Главная страница

Социальноисторические предпосылки возникновения социологии


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеСоциальноисторические предпосылки возникновения социологии
Дата20.01.2022
Размер0.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsotsiologia_ZAO_udalenka.pdf
ТипДокументы
#337047

Социология

Социально-исторические
предпосылки возникновения социологии
Р
азвитие капитализма в первой трети XIX в.

экономический, социальный и политический прогресс

усиление эксплуатации, кризисы, неимоверно тяжелое положение рабочих

Идейно-теоретические
предпосылки социологии
философские концепции мыслителей, занимавшихся анализом исторического и современного материала

эмпирические социальные исследования, связанные с социальной статистикой
(хозяйственные переписи, техника массовых статистических опросов, основы демографии)

этнографические и антропологические
исследования

Появление социологии как
науки
Термин «социология» появился в начале XIX века — между 1838 и 1840 гг.
Создатель - француз Огюст Конт
(1798
—1857)

родоначальник одного из самых мощных и плодотворных философских направлении - позитивизма

отец мощной эмпирической науки
- социологии

Гносеологические
предпосылки
XIX
век - это век естествознания

Его идеал - опытное, «позитивное» знание, наука не знает границ, естественнонаучному методу подвластно все

Лидеры естествознания в XIX веке –
физика (механика И. Ньютона)
биология (эволюционная теория видов Ч. Дарвина)
Стиль научного мышления своей эпохи

Новая опытная, позитивная наука об обществе -
« социальная физика»
ее разделы по аналогии с механикой
«социальная статика»
«социальная динамика»

Социология по О.Конту

для познания общества философии уже недостаточно

нужно отказаться от философского метода познания и придумать свой собственный

взять из естествознания такие методы как:
наблюдение
эксперимент
сравнительный анализ

Частные науки
демография, этнография, политология, этика, юриспруденция, социальная психология и др
Социология
социология
труда
социология образования
социология
искусства
социология науки

Социология

общественная наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества (его структур, субъектов, институтов, детерминант)

Социология

изучает общество и различные подструктуры как целостные явления, систему

обращает внимание прежде всего на социальные стороны общественных процессов, на социальные явления, социальные отношения

изучает социальные механизмы, закономерности общественной жизни

Микросоциология
- изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии
Главный предмет исследований —
поведение
индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Макросоциология
изучает крупномасштабные социальные
системы и процессы, происходящие в течение длительного времени
Основное внимание - модели поведения, помогающим понять сущность любого общества (социальные институты, такие как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй)

Общесоциологические теории
Теории среднего уровня
Эмпирическая социология

Основной социологический
закон

определяющее влияние способа производства на общественную жизнь

определяющее воздействие экономического и технологического способов производства на все сферы жизни общества

обусловленности всех социальных отношений и процессов общественным разделением труда

Понятийно-
категориальный аппарат
Понятия собственно социологического содержания, выработанные в процессе возникновения и развития науки и других
(особенно близких) научных дисциплин: психологии, политологии, философии, истории и др.
Категории в социологии с учетом ее объекта и предмета изучения носят интегральный,
многоуровневый характер

Междисциплинарная
матрица социологии

Междисциплинарная матрица социологического
знания - совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция

В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами она образует подсистему системы научного знания — социальное знание

Внутридисциплинарная
матрица социологии
Социология в целом
Социология
труда
Социология
культуры
Социология
города
Другие
отрасли
Социология
искусства
Социология
чтения
Социология
досуга
Социология
популярной
культуры
Социология
спорта
Другие
подотрасли
Социология
театра

История социологии

Формирование
социологического знания
Первых социологов античности называют
социальными
философами.
Платон (427—347 до н. э.)
Аристотель (384—322 до н. э.)

