимал подобные вопросы также в работах «Как нужно молодому человеку слушать поэтов», «Как пользоваться лекциями» и т.д. Тематически приближаются к ним политические сочинения Плутарха, особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей. К сочинениям на темы семей нойжизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене Плутарха - Тимоксене, потерявшей единственную дочь.

Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие — приближенные по своему характеру к научному докладу, в которых Плутарх, не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, тем не менее приводит множество ценных сведений по истории философии. К ним следует причислить сочинения об учении Платона, как например, Платоновские вопросы или «О сотворении души в «Тимее», а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков.

Плутарх писал и о человеческой душе, интересовался психологией, возможно, даже психологией животных, если сочинения о сообразительности и разумности зверей действительно вышли из-под его пера. Вопросам религии Плутарх посвятил многочисленные произведения, среди них так называемые «пифийские» диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах. Наиболее интересным в этой группе представляется произведение «Об Исиде и Осирисе», в котором Плутарх, сам посвященный в мистерии Диониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса.

Об интересе Плутарха к древностям свидетельствуют два сочинения: Греческие дела (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graecae) и Римские дела (Aitia Romaika; лат. Ouaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа).

Сочинение Плутарха «О лике на лунном диске» представляет различные теории относительно этого небесного тела, в конце Плутарх обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов. Пристрастия Плутарха, столь ярко проявившиеся в его биографиях, нашли отражение также в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений Апофтегматы, вероятно, большей частью не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения, как Пир семи мудрецов или Беседы на пиру (в 9 книгах).

В «Этике» Плутарха включены и не аутентичные произведения неизвестных авторов. К важнейшим из них принадлежат: «О музыке», представляющее один из главных источников наших знаний об античной музыке (Аристоксен, Гераклеид Понтийский), и «О воспитании детей», произведение чрезвычайно известное и переведенное в эпоху Возрождения на многие языки.

Однако своей славой Плутарх обязан не Этике, а биографиям. Во вступлении к жизнеописанию Эмилия Паула (Aemilius Paulus) сам Плутарх очерчивает преследуемые им цели: общение с великими людьми древности несет в себе воспитательные функции, а если не все жизнеописания привлекательны, то ведь отрицательный пример тоже может воздействовать устрашающе и обратить на путь праведной жизни. В биографиях Плутарх следует учению перипатетиков, которые в области этики решающее значение приписывали действиям человека, утверждая, что каждое действие порождает добродетель. Плутарх выстраивает их согласно схеме перипатетических биографий, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя и ее обстоятельства. Желая обрисовать деяния своих героев, Плутарх использовал доступный ему исторический материал, с которым обходился довольно свободно, поскольку полагал, что пишет биографию, а не историю. Его прежде всего интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, Плутарх охотно привлекал анекдоты. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм.

Однако биографии Плутарха имеют представляют также большую историческую ценность, ибо он неоднократно обращался к недоступным для нас сегодня источникам. Писать биографии Плутарх начал еще в юности. Вначале он обратил свое внимание на знаменитых людей Беотии: Гесиода, Пиндара, Эпаминонда, — впоследствии стал писать и о представителях других областей Греции: о Леониде, Аристомене, Арате Сикионском, и даже о персидском царе Артаксерксе II.

Во время пребывания в Риме Плуарх создавал биографии римских императоров, предназначенные для греков. И лишь в поздний период он написал свое важнейшее произведение Сравнительные жизнеописания (Bioi paralleloi; лат. Vitae parallelae). Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. Некоторые их этих пар составлены удачно, как например, мифические основатели Афин и Рима — Тесей и Ромул, первые законодатели — Ликург и Нума Помпилий, величайшие вожди — Александр и Цезарь. Другие сопоставлены более произвольно: «дети счастья» — Тимолеон и Эмилий Паул, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб — Алкивиад и Кориолан.

Всю свою жизнь Плутарх посвятил общественной и политической деятельности, а прежде всего — педагогике. Изо всех сил он старался показать культурную роль Греции. До конца античности и в Византии Плутарх пользовался громкой славой величайшего воспитателя и философа. В эпоху Ренессанса (XV в.) найденные сочинения Плутарха, переведенные на латинский язык, вновь стали основой европейской педагогики.

Плутарх как семьянин раскрывается в своих «Моралиях», а именно в «Наставлении супругам», где своим ученикам дает практические советы для создания крепкого и гармоничного брака. В трактате раскрываются моральные ценности Плутарха, его взгляды на семейные отношения, идеалы мужчин и женщин.

Целью данного исследования является изучение и описание семьи в эпоху античности на примере трактата Плутарха «Наставление супругам».

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

ГЛАВА 1

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ В АНТИЧНОСТИ



Общество в своем развитии прошло огромный исторический путь. Дом, семья, личная и публичная жизнь изменялись с течением времени. Римская семья была главной хозяйственной и социальной единицей. В римском обществе положение женщин было много выгоднее, чем в греческом; весталки могли отменять казнь осужденного, консулы уступали им дорогу. В доме на попечении женщин был культ домашних богов. Грек женился с целью продолжения своего рода, чтобы наследник в обязательном порядке был законорождённым, римлянин — чтобы иметь подругу, делящую с ним радости и беды.

