Главная страница
Навигация по странице:

  • На тему: « Социально-политическая концепция Платона»

  • 1. Жизнь и деятельность Платона

  • 2. Платон о государстве, власти и формах правления. Иерархия сословий

  • 3. Платон о справедливости, праве и законе

  • Список использованных источников

  • философия. Философия взять титульник. Социальнополитическая концепция Платона


    Скачать 34.05 Kb.
    НазваниеСоциальнополитическая концепция Платона
    Анкорфилософия
    Дата12.01.2020
    Размер34.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия взять титульник.docx
    ТипКонтрольная работа
    #103636

    Федеральное государственное автономное

    образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Инженерно-строительный институт

    Кафедра философии и истории

    Контрольная работа по дисциплине «Философия»

    На тему: «Социально-политическая концепция Платона»

    Студент ________ __А.А. Карпов____

    КУРС _1_ СПЕЦ. _ ПГС__ подпись, дата инициалы, фамилия
    УЧ.ШИФР __ 411837361__
    Преподаватель __________ _______________

    подпись, дата инициалы, фамилия
    Красноярск, 2019

    Содержание
    Введение ………………………………………………………………………….3

    1. ЖизньидеятельностьПлатона…………………………………………………4

    2.Платон о государстве, власти и формах правления. Иерархия сословий………………………………………………...…………..…………….6

    3. Платон о справедливости, праве и законе…………………………….……11

    Заключение ………………………………………………………….………….14

    Список литературы ………………………………………..…………….……..15

    Введение
    Тема работы: «социально-политическая концепцияПлатона» представляется достаточно актуальной.

    Проблема устройства государства и роли государства в общественной жизни всегда будет одной из противоречивых проблем, стоящих пред современным обществом. Столетиями ведутся дискуссии о том, каким же должно быть то самое «идеальное государство». Многие исследователи считают «идеальным государством» боеспособное, обладающее мощной военной силой, стабильной и развивающейся экономикой; другие же – независимое государство, предоставляющее своим гражданам гарантии прав и свобод. Так рассматриваемая проблема перерастает в более значимую проблему понимания человеческих ценностей и свободы человека.

    Социально-политическую концепцию Платона исследовали многие современные авторы: В.Ф. Асмус, А.Ф. Лосев, В.С. Нерсесянц, Р.А. Ромашов и многие другие авторы.

    Важнейших вклад в исследование трудов и жизненного пути Платона внесен отечественным ученым-философом А.Ф. Лосевым. В частности, особо значимы его работы: «Платон. Аристотель», «Платон. Жизнеописание», «Античная философия истории».

    Учения Платона о общественном устройстве и модели «идеального государства» рассматривается в его трактатах: «Государство», «Законы», «Политик». В данных произведениях наиболее полно выражены взгляды философа на политико-правовые вопросы. В наши дни некоторые положения из данных диалогов остаются современными.

    Цель данной работы: исследование основных аспектов философии Платона: политические и социальные взгляды Платона, его учение о справедливости, праве и законе.

    1. Жизнь и деятельность Платона
    Платон жил в 427-347 годах до н.э., являлся крупнейшим философом Древней Греции и был учеником Сократа. Великий философ родился в Афинах. Он принадлежал к древним аристократическим родам как по линии матери (родство с законодателем Солоном), так и по линии отца (родство с последним аттическим царем Кодром). Поэтому его происхождение предполагало неизбежное политическое участие в жизни Афин, чему способствовали также образование и личные склонности Платона. Однако знакомство с Сократом изменило эту перспективу. 1

    Первоначально Платон обучался у Сократа политическим наукам, затем он увлекся философией, после чего у него появилось стремление радикально изменить существующий строй. После казни своего учителя в 399 г. до н.э. Платон покидает Афины и окончательно возвращается в город только в 360 г. до н.э. В это время он путешествует (с продолжительными остановками и обучением у жрецов и ученых) по Египту, Кирену, Италии. Трижды за это время он пытается осуществить на Сицилии, в Сиракузах, политический эксперимент по установлению государственного строя во главе с правителем-философом, но все три попытки оказываются неудачными.