Первый в истории труд по
«общей социологии» - "Государство» Платона
Он разработал основы первой в мире теории
социальной стратификации
любое общество делилось на три класса:
1
– высший - мудрецы, управляющие государством
2
средний - воины, охранявшие его от смуты и беспорядка
3
низший - ремесленники и крестьяне

Теория стратификации
Аристотеля

Богатая плутократия

Зажиточное сословие - опора порядка

Лишенные собственности бедняки
Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других

Никколо Макиавелли
(1469
—1527)
Главное произведение - «Государь»

Описываются принципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели

Макиавелли сформулировал законы поведения правителя

Томас Гоббс
(1588
—1679)
Разработал теорию общественного договора - основа учения о гражданском обществе.
Естественное состояние людей — «война всех против всех», абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование.
Страх не разъединяет, а соединяет, побуждает заботиться о всеобщей безопасности.
Государство — наилучший способ удовлетворения такой потребности.
Гражданское общество - высший этап развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми.
В гражданском обществе возможны три формы правления:

демократия,

аристократия,

монархия.

Огюст Конт
(1798-1857)
Социология— единственная наука, призванная открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы

Методы: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод

Определил предмет и метод социологии.

Преклонялся перед человеческим обществом. Отдельный индивид — почти ничто.
Учение Конта из двух частей —

социальная статика - взаимоотношения между социальными институтами

социальная динамика - законы и этапы изменения общества социальный прогресс первичные факторы прогресса — духовное и умственное развитие человека вторичные — климат, раса, продолжительность жизни

Закон интеллектуальной эволюции
человечества или закон трех стадий

Первая стадия - теологическая, или фиктивная
(древность и раннее средневековье (примерно до начала
XIV века) три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм

Вторая стадия, метафизическая (с XIV по XIX век) – переходная разрушение старых верований.
Распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов

Третья, позитивная, стадия распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни

Герберт Спенсер
(1820-1903)

Основатель школы органической аналогии.
Сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование и т. д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т. д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию.

Первым применил в социологии понятия структуры и функции.

Основной закон социального развития - закон выживания наиболее
приспособленных индивидов
Функции естественного отбора - экономическая конкуренция.
Противник революции (болезнь социального организма).

Карл Маркс
(1818-1883)

Иной подход к пониманию общества» - не стабилизация общества, а уничтожение и замена его новым, более справедливым

Революционный путь изменения общества

Основоположник
теории
конфликта.
Противоречия и конфликты - как важнейший фактор социальных изменений, как движущая сила истории

Вывод -- эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое

Эмиль Дюркгейм
(1858-1917)
Первый профессор социологии во Франции.
Принципы новой методологии:

натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы

социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности ее превосходства над индивидами
Принципы социологии, ставшие хрестоматийными:

основная задача - изучение социальных фактов независимая от индивидов реальность, обладающая
«принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система)
Метод сравнения
Функциональный анализ

Макс Вебер
(1864-1920)
Индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие.
Ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип.

«Капиталист», «предприниматель», «рабочий» - типичный
(среднестатистический) представитель данного слоя.
Абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.
Методы исследования:

первый шаг ученого – статистика

второй и более важный шаг — поиск мотивов ядро метода, который получил название
«понимающая социология»

Теория социального действия
- одно из центральных понятий веберовской социологии "Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»
Система из четырех идеальных типов социального действия:
целерациональное
ценностно-рациональное
традиционное
аффективное
Первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными)

Питирим Сорокин (1889-1968)
Преподаватель социологии, президент Американской социологической ассоциации, профессор и декан социологического факультета
Гарвардского университета.

Главная особенность творчества — глобализм, попытка осмысления социологических аспектов широко понимаемой им культуры.

«Социальная и культурная динамика»(1937),
«Социальная мобильность» — мировая классика

Констатировал кризисное состояние современной культуры, проанализировал различные его причины и формы. Выход из кризиса – нравственно-религиозное возрождение на основе
«альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности

Создатель наиболее основательной и детально разработанной теории стратификации

Теория стратификации
Окружающий мир – социальная вселенная.
В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат:

ось X — горизонтальная мобильности;

ось У — вертикальная мобильность.
Стратификация -как способ измерения статуса той или иной социальной группы в различных сферах жизнедеятельности общества.