Брак чаще всего заключался по договору родителей, обручение обычно совершалось еще в детском возрасте. Девушку выдавали замуж между 13 и 18 годами. Заключению брака предшествовало формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка, а ее отец от ее имени; если она была сирота, то от ее имени выступал ее брат или другой близкий родственник; если же у нее не было никого из близких, то все ее дела вел назначенный по закону опекун. Обручение было важным юридическим актом, ибо при этом обсуждали имущественные отношения будущих родственников, размеры приданого, часть которого, называемая «мейлия» (утешение), оставалась личной собственностью молодой жены и в случае развода возвращалась ее семье. Давать за невестой приданое требовал не закон, а обычай, часто более могущественный, чем любое писаное право. Поэтому даже сироты и девушки из малоимущих семей не оставались без приданого: его собирали для них в складчину их сограждане или даже само государство.

Формальный акт заключения брака имел первоначально частный характер семейного торжества и лишь со временем превратился в акт религиозный и публично-правовой. Уже древние обычаи предусматривали свадебное пиршество в доме отца новобрачной и ее торжественные проводы из родительского дома в дом ее мужа. Стоит добавить, что на самой свадьбе невеста, лицо которой было скрыто под фатой, сидела отдельно от гостей, в кругу своих сверстниц.

Как уже говорилось, в античный период свобода греческих женщин, подверглась существенным ограничениям. То, что даже свободнорожденная женщина не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако и в частной жизни женщина все больше зависела от мужчины, во все большей мере подчинялась его власти и опеке. Девушкой, в доме отца, она во всем должна была повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти — воле брата или опекуна, назначенного ей по завещанию отца или по решению должностных лиц государства. Становясь замужней женщиной, она и вовсе теряла всякую самостоятельность. Она не могла сама принимать решения, касающиеся ее имущественных дел, не имела она и такой свободы передвижения, какой располагали женщины более ранней эпохи. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома — в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, ткачеством и шитьем, а также воспитанием детей, пока те были совсем маленькие. На улицу афинская женщина выходила всегда в сопровождении рабыни, причем скромность заставляла госпожу прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного; она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-либо внимание, а выходить на улицу чаще ей удавалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: чья это мать, нежели: чья это жена. Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло афинским женщинам ненадолго покидать гинекей и присоединяться к ликующей толпе.

Римская женщина, в отличие от женщины греческой, не была заперта в стенах гинекея, и все, не исключая мужа, называли ее почтительно «госпожа». Расположения жены добивались не только рабы, но и клиенты мужа.

В Риме, как и повсюду в Италии, женщины могли иметь свои объединения, своего рода клубы, о чем свидетельствуют, в частности, сохранившиеся надписи. Так, в Тускуле существовало особое общество, куда входили местные женщины и девушки, а в Медиолане (ныне Милан) юные девушки справили в честь своей покойной подруги, принадлежавшей к их объединению, поминальные торжества — паренталии. В самом Риме было хорошо известно и признано в законном порядке общество замужних женщин — «конвентус матронарум», резиденция которого находилась на Квиринале, а в последние столетия Римской империи — на форуме Траяна. Хотя и в те времена законы отстраняли женщин от участия в делах государства, матери, жены и сестры римских граждан все же хорошо ориентировались в политике, о многом узнавали от своих мужей или отцов, и известны случаи, когда они даже помогали своим родным или знакомым, вмешиваясь в государственные дела — иногда с самыми благими намерениями, а иногда и действуя во вред Римской республике.

Не приходится удивляться и тому, что с ростом психологической, нравственной и имущественной независимости женщин все более частым явлением становились разводы. Совершенно иначе обстояло дело в первые века римской истории, когда до расторжения супружеских уз доходило лишь в исключительнейших ситуациях. По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н. э. В течение пятисот лет после основания Вечного города там не испытывали необходимости в каких-либо правовых мерах для обеспечения имущественного положения супругов на случай развода, так как разводов вообще не было.

Римское право различало две формы разводов: «репудиум» — расторжение брака по инициативе одной из сторон, и «диворциум» — развод по взаимному согласию обоих супругов. Браки, заключенные в формах «коемпцио» или «узус», расторгались без особых трудностей: как и в Греции, муж мог просто отослать жену в дом ее родителей или опекунов, вернув ей ее личную собственность. Выражением этого акта была формула: «Бери свои вещи и иди прочь». Если же бракосочетание совершалось в форме конфарреации, то осуществить развод было куда сложнее. Как заключение такого брака, так и его расторжение сопровождалось многочисленными правовыми формальностями. Первоначально законной причиной развода считались только измена жены или ее неповиновение мужу. В III в. до н. э. поводами к разводу помимо супружеской неверности жены были признаны и некоторые другие обстоятельства, однако муж должен был убедительно доказать виновность жены и обвинения его тщательно рассматривались на семейном совете. Гражданин, который, не приведя серьезных и обоснованных мотивов и не созвав семейный совет, отсылал свою жену, подлежал всеобщему осуждению, и мог быть даже вычеркнут из списка сенаторов.

