Главная страница
Навигация по странице:

  • Социологическая ветвь

  • Лирическая

  • Список использованной литературы

  • конспект по деревнской прозе распутин и астафьев. Распутин и Астафьев. Социальнонравственные искания писателейдеревенщиков (В. Распутин,В. Астафьев) проблема выживания России, утрата христианских идеалов


    Скачать 24.15 Kb.
    НазваниеСоциальнонравственные искания писателейдеревенщиков (В. Распутин,В. Астафьев) проблема выживания России, утрата христианских идеалов
    Анкорконспект по деревнской прозе распутин и астафьев
    Дата25.01.2021
    Размер24.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРаспутин и Астафьев.docx
    ТипДокументы
    #171280

    Социально-нравственные искания писателей-деревенщиков (В.Распутин,В.Астафьев): проблема выживания России, утрата христианских идеалов.

    Деревенская проза - направление в русской литературе 1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке, отмеченное обостренным вниманием к вопросам нравственности, к взаимоотношениям человека и природы.
    Тревога за дорогой сердцу мир русской деревни, трагическое осознание национального раскола и грядущей катастрофы соединяются в произведениях «деревенщиков» 1960 - 80-х годовК деревенской прозе относятся самые разные жанры: записки, очерки, рассказы, повести и романы. Большой вклад в развитие деревенской прозы внесли В. Астафьев и В. Распутин, поднимавшие в своих произведениях проблему экологии, сохранения традиций, заботы о доме на Земле..
    В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев. Тема преемственности поколений, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, проблема духовных истоков народной жизни по-разному решается у разных писателей.
    Социологическая ветвь
    деревенской прозы - изображает перспективу. Основные понятия: дом (малая Родина), труд (творческое начало; способность выразить себя),уклад (определение законов, которым поклоняются люди на земле). Время- особенное, циклично, в отличие от городского.
    Лирическая
    – назад к природе, к душе, открытие ценности человека, сформированного крестьянской культурой. Ностальгически-поэтизирующая оценка прошлого. Выявление в носителе крестьянской культуры органичности, целостности, самодостаточности. Внимание к внутреннему богатству человека, роль природно-космического ощущения, мифологизм.

    В своей повести "Прощание с Матерой" В. Распутин исследует национальный мир, его систему ценностей и его судьбу в кризисном ХХ веке. писатель воссоздает переходную, пограничную ситуацию, когда еще не наступила смерть, но и жизнью это назвать уже нельзя.
    произведение нам рассказывает об острове Матера, который должен затонуть связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, кот складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.
    Вписанность Матеры (острова) в бесконечность природного миропорядка, ее нахождение "внутри" него дополняется включенностью Матеры (деревни) в движение исторических процессов, являющихся органичной частью человеческого существования в этом мире. Социальная история деревни обладает в повести длительностью, не столь протяженной как природный миропорядок, но предполагающей возможность существования человека во времени. Соединяясь, природное и социальное вводят в повесть мотив естественного существования Матеры в (острова и деревни) в едином потоке природного и исторического бытия.
    Затопление означает не только исчезновение природного (Матеры-острова), но и этического (Матеры как системы родовых ценностей, рожденных и нахождением в природе, и нахождением в социуме).
    Наличие двух планов - реалистичного (документально-публицистического) и условного (мифологического) является свидетельством того, что автор исследует не только судьбу конкретной деревни, не только социальной проблемы, но и проблемы бытия человека и человечества вообще. Основные темы - памяти и прощания, долга и совести, вины и ответственности.
    Семья воспринимается автором как основа жизнедеятельности и сохранения родовых законов. Автор исследует три поколения. Старшее поколение - носитель и хранитель народных ценностей. Материнцы относятся к жизни как к долгу, который нужно нести до конца и который они не вправе перекладывать на кого-либо другого. На первом месте стоит жизнь в согласии с совестью, эти качества помогали нации продолжать историю и существовать в гармонии с природой.
    В противопоставлении сознания Дарьи и "нового" сознания ее внука открывается оценка автором технократических иллюзий переустройства жизни. Симпатии автора на стороне старшего поколения. Истина открывается Дарье на кладбище и заключается она в памяти: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".
    Во втором параграфе «Духовная память как мерило человеческой души» мы рассматриваем образы героев повести с точки зрения православной духовности, которая определяет позицию автора и является критерием оценки героев произведения. В.Г. Распутин ищет ответ на главный вопрос – как должен жить истинно духовный человек. – понимание истинно духовное, основанное на чувстве ответственности, совестливости и благодарности. Прощаться с Матёрой для неё – значит просить прощения у старших, что не защитила родовые корни, родовую землю. Важными в проблематике повести являются строки о том, что у «матёринской рати нет надежды». Оборвалась преемственная связь поколений: у предков нет надежды, что память о них сохранится, а у потомков – что о них вспомнят будущие поколения.
    Сын Дарьи Павел остро осознаёт потерю духовных основ, дающих твёрдость вере и памяти его матери. Внутреннее состояние усталости и потерянности свойственно этому герою. Порывая с материнскими корнями, Павел теряет себя: слишком слаба в его душе память, дающая надёжность и твёрдость. Потому и уносит его с Матёры «дурной» ветер.
    Основные герои повествования в рассказах Астафьева «Царь-рыба» — Человек и Природа. Повествование объединено одним героем — образом автора — и одной всепоглощающей идеей - идеей неотделимости человека от природы. Глава «Царь-рыба», давшая название всему повествованию, символична: единоборство человека с царь-рыбой, с самой природой завершается драматически. Эта глубина содержания определила жанр произведения, его композицию, выбор героев, язык, полемический пафос. Жанр «повествование в рассказах» позволяет автору свободно переходить от сцен, картин, образов к размышлениям и обобщениям, к публицистике. Произведение пронизано публицистическим пафосом, подчинено задаче обличения, осуждения браконьерства в самом широком смысле этого слова, браконьерства в жизни, касается ли это природы или общества. Автор стремится к провозглашению и утверждению дорогих ему нравственных принципов.
    В повествовании «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