Три социальных пространствах — экономическое, политическое и профессиональное.
Экономическая стратификация - неодинаковость экономических статусов, наличие экономического неравенства различие доходов, уровней жизни, существование бедных и богатых.
Два явления экономической стратификации - флуктуации:

1) обогащение и обеднение той или иной социальной группы либо общества в целом

2) уменьшение и увеличение высоты экономической пирамиды
Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически:
мелкие циклы — 3-5, 7-8, 10-12 лет, крупные — 40 - 60 лет.
В колебаниях высоты экономической пирамиды не существует никакой устойчивой тенденции
Вместо прямолинейного процесса существуют периодические флуктуации, равные 50,
100 и 150 годам. Точно так же колеблются и мировые цены в истории

Развитие социологии в России

Процесс институционализации социологии:

1912 г. - открыта социологическая секция при историческом факультете
Петербургского университета

1916 г. - учреждается русское социологическое общество имени М.
Ковалевского

1917 г. - вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах

1919 г. –Социобиологический университет

1920 г. - в Петроградском университете был открыт созданный на базе факультета общественных наук (ФОН) первый в России социологический факультет. Его организатором, деканом и ведущим лектором стал П. А.
Сорокин

Проводились крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования
(комплексный труд академика В.Н.Большакова «Деревня. 1917 — 1927 гг.»)
Изгнание в 1922 году большой группы ученых из России сразу же сказалось на снижении уровня отечественной социологии.

Развитие социологии в
Беларуси.

1921 г. – Белорусский государственный университет
- открыта кафедра социологии и первобытной культуры ( профессора В. И. Пичета, С. 3.
Каценбоген)

1923 г. - опубликован первый в республике курс по социологии

1922 г.
-
Институт белорусской культуры, преобразованный в 1929 г. в Академию наук
Беларуси.
Организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации, динамики социальной структуры
Беларуси, социологии семьи, религии, образования и воспитания

Основные течения и направления
современной зарубежной социологии

Академическая социология
Классификации современных течений ( П. Монсон):

Примат общества по отношению к индивиду школа структурно- функционального анализа (Т. Парсонс), теория конфликта (А. Козер, Р.
Даррендорф)

Основное внимание личности символический интеракционизм (Г.
Блюмер), феноменология (А. Шюц, А. Фиркандт, Н. Лукманн), этнометодология
(Г. Гарфинкель, А. Сикурел)

Равное внимание индивиду и процессам общества теория действия
(обмена) Д. Хоманса

Марксистский подход: схож с первым, но предполагает активное влияние социологии на преобразование мира.

Неопозитивизм - этоне единая школа, а ориентация.
В рамках неопозитивизма созданы основные требования к проведению социологического исследования (нормы социологической культуры).

Структурно-функциональный анализ.
Школа Т. Парсонса
- употребляется в двух значениях:

объединяющее название социологической школы
(основатель - Т. Парсонс)

• метод исследования, по которому изменения элемента системы рассматриваются в связи с изменениями всей системы
- попытка создать систему предельно абстрактную, настолько всеобщую, что она не могла бы устареть
Ключ к концепции Парсонса - условия выживания социальной системы - условия равновесия
(общества в целом или отдельного индивида):

адаптация экономика

целеполагание политика

интеграция право и культура

латентность (поддержание образца) семья, школа, церковь

Развитие общества - эволюционный характер
Две категории:

дифференциация

интеграция
Типы обществ:

примитивные
общества
-
дифференциация выражена незначительно

промежуточные - появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область

современные - отделение правовой системы от религиозной, административная бюрократия, рыночная экономика, демократическая избирательная система

Теория социального
конфликта
В противовес структурно-функциональным теориям - конфликт не дисфункция социальной системы, а естественная и прогнозируемая составляющая социального организма.
Социальный конфликт - борьба за ценности и статусные привилегии, за власть.
Основные функции социального конфликта:

интеграция социальной структуры

сохранение солидарности внутри групп

укрепление межчеловеческих отношений

управление социальными изменениями
Основа конфликтов – не экономические, а политические причины
Источник конфликта – так называемый политический человек
15 типов конфликта
Возможность «канализирования» и регулирования

Концепция социального конфликта
по Р. Даррендорфу
Основа взаимодействия в системе "индивид - общество" - нормы, которые задают ролевое
поведение

роль - воплощение властных отношений на поведенческом уровне, задается, то есть носит нормативно-принудительный характер

иерархия ролей существует и на уровне индивида, и на уровне общества

социальное неравенство - неравенство ролей - ведет к конфликту
Острота конфликта и оперативность его регулирования зависят от типа социальной структуры, степени его открытости

