СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
Работу выполнили:
Медведев М. М. и Неверов В. В.
ФИСМО, 2 курс, направление 39.03.01 – социология, ОФО.
Научный руководитель:
доцент кафедры социологии,
канд. социол. наук Большов В. Б.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Кубанский государственный университет»
Кафедра социологии Актуальность проекта - Актуальность проекта состоит в том, что сегодня Россия переживает глубочайший социальный кризис во всех сферах бытия: В духовно-нравственной области происходит разрушение традиционных ценностных ориентаций, норм общественной жизни, появление у людей экзистенциального ужаса, рост отчужденности, маргинализации, разгул алкоголизма и наркомании. В трудовой области мы видим падение престижа трудовой деятельности и образования, обесценивание культурной деятельности, нарастающую установку на потребление. В этнической области идут неблагоприятные процессы дезинтеграции, размежевания и неконтролируемого смешения культурных кодов и генофондов, ведущие к межэтнических конфликтам, оживлению экстремизма, терроризма и фанатизма. Всё это происходит вместе с процессом копирования западных образцов массовой культуры, культуры потребления, секуляризации общественной жизни и подрыва национального культурного достояния России.
- Учитывая весь этот громадный айсберг проблем, социолог, необходимо должен понимать фундаментальные причины этих процессов, дабы принять, осознать и смоделировать для себя и окружающих хотя бы подобие планов и проектов, позволяющих смягчить последствия этих бедствий.
Цель и задачи - Целью проекта является описание социального кризиса современной России, предложение и перечисление существующих концепций и путей его разрешения.
Задачами проекта являются: 1) рассмотрение существующих подходов к изучению социального кризиса России в прошлом; 2) сравнение различных интерпретаций кризисных процессов в России, данных различными социологами и философами; 3) экстраполяция выведенных социологических объяснений на российское общество XXI века; 4) объяснение причин и оснований социального кризиса, апеллируя к работам классических социологов; 5) перечисление способов решения сложившихся к 2021 году проблем. Этапы проектной деятельности - 1) Рассмотрение концепции кризиса, катарсиса, харизмы и Воскресения в работах Питирима Александровича Сорокина.
- 2) Сравнение концепции социального кризиса П. А. Сорокина с концепцией социального кризиса Н. А. Бердяева.
- 3) Сравнение концепции кризиса П. А. Сорокина с концепцией социального кризиса И. А. Ильина.
- 4) Перечисление возможных путей спасения.
- 5) Итоговый вывод.
Основными методами реализации нашего теоретического проекта выбран метод архивного анализа, компаративный метод для сравнения некоторых теорий и метод логико-смысловой для самостоятельного описания современных социокультурных процессов и вынесения определённых выводов. Кризис в работах Питирима Сорокина - В своей книге под названием «Социальная и культурная динамика», как и во многих других работах, Питирим Александрович показывает, что XX век проходит под эгидой чувственной культуры, проявления которой видно повсеместно до сих пор: это и навязываемая и царящая в умах общественности культура потребления, и всё большее распространение массовой культуры, и видоизменившиеся в сознании молодёжи девизы «Жизнь коротка», «Вино, женщины, песня» и «Ешь, пей, веселись», и многое другое.
- Материализм, присущий этой суперсистеме, достиг своего апогея как в Советском Союзе, так и в «демократичной» и прогрессивной Европе ещё в 90-х годах XX столетия.
- Но важно другое – важно то, что главным диагнозом Сорокина была скорая гибель этой культуры, её кризис, катарсис, харизма и воскресение.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - Из «Социальной и культурной динамики»:
- «Чувственные ценности будут становиться всё более относительными и атомарными… Граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным, между положительными и отрицательными ценностями начнёт неуклонно стираться, пока не наступит царство умственной, моральной, эстетической и социальной анархии»
Кардинально изменились представления о равенстве и справедливости
СМИ апеллируют к низменным потребностям общества
На обложках журналов виднеются отвратительные существа
Где-то у нашей границы постоянно бушуют войны Последствия - Итогом такого самовозгорания чувственной культуры - станет её окончательное разложение, банкротство, крах чувственного человека. Но, «очистившись трагедией, страданием и распятием, люди снова обратятся к разуму, к вечным, непроходящим, универсальным и абсолютным ценностям». Так, по мнению Сорокина, произойдет воскресение идеалистической или идеациональной культуры, начнется подъём морали, веры, совести и добрых ценностей после кратковременного становления и краха царства антихриста.
- Искоренение веры, религии, нарастающая секуляризм общества и деструктивная «социокультурная клоака» — всё это происходило в течение прошлого века, происходит сейчас и будет происходить ещё некоторое время.
Кризис в работах Николая Бердяева - О похожем кризисе говорит и философ Николай Бердяев в книге с говорящим названием «Судьба России».