Впрочем, уже во II в. до н. э. от этих принципов отошли, а законными поводами к разводу стали считаться любые мелочи. Например, муж был вправе обвинить жену и отказаться от нее только за то, что она вышла на улицу с открытым лицом. Могло ли быть поводом к расторжению брака «несходство характеров», психологическая несовместимость супругов, юридические памятники не говорят, но в жизни такое безусловно случалось. Вспомним хотя бы переданный Плутархом анекдот о некоем римлянине, которого упрекали в том, что он разошелся с женой, исполненной всяческих достоинств, красивой и богатой.

В последний период существования республики разводы стали в Риме явлением повсеместным и очень частым, и сами женщины не сопротивлялись этому, добившись некоторого правового обеспечения своих имущественных интересов в случае расторжения брачных уз.

Разрыв с традицией, новые обычаи и законы привели к тому, что и женщины получили более широкие возможности сами решать свою судьбу.

Если жена хотела оставить мужа, то для этого ей достаточно было найти поддержку у своих родителей или опекунов, а если жена не имела близких родственников и была юридически самостоятельна, то она могла и сама осуществить необходимые правовые формальности.

ГЛАВА 2

ПЛУТАРХ О ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ ОБЯЗАННОСТЯХ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

2.1 Структура написания «Наставления супругам»


Трактат «Наставление супругам» («Γαμικά παραγγέλματα») является частью «Моралий» Плутарха – собрания текстов, которые демонстрируют читателю моральные ценности автора. Плутарх также известен по его «Сравнительным жизнеописаниям», в которых описываются биографии знаменитых мужчин и женщин, являющихся примером для подражания. Целью работ автора является повышение уровня морали людей того времени, как через «Сравнительные жизнеописания», так и через его «Моралии». Плутарх считает, что каждая душа является емкость, наполненной как добродетелями, так и пороками. Они описываются как эмоции, или страсти. А также каждая душа находится под управлением разумного и неразумного (рационального и нерационального). Работой рациональной части является регулирования неразумной, так, например, Плутарх соотносит такие понятия, как целомудрие и распутность. Как мы дальше увидим, автор воодушевляет и женщин, и мужчин стремиться к самосовершенствованию и самообразованию, но, в то же время, определяет позицию женщин, которая должна находится под опекой мужа, тем самым ограничивая ее возможности.

«Наставление супругам» является одновременно и подарком, и наставлением молодоженам Поллиану и Евредике, которые были его учениками.

«Наставление супругам» условно можно разделить на несколько частей: наставление мужчинам и наставления женщинам. Трактат написан в форме послания(письма), содержащего премудрости семейной жизни. Он состоит из введения и 48 глав, которые помогут Евредике и Поллиану постичь гармонию семейной жизни. Несмотря на то, что автор обращается к конкретным людям, его наставления носят обобщенный характер. Все советы, которые Плутарх представляет в своем трактате, полностью соответствует моральным представлениям автора о семейной и жизни, а также является подходящим для практического применения семейными парами того времени.

Трактат изобилует наличием аналогий и цитат из более раннего периода литературы, а также автор неоднократно прибегает к использованию образов знаменитых женщин и мужчин античности.

Как мы увидим далее, большая часть наставлений адресована женщине, а советы, предписанные мужчинам, учат их тому, как нужно обращаться с женщиной в браке.

2.2. Женские добродетели


Античная семья была не менее сложным организмом, чем институт гражданства и общества. Супружество в античности, как и в современном мире, строилось на взаимном вкладе огромных усилий как со стороны мужчины, так и со стороны женщины.

В своем трактате «Наставление молодоженам» Плутарх пишет о том, какими должны быть супруги, чтобы сохранить крепкий и счастливый брак.

Брак являлся главным событием в жизни любой женщины. Из семьи, где она выросла, девушка переходила в семью мужа и, чтобы огородить свой брак от раздоров и ссор, она должна была следовать некоторым правилам, проявлять мудрость и покорность.

Жена, по мнению Плутарха, должна быть милой мужу без привлечения приворотных зелий и ворожбы, ведь «ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной». Так случается и с мужьями: когда жена использует магические средства, отвары для завлечения мужа, она унижает как себя, так и мужа. Она подтверждает тот факт, что не способна своими собственными силами (обаянием, умом, скромностью, терпеливостью, обходительностью) увлечь своего мужа. Муж же оказывается униженным потому, что выбрал в себе жену ту, что не обладает вышеперечисленными качествами, а значит и он не обладает такой зоркостью и умом, чтобы сделать правильный выбор. Женщина, привлекая в методы ублажения мужа зелья и ворожбы, подавляет его волю и, в последствии, теряет интерес к «умалишенному и безумному». Женщина в современном обществе достаточно скептически отнеслась бы к этому наставлению, т.к. в наше время большинство людей относятся к вопросу о магии весьма критично. Приворотное зелье, на мой взгляд, не находит столь широкого распространения в современном обществе, и, в целом, вера людей как в магию, так и в Богов, с ходом времени утратило былую силу и убедительность.

