Социальная структура и стратификация общества. Социальная структура и стратификация общества. Изат Мирас Юор 21
Скачать 15.17 Kb.
|
Социальная структура и стратификация общества.Изат Мирас Юор 21 1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Теории социальной стратификации. В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. (Структура в буквальном переводе – строение, расположение, порядок). В широком смысле под ней понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение, потребление. Однако получил распространение и развитие другой – более узкий – подход, рассматривающий социальную структуру как устойчивую взаимосвязь различных социальных общностей – классов, социальных групп, слоев, социально-демографических, профессиональных, национально-этнических и других общностей. В любом обществе группы и общности занимают разное положение. В этом случае анализируются социальная стратификация и социальная дифференциация, под которыми понимаются все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности. Социальная стратификация («страта» – слой, пласт) – иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе.Другими словами,социальная стратификация – это система социального неравенства, включающая взаимосвязанные и иерархически организованные социальные слои. Слово «стратификация пришло из геологии, однако, если в геологии пласты устойчивы, то в социуме постоянно идёт циркуляция. Таким образом, социальная стратификация – термин, применяемый для обозначения структурированного социального неравенства, условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, самореализация, профессиональная карьера и т.п. Социальное неравенство может проявляться как неравные возможности (или неравное вознаграждение за одни и те же усилия или достижения) не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы. Однако в контексте исследований социальной стратификации рассматривается, главным образом, систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Социальное неравенство может носить экономический, политический, расовый или этнический, образовательный характер. Также может быть по принципу гендера, религии, престижа, происхождения. Стратификация может быть индивидуальная (личные заслуги) и групповая (см. выше). Таким образом, социальная стратификация является важнейшей категорией макросоциологии, изучающей общество в целом, его стабильность и происходящие с ним изменения. В отличие от социальной структуры, возникающей в связи с общественным разделением труда, социальная стратификация возникает в связи с общественным распределением результатов труда, то есть социальных благ. Социальная стратификация подразумевает некоторую упорядоченность членов общества (или социальных групп) на основе определенных критериев. В социологии выделяют три базовых вида социальной стратификации современного общества – экономическую, политическую, социально-профессиональную. Соответственно, основными измерениями (критериями) социальной стратификации являются размеры доходов и собственности, ранги во властной иерархии, статус, определяемый родом занятий и квалификацией (образованием). Социальная страта (слой) обладает определенной качественной однородностью. Она представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к страте имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем). Теория социальной стратификации является одной из наиболее разработанных в западной социологии. Ее фундамент заложили М. Вебер, затем П. Сорокин, основные же положения были развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзером и другими. Ведущими принципами этой теории являются следующие: · изучать все без исключения социальные слои общества, независимо от того, большие они или малые, устойчивые или неустойчивые, играющие в общественной жизни основные или второстепенные роли; · соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев; · допускать существование разных типов и моделей стратификации. В научной традиции существует два основных подхода к исследованию социальной стратификации. 1. Классовый подход основан на объективных показателях принадлежности к социальному классу или слою. 2. Статусный подход основан на субъективных оценках престижа индивидов, социальных групп, профессий. Первая традиция является, по преимуществу, европейской, вторая – американской. Теория классового строения общества восходит к работам К. Маркса, который впервые в истории социальной мысли выделил борьбу между социальными и экономическими классами в качестве центральной характеристики общества и доминирующего источника социальных изменений. По Марксу, классы возникают на основе различающихся позиций, которые индивиды занимают в системе общественного производства. Ключевыми понятиями в данном случае являются способ производства и производственные отношения. Антагонистические классы формируются по двум объективным критериям – общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общностью властных полномочий по сравнению с государственной властью. Отличительными чертами марксистского подхода к исследованию социальной стратификации являются: признание объективности оснований существование классов и выделение социально-экономических факторов в качестве базовых для социальной стратификации. Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации общества существует господствующий класс, который владеет средствами производства и осуществляет над ними контроль. Большинство современных западных концепций социальной стратификации сочетают некоторые аспекты теории Маркса с идеями М. Вебера. К экономическому критерию социальной стратификации (богатству) Вебер добавил два других измерения – престиж и власть. Он рассматривал три этих аспекта, взаимодействующих между собой, в качестве основы, на которой строятся иерархии во всех общества. Различия в собственности создают классы, различия в престиже – статусные группы (социальные страты), различия во власти – политические партии. В отличие от Маркса, Вебер предполагал, что общности формируются в большей степени на основе статусных групп, выделяемых по критерию социально предписанного престижа. |