реферат история. Социальноэкономические последствия охоты на ведьм
Скачать 349.97 Kb.
|
Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины Кафедра истории и философии Реферат по истории на тему: «Социально-экономические последствия «охоты на ведьм» в Западной Европе XV – XVII веков» Выполнила: Орлова Ирина Валерьевна – студент 3 группы 1-го курса ФВМ Проверил: Преподаватель К.и.н., доц. Иванов А. А. Оценка: Санкт-Петербург ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.......................................................................................................... 3-7 Раздел I. Определение колдовства и ведьм................................................. 8-10 Раздел II. Теории происхождения “охоты на ведьм” ................................ 11-15 Раздел III. Социально-экономические последствия.................................. 16-17 Заключение ................................................................................................... 18 Список литературы........................................................................................19 Изображения..................................................................................................20 Введение Европейская охота на ведьм имеет долгую историю, набирая обороты в 16 веке и продолжаясь более 200 лет. Людей, обвиняемых в практике Maleficarum или вредоносной магии, широко преследовали, но точное число европейцев, казненных по обвинению в колдовстве, не определено и является предметом серьезных споров. Оценки колеблются от 10 000 до 9 миллионов. Хотя большинство историков используют диапазон от 40 000 до 100 000, основываясь на публичных записях, в три раза больше людей официально обвиняли в колдовстве. Большинство обвинений было предъявлено в частях нынешней Германии, Франции, Нидерландов и Швейцарии, а затем Священной Римской империи. Хотя колдовство осуждалось еще в библейские времена, истерия по поводу «черной магии» в Европе распространилась в разное время в разных регионах, при этом большая часть казней была связана с практикой, имевшей место в 1580-1650 годах. В 1628 году Священная Римская империя находилась в нестабильном состоянии. То, что историки позже назовут Тридцатилетней войной, уже десять лет гремит по многим территориям. Этот конфликт велся относительно того, сколько власти император будет иметь над другими имперскими королями, герцогами и графами в дополнение к столкновению между католицизмом и протестантизмом. Многие люди погибли, территории были опустошены армиями, а политические системы ослабли. Кроме того, плохая погода в 1620-х годах вызвала неурожаи, голод и чуму. Вместо того чтобы рассматривать естественные причины или ошибки политиков, люди обвиняли бы в этих несчастьях таинственных ведьм, объединившихся с Дьяволом. Таким образом, в Священной Римской Империи разразилась новая волна охоты на ведьм, особенно на территориях, управляемых князьями-епископами. Князья-епископы были одновременно прелатами церкви и политическими правителями. Как священнослужители, они управляли имуществом и духовенством Римско-католической церкви в своих епархиях. Но как принцы империи, они действовали как герцоги или графы, контролируя налоги, армии и суды на своих территориях. Эти клерикальные/политические лидеры таких территорий, как Эйхштетт, Бамберг, Вюрцбург, Майнц или Кельн, жестоко охотились на ведьм, часто нарушая гражданские права обвиняемых. Пытки могут быть применены на основании свидетельских показаний всего лишь двух свидетелей, а противоположные показания столь же достоверных очевидцев можно игнорировать. Хотя имперские правовые кодексы должны были запрещать повторные пытки, профессора и юристы утверждали, что дальнейшие приступы пыток были просто продолжением первого применения. Замученные жертвы рождали фантастические истории и обвинения, питавшие безумие охоты. Примерно к 1630 году эта волна преследований прекратилась. Многие критики подняли голоса против всей практики охоты на ведьм. Друзья преследуемых обращались к императору и учреждениям имперского правительства, таким как императорский двор в Шпейере или сейм, которые, в свою очередь, призывали к остановке. И многие из самых серьезных врагов ведьм просто умерли. Охота на ведьм по всей империи продолжала время от времени вспыхивать, пока законы о ведьмах не были отменены в восемнадцатом веке. Власти казнили последнюю ведьму в империи, Анну-Марию Швегелин, в 1775 году. Хронология