Также, Плутарх обращает внимание на то, что жене не следует выбирать в мужья глупого человека, чтобы с легкостью помыкать им, а нужно обращать внимание на умного и строгого мужа, чтобы находиться под надежной опекой и быть ведомой именно таким. Ведь «женщины, которые предпочитают помыкать глупым мужем, нежели слушаться умного, напоминают таких, кто в пути предпочитает вести за собою слепца, чем идти за зрячим и знающим дорогу». Плутарх достаточно дальновиден в своих высказываниях на эту тему. Одной из остро стоящих проблем современной семьи является то, что женщина после приобретения полной независимости становится сильнее, и мужчине уже не обязательно выполнять свою роль кормильца, защитника, главы семьи. Частично, а иногда и полностью, роль ведущего занимает женщина, а ведомого – мужчина, что нередко приводит к внутрисемейным конфликтам. Для того, чтобы проявить свою мудрость, женщине следует отказаться от соблазна быть лидером в семейных отношениях и предоставить данную роль своему мужу.

«Удаляясь от солнца, луна сияет ярко и отчетливо, но меркнет и становится невидимой, оказавшись рядом». Умная женщина, которая желает быть любимой мужем и счастливой в браке, должна показываться в обществе исключительно с мужем и в самом наилучшем свете, а во время его отсутствия оставаться невидимой для посторонних взглядов.

В настоящее время этот совет не является актуальным, т.к. женщина в современном мире приобрела свободу наравне с мужчиной, что делает невозможным тот факт, чтобы в отсутствие супруга максимально ограничить свое нахождение в обществе. Работа, образование, проведение досуга, - всего этого не могла себе позволить женина в античности, и, поэтому она имела возможность следовать совету Плутарха воздерживаться от появления в обществе без законного супруга. Именно так она могла проявить свою целомудренную натуру, которая была мила и приятна супругу. Плутарх делает большой акцент на этом качестве, ведь именно целомудрие позволяет сохранить брак чистым и не допустить его разрушения изнутри. Он говорит о том, что проявление стыдливости между супругами является основополагающей чертой истинной любви: «чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает». Чем больше проявляет свою скромность жена, тем больше уважения она будет пробуждать в муже.

«Зеркало, даже украшенное золотом и драгоценными камнями, совершенно бесполезно, если не дает похожего изображения». Так можно судить и о людях: не будет счастливого брака и взаимопонимания в семье, если жена будет богата и знатна, но при этом не будет смотреть с мужем в одном направлении. Если она будет веселиться, когда мужу горестно, или, наоборот, печалиться, когда у мужа в душе радость, это не подкрепит их брак, а наоборот, приведет к разрушению и ненависти между супругами. Если жена ведет себя таким образом, муж будет считать, что он ей противен и будет искать утешения в другой женщине. Поэтому поводу мнение Плутарха весьма однозначно: «Жене следует своих чувств не иметь, но вместе с мужем и печалиться, и веселиться, и тревожиться, и смеяться.»

Одной из главных причин развода в античности, как и в современном мире, являлась измена. Хоть в то время и признавался только моногамный брак, т.к. полигамия считалась регалией варваров, нередкими были ссоры на почве ревности. Изменяли как мужья, так и жены, но, т.к. мужчины занимали главенствующее положение в семье и имели больше свободы, чаще неверными оказывались именно они. Во время пышных застолий, мужчины часто поддавались искушениям и не могли отказать себе в удовольствии насладиться времяпрепровождением со служанками или гетерами, что могло послужить поводом для ссор. Плутарх же считает, что женщины должны принимать этот факт не как оскорбление, а наоборот, как проявление уважения к ним, т.к. муж, чтобы защитить свою благоверную от разврата и непристойности, «участницей разнузданной пьянки он делает другую». С точки зрения современной морали, любая измена считается недопустимой в браке вне зависимости от пола виновника: ни мужчина, ни женщина не должны поддаваться мимолетным увлечениям и нарушать клятвы, данные при заключении брака. Данный совет не нашел бы последователей среди женщин в наше время, однако мужчинам, возможно, он бы пришелся по вкусу.

В поведении жены всегда должна проявляться умеренность и сдержанность, но при этом такие качества не должны превращаться в холодность и высокомерие. Когда муж желает насладиться обществом своей жены, она не должна отказывать ему или проявлять безразличие и недовольство, напротив, должна доставить ему как можно большее наслаждении при общении с ним, но, при этом, сама не должна напрашиваться на подобные вещи, т.к., как сказано в трактате, «так поступают только бесстыжие распутницы», что, возможно сперва и привлечет мужчину, но, в тоже время, женщина утратит прежнее положение в глазах мужа.

Опираясь на слова автора, порядочная жена не должна иметь своих собственных друзей – друзей мужа для нее достаточно. Но самое главное, жена не должна почитать тех Богов, которым не поклоняется ее муж. Ведь ни мужу это не станется приятным, ни тому Богу, которому будет поклоняться жена: «Ни одному из богов не могут быть приятны обряды, если жена совершает х тайком и украдкой.»