    Роман «Прокляты и убиты» (1992-1994) является своеобразным ядром творчества В. Астафьева 1990-х гг. Христианская образность доминирует в романе и имеет отношение к нескольким его сферам. Во-первых, это сфера архитектоники, сюжетно-фабульной конструкции романа. Строение первой книги романа вкупе с названием («Чертова яма») и образным содержанием (господство над людьми «руководящего нехристя» Сталина) во многом ассоциированы с адом, преисподней (казармы бердского полка). Эта картина дополняется главами второй книги, основу которой составляют описания «дней» Великокриницкого плацдарма. Избранная основа (события и дела «по дням») почерпнута В. Астафьевым из Библии и во многом ассоциируется с «днями» божественного творения мира. Однако Астафьев, акцентируя внимание читателей на жестоко бесчеловечной сути войны, ведет повествование не к явлению-сотворению человека как венца божественного творения, а к гибели человека в огне бесчеловечного самоистребления. Не менее кардинальному переосмыслению подвергаются в романе христианские по своему генезису мотивы воскресения, воздаяния за грехи.
    Второй сферой, где христианская образность доминирует, является персонажная сфера романа. Она тоже во многом ориентирована на христианскую полярность добра и зла. Образам, олицетворяющим добро (братья Снегиревы, Ашот Васконян, Коля Рындин, капитан Щусь и др.), в романе противопоставлены фигуры бесчеловечно жестоких и лживых комиссаров, политруков. Олицетворением т?мных антихристианских сил в романе оказываются также персонажи реальной русской и советской истории, демонизированные Суворов, Ленин, Сталин, Мехлис. В их изображении Астафьев следует характерным идеологическим клише, свойственным СМИ 1990-х годов. В сфере ситуаций и образов, не имеющих документальной жизненной основы, силы зла олицетворены в образе политрука-комиссара Мусенка. По Астафьеву, Мусенок и ему подобные являются главными гонителями веры, богоборцами. Не углубляясь в детали этого образа злодея, имеющего явно «мифологические» истоки, уже подвергнутые детальному анализу [4, с. 298-308], отметим лишь, что интрига романа, связанная с Мусенком, завершается смертью персонажа. Здесь реализуется ещ? одна астафьевская функция смерти - избавление людей от исчадий ада в человеческом облике, от тех, кто пытается покуситься на Бога. «Отменили Его в России, выгнали, оплевали» [1, c. 151].
    Мотив богооставленности здесь переосмыслен. Астафьев подчеркивает темное, дьявольское начало, прежде всего, в самом человеке. Именно человек, по Астафьеву, творит зло и устраивает на земле ад, прогоняя Бога из своей души. Наказывая человека за содеянное зло и гордыню, Создатель лишь восстанавливает высшую справедливость. «Семь дней» и «все остальные дни», проведенные героями Астафьева на плацдарме, приводят их к невольному ропоту: «Боже Милостивый! Зачем Ты дал неразумному существу в руки такую страшную силу? <...> Зачем Ты научил его убивать, но не дал возможности воскресать, чтоб он мог дивиться плодам безумия своего?» [Там же, c. 719]. Не стоит, очевидно, упрекать писателя за невольную и условную «полемику» с христианским вероучением, в котором воскресение - одно из главных оснований веры. Вероятно, воскресение астафьевских персонажей в тех же обстоятельствах плацдарма стало бы для них адом, и в этом парадоксы астафьевской космогонии. И. И. Плеханова и Н. А. Витковская по поводу созвучия вампиловских озарений с пушкинским гением справедливо отмечают: «Парадоксальное мышление - показатель энергетики мысли и духа» [8, c. 131]. За «еретической» риторикой Астафьева кроется упрек, прежде всего, в адрес забывшего о своем высоком предназначении человека, его кровожадности и злой воли.

    Список использованной литературы:


    1. Астафьев В. П. Собр. соч.: в 15-ти т. Красноярск: Офсет, 1998. Т. 10. 768 с.
    2. Астафьев В. П., Курбатов В. Я. Крест бесконечный: письма из глубины России. Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. 512 с.
    3. Вознесенский А. В. Старообрядческие издания в каталоге российской государственной библиотеки // Русская литература. 2012. № 2. С. 217-228.
    4. Гончаров П. А. Творчество В. П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов: монография. М.: Высшая школа, 2003. 386 с.
    5.    Котенко Н. Валентин Распутин. М., 1988;
    6.    Панкеев И. Валентин Распутин: По страницам произведений. М., 1990;
    7.    Селезнёв Ю. О прозе Валентина Распутина последних лет // Селезнёв Ю. Златая цепь. М., 1985. С. 254-262;


    написать администратору сайта