Определение колдовства и ведьм Любой, кто пытается понять колдовство в широком, но точном историческом смысле, должен столкнуться с рядом проблем, из которых, возможно, ни одна не является более фундаментальной, чем трудный вопрос о том, как точно определить, какие элементы составляют колдовство. С одной стороны, колдовство представляется практически универсальным и, казалось бы, вечным аспектом почти всех человеческих культур. С другой стороны, понятие колдовства в значительной степени зависит от исторического времени и места. Конечно, преступление, за которое десятки тысяч людей пошли на смерть в Европе и колониях. Америка в 15-м, 16-м и 17—м веках-период Великой Европейской охоты на ведьм—могла существовать и может быть понята только в рамках специфической христианской культуры, господствовавшей в то время. Те, кто боится его реальности, всегда определяли колдовство как набор действий, практик и поведения, которые определенные люди фактически выполняют с якобы ужасным эффектом, и ведьмы, как полагают, причиняют большое зло в мире через вредное колдовство, которое они работают, как правило, в тесном союзе с темными, сверхъестественными силами. Если кто-то принимает это, поверьте, тогда такое преступление, безусловно, достойно самого сурового наказания, какое только может наложить общество. С другой стороны, для тех, кто скептически относится к реальности колдовства, оно существует только или, по крайней мере, преимущественно, как конструкция в умах тех, кто использует его как предлог для преследования, а обвиняемые в колдовстве-невинные жертвы, пойманные в смертельную паутину ложных верований и благочестивых убеждений. Эти проблемы определения-не только современные. Даже во время в период Великой Европейской охоты на ведьм, когда вера в реальное существование и эффективность колдовства была гораздо более распространена, чем сегодня, всегда находились те, кто сомневался в элементах колдовского стереотипа. Учитывая уровень общей веры в магию и сверхъестественную силу в досовременном европейском обществе, по крайней мере некоторые из людей, привлеченных к суду по обвинению в колдовстве, вероятно, на самом деле пытались выполнить какую-то форму вредного колдовства, которое, как они думали, будет эффективно против других в их сообществах. Это не означает, что, однако эти люди обязательно думали, что они продали свои души дьяволу или что они на самом деле собирались вместе с другими на тайные собрания, чтобы поклоняться демонам, как их обычно обвиняли в этом (хотя некоторые люди могли действительно заниматься такой деятельностью в некотором роде). Точно так же даже некоторые авторитеты, убежденные в силе дьявола в мире и уверенные, что некоторые люди действительно поступают к нему на службу, чтобы обрести сверхъестественные силы, были уверены в том, что они могут стать его врагами. Тем не менее, они скептически относились к существованию обширного, дьявольски организованного, заговорщического культа ведьм и опасались, что большое количество ложных признаний было получено судами путем чрезмерного применения пыток и другими средствами. Авторитетам позднесредневекового и раннего Нового времени также приходилось объяснять кажущуюся новизну угрозы, исходящую от большого числа ведьм. Ничего подобного никогда не было описано в более ранних источниках, и в то же время, поддерживать, якобы вечную, природу демонической силы и дьявольского зла. В самом широком смысле, колдовство можно определить, как совершение различных вредных действий посредством колдовства. Вера в то, что колдовство вредно, по-видимому, существовало почти во всех человеческих культурах на протяжении всей истории человечества. Колдовство также обычно рассматривается, как низкая или обычная форма магии, в отличие от высокой или ученой магии, которая требует много тайных знаний, обучения и ограничена определенными элитными группами внутри общества. Акты колдовства обычно включают в себя только простые жесты, заклинания или ритуалы, и ведьмами являются обычно необразованные люди низкого