«Римлянин, которого друзья упрекали за то, что он развелся с целомудренной, богатой и красивой женой, выставил вперед ногу и сказал им: «На вид этот башмак тоже красив и ничуть не изношен, но никто не знает, где он мне жмет!». Эти слова в очередной раз подтверждают тот факт, что истинными добродетелями женщины являются не богатство, знатность или красота, а такие качества, как любезность, добронравие и уступчивость. И, чтобы быть любезной и приятной мужу, эти качества следует проявлять каждодневно, порой даже через силу. Но именно на этом держится крепкий и счастливый брак: на взаимных уступках и соглашениях. Ежели женщина будет обладать всеми вышеперечисленными качествами, она осчастливит своего мужа и сохранит семейный очаг. Ежели она, будучи богатой и знатной, станет избегать должного поведения, ссоры в семье будут нередкими и , постепенно, точно «лихорадка, возникающая незаметно и набирающая силу постепенно», которую врачи считают более опасной «нежели та, причины которой ясны и очевидны», разрушит семейную гармонию и покой.

«Законной супруге не страшно соперничество, если мужа она пленит своим нравом и добродетелью, в самой себе соединяя все: и приданое, и знатность, и приворотные зелья, и даже сам пояс Афродиты». Обладая лучшими женскими качествами, ни одной жене не стоит бояться, что муж им предпочтет другую, т.к. все лучшее и благородное будет сочетаться в его собственной жене. В таком случае мужчина будет лишен соблазна искать что-то на стороне, ведь все лучшее, что можно найти в женщине, он будет находить в своей супруге.

Каждая женщина, чтобы завладеть сердцем мужчины, должна обладать в первую очередь красотой внутренней. Красивая женщина должна преумножать свою природную красоту добродетелью. Плутарх подробно говорит о такой добродетели, как скромность, которая истинно украшает каждую женщину вне зависимости от того, чем наградила ее природа. «Дурнушке делает честь, если за добронравие ее любят больше, чем любили бы за красоту». Истинной красотой автор считает красоту и чистоту души, нежели плоти. Муж, взяв в жены женщину красивую, но имеющую дурной и непокладистый характер, наслаждаться браком будет недолго. Настоящие же чувства он будет испытывать лишь к той, которая своей добродетелью сумеет затмить самую роскошную и красивую женщину.

В античности, как и в настоящее время, женщины большое внимание уделяли гардеробу и украшением. Но девушки очень часто забывают, что истинное украшение женщины - это не драгоценные камни и дорогие наряды, а именно ее поведение, проявление благопристойности, скромности, ума. Ведь «украшает женщину то, что что делает ее более красивой, но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость».

В каждом браке следует сохранять гармонию отношений. Именно на женские плечи чаще всего ложиться эта обязанность. Чтобы быть милой своему благоверному и сохранять равновесие, женщинам следует проявлять свои благородные качества, но при этом не переусердствовать.

«Та, что не решается шутить в присутствии мужа, смеяться и шутить из боязни показаться дерзкой и распущенной, подобна то , что даже маслом не смазывает головы, чтобы не показалось, будто она умащена благовониями, и не умывает лица, чтобы не показалось, будто она нарумянено». Мужу может наскучить чрезмерная уступчивость жены, ее страх перед мужем. Чтобы сохранить гармонию в семье, жене следует отказаться от вульгарных, распутных уличных манер, при этом избегать такую скромность и сдержанность, которая не угодна мужу. Следует пленять супруга житейскими и нравственными достоинствами, стараясь сочетать в себе и добродетель, и приятность.

«Женщинам приличествует домоседство». Плутарх рассказывает о том, что любая замужняя женщина, которая уважает своего мужа и чтит семейные традиции, понимает, что ее красота и добродетель должна всецело принадлежать мужу и надежно скрываться от постороннего взора, в особенности от взора чужого мужчины. Чтобы сохранить и приумножить свои достоинства, женщина должна оставаться в тени своего мужа, быть ему надежной опорой, всегда ждать его дома. Ежели по каким-либо обстоятельствам она и покинет дом, то должна вести себя достойно и примерно, чтобы и мужу своему угодить, и другим не дать поводов для лишних разговоров. Женщина, которая дорожит своим браком и уважает супруга, должна скрывать как красоту тела, так и красоту души, поэтому должна разговаривать только с мужем, ибо голос выдает нрав говорящей, свойства ее души, а с другими поддерживать общение через мужа и при этом не огорчаться «ибо подобно флейтисту, она издает звуки хоть и не своими устами, зато более внушительные».

В каждом браке, помимо самих супругов, присутствуют и родители. Каждой благородной жене следует с большими почестями и уважением относиться к родителям мужа, нежели к своим. Жене всегда следует избегать стычек со свекровью, ведь матерям свойственно ревновать сына. Умная жена будет добиваться расположения своего мужа таким образом, чтобы не ослабевала его любовь к матери, свою очередь, если мать будет довольна отношением сына к ней, она будет благодарна невестке и примет ее как любимую дочь. Проблема поколений, отцов-детей, жен – свекровей всегда будет оставаться актуальной вне зависимости от тысячелетия, поэтому Плутарх весьма дальновиден в данном наставлении. Обряд, который он описывает, чтобы ярко проиллюстрировать отношения между невестой и родителями мужа, стоило бы проводить и в наше время, чтобы проверить мудрость невесты и предупредить ссоры между женщинами.

