Главная страница
Навигация по странице:

  • Своеобразие прозы А. Петрушевской Симпозиум: социально-гуманитарные и экономические науки

  • Абукеримова Хадижат ученица 10 класса,МБОУ «Нижнеказанищенской сош№3»с.Н-Казанище, Буйнакского районаруководитель: Абукеримова Заира Ильясовна

  • Содержание Предисловие «Другая проза» - произведения 80-х годов 20 века» Основная часть

  • Выводы и заключения. Использованная литература. Аннотация

  • Ученики должны иметь возможность свободного восприятия. А мы, руководители, должны им помочь в этом и приветствовать такое обращение.

  • Использованная литература

  • Шаг в будущее. Социальногуманитарные и экономические науки Секция теория и история литературы Абукеримова Хадижат ученица 10 класса, мбоу Нижнеказанищенской сош3


    Скачать 24.38 Kb.
    НазваниеСоциальногуманитарные и экономические науки Секция теория и история литературы Абукеримова Хадижат ученица 10 класса, мбоу Нижнеказанищенской сош3
    Дата27.02.2023
    Размер24.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШаг в будущее.docx
    ТипДокументы
    #958002

    XXVIII республиканская научная конференция

    молодых исследователей «Шаг в будущее»

    Своеобразие прозы А. Петрушевской

    Симпозиум: социально-гуманитарные и экономические науки

    Секция: теория и история литературы

    Выполнила: Абукеримова Хадижат

    ученица 10 класса,

    МБОУ «Нижнеказанищенской сош№3»

    с.Н-Казанище, Буйнакского района
    руководитель: Абукеримова Заира Ильясовна

    учитель русского языка и литератур

    МБОУ «Нижнеказанищенской сош№3»

    2022-2023 уч.год.

    Содержание

    1. Предисловие

    «Другая проза» - произведения 80-х годов 20 века»

    1. Основная часть

    Своеобразие прозы Л. Петрушевской.

    1. Выводы и заключения.



    1. Использованная литература.



    Аннотация

    Работа ученицы достойна внимания и свидетельствует о глубоком осмыслении ее прочитанных произведений. Ученица умеет на основе анализа художественного текста не только выразить свои оценочные суждения, но и сделать интересные выводы о художественном своеобразии рассказов Л.Патрушевской.

    Одновременно работа раскрывает особенности восприятия нынешними школьниками литературы «другой прозы».

    Обращение к творчеству Л.Патрушевской, на мой взгляд, актуальна. Во-первых, ее произведения не изучаются в школе, хотя привлекают многих читателей своей необычностью. Во-вторых, недостаточно уделяется внимание художественным особенностям современной литературы и особенно, литературе другой «альтернативной прозы», к которой относится наш автор.

    Ученики должны иметь возможность свободного восприятия. А мы, руководители, должны им помочь в этом и приветствовать такое обращение.

    «Другая проза», «новая волна», «альтернативная литература»

    объединяет авторов, чьи произведения появились в начале 80-х годов. Разоблачая миф о человеке – творце своего счастья, активная позиция которого преобразует мир, писатели такой волны показывали, что русский человек целиком зависит от бытовой среды, он – песчинка, брошенная в водоворот истории. «Другая проза» изображает мир социально несостоявшихся характеров и обстоятельств, она мрачна и пессимистична. В этой литературе есть течение натуральное – откровенное изображение негативных сторон жизни, интерес ко «дну» общества.

    Так и произведения Людмилы Петрушевской не склонны маскировать страшную и жестокую действительность, где попирается достоинство человека, где нет грани между жизнью и смертью. Герой «натуралистической» прозы всецело зависит от среды, из пределов которого трудно вырваться.