- Сущность кризиса он формулирует так: «нарождается новое сознание, обращенное к историческому, к конкретному, преодолевается сознание отвлеченное и доктринерское, исключительный социологизм и морализм нашего мышления и оценок». Несмотря на некоторые расхождения формулировок, мы снова способны увидеть признание кризисного состояния русского общества.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) Последствия - Позже в работе Бердяев укажет и на кризисное состояние европейской культуры, глубже затронет состояние России, но самое главное – осмысливает целых три исхода кризиса и даёт уже знакомые нам указания, апеллируя к христианской онтологии: 1) Исход фатальный. Продолжающееся распадение космоса природного и космоса социального, продолжающийся разлагаться капиталистический режим, торжество атомной бомбы, хаотический мир, хаос не изначальный, не начала, а хаос конца, война всех против всех. Это гибель мира, и мы не можем ее допустить; 2) насильственный, механический порядок коллектива, организованность, не оставляющая места свободе, деспотизация мира. Это также трудно допустить; 3) внутреннее преодоление хаоса, победа духа над техникой, духовное восстановление иерархии ценностей, соединенное с осуществлением социальной правды – единственно приемлемый исход.
Кризис в работах Ивана ильина - В книге «Россия. Путь к возрождению» Иван Ильин указывает на то, что фундаментальной проблемой современного ему русского общества является кризис веры. По его мнению, отныне люди верят не в Бога, а во всевозможные небожественные силы и обстояния. «Большинство верит, по видимому, в наслаждения – или особливо в чувственные наслаждения, – во всё, что к ним ведёт и с ними связано; это для них – важнейшее в жизни; это их цель, это их путь; этому они служат, ради этого они жертвуют всем остальным; здесь у них критерий, по которому они отличают хорошее от дурного; здесь их сокровище, их сердце» - пишет он.
- Указывает он и на обострение и развитие идей гедонизма, которые в нашем обществе возведены почти в абсолют среди молодежи, на распространение мамонизма – популярного образа мышления у российских бизнесменов и олигархов, и на ужасы уже прошедшего этапа социализма и коммунизма, чувственный характер которых отмечает и Сорокин, свидетельствуя о том, что уже в этих идеях происходит то самое стирание границ между справедливым и несправедливым
Иван Александрович Ильин (1883-1954) Последствия - «Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, их любя, им служа и предаваясь, то он сам превращается постепенно в чувственное существо, в искателя земных удовольствий, в наслаждающееся животное… Если человек верит в деньги и власть, то душа его постепенно высохнет в голодной жадности, в холодной жажде власти… Если он поверит в классовую борьбу и завистливое равенство, то он сам скоро станет профессиональным завистником и ненавистником…» - такие выводы Иван Александрович делает, глядя на образ русского человека, охваченного жадной лапой чувственной культуры. Наблюдается поразительное сходство с диагнозом Сорокина.
- Но если Сорокин в своей «Социальной и культурной динамике» рассуждает с позиции надкультурной, то Ильин в своих рассуждениях говорит о более конкретных способах противодействия кризису, говорит с точки зрения идеалиста.
Перечисление возможных путей «спасения» - Что же нам нужно делать и каким путём разрешать кризис? По мнению П. А. Сорокина – всё, что требуется от общества – постараться сгладить этот переход между культурами, который, согласно закону «имманентной саморегуляции» общества, обязательно наступит. Окончательный исход будет зависеть оттого, сможет ли человечество предотвратить новую глобальную войну, произвести и понять новых «апостолов Павлов» и «святых Августинов», внять новым божественным ценностям грядущего идеализма и принять их. Таков диагноз Питирима Сорокина.
- «Религиозное, христианское отношение к жизни должно жертвенно принять смерть старой России, старой ее плоти во имя воскресения России к новой жизни… И вся плоть мира должна пройти через распятие, через раздирание и смерть. Эта смерть – к жизни» - пишет Николай Бердяев. И вновь мы видим сходство с диагнозом Питирима Сорокина и призыв во что бы то ни стало предотвратить новые войны и устремить свой взгляд в духовные ценности. И Сорокин, и Бердяев ведут нас к необходимости Воскресения, воскресения России, воскресения духовных и божественных ценностей.
- По мнению Ивана Ильина, чтобы выбраться из состояния кризиса, выход нужно «найти прежде всего в самом себе, творчески создать его, убедиться и удостовериться в его верности… Надо самому начать быть по-новому. Обновлённые люди, одолевающие соблазн, найдут друг друга. Найдя, они заткут новую ткань духовного бытия. Это единственный путь. Иного нет.» Так он, по сути, наблюдая кризис той же чувственной культуры и ценностей, о котором отрыто говорит, объявляет о необходимости стремления к идеациональной культуре, если применить его слова к теории Сорокина.
Опрос Были опрошены шестьдесят человек разных возрастов Опрос вывод - Таким образом мы видим, что и социология, и философия сходятся во мнении, что кризис русского общества необходимо есть, он проявляется в ужасах и кошмарах культурного, душевного и духовного состояния русского народа, а мы можем с сожалением сделать вывод о том, что кризис мучает Россию по сей день. Развал Советского Союза, череда войн на новообразованных границах, экономический, трудовой и культурный упадок сегодня – маркеры, указывающие на всё ускоряющееся разложение современной культуры, пусть и закономерные. Все советы по выздоровлению от всех трёх мыслителей, рассмотренных нами, сходятся в том, что сегодня нам нужно обратить своё внимание на утерянные нами духовные ценности, вообразить идеалистическое изменение сначала в своём собственном сознании, и тогда ощутимая смена культурных суперсистем пройдёт для нас максимально безболезненно, ибо это – наша судьба, воля Божья, закон или правило.
|