В каждом брачном союзе, к сожалению, ссоры неизбежны. Но ссориться, опираясь на рекомендации в трактате, также нужно с умом. Мудрая жена никогда не станет перебивать мужа, пока он, разгневанный, кричит и бранится. И лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, «чтобы смягчить и успокоить». Представительницы античности, как было сказано ранее, имели меньше прав и свобод, нежели современные женщины. Они, воспитанные в строгости, могли укротить свой характер, владеть своими эмоциями и рассуждать, несмотря на настроение супруга. С данным пунктом наставления сложно не согласиться. В наше время женщины, получив независимость, редко могут полностью контролировать свои эмоции, что часто приводит не к урегулированию внутрисемейного конфликта, а наоборот, к его продолжению и наиболее серьезным последствиям.

К разговорам подруг жена должна относиться снисходительно и каждый раз, когда речь заходит о ее муже, стараться отстраниться от преждевременных выводов и последующих за ними ссор с супругом. Мудрой жене следует ограничить влияние своих подруг на семейную жизнь и отношения с благоверным. И, услышав нечто дурно о супруге своем, ответить с достоинством и честью, что если и она будет поступать также дурно, как ее муж, то что же случится с их браком. Ведь истинно лишь то счастье, которое создает сам человек. Таким образом, если оба супруга будут избегать посторонних вмешательств друзей и подруг в свою сакральную семейную жизнь, они смогут избежать и неприятных слухов, что поспособствует сохранению здоровых и счастливых отношений.

«Увидев беглого раба, хозяин пустился за ним в погоню, а когда тот, удирая, спрятался на мельнице, воскликнул: Где, как не здесь, мне приятнее всего видеть тебя?». Плутарх приводит такое сравнение для женщин, которые из ревности затеяли развод. Но ведь не большее ли удовольствие они доставят своим соперницам, если покинут брачное ложе и оставят ей своего мужа? Мудрая и благородная женщина не принимать столь поспешное решение. Если в ней, как говорилось ранее, сочетаются все женские добродетели, ей не стоит опасаться соперничества. Жене стоит проявить сдержанность и хладнокровие к произошедшему, чтобы показать свое превосходство над плотскими пороками своей соперницы. Супруг, осознав свое низкое поведение не только не предпочтет мудрой жене гетеру, но и станет больше любить и уважать свою законную супругу.

«К слонам нельзя приближаться в белой одежде, и к быкам в красной, ибо от названных цветов эти животные приходят в сильнейшую ярость, а тигрицы, от звуков тимпана безумеют настолько, что разрывают себя на части». Глупые женщины иногда не учитывая вкусов своих мужей совершают то же самое, приводя их в ярость благовониями или своими пурпурными нарядами. Чтобы брак был крепок, нужно знать предпочтения своего супруга, стараться избегать такого поведения и тех вещей, которые раздражают мужей. Нужно соблюдать гармонию, мир и спокойствие в семье, чтобы преумножать любовь и воспитывать благородное потомство.

«В темноте все женщины одинаковы». Эти слова Плутарх считает абсолютно справедливыми, если они относятся к развратным и похотливым женщинам. Что касается законных супруг, то в темноте для своих мужей они должны быть неповторимо нежны, скромны и послушны, чтобы не быть похожими на первых встречных женщин. Только тогда мужчина станет всецело доверять своей жене, когда будет знать, что лишь для него единственного она хранит свою чистоту, скромность, нежность. Мужчине станет чуждой измена, ведь все, кроме его благоверной, действительно в темноте станут одинаковы и никто, кроме законной супруги, не даст ему столько покорности и наслаждения.

В заключении, Плутарх дает еще несколько советов молодой жене. Следует прислушиваться к мудрым и полезным изречениям, чтобы быть интересной супругу, чтобы увлекать его своими рассуждениями и беседами, чтобы приводить в восторг остальных женщин пышным, великолепным убранством, не стоящим ни малейших денег. Автор говорит о том, что больших затрат требуют украшения земные, в то время как такое богатство, как мудрость, целомудрие, благоразумие, покорность и скромность, не требует финансовых вложений, а лишь стараний супруги, ее стремления быть благородной и хорошей женой. И, украсившись этими достоинствами, любая женщина проживет славную и счастливую жизнь

2.3. Наставление мужчинам


Для мужчин в античности брак являлся обязательным условием для того, чтобы быть успешным и признанным в обществе. Так, например, неженатые мужчины не могли занимать руководящие должности в государстве. В Спарте же и вовсе мужчины, не имеющие семьи и не продолжающие свой род, подвергались всеобщему порицанию.