социального статуса, чаще женщины, чем мужчины. Во многих случаях сила колдовства часто рассматривается, как так или иначе, присущая самой ведьме сила, в отличие от лежащих в ритуальных действиях или заклинаниях, которые она выполняет. Этот особый статус, который характеризует саму ведьму как сущностно злую, а не просто совершающую злые поступки, может быть унаследован от других членов семьи или получен из какой-то личной связи с темными, сверхъестественными силами. Все эти определения могут быть применены к различным аспектам колдовства. Магия (само по себе слово, которое чрезвычайно трудно точно определить для всех ситуаций, в которых оно используется) во различается во многих человеческих культурах и исторических контекстах. Но само слово “колдовство”, а также его однокоренные слова в других европейских языках, таких как, немецкий Hexerei, или, даже, в какой-то степени ранний французский sorcellerie, развитые для описания конкретного явления, которое существует, или, по крайней мере, считалось, что существует, в Европе, в конце Средневековья (традиционно определяемое, как срок примерно до 1500) и последующей ранней современной эпохи (16-е - 18-е века). В данном, конкретном контексте, все описанные выше условия, в большей или меньшей степени, относились к ведьмовству, но на самом деле оно имело гораздо более конкретное определение. Ведьмы, как правило, были (хотя и не обязательно), простыми и необразованными людьми, в основном женщинами. И ведьмы, безусловно, считались совершающими вредное колдовство, чаще всего называемое maleficium светскими и церковными властями, пишущими на латыни. Но настоящее преступление колдовства заключалось в интенсивных дьявольских элементах, которые, по убеждению властей, лежали в основе других аспектов этого явления. Считалось, что ведьмы совершают свое пагубное колдовство с помощью демонов, которыми они могут повелевать, часто всего лишь несколькими простыми словами, знаками или жестами. Чтобы достичь этой власти над демонами, убеждали власти, ведьмы предлагали поклонение демонам, нарушая самые основные догматы христианской веры. Кроме того, считалось, что ведьмы полностью отказались от своей веры и отдали себя на службу Сатане. Считалось, что они были членами широко распространенных сатанинских культов, которые тайно собирались ночью, в присутствии дьявола или какого-либо другого управляющего демона, чтобы поклоняться, праздновать и совершать самые разнообразные ужасные действия. Таков был образ шабаша ведьм, впервые появившийся в Европе в начале XV века и сохранившийся до конца периода охоты на ведьм. Наиболее доверчивые и крайние из авторитетов в области колдовства часто писали о сотнях, если не тысячах ведьм, наводняющих регион, посещающих шабаши и действующих сообща, как члены культа. Таким образом, зло, которое представляли собой ведьмы, не было простой человеческой злобой. Скорее, они рассматривались как батальоны в демонических легионах Сатаны, действующих тайно, чтобы ниспровергнуть и привести к разрушению христианского мира. Это представление о ведьмах, как о широко распространенной, заговорщической и совершенно злонамеренной силе в мире поддерживало и даже требовало больших усилий по охоте на ведьм, которые предпринимались главным образом в XV, XVI и XVII веках. Теории происхождения охоты на ведьм Как и Холокост / Шоа / Окончательное решение (попытка истребления евреев и других нацистами в середине 20-го века), Охота на ведьм требует какого-то объяснения. Перечисленные ниже «теории» причин Охоты на ведьм взяты из того, что предлагали различные историки. Их называют теориями, потому что они основаны на разумной информации (или были, когда они были впервые предложены) и имеют некоторый смысл в объяснении явлений. Каждая из представленных ниже теорий кратко описывает основную идею, а после « НО » перечисляет некоторые проблемы применения теории к охоте на ведьм. Ни одна из них не идеальна, некоторые лучше других, а некоторые из них сейчас поддерживаются лишь несколькими историками. Некоторые лучше объясняют определенные виды охоты в определенных местах в течение ограниченного периода времени. Никакого объяснения или теории не будет достаточно, чтобы объяснить все охоты на ведьм в Европе с 1400 по 1800 год. Чтобы понять Охоту на ведьм в их совокупности, мы должны помнить обо всех теориях и даже искать новые. Множественная причинность - это просто здравый смысл. Любой историк, который пытается применить одну причину к охоте или даже, возможно, к одной охоте, слишком упрощен. 