    Мое обращение к творчеству Петрушевской вызвано тем, что, во-первых, посоветовал научный руководитель – удивить новизной, во-вторых, в школьной программе она не изучается и, вообще, на мой взгляд, в школьной программе уделяется недостаточное внимание художественным особенностям современной литературы. Мне лично, произведения Петрушевской кажутся необычными, непохожими на все, что мы изучаем в школьном курсе литературы. Вот поэтому я поставила перед собой в своей исследовательской работе следующие цели:

    1. Изучить все, что найду по творчеству Л. Петрушевской.

    2. Прочитать и провести анализ нескольких рассказов из цикла «Монологи» и выявить художественные особенности этого цикла.


    Признаюсь, что трудно было найти что-либо о творчестве Л. Петрушевской.

    В журнале «Литература» нашла статью Д. Быкова, который содержит анализ субъективного восприятия художественного мира писательницы. Быков подчеркивает сочетание в прозе Петрушевской жестокости и сентиментальности и утверждает, что за Петрушевской утвердилась репутация мастера «случая». Особое внимание уделяется языку прозы. Критик отмечает, что писательница «прекрасно слышит и язык жизни, и язык литературы, что у нее особое зрение: в темноте видит лучше, чем на свету».

    А в речи героев присутствуют все приметы битового помешательства: жаргон, устойчивые речевые штампы, детские словечки, слова – паразиты.

    Быков считает, что автор иногда преувеличивает с нагнетанием ужаса и находит черты абсурда.

    Так же вызвал интерес интервью Л. Петрушевской по телевидению, в котором писательница раскрыла свое понимание сущности жанра рассказа и объяснила цели своего творчества. Ко мне попал в руки цикл рассказов «Монологи» Людмилы Петрушевской. На первый взгляд, читая рассказы Петрушевской, я пришла к выводу, что они во многом традиционны: они невелики по объему, в центре повествования, как правило, жизнь одного героя, обычно описывается только одно событие. Обычно ее рассказы заканчиваются своего рода выводом, например, «…человек светит только одному человеку один раз в жизни. И это все». (Рассказ «Через поля»). Но, как мне кажется, в данных произведениях не все так традиционно.

    Читая рассказы, я для себя отметила одну особенность: они начинаются с завязки, как правило задающей настроение - грустное, мрачное. Иногда все начинается с того, что является следствием произошедшего, тоже обычно мрачно. Вот начало рассказа «Такая девочка». «Теперь она как бы, для меня умерла, а может быть, она на самом деле умерла, хотя за этот месяц в нашем доме не хоронили. Еще одной особенностью, на мой взгляд, название цикла, которое определяется характер повествования монолог женщины, которая рассказывает о себе, о своей жизни. Это похоже на внутренний монолог: отрывистые фразы, недоговоренности, ассоциации, подчас очень субъективные, обращения к себе, самооценка и т. д. Редко встречаются обращения к кому-то, какому-то неизвестному слушателю, который знает рассказчицу.

    Иррациональность, экспрессивность рефлектирующей героини отражают ее мышление, которое связывает в единое целое множество жизненных эпизодов, человеческих судеб приходящих на память героине. Можно утверждать, что композиция отличается некой случайностью, эпизоды сплетаются, образую коллеж, причинно-следственные связи между ними обусловлены потоком сознания героини. Трудно определить время, так как повествование предстает как воспоминание. Место действия, на мой взгляд, не играет особой роли, так как весь накал страстей, переживаний происходит во внутреннем мире героини.

    В рассказе «Сети и ловушки» мы узнаем, что героиня переезжает из одного города в другой, но о том, что это за город, мы не знаем. Какие-либо внешние приметы его, элементы пейзажа отсутствуют.

    Мне трудно говорить о конфликте в анализируемых рассказах, герои скорее всего находятся не в конфликте с миром, в обиде на него. Люди на столько отчуждены, потеряли достоинство и уважение к себе, что и в конфликты друг с другом не вступают: «И кончится у него очередной роман, он приносил бутылку полусладкого шампанского, зная, что я это вино люблю. Это всегда было волнующе, как первое свидание».