Иметь семью означало не только приумножать свое богатство и воспроизводить потомство, но и сохранять спокойствие и мир внутри, оберегать ее от пороков и разврата, своим примером воспитывать и детей, и жену, постигать мудрость, прислушиваясь к советам супруги.

«Кто по болезни или слабости не может взбираться на коня, обучает его самого приседать, подгибая колени; так и иной, женившись на богатой или знатной, вместо того, чтобы облагораживаться самому, унижает ее, чтобы легче было помыкать ею, покорной и робкой.» Плутарх советует мужчине быть более умным и не умалять достоинство женщины, тем самым унижая себя. Для того, чтобы иметь влияние на мудрую и благородную женщину нужно быть не только богатым или знатным, но и соответствовать ее уму и образованию. Если же мужчина замечает преимущества своей жены перед ним, он не должен опускать ее до своего уровня, а, наоборот, стремиться к саморазвитию, духовному просвещению и материальному благополучию. В современности эта проблема весьма актуальна.

Чтобы сделать женщину счастливой в браке и верной лишь одному мужу, глава семейства не должен ограничивать ее присутствие и желание угодить, а наоборот, должен всячески поощрять ее старания, чтобы у жены не возникало желания искать счастья на стороне. Данное наставление будет всегда находить своего последователя вне зависимости от временных рамок.

«Если цари любят музыку, их царствование производит множество музыкантов, если любят ученость – расцветают науки, если любят борцовские состязания - умножается чисто атлетов.» Также и в семье: когда муж большое внимание уделяет своей внешности, тем самым он делают жену себе подобной, такой же расточительной и надменной. Если же муж чрезмерно сластолюбив, тому же и женщину свою научит. Женщина – отражение мужчины, и муж, позволив себе что-то лишнее или непристойное, спровоцирует на это и свою супругу, за что не сможет ее упрекать, т.к. сам послужил дурным примером. В свою же очередь благородны и умный муж будет учить свою суженную лишь добродетели, скромности, учтивости, любви и добру.

Выбирая себе жену, мужчинам, в первую очередь, стоит обращать внимание не на богатства или знатность семьи, а на характер невесты, каковой она будет в совместной жизни. Богатство никогда не заменит мужу такие добродетели, как покорность, скромность, учтивость, благоразумие, нежность и целомудрие. Не стоит также мужчинам при выборе невесты руководствоваться исключительно порывами сердца или плоти. Красотой он будет любоваться не вечно, а, познав душу, и вовсе может разочароваться в избраннице. Лишь настоящая красота, которая скрыта в душе жены, будет пленять мужа и, как неисчерпаемый источник, дарить ему радость и удовлетворение.

«Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом; считаясь с ее чувствами, и неизменно благожелательно». В семейной жизни стоит всегда помнить, что супруги - это не два отдельных человека, а неделимое целое, как душа и тело. И в этом случае, разумом и душой семьи должен являться умный и справедливый муж, который, управляя женщиной, будет не умалять ее достоинства или же унижать приказами, а, наоборот, сделает так, чтобы его опека была приятной для жены, чтобы под его управлением жена чувствовала защиту и любовь. В наши дни многие забывают о том, что семья - это не два человека, существующих под одной крышей, а единое. Плутарх очень верно подмечает данную проблему и советует не забывать о том, что лишь работа на общее дело – сохранение счастливого брака – сможет принести поистине хороший результат.

Как говорилось ранее, брак можно сравнить с государственным управлением. Так и Плутарх в своем трактате говорит о том, что для того, чтобы хорошо управлять людьми и заниматься государственными делами, мужчина в первую очередь должен уметь обращаться со своей женой. Для того, чтобы быть успешным в обществе, мужчина должен быть уважаем и любим в семье. Именно поэтому, прежде чем давать советы по управлению государством и решать проблемы своих друзей, мужчина должен обратить свое внимание на собственную семью, на свое положение в ней, а также на то, как к нему относится его жена.

«Говорят, что кошки от запаха благовоний свирепеют и бесятся, а если бы и женам хоть раз случилось от благовоний прийти в такую же ярость и бешенство, мужья побоялись бы впредь умащаться и так сильно их озлоблять ради пустячного для себя удовольствия.» Это наставление прежде всего говорит о том, что в семье нет места для таких мимолетных удовольствий, как измена жене. По истине мудрый и пристойный мужчина никогда не поддастся мимолетному увлечению другой женщиной. Он, в первую очередь погубит святой союз бесчестием и распутством, что для жены станет невыносимым горем. Также супруг опорочит свое доброе имя, т.к. подтвердит тот факт, что тело властно над его разумом, следовательно, он не может здраво ни семейными отношениями, ни государственными делами. Мужчинам не следует поддаваться таким порокам, ибо лишь в любимой жене они найдут полное удовлетворение души и тела. А, нарушив клятвы, мужчина подаст дурной пример супруге, что позволит ей искать утешения в обществе другого мужчины. И это все неизбежно приведет к разрушению сакрального союза.

