Реферат творчество Фета. Реферат. Творчество Фета. Социальнополитических задач времени
Скачать 17.61 Kb.
|
Фет- один из представителей «чистого искусства» в русской поэзии, творчество которого противопоставлялось искусству тенденциозному, связанному с решением социально-политических задач времени. А. Фет руководствовался принципами эстетики Канта, согласно которой функция искусства конституирование мира ценностей. Оно не заменяет и не может заменить ни науки с её назначением познавать мир, ни нравственности с её назначением организации мира общественного. Принцип чистоты, или принцип обособления, присущий философии Канта, применялся А. Фетом к искусству. Это означает, что искусство для искусства вовсе не ограничивается эстетическими ценностями, а несёт всё их многообразие. Особую роль конечной цели и предельной ценности А. Фет предназначает поэзии, а в ней философской лирике. Поэт-мыслитель вот его идеал поэта. Фет - единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем. Фет как бы чувствовал непоэтичность тех общественных идей, которые сам развивал и отстаивал. При этом он вообще считал непоэтичным всякое произведение, в котором существует отчетливо выраженная мысль, открытая тенденция, тем более - чуждая ему тенденция современной демократической поэзии. Феномен Фета заключался в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам "чистого искусства". Да и сама жизненная ситуация определила мотивы и темы лирики А. Фета. Он становится истинным приверженцем и пропагандистом "чистого искусства",отрицавшим любые наставления, нравоучения в поэзии, связь поэзии с земным, суетным, с прозой жизни. По мнению А. Фета, темами поэзии могут быть лишь любовь и природа. А.Фет - импрессионист в поэзии. Основное свойство его поэзии-чувствительность, задушевность, утонченное восприятие всего происходящего вокруг в мире и в душе человека, представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. Звуки, шорохи, мимолетные впечатления - не мотивы, а темы фетовского творчества: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Каждая мелочь, каждая - даже невзрачная -деталь природы прекрасна, потому что они составляют наш мир, а он-то и есть истинный предмет поэзии. Фетовская красота - это красота природы, объективно существующей, постигаемой зрением, слухом, обонянием. Природа Фета всегда оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния автора или лирического героя: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Главным в его поэзии становятся не яркие пейзажные образы, а эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Природа в поэзии Фета, действительно, как в зеркало смотрит в человеческую душу, но при этом и сам человек видит в природе ничто иное, как отражение малейших движений своей души. Человек и природа оказываются слитыми воедино и при этом абсолютно противоположными, как наш мир и Зазеркалье. Стихотворение "Заря прощается с землею… " именно такое. Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы по вертикали. Создается грандиозная картина мирозданья. Вверху её-деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу - наступающая мгла, окутанная паром земля. Здесь природа даже не одушевлена, а одухотворена. Она живет своей особой жизнью, и не каждый человек способен проникнуть в её тайну, познать её великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен. |