    Я считаю, что повествование от первого лица позволяет читателю, с одной стороны, следить за сюжетом, а с другой – постигать внутренний мир рассказчицы. В каждом монологе рассказчицы своя: у нее своя жизнь, свой жизненный опыт, возраст. Однако есть нечто общее в них: это женщины. Живущие в городе, в чем-то ущемленные, разочарованные, угнетенные жизнью, повествующие о важном для них периоде жизни. Так, в рассказе «Такая девочка» - замужняя женщина, имеющая ребенка, она испытывает постоянные трудности, связанные с неверностью супруга: «У Петрова моего этого не бывает по три-четыре раза в год, такая любовь вечная, бесконечная». Она изо всех сил пытается сохранить семью, не обращая на «зигзаги» Петрова. Известно также, что она где-то работает, но ни о месте работы, ни о профессии мы ничего не знаем.

    В рассказе «Сети и ловушки» повествуется о том периоде жизни, когда ей было 20 лет. Ее «муж, будущий аспирант, находится все еще по месту своей работы», а она, «его жена, пребывающая в интересном положении, приехала к его маме в другой город». Таким образом, все проблемы рассказчицы носят сугубо бытовой характер, связаны с типичной женской судьбой. Одну волнует, как сохранить семью, другую – как создать.

    Я обратила внимание на то, что текст построен на цитатах, которые характерны не для художественных и публицистических текстов, а являются устойчивыми речевыми штампами, которыми пользуются представители уличной толпы: «все идут псу под хвост», «я нюхом чувствовала», «хоть ложись и помирай»; неправильности: «никакая любовь не мешает этому желанию», «ни в первый раз, ни в последующие разы»; оксюмороны: «чудовищная благодарность», «до противности откровенно». Все это, думается, придает повествованию достоверность, вполне соответствует облику героини.

    Какими предстают перед читателем персонажи рассказов? Практически отсутствуют их портреты. Можно найти лишь отдельные черты внешности. Используются приемы зооморфной образности: «В ней не было ничего от дичи, которую надо бояться спугнуть. Она была как домашнее животное, которое можно было гнать хворостиной»; «Она, с начала моего знакомства, на меня произвела какое-то жалящее впечатление, как новорожденное животное». У читателя подобные детали вызывают неприятные чувства к героям. Я считаю, что это свидетельствует об отношении рассказчицы к окружающим.

    Обычно все герои – люди несостоятельные, испытывающие бытовые трудности, переживающие унижения, например, в рассказе «Такая девочка»: «О на только что из колонии вышла и опять по рукам…» Единственно светлое у этих персонажей – дети (одна героиня имеет сына, другая ждет ребенка). Однако любовь к сыну скорее биологическая, собственническая, лишенная высокой духовности. Вот героиня рассуждает о сыне: «Любое другое сочетание лица, фигуры, цвета волос, характера он с такой же силой полюбил бы. Он любил бы меня, если бы я была убийцей, великой скрипачкой, продавцом магазина, проституткой, святой». Семья, дом в центре жизни персонажей. Но на первое место здесь тоже выступает не любовь и взаимопонимание, а бытовая устроенность: квартира, чистота, еда, гости, часто случайные.

    В рассказах много психологических деталей, позволяющих представить характер персонажей. Часто герои резки, не разучены. Петрушевская использует натуралистические детали при описании состояний, реакций: «Потом сядет к окну: скажет: «Отвернись» - и такой тихий щадящий звук раздается, такое нежное. Она говорит: «Все, дураки, а сама еще шприц не вынула, еще следит, как последний осадок из шприца выходит».

    Нелепая, неустроенная жизнь вызывает отчужденность людей, перевернутость их представлений о счастье. У «Такой девочки» подчеркиваются почти механические реакции на окружающих, вечный страх: «Она подняла голову и говорит: «Я боюсь атомной бомбы». Не смерти она боится, а бомбы, представляешь?» А героиня рассказа «Сети и ловушки» может долго безостановочно плакать или смеяться.