«Платон советовал старикам по отношению к юношам вести себя особенно скромно, чтобы и юноши к ним относились с почтением, ибо так, где бесстыдны старики, юношам невозможно быть скромными и почтительными». Так следует относиться и к построению семейных отношений. Мужчинам стоит помнить, что, обращаясь с женой так, как хочется лишь им, а не так, как следует, они подвергают себя опасности стать мужьями неблагонравных жен, в чем будут виноваты сами. Мужья должны не менее скромно относиться к женщине для того, чтобы сохранять в их душах главные женские добродетели. Супругам стоит помнить, что супружество может стать школой как добродетели, так и школой распущенности.

В семейных делах мужчине всегда стоит оставаться примером и главой, которая будет направлять женщину, приумножать добрые качества ее характера, обогащать ее ум. Так, общаясь с просвещенными людьми, муж, точно пчела, должен собирать все самое лучшие и доносить до сведений женщины, чтобы она была она была приятна мужу не только на супружеском ложе, но и остроумна и эрудированна в беседе. Муж, который будет заниматься образованностью жены, может быть уверен, что, изучая новое, у жены не будет ни времени для совершения каких-либо неблагопристойных поступков, ни желания, т.к. полученные от мужа знания помогут ей отделять истину от выдумки. «…учась геометрии, жена постыдится плясать и не даст обманут себя заклинаниям чародеев».

2.4. Обращение к обоим супругам


Для сохранения гармонии в семейной жизни, супругам всегда следует прилагать максимальные усилия. Но стоит это делать совместно. Так Плутарх, обращаясь к молодоженам, говорит о том, что «всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия». Только те решения, которые будут согласованы и с женской, и с мужской стороной, будут приемлемы, чтобы ограничить семью от ссор и раздоров. Но, в то же время, автор не забывает о положении женщины в античной и семье и напоминает читателю, что лишь главенство мужа не должно подвергаться сомнениям.

Весьма интересный и актуальный вопрос семь и общества Плутарх поднимает в 13 пункте своих наставлений. Он говорит о том, что проявления чувств, будь то чувства нежности или гнева, в обществе, т.е. вне дома, недопустимо. Посторонние не должны допускаться в брачный союз. Публичное порицание, нравоучения, высказанные в обществе, характеризуют такую семь не с положительной стороны. Каждая семья должна оставлять все свои проблемы в стороне от чужих глаз, чтобы укрепить свои отношения. Если муж позволяет себе публично ссориться со своей супругой, этого человека нельзя считать одаренным великой мудростью. Вынося проблемы на всеобщее обозрение, семья дает дополнительную тему для обсуждения, что, в последствие, может привести к разладу в семье не только изнутри, но и найдет свое отражение и в обществе. И Плутарх абсолютно прав. В настоящее время огромное влияние на человека имеет общество, что зачастую приводит к формированию не собственного мнения, а мнения окружающего мира. Так и на семью в целом совершенно не положительно влияет окружение, которое могло являться свидетелем ссор.

«Платон говорит, что блаженно и счастливо то государство, где "мое" и "не мое" считаются наихудшими словами и все рвение, какое только есть, граждане употребляют на общее дело. Но куда больше такие слова необходимо исключить из семейной жизни.» Плутарх постоянно поднимает вопросы, которые всегда будут оставаться актуальными. Действительно, следует оставлять за пределами семьи такие слова как «мой» или «не мой». Когда молодожены дают клятву верности друг другу, они обещают друг другу разделять все: и радость, и горе. И эти клятвы необходимо соблюдать для сохранения гармоничных отношений. Но этот пункт отражает не только то, что супруги должны не отказываться от общих проблем либо удач, это также касается и имущества. Вопрос имущества во все времена стоит достаточно остро. Плутарх говорит о том, что вне зависимости от того, кто больше преумножил семейные богатства, все это следует считать собственностью мужа, что не совсем справедливо по отношению к женщинам. В современном мире такой совет был бы приемлем лишь частично.

«Тела, как утверждают философы, бывают трех видов: одни состоят из обособленных частей, как, например, флот или стоящее лагерем войско; другие - из сопряженных частей, как дом или корабль; третьи образуют единое, сросшееся целое, как всякое животное. Примерно так же и супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое, сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильнее считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.» Плутарх весьма дальновиден в своих рассуждениях о таких проблемах брака, как брак по расчету, брак создающийся лишь ради удовлетворения физических потребностей. Как и в античности, так и в современном мире этот вопрос открыт, и, чтобы семья не утратила свою роль в обществе, чтобы не нарушались клятвы, данные при заключении брака, стоит обращать внимание на цель, которая преследуется супругами при вступлении в брак. Именно брак должен соединять и тела, и имущество, и друзей, и знакомых. Подобно жидкостям, супруги должны растворяться друг в друге, стремиться к полному взаимопониманию и взаимоуважению.

«Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего этого нужно остерегаться на супружеском ложе.» Ссоры в любом браке неизбежны. Но супружеское ложе наделено сакральными свойствами. Подобно иконе, идолу, которым поклоняются верующие, супруги должны с таким же трепетом и чистотой души вступать на него. Точно совершая обряд в честь Богов, супруги должны оставлять все неурядицы, житейские ссоры вне брачного ложа.



написать администратору сайта