    По возвращении из Сиракуз в Афины Платон основывает (в 387г. до н.э.) философскую школу, которая очень быстро становится известной и собирает множество талантливых мыслителей. Создание философской школы - Академии - является огромным вкладом в развитие философских учений.

    Платон является основоположником идеалистического направления в философии. Его основные идеи лежат в основе философской науки:

    • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

    • окружающий мир ("мир вещей" также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

    • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

    • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

    • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи;

    • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).2

    Платон оставил ряд фундаментальных философских произведений, таких как "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

    Сохранилось порядка 70 античных свидетельств о том, что Платон в последние годы жизни излагал некоторое систематическое учение ("неписанное учение" как называет его Аристотель). Это незаписанное учение, называвшееся, предположительно "О благе как таковом", Платон излагал в последние годы преподавания в Академии.

    Древний философ Платон является основоположником идеалистического направления в философии. Своими идеями он оказал огромное влияние на развитие философской мысли.

    2. Платон о государстве, власти и формах правления. Иерархия сословий
    Трактат «Государство», в котором изложены основы философии мыслителя, несомненно, содержит концентрацию политических идей. Именно в этом сочинении наиболее полно Платон изложил свои взгляды на существующие формы власти, представил проект идеального государства и общественного устройства.

    В «Государстве» Платон создает идеальное справедливое государство, исходит из соответствия между космосом, государством и отдельной человеческой душой. В душе человека есть три основополагающих начала, и в государстве есть три сословия. В человеческой душе - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства - совещательное, защитное и деловое. Последним же началам соответствуют три сословия – аристократов (правителей-философов), воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). При рассмотрении проблемы государства и общества философ опирался на значимую для него теорию идей и идеала. «Идеальное государство» - это сообщество ремесленников, земледельцев, которые производят все необходимое для жизни своих воинов, охраняющих государство, граждан и философов-правителей, осуществляющих грамотное и мудрое управление государством. Данное «идеальное государство» Платон противопоставляет античной демократии, которая может допускать обычных людей к участию в политической жизни и управлению государством. Платон считал, что управлять государством способны только аристократы, так как они являются лучшими и мудрыми гражданами, а ремесленники и земледельцы должны выполнять свою работу и не задумываться о службе в органах государственного управления. Государство должны охранять стражи порядка, не имеющие личной собственности, живущие изолированно от других граждан и питающиеся за общим столом.

    «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать вся действующая в рассматриваемом государстве система образования и воспитания.

    В своем учении Платон утверждает, что сословное деление всего общества является условием прочности и успеха государства. Каждый гражданин должен заниматься своим делом, которое предназначено ему от природы и держаться далеко от чужих дел. Самовольный переход от низшего сословия в высшие является большим преступлением, потому что нарушается иерархическая соподчиненность этих начал во имя единого целого.

    Правящему сословию Платон уделяет большее внимание, чем двум другим сословиям. Мыслитель утверждал, что во главе государства необходимо поставить философов, которые причастны к вечному благу и способны воплотить небесный мир идей в земной жизни. «Пока в государстве не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол».3

    Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

    Платон выводил необходимость разделения труда в обществе из разносторонности потребностей и односторонности способностей человеческих индивидов. Принцип разделения труда обосновывается Платоном с помощью утверждений, о естественном неравенстве людей. «Сначала люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также… Кто лучше работает - тот, кто владеет многими искусствами или же только одним?.. Можно сделать все в большем количестве, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам…».