1. Теории болезней: они по-разному связаны с физическим и психическим состоянием людей, участвующих в охоте. Согласно теории массовой истерии, крестьяне становились немного чокнутыми, становились клинически невротичными и даже психотическими, и в групповой панике преследовали ведьм. Согласно теории иллюзий, доверие к детским фантазиям и психосоматическим заболеваниям является одним из источников паники. Кроме того, теория болезней предполагает сифилис или эрготизм (вызванный плесенью на гнилом хлебе) как причины психической нестабильности. Точно так же теория наркотиков предполагает, что последствия употребления вредных грибов, трав, таких как смертоносный паслен или белена, или буфотенина из кожи некоторых жаб, могли повлиять на умы людей. НО трудно объяснить, как так много людей, даже в одном районе, могут серьезно заболеть или получить беспокойство сразу. Кроме того, важной характеристикой охоты на ведьм была ее систематическая организация правящими элитами и правительственными чиновниками, а не какая-то хаотическая вспышка. 2. Теории географического происхождения: Охота на ведьм зародилась в определенных местах, например, сначала в горных районах Альп и Пиренеев или из-за экономической дифференциации между регионами, которые обычно были самодостаточными, внезапно попавшими в новую конкуренцию из-за торговой революции. НО эти объяснения опровергаются контрпримерами (регионы, где низины сначала охотились, а затем переходили в холмы) или трудностью количественной оценки экономических различий. 3. Теория бедствия. Когда случались реальные несчастья (чума, голод, война, шторм), люди обвиняли сверхъестественные силы и находили козлов отпущения в ведьмах. НО много преследований было совершено во времена относительного мира и изобилия. Более того, многие такие проблемы не были новостью для Европы раннего Нового времени, но были постоянными на протяжении всей истории. Таким образом, почему были виноваты «ведьмы», а не другие обычные козлы отпущения (евреи, содомиты, извращенцы, иностранцы) или другие сверхъестественные силы (например, демоны без помощи человеческих ведьм) ? 4. Теория жадности: Элиты инициировали охоту с целью конфискации чужой собственности. НО многие гонимые люди не имели большого богатства. Причем во многих случаях имущество не конфисковалось даже у очень богатых целей. 5. (Ошибочная) теория заговора: на протяжении большей части Средневековья демоны и ведьмы были незначительными для христианской системы верований. Затем, в позднем средневековье, религиозные элиты в Западной Европе создали новую и ошибочную интеллектуальную основу на основе христианской ереси и теологии о демонах. Они связали идею ведьм с воображаемой организованной сектой, представлявшей опасность для христианского содружества. Таким образом, власти искренне верили в эту сатанинскую угрозу и действовали против нее, хотя на самом деле она не существовала, по мнению большинства богословов до и после, а также многих в течение периода времени. НО! Как могла довольно незначительная идея, с таким небольшим количеством подтверждающих доказательств, привести к таким огромным усилиям стольких людей, особенно тех, кто мало что получил? Другими словами, как интеллектуальная мода подтолкнула многих к физическим действиям? 6. Теории религиозного восстания. Эти теории бывают двух видов: A. Во-первых, сатанинская теория религиозного восстания: поклонение дьяволу действительно существовало, в частности, как подрывная атака на правящий христианский порядок. Ранние историки колдовства, такие как Жюль Мишле (1862) или Монтегю Саммерс, ловят на словах истерзанные признания ведьм. НО! нет достоверных свидетельств, подтверждающих существование каких-либо сатанинских культов до XIX века. См. Миф № 8 . Б. Во-вторых, теория языческого религиозного восстания: Определенные формы поклонения древнего мира продолжались в период раннего Нового времени и были неверно истолкованы христианскими охотниками как сатанинские. Эту