Символический интеракционизм
(Дж. Мид)
Теория человеческой эволюции на основе идей Ч. Дарвина.
Отличие человека от животных - отсутствие системы инстинктов как регуляторов поведения
Главная характеристика действий людей - использование символов,
выполняющих координирующую функцию

Две ступени социального действия:

общение при помощи жестов, прообраз языка

символически опосредованное общение с помощью языка
Возникновение символически опосредованного общения:

• функционально

• антропологически
Общение с помощью языка

порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом

• позволяет поставить себя на место другого индивида

• позволяет видеть себя глазами другого человека

Феноменологическая социология
(А. Шюц)
Восприятие действительности зависит от
того, как человек ее интерпретирует

Задача социологии
- понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов

В центре – не мир в целом, а человек в его специфическом измерении

Социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий

Мнения образуют социальный мир ----- социальная реальность
– пересечение смысловых полей участников взаимодействия

Теория действия или
теория обмена Дж. Хоманса
Задача эмпирической социальной науки:

• описании связи между явлениями

• объяснении связи между явлениями
Центральная категория - категория социального действия.
Социальное действие - процесс обмена, который строится по принципу
рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах
Пять основных гипотез:

гипотеза успеха

гипотеза стимула

гипотеза ценности

гипотеза голодания-насыщения

гипотеза фрустрации-агрессии.
Любое действие подразумевает вознаграждение
Взаимодействие не всегда будет равным

Общество как специфический объект познания и основная категория

Теории происхождения общества

Инструментальная концепция человеческая сообразительность.

Сексуальная концепция физиологические характеристики человека.

Гендерная концепция распределения социальных ролей между полами.

Кратическая концепция развитие управляющей подсистемы.

Семантическая концепция признание слабости человека как биологического существа.

Социальная история как естественноисторический процесс

включенность общественной жизни в систему естественней, универсальной и всеобъемлющей взаимосвязи материального мира

несводимость социальных законов и явлений к природным, их качественное различие

Общество и природа
(отличие)

Преобразование элементов природы - с помощью труда, т.е. особой целесообразной деятельности человека.

Труд - особое соединение физической и духовной энергии человека

Наряду с материальными выделяются духовные факторы социального бытия

1. Включенность духовного фактора в
структуру социального объекта

2. Временные параметры бытия природных и
общественных явлений

Сущностные признаки общества

Автономность и саморегулятивность - определенная степень независимости общества от природы, регулирование процессов в обществе его же силами.

Воспроизводство разнонаправленных связей - весь комплекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями), как материальных, так и духовных, а также воспроизводство самого человека.

Системность и структурность.

Интегрированность и целостность - органическое объединение всех частей общества в единый социальный организм, его внутреннее единство.

Целеполагание - выбор и реальное определение целей как образа настоящего и будущего результата деятельности, реализации разнообразных потребностей людей.

Функциональность - определение и реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к целому — обществу, например, функции, роли государства, семьи и т. д.


Первая подсистема - производственно- распределительные связи и отношения, необходимо связанные с разделением труда и распределением людей по своеобразным социально-профессиональным ячейкам.

Вторая - управляющая система с соответствующими органами руководства, политическими организациями и общественными объединениями. Высшие этажи - политическая подсистема.

Третья - сложная система социальных связей, основанная на этнических, демографических, национальных, образовательно-культурных, религиозных и т.д. отношениях.


Особенность духовной деятельности - может выступать в своей чистой форме - в форме искусства, науки, философии и религии.

Особая форма духовной деятельности - система воспитания и образования.
Общество

- статичная система,

- динамичная система,

- информационная система.

Социальные институты
-
исторически сложившиеся
устойчивые формы организации
совместной жизнедеятельности
людей, сложившихся (или
складывающихся) между ними
социальных связей.
К их числу относят:

определенную совокупность учреждений;

совокупность социальных норм и культурных образцов;

систему поведения в соответствии с этими нормами.

Фундаментальные
институты

семья (500 тысяч лет ),

производство - самый древний институт (около 2 миллионов лет);

религия,

образование,

государство (10 тысяч лет)

Гражданское общество
-
совокупность внегосударственных общественных
отношений и связей, выражающих разнообразные
интересы и потребности членов общества.