    Платон рисует своего рода административно-хозяйственную систему, закрепляющую необходимое и достаточное количество работников в каждой отрасли хозяйства. Верхние этажи этой общественной пирамиды разделения труда занимали воины, еще выше чиновники и, наконец, правители – «философы», искушенные в мудром правлении. Впрочем, интерес для Платона представляли только представители правящих классов. Работники, торговцы и т.п. Платона как таковые не интересовали, они были для него лишь средством удовлетворения материальных потребностей правящего класса. Во всех представителях производящего класса он усматривал доминирование низменного «вожделеющего» начала. Тот факт, что он подразделяет правящую касту на два класса – вождей и помощников, не делая подобных разделений и различий для класса работников, красноречиво указывает на это обстоятельство. Не случайно он рекомендует правителям не ввязываться в «базарные ссоры» простых людей; не творить суд над людьми из этого класса и не вникать в их мелкие проблемы.

    Таким образом, единственным действительно важным для Платона видом разделения труда оказывается общественное разделение между правителями и управляемыми, основанное на «естественном» (как бы биологическом) и моральном неравенстве хозяев и «рабов», мудрых и невежественных.

    Государство, по мысли Платона, следует ценить выше индивида, ведь только государство может быть самодостаточным. Тем не менее, оба они обязаны друг другу своим существованием. В этом заключается суть их взаимозависимости: общество обязано своим существованием неполноценной природе человека, а индивид обязан своим существованием обществу, так как он неполноценен. Имущественные интересы и классовая борьба имеют существенное значение в процессе перехода от одной формы государственного устройства к другой. Каждый следующий переход, по убеждению Платона, является вырождением государства в худшую форму по сравнению с предыдущей. Первая форма вырождения совершенного государства – «тимократия», то есть господство честолюбивых воинов, почти во всех отношениях близка совершенному государству. Но указанная форма государства уже содержит опасный порок, угрожающий стабильности – это разъединенность правящего класса, порождаемая честолюбием. Эта разъединенность низводит государство на следующую ступень: тимократия вырождается в олигархию. Однако решающим фактором деградации государства становятся, по мысли Платона, собственнические интересы и имущественная конкуренция. «И слепому ясно, как совершается этот переход, - говорит Платон, - скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними… Затем, наблюдая, кто в чем преуспевает и соревнуясь друг с другом, они уподобляют себе и все население». Переход к олигархии завершается, когда богатые устанавливают законы, согласно которым «к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза». Так возникает первый классовый конфликт, источником которого у Платона выступает противоречие добродетели и денег. Установление олигархии грозит началом гражданской войны между бедняками и олигархами. Гражданская война приводит к установлению демократии. Однако демократия может легко перейти в беззаконную форму и продолжать деградировать дальше. Наихудшая форма государственного правления – тирания – беззаконная власть одного. Платон предостерегает, что переход от демократии к тирании может быть легко осуществлен народным вождем, который знает, как использовать еще более обостряющийся при демократии классовый антагонизм между бедными и богатыми. Люди, которые сначала приветствовали его как борца за свободу, вскоре оказываются порабощенными.

    В итоге этих рассуждений Платон устанавливает своего рода социологический закон, в соответствии с которым движущей силой всех политических революций является внутренняя разобщенность общества, питаемая антагонизмом классовых интересов.

    Отсюда он делает вывод, который кладет в основание своей модели совершенного государства, а именно, только внутренний разлад правящего класса может ослабить его настолько, чтобы допустить его свержение. «Изменения в государстве обязаны своим происхождением той его части, которая обладает властью, когда внутри нее возникают раздоры», - говорит Платон в «Государстве». Поскольку причиной раздоров и разобщенности, по его наблюдениям, чаще всего оказываются имущественные интересы, то в рамках правящего класса необходимо установление общественной собственности.

    3. Платон о справедливости, праве и законе
    Платон в «Законах» отмечает: «Всякому ясно, что законодательство - великое дело. Но если хорошо устроенное государство поставит непригодную власть над хорошо установленными законами, то законы эти не принесут никакой пользы и положение создается весьма смешное; более того, это наносит государству величайший ущерб и приводит его к гибели».

    Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни.

    Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало (каждое сословие и каждый член государства) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого. Так, характеризуя справедливость в идеальном государстве, Платон пишет: «заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью»; «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое». Справедливость, по Платону, состоит также в том, «чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего».