теорию сформулировала фольклорист Маргарет Мюррей, автор книг «Культ ведьм в Западной Европе» (1921) и «Европейский культ ведьм» (1926), «Бог ведьм» (1960). Она сказала, что поклонение рогатому богу Янусу или «Диану» было средоточием языческой преемственности до наших дней. Это можно было бы назвать теорией Мюррайта , и она остается популярной в неоязыческих кругах. НО! нет достоверных свидетельств, свидетельствующих о выживании большого количества язычества или каких-либо организованных культов плодородия, помимо обычных суеверий и простых народных традиций. Профессиональные ученые в значительной степени дискредитировали работу Мюррея. См. Миф №8 и миф №10. 7. Теория конфессионального конфликта: Реформация и связанные с ней схватки между протестантами (в основном лютеранами, кальвинистами и анабаптистами, а также англиканами) и католиками заставили каждого использовать колдовство для нападения друг на друга. НО! приверженцы одной ветви христианства редко использовали обвинение в колдовстве специально для преследования кого-либо из другой ветви. Обычно Охоту на ведьм проводили люди того же христианства, что и жертвы. См. Также Миф №2 . 8. Социальный контроль или теория государственного строительства: правительства раннего Нового времени использовали страх перед колдовством для централизации власти, усиления бюрократической юрисдикции, установления культурного единообразия и господства над церковью. Иерархия, возможно, верила в колдовство или нет, но опасный заговор послужил предпосылкой для расширения государственного вмешательства. Эта теория имеет определенное сходство с Теорией церковного угнетения, популярной в XIX веке, но которой сегодня придерживаются немногие, согласно которой Церковь обманным путем изобретала ведьм, чтобы сокрушать своих противников и разбогатеть. НО! почему колдовство должно быть конкретной целью в эти годы? И почему охота должна быть такой злобной и в результате вызывать такие волнения в государстве? И теория придает слишком большое значение элитам по сравнению с "невежественными" массами. 9. Социальный функционалист или теория социальных обвинений: обвинители ведьм действовали, исходя из психологической потребности обвинять других в своих личных проблемах. Опираясь на функционалистскую антропологию, психологию и постмодернистскую критику, сторонники этой теории утверждают, что охота на ведьм была терапевтически полезной для общества, поскольку она определяла, что было правильно, а что неправильно, и избавляла общество от проблемных маргинализированных людей, таких как старики и бедные. Таким образом, охота служила укреплению и определению социальных границ морального и приемлемого поведения. НО! эти теории не принимают во внимание мотивы отдельных обвинений (например, местную вражду и недовольство) и современные объяснения участников (религиозный и политический контекст). И почему охота должна быть такой злобной? И снова, почему колдовство должно быть конкретной целью в эти годы? 10. Теория женоненавистничества: Охота на ведьм олицетворяла социальную враждебность по отношению к женщинам. Такие теории часто связаны с популяризацией писателей-феминисток, которые также могут видеть в колдовстве источник расширения прав и возможностей женщин. Действительно, продолжающееся подчинение женщин, связь женщин с народной магией и целительством, а также изменение взглядов на социальное и экономическое положение женщин в Европе раннего Нового времени были важными факторами в охоте. Большинство обвиняемых и казненных составляли женщины, но тоже старые, одинокие (овдовевшие или старые девы) и бедные. НО! такие теории преувеличивают пропорции вовлеченных женщин и степень, в которой женщины были в центре внимания. См. Миф # 4. Мужчины в некоторых охоте на ведьм были большинством жертв; а некоторые охоты преследовали детей обоих полов. Социально-экономические последствия Почему большинство жертв инквизиции - женщины? По-видимому, здесь мы сталкиваемся с традиционным отношением христианской религии к женщинам и, кроме того, с острой враждебностью со стороны фанатичных инквизиторов к женской природе. В xристианской рeлигии изначальное отношение к женщине отрицательнo: во-первых, женщина-существo вторичное, она создана из ребра первого