    У меня сложилось впечатление, что герои Петрушевской не надеются на улучшение жизни. У них отсутствует стремление к духовному, утрачено представление о высоких ценностях. Критерии для оценки себя и других весьма примитивны: «я хорошая, у меня уже с утра все сделано», «я женщина трезвая», «А она и не работает, и ничего у нее не сделано – как будто она и не жена Севке». Никто из героинь не хочет изменить или себя. Они настолько привыкли к своей уродливой жизни, что принимают ее как норму. Они несчастны, и это тоже воспринимается как норма. Каждая замкнута в своем мире. Живут рядом, судят друг о друге, используют друг друга для решения своих проблем, но не стараются понять другого человека. Отношения абсурдны, безнравственны: «Мы иногда с Петровым разговаривали целыми ночами, особенно после его зигзагов, и не могли наговориться. Он мне рассказывал о своих женщинах, сравнивал их со мной, а мне все было мало – я выпытывала у него все новые и новые подробности».

    Внешний мир, в котором живут персонажи, я вижу глазами рассказчицы. Ее не интересуют политика, проблемы времени, производство и т. д. Поэтому трудно определить в какую эпоху это происходит, на фоне каких исторических событий. Мир замыкается в квартире. И это замкнутое пространство выписано тщательно, в достоверных деталях, подробностях. Вещи, еда и т. д. – это то, что является символом лучшего в этом «рае для уродов».

    Проанализировав рассказы, я пришла следующим выводам:

    - рассказы Петрушевской соединяю в себе черты разных эстетических направлений. Многое в них свидетельствует о близости к литературе абсурда: изображено всеобщее неблагополучие, абсурдность, нелепость, дисгармоничность жизни и человеческих отношений, отчуждение, одиночество, отсутствие духовности героев;

    - однако в отличии от литературы абсурда в рассказах Петрушевской композиция является средством глубокой психологической характеристики персонажа. Таким же средством становится речь героев, их суждения о жизни, о других людях и т. д. Возникает образ противоречий, сложный, поэтому достоверный и легко узнаваемый;

    -в современной литературе актуальна поэтика цитаты.
    Петрушевская и здесь отличилась. Она цитирует ходовые выражения толпы, знакомые всем. Это становится, наряду с натурализмом, еще одним средством убеждения читателя в достоверности, правдивости происходящего;

    - рассказы обладают напряженным сюжетом, заставляющим внимательно читать. Но почему-то события и герои после прочтения быстро забываются, остается лишь впечатление, как после истории, услышанной в трамвае, в очереди: правдивой и достоверной, но очень частой. Думается, что происходит это потому, что по словам самой писательницы, объектом ее изображения является случай.

    Может быть, поэтому в рассказах нет того художественного обобщения, которое делает произведение запоминающимся. В целом цикл «Монологи» создает образ больного мира, персонажи которого при всех различиях очень похожи между собой и вызывают гамму чувств.

    Автор не стремится обнаружить свое отношение, оценить героев и ситуацию. Более того, рассказы Петрушевской завершаются своего рода идеей, мыслью, ради которой монолог произнесен. Однако это не идея произведения, а идея, близкая рассказчице, выражающая ее искаженное представление о мире. И если в классической русской литературе бездушность, жестокость, отчужденность человека изображаются как результат утраты духовных ориентиров, то у Петрушевской это изначальная и все определяющая закономерность бытия, не рождающая в душах ее героинь ни мечты, ни надежды. А читатель, я думаю, стоит перед вопросом: «Обладает ли он умением в реальной жизни видеть красоту, верить в добро, счастье, свет, мечтать и надеяться?..».

    Использованная литература:

    1. Рассказ «Сети и ловушки».

    2. Рассказ «Такая девочка».

    3. Рассказ «Через пять полей».

    4. Фрагмент программы ОДИН с Дмитрием Быковым: о Людмиле Петрушевской... // "Эхо Москвы", 6 мая 2016 г.

    5. Цикл рассказов «Монологи» Л. Петрушевской.


    написать администратору сайта