    Приведенные определения Платоном справедливости относятся им и к праву, раскрывая тем самым платоновское понимание естественного права в его различении с полисным законом. Однако это различение естественного права и закона Платон, как и Сократ, трактует не в плане их противопоставления и разрыва, а для раскрытия объективных (корней полисных законов.

    Справедливость, согласно Платону, предполагает «надлежащую меру», определенное равенство. При этом он различает два вида равенства: «геометрическое равенство» (равенство по достоинству и добродетелям) и «арифметическое равенство» («равенство меры, веса и числа»). Поясняя смысл такого различения, Платон замечает, что «для неравных равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера». «Геометрическое равенство» - это «самое истинное и наилучшее равенство»: «большему оно уделяет больше, меньшему - меньше, каждому даря то, что соразмерно его природе».

    Государство, конструируемое Платоном в «Законах», относится к тем, где и правителям предписаны законы. «Мы должны, - подчеркивает Платон, - всеми средствами подражать той жизни, которая, как говорят, была при Кроносе; мы должны, насколько позволяет нам доля бессмертия, убежденно следовать этой жизни как в общественных, так и в частных делах - в устроении наших государств и домов, — именуя законом эти определения разума».

    Подход к закону как «определению разума» стал общим местом для всей последующей рационалистической линии в философии права. Специфика платоновского понимания в том, что в законе формулируется не разум существующих отношений, а как раз, наоборот, разум несуществующих ныне отношений. Законы, таким образом, предстают как средство внедрения начал разума в жизнь и отношения людей, как форма посильной для людей реставрации стандартов божественного правления.4

    Имея в виду разумность закона, Платон утверждал, что люди должны, оказывая сопротивление всем остальным влечениям, следовать лишь одному - требованиям закона. «Согласно нашему рассуждению, - писал он (Законы, 644е — 645а), - каждый должен постоянно следовать только одному из влечений, ни в чем от него не отклоняясь и оказывая противодействие остальным нитям, а это и есть златое и священное руководство разума, называемое общим законом государства...».

    Весьма высоко ставил Платон знание о законах, считая не случайным созвучие божественного и чудесного закона (nomos) и ума (noys). «Ведь из всех наук, — отмечал Платон, — более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах» (Законы, 957 с). В этой связи он настойчиво рекомендует изучать сочинения о праве.

    Как творчество Платона в целом, так и многие положения его правопонимания оказали большое влияние на последующее развитие философско-правовой мысли.

    Заключение

    философский платон правовой гражданин

    «Платона многие считают каким-то греческим романтиком, вздыхающим о неведомом и туманном, чудном и прекрасном крае, стремящемся... далеко от людей и земли. Платон был вовсе не таков... Он не был праздным мечтателем, думал не о звездных мирах, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде всего Платон думал о том, что человек должен быть гражданином государства...».

    Воззрения Платона существенно изменялись на протяжении его долгого творческого пути.

    Собственно платоновское учение появляется в поздних диалогах «Государство», «Политик», «Софист» и др. Заметным влиянием пифагорейской цифровой мистики и религиозных верований отмечен последний труд «Законы».

    Идеальное государство, трактуется Платоном, как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни – в полисе.

    Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

    Идеальному государственному устройству Платон противопоставляет четырех других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности.

    Граждане делятся на классы в зависимости от величины имущества.

    В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: один – где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы.

    На страже законов стоит правосудие.

    Стоит отметить, что многие положения его правопонимания оказали большое влияние на последующее развитие философско-правовой мысли.

    Список использованных источников
    1. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975.

    2. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона// Платон, собр. соч., т.1, М, 1990.

    3. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1999.

    3. Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.

    4. Непрсесянц В.С. Философия права. М.,1997.

    5. Философия: учебник/А.Г.Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007.



    1Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона// Платон, собр. соч., т.1, М, 1990. – 86 с.

    2Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона - М.: Изд. Савин С.А., 2008. - 284с.

    3Философия: учебник/А.Г.Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 65 с.

    4Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1999. – 96 с.


    написать администратору сайта