мужчины; во-вторых, женщина изначально грешна, так как первородный грех-это вкушение плода с древа познания дoбра и зла и изгнание из рая на своей совeсти. За это она была наказана, согласно христианским верованиям, повиноваться мужчине и рожать детей в муках. Печально известный "Молот ведьм" также предполагает, что женщина изначально не заслуживает доверия, даже латинское слово femina встречается, по словам Г. Инститорис и Я. Шпренгер, от слов Фидес, вера и минус, меньше, поэтому женщина является главным источником зла на Земле и гораздо легче поддается дьявольским уловкам. Сочетание изначально негативного отношения к женщинам и неприятия их природы привело к "охоте на ведьм", то есть к фактическому физическому уничтожению женщин. Общество до сих пор не может определить правильные социально-культурные права для женщин В средние века, женщины, став жертвой «охоты на ведьм» доказывали, что человек бессилен перед своей животной природой, страхом и глупостью. Современная «охота на ведьм» проявляется в нарушении прав женщин в культуре и обществе. Женщина может либо принять судьбу покорной грешницы, либо встать наравне с мужчинами, тем самым став «ведьмой», в глазах общества. Так же «охота на ведьм» стала прецедентом безнаказанности и вседозволенности власти. Во временя «охоты» для того, чтобы обвинить человека в колдовстве было достаточно лишь предоставить доносы от двух свидетелей, которые «видели, как человек ходит по ночам» или «уверены, что это он навел порчу на корову, чтобы она не давала молоко». Эти обвинения могли быть совершенно беспочвенны, смехотворны и не внушать никакого доверия. Но их было достаточно, чтобы человека подвергли пыткам. Чтобы эти пытки продолжались днями, неделями. Чтобы человека содержали в адских условиях, как скот. Чтобы его в итоге сломали, вытянули признание в том, чего он не совершил и лишили жизни. Или, если человек столь силен духом, чтобы выдержать пытки и не принять ложные обвинения, то чтобы он вернулся в пустой дом, замученный пытками, заклейменный на всю жизнь этими позорными обвинениями и вероятно, лишившийся своего хозяйства - источника дохода. Даже при лучшем исходе, жизнь никогда не станет прежней. Ее можно было разрушить двумя абсурдными доносами. В наши дни мы часто можем слышать о беззаконии, которое творится в тюрьмах. Избиения на допросах, отвратительные условия содержания, наказания, не соответствующие деянию. Беспомощность обвиняемого в аппарате судебной системы остается огромной проблемой по сей день. Заключение Период с XV по XVII века является предметом спора многих историков. Вопросов всегда больше чем ответов, но что можно сказать точно, так это то, что время было жестокое. Людям было нелегко, болезни, не урожаи, политическая не стабильность. Но «охота на ведьм» сделала это время действительно кровавым. Все подозревали друг друга, люди теряли хозяйства, свободу и жизни. Жертвой «охоты» мог стать каждый, а вот выдержать пытки - единицы. «Охота на ведьм» показала, как легко человек отключает здравый рассудок в угоду страху, ненависти и глупости. Она показала, как власть не может обеспечить защиту своим гражданам, что вместе фанатичные люди способны на многое. Охота на ведьм, если и не стала причиной многих проблем современного общества, то точно стала их ярким показателем. Далеко ли мы ушли от времени, когда из-за собственного страха человек «накидывался» на другого с абсурдными обвинениями? Вероятно, нет. Список литературы «MALLEUS MALEFICARUM, Maleficas, & earum hæresim, ut phramea potentissima conterens» «The witch-hunt in early modern Europe» by Levack, Brian P; «Witch hunt: history of a persecution» by Cawthorne, Nigel; «John Godfrey and His Neighbors: Witchcraft and the Social Web in Colonial Massachusetts» by John Demos William and Mary Quarterly, c. 242-265; «The Context of Witchcraft: The Case of Jane Wenham» by Phyllis J. Guskin; «A Convergence of Psychological and Sociological Explanations of Witchcraft» Current Anthropology, by Dennison Nash, c. 545-546; Francesco Maria Guazzo. From Compendium maleficarum in tres libros distinctum ex pluribus authoribus The central figure in this 1876 illustration of the courtroom where the trials were held is usually identified as Mary Walcott. |