В политической сфере - партии, общественные движения и т. п.;

в экономической — частные (негосударственные) формы хозяйствования, профсоюзы и т.д..;

в духовной — творческие союзы, объединения по интересам и т. п.;

в социальной — семья, другие общности.
Гражданское общество и государство тесно взаимодействуют с собой и не должны противопоставляться.
С проблемой гражданского общества связаны и проблемы социальной структуры и мобильности.
Гражданское общество - система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право (по
Гегелю).

Типология обществ

дописьменные и письменные,

общества охотников, скотоводов, земледельцев,

доиндустриальное, прединдустриальное и постиндустриальное общества,

закрытые и открытые,

стабильные и нестабильные,

переходные и устойчивые,

стагнирующие и динамично развивающиеся,

варварские и цивилизованные,

информационные.

Социология
личности


Социология личности как специальная теория

Статусно - ролевая теория
-
Статусный набор (портрет) индивида
-
Социальные роли

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции

Социализация личности
-
Виртуальная социализация

Социология личности
- специальная теория, предметомизучения и анализа которой является человек в его социальном формировании, становлении и развитии.
Личность
- человеческий индивидуум, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую совокупность социально значимых качеств, знаний и социального опыта,
"как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности".

Статусно - ролевая теория

Статус - структурная ячейка общества, роль – его динамический аспект
статус—позиция в обществе
роль—модель поведения в соответствии с этой позицией

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка

Статус — социальное положение человека в обществе
Социальное положение - обобщенная характеристика профессия, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека

Статус - сложносоставное явление, различными
аспектами
которого
являются
престиж,
ранг,
совокупность прав и обязанностей
Официальные статусы и неофициальные.

Степень
распространения
статуса в обществе
ПРЕЗИДЕНТ
МИНИСТР
ДИРЕКТОР
УЧЕНЫЙ
ВОДИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК


Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой

Взаимодействуют только субъекты
(обладатели, носители) статусов

В социальные отношения вступают не статусы, а их носители

Статусный набор
(портрет) индивида

Личный статус
- позиция человека в малой группе, сообществе знакомых людей, приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам

Социальные статусы
-
позиции человека в широком кругу незнакомых людей благодаря участию в общественной жизни

Социальные Эпизодические Социально-
статусы демографические
(социально-
биологические)
Экономические Возрастные
Профессиональные Половые
Политические Национальные
Статусы, связанные с Статусы по культурой здоровью
Территориальные Брачно-семейно- статусы родственные
Личные

Социально- демографические
(социально- биологические) статусы

Половые статусы
Мужчина Женщина

Возрастные статусы
Транзитивные
Три основных: ребенок - взрослый - старик

Расовые статусы
Три основные расы

Статусы по здоровью
Инвалид –необратимый, больной –обратимый, транзитивный

Брачно-семейно-родственные статусы
Не чисто биологическая система статусов, а продукт общественного развития

Социальные статусы

Экономический статус - место статуса в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор)

Политический
статус

принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям)

Профессиональный статус — статус, для получения которого следует продолжительное или кратковременное обучение (составляет около 40 тысяч профессиональных статусов)

Статусы в области культуры - четыре базовых сферы: наука, образование, искусство, религия

Территориальные статусы :
Мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется социальной
ролью

Роль - не социальные отношения, а с
социальное взаимодействие

Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами пустой статус превратился в личностно окрашенную модель поведения, то есть роль

В научный оборот термин «роль» ввели в 1920–1930–е гг.

Дж.
Мид
акцентировал внимание на механизмах
«научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения
(интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие
«ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации

Р.
Линтон обратил внимание на социально- культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций

Содержание роли

ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом

социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли

действия

стержень, объединяющий нормы и ожидания

Формы выражения роли

исполнение роли,

идентификация с ролью,

обучение (освоение) ролям
Исполнение роли и построение идентификации с ней происходят почти автоматически
Умение ставить себя на место другого — начало процесса принятия социальной роли
Принятие ролиможет быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным

Ролевой конфликт и
ролевые дисфункции

Функция
— объективная деятельность, которую выполняет человек вне зависимости от своей воли и сознания. Функция задается структурой или устройством общества

Дисфункция
— невыполнение предписанной ролью обязанностей в силу субъективных причин или неумения
Функции и дисфункции относительны

Дисфункции проявляют себя в двух формах:

Внутриролевой конфликт (статусная несовместимость)

Межролевой конфликт
Конфликтная ситуация — доведенная до поведенческого уровня дисфункция

Причины дисфункции

1) физическая недееспособность

2) необученность в исполнении своей роли

3) отсутствие мотивации
Три фактора формула:

я могу (не могу)

я умею (не умею)

я хочу (не хочу)
Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью - ролевое напряжение

Социобиологические
предпосылки социализации
У животных нет социализации.

Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, инстинктивно. Инстинкт— биологические программы действия, которые врожденны и передаются генетически

Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде

Чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов

У человека 80% поведения - социально приобретаемое

Родители — заменители природы, они передают те нормы и ролевые практики, которые созданы обществом

Социализация личности
-
процесс,
посредством
которого
индивидом
усваиваются
нормы
его
группы
таким
образом,
что
через
формирование
собственного
«Я»
проявляется
уникальность
данного
индивида как личности, процесс усвоения
индивидом
образцов
поведения,
социальных
норм
и
ценностей,
необходимых
для
его
успешного
функционирования в данном обществе

«Виртуальная социализация»

Сетевое общение оказывается не менее важным для современного человека, чем обычное

Все более ценным навыком становится способность адекватно вести себя в Сети — знакомиться, учиться, договариваться, спорить

Социальная структура и
типология личности

Биогенетический уровень

Психологический уровень

Социальный уровень


Биогенетический уровень - физическое становление человека.
Показатель функционирования
- физическое и психическое здоровье человека
(ответственность за свое физическое развитие, за гигиенические навыки, контроль баланса систем организма, безопасности жизни организма)

Психологический уровень - становление эмоционально-волевой сферы личности, сферы познавательной деятельности, становление характера

Социальный уровень:
-
во-первых, направленность личности
смысл жизни
Подструктуры направленности личности:

вера человека

мировоззрение

идеалы

духовные потребности

убеждения
-
во-вторых, сфера жизненного опыта
Подструктуры уровня:

жизненные позиции и система установок,

поведение и деятельность,

уровень притязаний и самооценка,

возможность самореализации и самоактуализации,

умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях

Типология личности
Социальный
тип
личности
- продукт взаимодействия историко-культурных и социально- экономических условий жизнедеятельности людей
Зависимость

от доминантных ценностей системы: прагматическая и альтруистическая, творческая и исполнительская, религиозная и экономическая

по социально-классовому признаку: личности рабочего, крестьянина, интеллигента и т. д.

Типы личности в зависимости от ценностных ориентаций

традиционалисты - ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания;

идеалисты - критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие;

фрустрированный тип личности - характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;

реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

гедонистические материалисты - ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.

Концепции личности
Ролевая концепция личности
Личность - функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе.
Социальная роль - модель доведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.
Межличностная роль - функции, выполняемые человеком в личных отношениях с другими людьми.
Социальные роли различаются по степени их важности для всего общества:

объективно (с точки зрения общественного значения роли);

субъективно (преломляясь в сознании индивида).
Существует система социального контроля ролевого поведения, а также соответствующая система социальных санкций.
Принципы ролевого поведения достаточно жестки смешѐние функций или неадекватное исполнение нарушение равновесия всей социальной системы


Оно, или Ид (низший слои) - бессознательные импульсы, "родовые воспоминания";

Я, или Эго (средний слой);

Сверх-Я, или Супер-Эго (верхний слой) - нормы общества, воспринятые человеком
Низший и верхний слои наиболее агрессивны,
"атакуют" психику человека, порождая "невротический тип поведения.
Бессознательные стремления личности (в первую очередь сексуальные - ее потенциал и основной источник активнорти.
По мере развития общества Супер-Эго
увеличивается.

Поведенческая концепция личности
(Б. Скиннер, Дж. Хоманс)
Личность – система реакций на различные стимулы.
Стимулы - любое благо, социальное по своему источнику.
Чем выше стимул, чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение "вклад" каждого партнера в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

Социология
культуры

Социология
культуры
исследует статус культуры в социуме, ее функциональные характеристики, параметры измерения, социальную динамику ее бытия
(
А.Моль «Социодинамика культуры»).

Толкования понятия
"культура"
Множественность в определениях долгая история становления культуры.

первоначально - работа по профессиональному воздеванию почвы (от лат. "со!еге")

XVIII и XIX вв. - начитанность и изящные манеры

конец XVIII в. - "Идеи философии истории человечества"
Иоганна Гердера

- обоснование нового, наиболее конкретизированного подхода гуманистического понимания культуры

- показана необходимость эмпирического исследования компонентов культуры

- введение в научный оборот самого термина «культура» (kultur)
убеждения, ценности и уровень цивилизации

Культура в коммуникативной
системе
Автор
Артефакт
Потребитель

Созидание артефакта - творческий, созидательный процесс.

Пользование артефактом - репродуктивный процесс.

Виды культуры

материальная культура

духовная культура.
По происхождению:

народная культура

авторская культура
По целевому назначению:

религиозная культура

светская культура

Три качественных скачка развития
и функционирования культуры

• появление письменности;

• изобретение книгопечатания;

• современные достижения
(телевидение, аудио- и видеозапись, голография и др.).

Основные функции культуры

• гуманистическая (главная функция);

• гносеологическая (познавательная);

• информационная;

• коммуникативная;

• ценностно-ориентационная;

• нормативно-регулирующая
(управленческая.

Культурные универсалии

это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства общества.
В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж
Мердок выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, образование, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор…

Основные элементы культуры

Знаки и символы.
Они представлены главным образом в языке.
Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.
Язык является полифункциональной системой.
Выступая средством человеческого общения
(коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.
Не только культура изменяет язык, но и язык может активно помогать или, наоборот, сдерживать распространение культуры.

Отношения.

Не только выделение тех или иные частей мира с помощью понятий, но также выявление, как эти составные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Культуры часто по- разному истолковывают взаимосвязи.
Ценности

Это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила.

Эти элементы (в том числе и социальные нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки
- это установившиеся схемы (стереотип) поведения в определенных ситуациях.
Манеры
- внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Основаны на привычках. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие — к повседневным.
Этикет
- принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

Обычай

- традиционно установившийся порядок поведения (коллективные привычки).

- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.
Традиции

- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительно го времени. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

Формы культуры

народная,

массовая,

высокая,

элитарная

Массовая культура
- производная от индустриального общества.

Понятие «массовая культура» впервые было обосновано в коллективном сборнике под редакцией Б. Розенберга и
Д. Уайта «Массовая культура», вышедшем в США в 1957 г.

Понятие вобрало в себя элементы таких терминов, как «массовая коммуникация»,
«массовое общество», «народная культура».

Высокая культура
- это художественное исследование истории, жизни общества и личности, нашедшее выражение в произведениях литературы и искусства с позиций диалектики, но художественными методами.

Произведения высокой культуры воспринимаются напряжением ума и души.

Элитарная культура

- культура экспериментальная, ставящая целью поиск различных художественных форм отражения действительности.

Элитарная культура сознательно ограничивает круг своих потребителей.

Искусство для элиты - искусство для избранных.

Субкультура
- это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Социокультурные суперсистемы
«Социальная и культурная динамика» П Сорокин
Два типа культуры

ментальность;

система знаний, философия и мировоззрение;

религия;

форма искусства и литературы;

мораль, законы, нормы поведения;

доминирующие формы социальных отношений;

экономическая и политическая организация;

тип человеческой личности .
Два противоположных культурных типа
«умозрительный» и «чувственный».

Промежуточная форма «идеалистическая».

Умозрительная культура
1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, вечна и неизменна;
2) потребности и цели людей в основном духовны;
3) для удовлетворения этих целей -освобождение личности от чувственных соблазнов.
Два вывода:

истина постигается лишь посредством внутреннего опыта, и потому она абсолютна и вечна;

идея добра коренится в нематериальном, духовном.

Чувственная культура
1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам;
2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные;
3) для удовлетворения этих целей -использование внешнего окружения.
Два вывода:

истина - в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер

добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях.

Идеалистическая культура

Реальность и материальна, и сверхъестественна;

Потребности и цели людей и телесны, и духовны;

Удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения.

Спасибо за внимание


написать администратору сайта